А.В. Прокофьева,
педагог-психолог
МБОУ «НОШ № 41», г. Череповец
Обучение педагогов методам саморегуляции функционального состояния
Безумен тот, кто, не умея управлять
собой, хочет управлять другими.
Публий Сир (древнеримский поэт)
Очевидно, что высокая степень интенсивности и напряженности труда учителя в условиях
современных требований с неизбежностью приводит к развитию неблагоприятных функцио-
нальных состояний. Педагогам необходимо уметь управлять своим поведением, регулировать
эмоциональное состояние, преодолевать жизненные проблемы, избавляться от физического и
психического напряжения. Но можно ли этому специально обучиться? Безусловно, да, и по-
может в этом овладение приемами саморегуляции.
В
психологической
литературе
нет
единства
мнений
в
определении
понятия
саморегуляции. Так Конопкин О.А. под саморегуляцией понимает системно организованный
процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению,
осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые
направлены на достижение принимаемых им целей.[3] По мнению автора осознанная
саморегуляция является высшим уровнем регулирования поведенческой активности,
обусловленной отражением и моделированием человеком внешней действительности, а
также самого себя и своей деятельности. Более простое определение мы находим у Бабич
О.М., которая рассматривает психофизическую саморегуляцию как совокупность приемов и
методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым
достигается оптимизация психических и соматических функций организма.[1]
Мотивацией к усвоению навыков саморегуляции послужит то, что только человек,
умеющий владеть собой сумеет контролировать ситуацию и выйдет победителем из нее.
Навыки саморегуляции помогают более легко адаптироваться к новым условиям и
требованиям в обществе, в рабочем коллективе. Педагог, владеющий ими, не совершит
опрометчивых поступков и промахов, у него больше шансов добиться успеха в профессии.
Техники
саморегуляции
помогают
выработке
выносливости,
стойкости,
повышают
уверенность в себе.
Методы саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих реакций могут носить
разноплановый характер.
Во-первых, они позволяют обеспечивать внутреннее «отстранение» от источников
беспокойства, сохранение невозмутимости, невзирая на обстоятельства.
Во-вторых, они позволяют управлять своим поведением не только применительно к
текущему моменту, но и в более далекой жизненной перспективе: ставить цели, определять
свои жизненные приоритеты и т.п.
В-третьих, они могут быть направлены на изменение состояния в текущие моменты
времени:
например,
быстрому «сбрасыванию»
возникшего напряжения с помощью
релаксации.
Овладение данными навыками является очень актуальным для педагогов нашей школы т.к.
по результатам диагностики в рамках мониторинга эмоционального выгорания в апреле
2013г 42% учителей отмечают у себя слабую выраженность показателя «внутренний покой,
уравновешенность» (методика AVEM). Анализируя результаты другой методики (авт.
В.В.Бойко) видим, что у трети педагогов уже сложились следующие симптомы: «пережива-
ние психотравмирующих обстоятельств», «неадекватное избирательное эмоциональное реа-
гирование»; у 20% - «психосоматические, психовегетативные нарушения».
Очевидно,
назрела
необходимость
в
обучении
педагогов
приемам
и
методам
саморегуляции. Нами была составлена программа тренинга «Эффективная саморегуляция»,
целью которой стало обучение педагогов приемам психологического самоуправления
функциональным
состоянием
для
укрепления
ресурсов
индивидуальной
стресс-
резистентности. Тренинговые занятия проводились 1 раз в 2 месяца по плану. Также была
продумана работа по посттренингового сопровождения. Ниже представлено содержание
программы тренинга и приемы его реализации.
Содержание программы «Эффективная саморегуляция»:
1 занятие. Тема «Понятие саморегуляции. Способы регуляции функционального состоя-
ния. Управление дыханием».
2 занятие. Тема «Упражнения направленные на концентрацию внимания».
3 занятие. Тема «Управление тонусом мышц. Активная мышечная релаксация».
4 занятие. Тема «Воздействие на биологически активные точки».
5 занятие. Тема «Метод аутогенной тренировки».
Для обучения педагогов саморегуляции функционального состояния нами были выбраны
наиболее доступные методы и приемы. Критериями отбора выступали простота инструкции,
возможность обучиться выполнять упражнение прямо во время занятия, широта его примене-
ния в разных условиях и ситуациях, отсутствие дополнительных затрат (материальных, вре-
менных).
В виду вышеизложенного первым приемом самовоздействия было выбрано управление
дыханием. Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство
влияния на тонус мышц и эмоциональные средства воздействия на центры мозга. Глубокое
дыхание – фундаментальный навык эмоционально-ориентированного преодоления стресса.
Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мы-
шечному расслаблению. Оно позволяет снимать эмоциональное и физиологическое возбу-
ждение, связанное со стрессорами, особенно если они не доступны контролю. Кроме того,
глубокое дыхание является важной составляющей практически всех расслабляющих проце-
дур. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма. На
первом тренинговом занятии педагоги не только познакомились с видами дыхания, но и обу-
чились снимать напряжение с помощью дыхательных упражнений («Геометрия дыхания»,
«Жизненная сила», «Свеча»).[6] В конце занятия педагогам были выданы памятки и предло-
жено «домашнее задание» продолжать выполнять разученные дыхательные упражнения в
разных ситуациях (дома, в транспорте, во время рабочих перерывов и др.)
На втором занятии педагоги учились концентрировать свое внимание. Так как концентра-
ция внимания - это основа, база, фундамент любого практического действия! Состояние эмо-
циональной напряженности характеризуется рядом изменений психофизиологических про-
цессов, в том числе и концентрации внимания. Поведение теряет свои адаптивные черты,
утрачивает пластичность, гибкость, свойственные ему в эмоционально адекватной обстанов-
ке. Способность к высокой концентрации предоставляет человеку возможность выполнить
гораздо больший объем своей работы. Более того, высокая сосредоточенность позволяет ра-
ботать не только быстро, но и с гораздо лучшим качеством. В рамках тренинга педагогам
было предложено выполнить несколько простых на первый взгляд упражнений: «Изучение
предмета», «Пламя свечи», «Монета», «Ассоциации», «Божественная Любовь».[8] Основная
задача этих упражнений подчинить свое внимание исключительно выполнению задания, по-
могая себе сохранять интерес внутренними вопросами. Например, разглядывая пламя свечи
необходимо не только смотреть, но и думать о самом пламени, интригуя свой интерес вну-
тренними вопросами. Как изменяется форма пламени? Какие фигуры пламени чаще повторя-
ются? Есть ли какая-либо закономерность? Где пламя светлее, где темнее? Что происходит с
фитилем? Как изменяется воск в районе фитиля? И так далее. Время выполнения каждого из
упражнений 5-10 минут. В конце занятия вместе с памятками педагоги получили очередное
«домашнее задание» - продолжать регулярно самостоятельно выполнять данные упражнения
(перед сном, на приеме у стоматолога, в очереди).
После того, как на первых двух занятиях педагоги научились управлять своим дыханием и
вниманием, решено было перейти к следующему приему самовоздействия – управлением то-
нусом мышц, а конкретно «активной мышечной релаксации». Этот метод подразумевает про-
цесс выполнения ряда простейших упражнений, которые могут снижать непроизвольное
напряжение поперечнополосатой мускулатуры и тем самым приводить к значительному сни-
жению тревожности, чрезмерной нервно-психической напряженности и уменьшению пато-
генного действия эмоционального стресса. На третье тренинговом занятии педагоги позна-
комились с комплексом упражнений для лица и системы зрения, упражнениями на регуля-
цию мышечного тонуса, гимнастикой для гибкости суставов. [6]
Как и в предыдущие разы, домашним заданием стало продолжать тренироваться, т.к. при
постоянных непродолжительных по времени ежедневных занятиях отмечается прогрессиру-
ющая тенденция к развитию «привычки отдыхать» в любых условиях профессиональной де-
ятельности, тем самым формируется психологическая установка, характеризующаяся мень-
шей возбудимостью и подверженностью стрессу.
Во время четвертой встречи нашим педагогам было предложено познакомится с методом
биологически активных точек (БАТ). Суть метода состоит в том, что пальцевым надавлива-
нием на строго определенные точки можно дозировано, избирательно и направлено воздей-
ствовать на функции различных органов и систем, регулировать вегетативные функции, об-
менные и восстановительные процессы. В механизме лечебного действия на «жизненные
точки» (современное обобщающее их название «биологически активные точки») лежат слож-
ные рефлекторные физиологические процессы. После знакомства с принципами работы с
биологическими активными точками, учителя разучили приемы точечного массажа, выпол-
нили упражнения «Разрядка», «Точки» и «Антистресс».[6] Педагогам после практического
занятия были выданы памятки для самостоятельного закрепления нового способа саморегу-
ляции функционального состояния.
И на последнем занятии тренинга «Эффективная саморегуляция» учителя осваивали ме-
тод аутогенной тренировки. Основное назначение метода состоит не в обучении «расслабле-
нию», как это порой ошибочно считают, а в развитии навыков управления своим состоянием,
в формировании и развитии способности легко и быстро переходить от состояния активности
к состоянию пассивного бодрствования, и наоборот. Таким образом, речь идет о волевом
управлении внутренними процессами и, как следствие, о повышении способности к адапта-
ции к постоянно меняющимся воздействиям физической и социальной среды. Тренирующий
и активизирующий характер метода требует осознанной (волевой) дисциплинированности и
добросовестности при выполнении аутогенных упражнений, что относится в первую очередь
к их дозированному выполнению и формированию установки на активный самостоятельный
выход из аутогенного состояния, каким бы приятным оно не было. На пятом занятии учителя
узнали с основные правилами использования данного метода. В общем виде познакомились
со следующими комплексами «Успокоение», «Релаксация», «Тепло», «Коррекция», «Мобили-
зация». [7]
В дополнение к основной теме на каждом занятии педагоги на себе испробовали приемы
ароматерапии, арттерапии (изотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, фототерапию),
терапию цветом.
Учитывая данные исследования показывающие, что «90 % выученного в ходе учебного
курса забывается в течении 30 дней» [5] нами была поставлена задача продумать посттренин-
говое сопровождение. Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом,
направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая при-
менение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе по-
вседневной профессиональной деятельности. [2] Посттренинг может проводиться в форма-
те семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, элек-
тронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.
Учитывая данные способы организации посттренинга нами были выбраны и реализованы
следующие формы работы:
1. Повторение фрагментов тренинга на оперативных совещаниях через 1 месяц после каж-
дого тренингового занятия (15-20 мин.)
2. Буклеты для педагогов; оформление сменного стенда в учительской.
3. Семинар «Эффективная саморегуляция», на которой будут обсуждаться вопросы эффек-
тивности упражнений и трудности, возникшие в ходе применения приемов саморегуляции,
через полгода после последнего занятия.
Таким образом, при систематическом повторе разученных в рамках тренинга упражнений
и комплексов педагоги сумеют сформировать у себя стойкий навык саморегуляции, который
позволит легко адаптироваться к меняющимся условиям и выходить из состояния стресса без
лекарственных препаратов. Дальнейшая работа по данной теме предполагает проведение
посттренингового семинара «Эффективная саморегуляция», на котором участники тренинга
смогут поделится своими впечатлениями, успехами и возникшими трудностями.
Литература
1.
Бабич О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки. Воронеж: Издат.-поли-
граф. центр Воронежского гос. ун-та, 2008.
2.
Кобзева В. В., Баранова Г. В. «Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренин-
га», М., Издательство «Добрая книга», 2006
3.
Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности челове-
ка. //Субъект и личность в психологии саморегуляции. М.- Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, Сев-
КавГТУ, 2007.
4.
Конопкин О.А. Общая способность к произвольной саморегуляции как фактор субъектно-
го развития. //Вопросы психологии, 2004. № 2.
5.
Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003.
6.
Приемы психологической саморегуляции. Методические рекомендации / Авт.-сост.
Матафонова Т.Ю., Елисеева И.Н., Беленчук И.В. и др - Москва, 2006
7.
Сухова Е. В. «Обучение навыкам саморегуляции при стрессе» -
8.
Устинов Д . Ю. Сила Концентрации -