Учебное заведение: Негосударственное образовательное частное учреждение "Православная Классическая Гимназия "Ковчег"
Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, д.Душоново
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Школа безопасности" 2 класс
Описание:
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Негосударственное образовательное частное учреждение
«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»
Московской области
Щёлковского района
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора Гимназии «Ковчег»
__________________Даниличева Г.А.
«28» августа 2015
г.
Рабочая программа
ПО
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ЮИД
«
ШКОЛА
БЕЗОПАСНОСТИ
»
2 класс
Составитель: Шумская А.Э.
учитель ОБЖ и технологии
г. Королев
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности»
составлена на основе следующих документов:
1. Основной образовательной программы начального общего образования Гимназии
«Ковчег»;
2. Рекомендации Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011г.
3. Авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В.
Ижевский, Н.В. Иванова.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» вы-
полнена с учетом образовательного процесса Гимназии «Ковчег» и направления дея-
тельности –социальное.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности
человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает
детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистиче-
ских данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и
психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание
детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность жи-
тейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в
чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он ока-
зался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материаль-
ным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих
детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности.
Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить
детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка
детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать
программа внеурочной деятельности «Школа безопасности » спортивно-оздорови-
тельной направленности для обучающихся 2 класса. Программа составлена с уче-
том возрастных особенностей детей.
Программа «Школа безопасности» имеет цель не механическое заучивание
ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности,
ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Духовный компонент программы :
Гимназия «Ковчег» является конфессиональным учебным учреждением
(направление - Православие). В связи с этим при преподавании Основ безопасности
жизнедеятельности присутствует религиозно-культурный контекст в теме каждого
урока.
Духовным компонентом программы является умение понимать с духовной
точки зрения ценность человеческой жизни и хрупкость окружающего мира; непо-
средственную ответственность личности перед Богом, страной, обществом, ближ-
ним за свои поступки, за ту систему ценностей, которую каждый человек выбирает
себе в качестве нравственного ориентира и которая отразится на всех его дальней-
ших взаимоотношениях с окружающей его действительностью.
Основная задача гимназического компонента - заложить у учащихся основы
православного мировоззрения; объединить весь образовательный процесс на Еван-
гельских нравственных началах; способствовать гуманитарной направленности об-
разовательного процесса.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
“Школа безопасности»
Программа
объединения ЮИД «Школа безопасности»
построена с учѐтом
уровня подготовки и общего развития обучающихся начальной школы по классам
обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные си -
туации, в которых ребѐнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных
условиях.
Цели:
воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность;
ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и обще
-
ственной ценности;
развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение
человека в опасных ситуациях жизнедеятельности;
формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности окружающих;
приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных,
угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Задачи:
привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопас
-
ности жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасно -
сти жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседнев -
ной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не
только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и
средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь,
общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения
для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных си -
туаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, пло
-
щадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану, на проведение занятий по внеурочной деятельности
«Школа безопасности» во 2 классе отводиться 34 часа из расчета : 1 час в неделю.
Формы обучения учащихся на уроке : общеклассная, групповая,парная.
Формы занятий:
-беседа-диалог,
-игры, экскурсии,
-практические занятия,
-встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
-просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных
презентаций. материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (игры,тренировочные упражнения ,ролевые игры,
экскурсии,викторины).
Обучение курсу «Школа безопасности» во 2 классе начальной школы
направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностными результатами обучения являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечива-
ющих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и вну
-
тренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознан -
но выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализи
-
ровать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и
сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-
следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедея
-
тельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи
по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрез
-
вычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оцени -
вать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генериро -
вать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопас -
ности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников
и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, по -
нимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различ -
ные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных си
-
туаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
•
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на без -
опасность личности, общества и государства; о государственной системе обес
-
печения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подго
-
товки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о
здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотлож -
ных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жиз
-
недеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным при
-
знакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, по
-
лучаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — прини -
мать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опас -
ной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и соци
-
ального характера, выявлять причины их возникновения и возможные послед
-
ствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
•
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискус
-
сии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различ -
ных ситуациях.
Содержание курса «Школа безопасности» во 2 классе
Раздел 1.Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6 час.)
Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвы
-
чайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины навод
-
нений. Мероприятия по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Опове
-
щение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что
необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи (11 час.)
Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоро
-
вье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы:
головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и
кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их
возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза,
кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. Отрав -
ления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при
отравлении грибами.
Раздел 3.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, пра
-
вила поведения учащихся (17 час.)
Безопасное поведение на воде. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосто -
рожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудован
-
ных и необорудованных местах.
Правила поведения на пляже.
Уроки плавания: подготовительные упражнения для освоения в воде;
техника спортивного плавания «кроль на груди».
Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила пове
-
дения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загряз
-
нения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориен -
тироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в приро -
де: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядови-
тые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насе
-
комые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомы -
ми, меры защиты от них.
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог.
Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог
при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная
поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах
и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
Учебно-тематический план курса «Школа безопасности»
2 класс
№
п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1.
Раздел 1.Защита человека в чрезвычайных ситуа-
циях
6
2.
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской помощи
11
3.
Раздел 3.Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, правила
поведения учащихся
17
Итого:
34
Планируемые результаты изучения курса «Школа безопасности»
в 2 классе
Учащийся научится :
чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять
при движении по льду водоемов;
правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необору
-
дованных местах;
правила безопасного поведения в лесу, в поле;
возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориен -
тирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасны -
ми животными и насекомыми;
от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: го
-
ловной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кро -
веносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболе
-
вания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природно -
го происхождения. Наводнения, причины наводнений;
как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сде
-
лать по сигналу «Внимание всем!».
Ученик получит возможность научиться :
правильно перейти водоем по льду;
правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания
«кроль на гру -
ди»;
ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, за -
щищаться от них;
распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожо -
ге или обморожении;
действовать по сигналу «Внимание всем!».
Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения
Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо
просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.
Из материалов потребуются
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
«Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
«Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютер-
ные презентации соответствующей тематики;
наглядные материалы:
плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного дви-
жения для малышей» Издательство «ГНОМ иД», 2008.
настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.
иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. -
М., 2003г.
раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература :
1.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Про-
свещение», 2010.
2.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методи-
ческий конструктор. – М.: «Просвещение», 2011.
3.
ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Про-
свещение», 2011.
4.
Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения»
5.
Правила дорожного движения РФ. – М., 2010.
6.
Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для
1—2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— 2-е изд.— М.:Просве-
щение, 2011.
7.
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т.
Смирнова.—
8.
М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
9.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстра-
тивный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект
для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующего по УВР
Гимназии «Ковчег»
отделения г.Королев
__________________Дьяченко Г.В.
«28» августа 2015 г.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Школа
безопасности» 2 класс
№
занятия
Тема занятия
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий по теме)
1-я Четверть
Раздел 1.Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6 часов, 1 час в неделю) .
1
Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвы- Знакомятся с понятием чрезвычай
чайные ситуации.
ной ситуации
2
Чрезвычайные ситуации природного происхожде-
ния.
Учатся различать ЧС природного
характера.
Анализируют правила своего воз
можного поведения в случае воз
никновении ЧС
3
Наводнения, причины наводнений. Мероприятия
по защите от наводнений.
4
Основные мероприятия гражданской обороны по
защите населения
5
Оповещение населения о чрезвычайных ситуаци-
ях. Сигнал «Внимание всем!»
6
Что необходимо сделать по сигналу «Внимание
всем!»
Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (11 часов,1 час в неделю)
7
Болезни, их причины и связь с образом жизни.
Знакомятся с понятиями :болезнь,
вирус, бактерии, микробы.
8
От чего зависит наше здоровье.
Формируют индивидуальную си
стему здорового образа жизни (ре
жим дня, программу закаливания,
питания, взаимоотношений с окру
жающими и т.д.)
9
Как живет наш организм, из чего состоит тело че-
ловека.
Знакомятся со структурой челове
ческого тела
Итого: в 1 четверти 9 занятий
2-я Четверть
10
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши,
зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и крове-
носная система, желудок и кишечник.
Знакомятся с функциями органов
человеческого тела
11
Органы дыхания
12
Болезни и их возможные причины
Знакомятся с неотложными состоя
ниями, требующими оказания пер
вой медицинской помощи
13
Пути передачи инфекционных заболеваний
14
Заноза, кровотечение, укус, ушиб
15
Первая медицинская помощь при отравлении пи-
щевыми продуктами
16
Отравления. Причины отравлений. Признаки
отравлений
17
Первая помощь при отравлении грибами
Характеризуют предназначение и
общие правила оказания первой
помощи при отравлении
Итого: во 2 четверти 8 занятий
3-я Четверть
Раздел 3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
(17 часов,1 час в неделю)
18
Безопасное поведение на воде.
Различают состояние водоемов в
различное время года.
Объясняют правила поведения на
водоемах.
19
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторож-
ности при движении по льду водоемов.
20
Правила купания в оборудованных и
необорудованных местах. Правила поведения на
пляже
21
Уроки плавания.
Теоретически осваивают технику
плавания «кролем» и «брасом»
22
Безопасное поведение на природе.
Знакомятся с опасными ситуациями
в природных условиях;
Обсуждают рекомендации по
обеспечению личной безопасности
на природе;
Знакомятся с навыками
ориентирования на местности
23
Нарушение экологического равновесия в местах
проживания, правила поведения
24
Чистый воздух, его значение для здоровья челове-
ка, причины загрязнения
25
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у
водоема.
26
Как ориентироваться в лесу
27
Как вести себя на реке зимой
Итого: в 3 четверти 10 занятий
4-я Четверть
28
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, сне-
гопад и др.
Обсуждают рекомендации по обес
печению личной безопасности при
различных погодных условиях
29
Ориентирование
Знакомятся с навыками
ориентирования на местности
30
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопас-
ности
Знакомятся с опасными
ситуациями в природных условиях
Обсуждают рекомендации по
обеспечению личной безопасности
при встрече с дикими животными в
природных условиях
Обсуждают рекомендации по
обеспечению личной безопасности
и оказания первой помощи при
укусах насекомых
31
Опасные животные и насекомые. Правила пове-
дения при встрече с опасными животными и на-
секомыми, меры защиты от них
32
Безопасное поведение на дорогах. Движение пе-
шеходов по дорогам
Характеризуют причины ДТП, ор
ганизацию дорожного движения и
правила безопасного поведения
участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного
поведения на дорогах.
33
Элементы дорог. Правила перехода дорог
34
Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщи-
ка.
Итого: в 4 четверти 7 занятий