Напоминание

"Школа безопасности" 4 класс

Автор: Шумская Анна Эдуардовна

Должность: учитель ОБЖ и технологии

Учебное заведение: Негосударственное образовательное частное учреждение "Православная Классическая Гимназия "Ковчег"

Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, д.Душоново

Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности

Тема: "Школа безопасности" 4 класс

Описание:

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1677

Опубликовано 25.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Негосударственное образовательное частное учреждение «Православная Классическая Гимназия «Ковчег» Московской области Щёлковского района УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора Гимназии «Ковчег» __________________Даниличева Г.А. «28» августа 2015 г. Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮИД « ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ » 4 класс
Составитель: Шумская А.Э. учитель ОБЖ и технологии г. Королев 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на основе следующих документов: 1. Основной образовательной программы начального общего образования Гимназии «Ковчег»; 2. Рекомендации Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011г. 3. Авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова . Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» выполнена с учетом образовательного процесса Гимназии «Ковчег» и направления деятельности –социальное.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из глав- ных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психо- логическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в обществен- ных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспоко- ены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие ро- дители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедея- тельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности » спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 4 класса. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Программа «Школа безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Духовный компонент программы :
Гимназия «Ковчег» является конфессиональным учебным учреждением (направление - Православие). В связи с этим при преподавании Основ безопасности жизнедеятельности присутствует религиозно-культурный контекст в теме каждого урока. Духовным компонентом программы является умение понимать с духовной точки зрения ценность человеческой жизни и хрупкость окружающего мира; непосредственную ответственность личности перед Богом, страной, обществом, ближним за свои поступки, за ту систему ценностей, которую каждый человек выбирает себе в качестве нравственного ориентира и которая отра- зится на всех его дальнейших взаимоотношениях с окружающей его действительностью.
Основная задача гимназического компонента - заложить у учащихся основы православного мировоззрения; объединить весь образовательный процесс на Евангельских нравственных началах; способствовать гуманитарной направленности образова- тельного процесса.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

“Школа безопасности»
Программа
объединения ЮИД «Школа безопасности»
построена с учѐтом уровня подготовки и общего развития обучаю - щихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребѐнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Цели:
 воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоро - вью как индивидуальной и общественной ценности;  развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятель - ности;  формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружаю - щих;  приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помо - щи пострадавшим.
Задачи:
 привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;  сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;  выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в раз - личных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
 работа с дидактическим материалом (в игровой форме);  изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами до - рожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)


Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану внеурочной деятельности, на проведение занятий по внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 4 классе отводиться 34 часа из расчета : 1 час в неделю.
Формы обучения учащихся на уроке
: общеклассная, групповая, парная.
Формы занятий:
-беседа-диалог, -игры, экскурсии, -практические занятия, -встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы, -просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы); Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (игры, тренировочные упражнения ,ролевые игры, экскурсии, викторины).
Обучение курсу «Школа безопасности» в 4 классе начальной школы направлено на достижение следующих

результатов обучения:

Личностными результатами обучения являются:

 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных ин - тересов личности от внешних и внутренних угроз;  формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедея- тельности;  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуаль - ной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
 овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрез- вычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;  овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать ре - зультаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;  формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные под - ходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;  развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;  освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;  формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвида - ции последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения являются:

1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помо - щи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;  умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможно - стей;  умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их воз - никновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Учебно-тематический план курса «Школа безопасности»

класс



п/п

Тема раздела

Кол-во часов
1. Раздел 1.Основы здорового образа жизни 9 2. Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 9 3. Раздел 3.Опасные ситуации, возникающие в по- вседневной жизни, правила поведения учащихся 7 4. Раздел 4.Безопасное поведение на природе 6
5. Раздел 5.Безопасное поведение на воде 4 34
Итого:

Содержание курса «Школа безопасности» в 4 классе

Раздел 1.Основы здорового образа жизни (9 час.)

 Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.  Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9час.)
 Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Крово - течение из носа, оказание первой медицинской помощи.  Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
Раздел 3.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (7 час.)
 Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного). Опасные шалости и игрушки. Про - филактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.  Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах) Безопасность пешеходов при дви - жении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.  Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особен - ности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

Раздел 4.Безопасное поведение на природе (6 час.)
 Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и мест - ным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасно - сти при разведении костра.
Раздел 5.Безопасное поведение на воде (4 час.)
 Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.





Календарно-тематическое планирование курса «Школа безопасности»

4 класс




занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных

действий по теме)

Плановые

сроки

прохождения

темы (№

учебной

недели)

Фактические

сроки
(
или

коррекция)

1-я Четверть

Раздел 1.Основы здорового образа жизни (9 часов,1 час в неделю)
1 Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факто- ры влияющие на здоровье Объясняют основные положения о ЗОЖ. Распознают виды двигательной активности и закаливания Характеризуют сущность рационального питания. Объясняют пагубное влияние на здоровье школьника, его умственные и физические способности вредных привычек. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употребления алкоголя. Формируют индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими и т.д.) 1 2 Основы здорового образы жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание 2 3 Профилактика переедания, пище- вых отравлений. 3 4 Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболе- ваний 4 5 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вред- ных привычек 5 6 Курение и его влияние на состоя- ние здоровья . 6 7 Алкоголь и его влияние на ум- ственную и физическую работо- способность человека 7
Раздел 2.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9 часов,1 час в неделю)

8 Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Узнают об основных видах травм у детей младшего школьного возраста Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при переломах,вывихах,растяжениях 8 9 Переломы, вывихи и растяжения связок 9
Итого: в 1 четверти 9 занятий

2-я Четверть
10 Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вы- зова Узнают о правилах оказания первой помощи при кровотечениях, ушибах, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос; при укусах насекомых, собак, кошек; при наружном кровотечении, при ожогах, обморожениях, отравлениях. Узнают о правилах обработки ран. 10 11 Кровотечение, первая меди- цинская помощь 11 12 Ушибы, сотрясение мозга, попа- дание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь 12 13 Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. 13 14 Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Прави- ла обработки ран. Перевязка ран 14 15 Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обмороже- нии 15 16 Оказание первой медицинской помощи при отравлении 16 17 Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигатель- Узнают о правилах оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата 17
ного аппарата
Итого: во 2 четверти 8 занятий

3-я Четверть

Раздел 3.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (7часов,1 час в неде-

лю)
18 Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Характеризуют причины ДТП, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют и запоминают правила безопасного поведения пешехода Анализируют и запоминают правила безопасного поведения пассажира и водителя 18 19 Элементы дорог. Дорожная раз- метка 19 20 Правила перехода дорог. Пере- крестки 20 21 Соблюдение правил движения велосипедистами. 21 22 Причины дорожно-транспортно- го травматизма 22 23 Государственная инспекция без- опасности дорожного движения 23 24 Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное по- ведение при следовании желез- нодорожным транспортом, обя- занности пассажира Запоминают правила безопасного поведения на железной дороге и при пользовании железнодорожным транспортом. 24
Раздел 4.Безопасное поведение на природе (6 часов,1 час в неделю)
25 Ориентирование на местности. Знакомятся с навыками ориентирования на местности 25 26 Понятие ориентира. 26
27 Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам 27
Итого: в 3 четверти 10 занятий

4-я Четверть
28 Безопасная переправа через вод- ную преграду. Знакомятся с основными навыками и правила- ми безопасности туриста 28 29 Умение вязать узлы 29 30 Костер. Меры пожарной без- опасности при разведении ко- стра 30
Раздел 5.Безопасное поведение на воде (4 часа,1 час в неделю)
31 Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке Различают состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоемах. 31 32 Способы и средства спасания утопающих. 32 33 Основные спасательные сред- ства 33 34 Закрепление пройденного мате- риала Повторяют пройденный материал 34
Итого: в 4 четверти 7 занятий

Итого: в году 34 занятия




Планируемые результаты изучения курса «Школа безопасности»

в 4 классе

Учащийся научится
:  правилам перехода дороги;  правилам движения на велосипедах;  правилам безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;  основным правилам поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способам и средствам спасания утопающих. Узнает об основных спасательных средствах;  как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;  мерам пожарной безопасности при разведении костра;  когда и как следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;  основным понятиям «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторам, отрицательно влияющим на состояние здоровья (ку - рение, алкоголь, токсикомания).
Ученик получит возможность научиться
:  правильно переходить дорогу, перекресток;
 ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;  вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;  оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо  просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;  специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги. Из материалов потребуются
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
 «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;  «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;
наглядные материалы:
 плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ иД», 2008.  настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.
 иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.  раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература
: 1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010. 2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2011. 3. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011. 4. Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения» 5. Правила дорожного движения РФ. – М., 2010. 6. Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— 2-е изд.— М.:Просвещение, 2011. 7. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А.Т. Смирнова.— 8. М.: Просвещение: Рилионт, 2010. 9. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2010. СОГЛАСОВАНО: Заместитель заведующего по УВР Гимназии «Ковчег» отделения г.Королев __________________Дьяченко Г.В. «28» августа 2015 г.



Яндекс.Метрика