Напоминание

"Школа безопасности" 3 класс

Автор: Шумская Анна Эдуардовна

Должность: учитель ОБЖ и технологии

Учебное заведение: Негосударственное образовательное частное учреждение "Православная Классическая Гимназия "Ковчег"

Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, д.Душоново

Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности

Тема: "Школа безопасности" 3 класс

Описание:

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности "Школа безопасности " спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 3 класса.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1676

Опубликовано 25.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Негосударственное образовательное частное учреждение «Православная Классическая Гимназия «Ковчег» Московской области Щёлковского района УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора Гимназии «Ковчег» __________________Даниличева Г.А. «28» августа 2015 г. Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮИД « ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ » 3 класс
Составитель: Шумская А.Э. учитель ОБЖ и технологии г. Королев 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на основе следующих документов: 1.Основной образовательной программы начального общего образования Гимназии «Ковчег»; 2.Рекомендации Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011г. 3. Авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова .
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» выполнена с учетом образовательного процесса Гимназии «Ковчег» и направления деятельности –социальное.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из глав- ных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психо- логическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в обществен- ных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспоко- ены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие ро- дители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедея- тельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности » спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 3 класса. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Программа «Школа безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Духовный компонент программы :
Гимназия «Ковчег» является конфессиональным учебным учреждением (направление - Православие). В связи с этим при преподавании Основ безопасности жизнедеятельности присутствует религиозно-культурный контекст в теме каждого урока. Духовным компонентом программы является умение понимать с духовной точки зрения ценность человеческой жизни и хрупкость окружающего мира; непосредственную ответственность личности перед Богом, страной, обществом, ближним за свои
поступки, за ту систему ценностей, которую каждый человек выбирает себе в качестве нравственного ориентира и которая отра- зится на всех его дальнейших взаимоотношениях с окружающей его действительностью. Основная задача гимназического компонента - заложить у учащихся основы православного мировоззрения; объединить весь образовательный процесс на Евангельских нравственных началах; способствовать гуманитарной направленности образова- тельного процесса.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

“Школа безопасности»
Программа
объединения ЮИД «Школа безопасности»
построена с учѐтом уровня подготовки и общего развития обучаю - щихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребѐнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Цели:
 воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоро - вью как индивидуальной и общественной ценности;  развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятель - ности;  формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружаю - щих;  приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помо - щи пострадавшим.
Задачи:
 привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;  сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
 выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в раз - личных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
 работа с дидактическим материалом (в игровой форме);  изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами до - рожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)


Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану внеурочной деятельности, на проведение занятий по внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 3 классе отводиться 34 часа из расчета : 1 час в неделю.
Формы обучения учащихся на уроке
: общеклассная, групповая, парная.
Формы занятий:
-беседа-диалог, -игры, экскурсии, -практические занятия, -встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы, -просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.

Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы); Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); Практические (игры, тренировочные упражнения ,ролевые игры, экскурсии, викторины).
Обучение курсу «Школа безопасности» в 3 классе начальной школы направлено на достижение следующих

результатов обучения:

Личностными результатами обучения являются:

 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных ин - тересов личности от внешних и внутренних угроз;  формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедея- тельности;  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуаль - ной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
 овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрез- вычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;  овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать ре - зультаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;  формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные под - ходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;  развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;  освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;  формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвида - ции последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения являются:

1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помо - щи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;  умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможно - стей;  умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их воз - никновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Учебно-тематический план курса «Школа безопасности»

3 класс




п/п

Тема раздела

Кол-во часов
1.
Раздел 1.Опасные ситуации, возникающие в

повседневной жизни, правила поведения

учащихся
25 2.
Раздел 2.Основы медицинских знаний и

оказание первой медицинской помощи
8
Итого:
34
Содержание курса «Школа безопасности» в 3 классе

Раздел 1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (25 час.)


Тема 1.Безопасное поведение на дорогах Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения го- родского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. Тема 2.Мы — пассажиры Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведе - ние при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
Тема 3.Пожарная безопасность и поведение при пожаре Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. Тема 4.Безопасное поведение дома Лифт — наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением. Тема 5.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8 час.)
Тема 1.Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. Тема 2.Защита человека в чрезвычайных ситуациях Чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Школа безопасности»

3 класс



занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне

учебных действий по теме)

Плановые

сроки

прохождения

темы (№

учебной

недели)

Фактические

сроки
(
или

коррекция)

1-я Четверть

Раздел 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (25 часов, 1 час в

неделю) .
1 Движение пешеходов по дорогам. Характеризуют причины ДТП, орга- низацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализиру- ют и запоминают правила безопас- ного поведения пешехода 1 2 Правосторонее и левосторонее движение. 2 3 Элементы дорог. Дорожная разметка. 3 4 Перекрестки. Их виды 4 5 Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика 5 6 Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подавае- мые водителями транспортных средств 6 7 Скорость движения городского транспорта. 7 8 Состояние дороги, тормозной путь автомо- биля 8
9 Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге 9
Итого: в 1 четверти 9 занятий

2-я Четверть
10 Безопасность пассажиров. Обязанности пас- сажиров Анализируют и запоминают правила безопасного поведения пассажира пассажира 10 11 Правила посадки в транспортное средство и высадки из него 11 12 Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза 12 13 Пожар в общественных местах (школа, ки- нотеатр), причина пожаров Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. 13 14 Правила поведения при возникновении по - жара в общественных местах 14 15 Страх, навыки безопасного поведения 15 16 Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения 16 17 Лифт – наш домашний транспорт Запоминают правила безопасного поведения в быту: при пользовании лифтом 17
Итого: во 2 четверти 8 занятий

3-я Четверть
18 Меры безопасности при пользовании пред- метами бытовой химии Запоминают правила безопасного поведения в быту: при пользовании электроприборами, газовыми приборами 18 19 Профилактика отравлений 19
20 Соблюдение мер безопасности при пользо- вании электрическими приборами в быту 20 21 Соблюдение мер безопасности при пользо- вании газовыми приборами 21 22 Безопасное поведение в ситуациях крими- нального характера Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и его последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях. 22 23 Правила обеспечения сохранности личных вещей 23 24 Защита квартиры (дома) от воров и граби- телей: звонок в дверь, звонок по телефону 24 25 Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы 25
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9 часов,1 час в неделю).
26 Отравление .Первая медицинская помощь при отравлении газами. Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. 26 27 Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений 27
Итого: в 3 четверти 10 занятий

4-я Четверть
28 Признаки отравления угарным газом. Пер - вая помощь при отравлении угарным газом Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой по- мощи при отравлении угарным га- зом 28 29 Чрезвычайные ситуации природного проис - хождения – стихийные бедствия Учатся различать ЧС природного характера. 29
Анализируют правила своего воз- можного поведения в случае воз- никновении ЧС 30 Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопа- ды, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите 30 31 Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению 31 32 Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях 32 33 Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях 33 34 Закрепление пройденного Повторяют пройденный материал 34
Итого: в 4 четверти 7 занятий

Итого: в год 34 занятий




Планируемые результаты изучения курса «Школа безопасности»

в 3 классе

Учащийся научится
: 

правилам движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;  видам транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. скорости движения городского транс - порта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;  правилам движения пешеходов по загородной дороге;  обязанностям пассажиров, правилам посадки в транспортное средство и высадки из него;  правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;  мерам безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;  признакам отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;  правилам обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;  как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;  знаниям о чрезвычайных ситуациях природного происхождения: — ураган, буря, смерч (примеры, последствия); лесных по - жарах. Действиях по его предупреждению.

Ученик получит возможность научиться
:  переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспорт- ных средств;  оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;  правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;  двигаться по загородной дороге, в том числе группой;  правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;  разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;  соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;  оказать первую помощь при отравлении угарным газом;  действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо  просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;  специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги. Из материалов потребуются
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
 «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;  «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;

наглядные материалы:
 плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ иД», 2008.  настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.  иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.  раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература
: 1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010. 2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2011. 3. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011. 4. Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения» 5. Правила дорожного движения РФ. – М., 2010. 6. Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— 2-е изд.— М.:Просвещение, 2011. 7. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т. Смирнова.— 8. М.: Просвещение: Рилионт, 2010. 9. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2010. СОГЛАСОВАНО: Заместитель заведующего по УВР Гимназии «Ковчег» отделения г.Королев
__________________Дьяченко Г.В. «28» августа 2015 г.


Яндекс.Метрика