Напоминание

"Современный урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя"

Автор: Зайцева Елена Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ Егорлыкская СОШ № 1

Населённый пункт: станица Егорлыкская Ростовской области

Наименование материала: Статья

Тема: "Современный урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя"

Описание:

Статья посвящена актуальным вопросам создания системы современного урока. В ней рассматриваются вопросы, связанные с внедрением компетентностного подхода к современному уроку, формированием коммуникативной компетенции, как важной составляющей профессиональной деятельности учителя в современном образовании.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1693

Опубликовано 29.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1.Зайцева Елена Александровна 2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 (МБОУ ЕСОШ № 1 Ростовская область ст. Егорлыкская
3.«Современный урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя»

4. Аннотация статьи
Статья посвящена актуальным вопросам создания системы современного урока. В ней рассматриваются вопросы, связанные с внедрением компетентностного подхода к современному уроку, формированием коммуникативной компетенции, как важной составляющей профессиональной деятельности учителя в современном образовании. 5. Название конференции - «
Современный урок –проблемы, подходы, решения»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. А что говорит о современности урока: мастерство ли педагога, подбор ли методических приёмов или использование технических средств обучения? Попробуем ответить на этот вопрос. Я думаю, современный урок - это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом – актуальный, действенный; урок, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего ребёнка, готовить его к жизни в меняющемся обществе. Что происходит с современным уроком? Насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием? Конечно, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:  появились новые образовательные стандарты и на их основе – обновлённые программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.  переход на предпрофильное обучение ставит перед современным уроком новые задачи.  информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.  независимое областное тестирование предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.
Поэтому, организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня в образовании произошло становление трёх моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная классно – урочная модель; модель технологизации образования и модель компетентностного подхода. Мне бы хотелось остановиться на модели компетентностного подхода, думаю, что в условиях модернизации образования она наиболее актуальна . Эта модель предполагает свой понятийный аппарат, включающий базовые компетенции; опыт ребёнка; умение решать жизненные ситуации; и другие понятия. В учебном процессе происходит формирование у учащихся базовых компетентностей. Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваиваются не «готовые знания» кем- то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико – преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Хочется сказать словами поэта Николая Рыленкова: Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется!!!
Выделяет три постулата современного урока:
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; 2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога. Современный урок , говоря словами В.А. Сухомлинского, « это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Каким требованиям должно соответствовать образовательное пространство урока, чтобы ученик мог овладеть базовыми компетенциями? Произойдет это, на мой взгляд , при соблюдении следующих требований к уроку: 1. Четкая формулировка образовательных задач; 2. Оптимизация процесса обучения; 3. Дифференцированное применение технологий развивающего обучения 4. Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся через применение активизирующих методов и средств обучения; 5. Работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности; 6. Обоснованное и целесообразное использование тех или иных средств обучения; 7. Плотность урока; 8. Регулярный анализ полученных результатов обучения, воспитания, развития школьников. Итак, урок - неотъемлемая часть учебного процесса, которая всё ещё остается одной из основных форм организации обучения. Время «готовых» уроков постепенно уходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которая позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями, умениями и навыками; либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений и навыков, создавая условия для наполнения их смыслом. Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя!
Литература:
1. В.А. Сухомлинский Сердце отдаю детям.- М.: Просвещение 1989. 2. Боброва Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / литература в школе-2008 №3-с. 48-50.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение 1985. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000. 5. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с. 6. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. – 114с. 7. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.


Яндекс.Метрика