Учебное заведение: Негосударственное образовательное частное учреждение "Православная Классическая Гимназия "Ковчег"
Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, д.Душоново
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Школа безопасности" 4 класс
Описание:
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Негосударственное образовательное частное учреждение
«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»
Московской области
Щёлковского района
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора Гимназии «Ковчег»
__________________Даниличева Г.А.
«28» августа 2015
г.
Рабочая программа
ПО
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ЮИД
«
ШКОЛА
БЕЗОПАСНОСТИ
»
4 класс
Составитель: Шумская А.Э.
учитель ОБЖ и технологии
г. Королев
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на основе следующих документов:
1. Основной образовательной программы начального общего образования Гимназии «Ковчег»;
2. Рекомендации Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В.А. Горского. - 2-е
изд. - М. : Просвещение, 2011г.
3. Авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова .
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» выполнена с учетом образовательного процесса
Гимназии «Ковчег» и направления деятельности –социальное.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из глав-
ных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм,
что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психо-
логическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в обществен-
ных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных
ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспоко-
ены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие ро-
дители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы
подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедея-
тельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности » спортивно-оздоровительной
направленности для обучающихся 4 класса. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Программа «Школа безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие
познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Духовный компонент программы :
Гимназия «Ковчег» является конфессиональным учебным учреждением (направление - Православие). В связи с этим при
преподавании Основ безопасности жизнедеятельности присутствует религиозно-культурный контекст в теме каждого урока.
Духовным компонентом программы является умение понимать с духовной точки зрения ценность человеческой жизни и
хрупкость окружающего мира; непосредственную ответственность личности перед Богом, страной, обществом, ближним за свои
поступки, за ту систему ценностей, которую каждый человек выбирает себе в качестве нравственного ориентира и которая отра-
зится на всех его дальнейших взаимоотношениях с окружающей его действительностью.
Основная задача гимназического компонента - заложить у учащихся основы православного мировоззрения; объединить
весь образовательный процесс на Евангельских нравственных началах; способствовать гуманитарной направленности образова-
тельного процесса.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
“Школа безопасности»
Программа
объединения ЮИД «Школа безопасности» построена с учѐтом уровня подготовки и общего развития обучаю -
щихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в
которых ребѐнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Цели:
воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоро
-
вью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятель -
ности;
формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружаю -
щих;
приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помо -
щи пострадавшим.
Задачи:
привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных
опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в раз
-
личных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со
сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами до -
рожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану внеурочной деятельности, на проведение занятий по внеурочной деятельности «Школа
безопасности» в 4 классе отводиться 34 часа из расчета : 1 час в неделю.
Формы обучения учащихся на уроке : общеклассная, групповая, парная.
Формы занятий:
-беседа-диалог,
-игры, экскурсии,
-практические занятия,
-встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
-просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (игры, тренировочные упражнения ,ролевые игры, экскурсии, викторины).
Обучение курсу «Школа безопасности» в 4 классе начальной школы направлено на достижение следующих
результатов обучения:
Личностными результатами обучения являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных ин
-
тересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедея-
тельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуаль
-
ной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрез-
вычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные
связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать ре
-
зультаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные под -
ходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с
использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвида -
ции последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
•
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о
государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помо
-
щи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать
план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможно
-
стей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их воз
-
никновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
•
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить
компромиссное решение в различных ситуациях.
Учебно-тематический план курса «Школа безопасности»
класс
№
п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1.
Раздел 1.Основы здорового образа жизни
9
2.
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской помощи
9
3.
Раздел 3.Опасные ситуации, возникающие в по-
вседневной жизни, правила поведения учащихся
7
4.
Раздел 4.Безопасное поведение на природе
6
5.
Раздел 5.Безопасное поведение на воде
4
34
Итого:
Содержание курса «Школа безопасности» в 4 классе
Раздел 1.Основы здорового образа жизни (9 час.)
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового
образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание.
Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные
болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика
инфекционных заболеваний.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Курение и его влияние на состояние
здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных
привычек.
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9час.)
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Основные виды травм у
детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и
каков порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел
в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Крово
-
течение из носа, оказание первой медицинской помощи.
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи Первая медицинская помощь
при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и
обморожении. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно -
двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
Раздел 3.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (7 час.)
Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного). Опасные шалости и игрушки. Про
-
филактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах) Безопасность пешеходов при дви -
жении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые
водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного
травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особен
-
ности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
Раздел 4.Безопасное поведение на природе (6 час.)
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и мест
-
ным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасно -
сти при разведении костра.
Раздел 5.Безопасное поведение на воде (4 час.)
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды,
катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих.
Основные спасательные средства.
Календарно-тематическое планирование курса «Школа безопасности»
4 класс
№
занятия
Тема занятия
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий по теме)
Плановые
сроки
прохождения
темы (№
учебной
недели)
Фактические
сроки ( или
коррекция)
1-я Четверть
Раздел 1.Основы здорового образа жизни (9 часов,1 час в неделю)
1
Основные понятия «здоровье» и
«здоровый образ жизни». Факто-
ры влияющие на здоровье
Объясняют основные положения о ЗОЖ.
Распознают виды двигательной активности и
закаливания
Характеризуют сущность рационального
питания.
Объясняют пагубное влияние на здоровье
школьника, его умственные и физические
способности вредных привычек.
Вырабатывают отрицательное отношение к
курению и употребления алкоголя.
Формируют индивидуальную систему
здорового образа жизни (режим дня, программу
закаливания, питания, взаимоотношений с
окружающими и т.д.)
1
2
Основы здорового образы жизни
и безопасность человека. Режим
дня. Здоровое питание
2
3
Профилактика переедания, пище-
вых отравлений.
3
4
Инфекционные болезни. Пути
передачи инфекционных заболе-
ваний
4
5
Вредные привычки, их влияние
на здоровье. Профилактика вред-
ных привычек
5
6
Курение и его влияние на состоя-
ние здоровья .
6
7
Алкоголь и его влияние на ум-
ственную и физическую работо-
способность человека
7
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9 часов,1 час в неделю)
8
Основные виды травм у детей
младшего школьного возраста,
первая медицинская помощь.
Узнают об основных видах травм у детей
младшего школьного возраста Характеризуют
предназначение и общие правила оказания
первой помощи
Вырабатывают практические навыки по
оказанию первой помощи при
переломах,вывихах,растяжениях
8
9
Переломы, вывихи и растяжения
связок
9
Итого: в 1 четверти 9 занятий
2-я Четверть
10
Когда следует вызывать «скорую
помощь» и каков порядок ее вы-
зова
Узнают о правилах оказания первой помощи
при кровотечениях, ушибах, сотрясение мозга,
попадание инородных тел в глаз, ухо, нос; при
укусах насекомых, собак, кошек; при наружном
кровотечении, при ожогах, обморожениях,
отравлениях. Узнают о правилах обработки ран.
10
11
Кровотечение, первая меди-
цинская помощь
11
12
Ушибы, сотрясение мозга, попа-
дание инородных тел в глаз, ухо,
нос, первая медицинская помощь
12
13
Первая медицинская помощь при
укусах насекомых, собак, кошек.
13
14
Первая медицинская помощь при
наружном кровотечении. Прави-
ла обработки ран. Перевязка ран
14
15
Оказание первой медицинской
помощи при ожогах и обмороже-
нии
15
16
Оказание первой медицинской
помощи при отравлении
16
17
Первая медицинская помощь
при травмах опорно-двигатель-
Узнают о правилах оказания первой помощи
при травмах опорно-двигательного аппарата
17
ного аппарата
Итого: во 2 четверти 8 занятий
3-я Четверть
Раздел 3.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (7часов,1 час в неде-
лю)
18
Безопасность пешеходов при
движении по дорогам.
Характеризуют причины ДТП, организацию
дорожного движения и правила безопасного
поведения участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного поведения на
дорогах.
Анализируют и запоминают правила
безопасного поведения пешехода
Анализируют и запоминают правила
безопасного поведения пассажира и водителя
18
19
Элементы дорог. Дорожная раз-
метка
19
20
Правила перехода дорог. Пере-
крестки
20
21
Соблюдение правил движения
велосипедистами.
21
22
Причины дорожно-транспортно-
го травматизма
22
23
Государственная инспекция без-
опасности дорожного движения
23
24
Железнодорожный транспорт,
его особенности, безопасное по-
ведение при следовании желез-
нодорожным транспортом, обя-
занности пассажира
Запоминают правила безопасного поведения на
железной дороге и при пользовании
железнодорожным транспортом.
24
Раздел 4.Безопасное поведение на природе (6 часов,1 час в неделю)
25
Ориентирование на местности.
Знакомятся с навыками ориентирования на
местности
25
26
Понятие ориентира.
26
27
Определение сторон горизонта
по компасу, солнцу, часам и
местным предметам
27
Итого: в 3 четверти 10 занятий
4-я Четверть
28
Безопасная переправа через вод-
ную преграду.
Знакомятся с основными навыками и правила-
ми безопасности туриста
28
29
Умение вязать узлы
29
30
Костер. Меры пожарной без-
опасности при разведении ко-
стра
30
Раздел 5.Безопасное поведение на воде (4 часа,1 час в неделю)
31
Основные правила поведения на
воде, при купании, отдыхе у
воды, катании на лодке
Различают состояние водоемов в различное
время года.
Объясняют правила поведения на водоемах.
31
32
Способы и средства спасания
утопающих.
32
33
Основные спасательные сред-
ства
33
34
Закрепление пройденного мате-
риала
Повторяют пройденный материал
34
Итого: в 4 четверти 7 занятий
Итого: в году 34 занятия
Планируемые результаты изучения курса «Школа безопасности»
в 4 классе
Учащийся научится :
правилам перехода дороги;
правилам движения на велосипедах;
правилам безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
основным правилам поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способам и средствам спасания
утопающих. Узнает об основных спасательных средствах;
как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
мерам пожарной безопасности при разведении костра;
когда и как следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
основным понятиям «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторам, отрицательно влияющим на состояние здоровья (ку -
рение, алкоголь, токсикомания).
Ученик получит возможность научиться :
правильно переходить дорогу, перекресток;
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние
по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов,
развести и погасить костер;
вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при
попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо
просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.
Из материалов потребуются
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
«Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
«Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;
наглядные материалы:
плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ
иД», 2008.
настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.
иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.
раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература :
1.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010.
2.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение»,
2011.
3.
ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011.
4.
Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения»
5.
Правила дорожного движения РФ. – М., 2010.
6.
Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский,
Н.В.Иванова.— 2-е изд.— М.:Просвещение, 2011.
7.
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т. Смирнова.—
8.
М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
9.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. —
24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующего по УВР
Гимназии «Ковчег»
отделения г.Королев
__________________Дьяченко Г.В.
«28» августа 2015 г.