Напоминание

"Обучение педагогов методам саморегуляции функционального состояния"

Автор: Прокофьева Анна Валерьевна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №41"

Населённый пункт: г.Череповец

Наименование материала: статья

Тема: "Обучение педагогов методам саморегуляции функционального состояния"

Описание:

В своей статье я знакомлю с работой педагога-психолога по формированию навыков саморегуляции функциональных состояний у педагогов начальной школы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=185

Опубликовано 13.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

А.В. Прокофьева, педагог-психолог МБОУ «НОШ № 41», г. Череповец
Обучение педагогов методам саморегуляции функционального состояния
Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.
Публий Сир
(древнеримский поэт) Очевидно, что высокая степень интенсивности и напряженности труда учителя в условиях современных требований с неизбежностью приводит к развитию неблагоприятных функцио- нальных состояний. Педагогам необходимо уметь управлять своим поведением, регулировать эмоциональное состояние, преодолевать жизненные проблемы, избавляться от физического и психического напряжения. Но можно ли этому специально обучиться? Безусловно, да, и по- может в этом овладение приемами саморегуляции. В психологической литературе нет единства мнений в определении понятия саморегуляции. Так Конопкин О.А. под саморегуляцией понимает системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые направлены на достижение принимаемых им целей.[3] По мнению автора осознанная саморегуляция является высшим уровнем регулирования поведенческой активности, обусловленной отражением и моделированием человеком внешней действительности, а также самого себя и своей деятельности. Более простое определение мы находим у Бабич О.М., которая рассматривает психофизическую саморегуляцию как совокупность приемов и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма.[1] Мотивацией к усвоению навыков саморегуляции послужит то, что только человек, умеющий владеть собой сумеет контролировать ситуацию и выйдет победителем из нее. Навыки саморегуляции помогают более легко адаптироваться к новым условиям и требованиям в обществе, в рабочем коллективе. Педагог, владеющий ими, не совершит опрометчивых поступков и промахов, у него больше шансов добиться успеха в профессии. Техники саморегуляции помогают выработке выносливости, стойкости, повышают уверенность в себе. Методы саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих реакций могут носить разноплановый характер. Во-первых, они позволяют обеспечивать внутреннее «отстранение» от источников беспокойства, сохранение невозмутимости, невзирая на обстоятельства.
Во-вторых, они позволяют управлять своим поведением не только применительно к текущему моменту, но и в более далекой жизненной перспективе: ставить цели, определять свои жизненные приоритеты и т.п. В-третьих, они могут быть направлены на изменение состояния в текущие моменты времени: например, быстрому «сбрасыванию» возникшего напряжения с помощью релаксации. Овладение данными навыками является очень актуальным для педагогов нашей школы т.к. по результатам диагностики в рамках мониторинга эмоционального выгорания в апреле 2013г 42% учителей отмечают у себя слабую выраженность показателя «внутренний покой, уравновешенность» (методика AVEM). Анализируя результаты другой методики (авт. В.В.Бойко) видим, что у трети педагогов уже сложились следующие симптомы: «пережива- ние психотравмирующих обстоятельств», «неадекватное избирательное эмоциональное реа- гирование»; у 20% - «психосоматические, психовегетативные нарушения». Очевидно, назрела необходимость в обучении педагогов приемам и методам саморегуляции. Нами была составлена программа тренинга «Эффективная саморегуляция», целью которой стало обучение педагогов приемам психологического самоуправления функциональным состоянием для укрепления ресурсов индивидуальной стресс- резистентности. Тренинговые занятия проводились 1 раз в 2 месяца по плану. Также была продумана работа по посттренингового сопровождения. Ниже представлено содержание программы тренинга и приемы его реализации. Содержание программы «Эффективная саморегуляция»: 1 занятие. Тема «Понятие саморегуляции. Способы регуляции функционального состоя- ния. Управление дыханием». 2 занятие. Тема «Упражнения направленные на концентрацию внимания». 3 занятие. Тема «Управление тонусом мышц. Активная мышечная релаксация». 4 занятие. Тема «Воздействие на биологически активные точки». 5 занятие. Тема «Метод аутогенной тренировки». Для обучения педагогов саморегуляции функционального состояния нами были выбраны наиболее доступные методы и приемы. Критериями отбора выступали простота инструкции, возможность обучиться выполнять упражнение прямо во время занятия, широта его примене- ния в разных условиях и ситуациях, отсутствие дополнительных затрат (материальных, вре- менных). В виду вышеизложенного первым приемом самовоздействия было выбрано управление дыханием. Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные средства воздействия на центры мозга. Глубокое
дыхание – фундаментальный навык эмоционально-ориентированного преодоления стресса. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мы- шечному расслаблению. Оно позволяет снимать эмоциональное и физиологическое возбу- ждение, связанное со стрессорами, особенно если они не доступны контролю. Кроме того, глубокое дыхание является важной составляющей практически всех расслабляющих проце- дур. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма. На первом тренинговом занятии педагоги не только познакомились с видами дыхания, но и обу- чились снимать напряжение с помощью дыхательных упражнений («Геометрия дыхания», «Жизненная сила», «Свеча»).[6] В конце занятия педагогам были выданы памятки и предло- жено «домашнее задание» продолжать выполнять разученные дыхательные упражнения в разных ситуациях (дома, в транспорте, во время рабочих перерывов и др.) На втором занятии педагоги учились концентрировать свое внимание. Так как концентра- ция внимания - это основа, база, фундамент любого практического действия! Состояние эмо- циональной напряженности характеризуется рядом изменений психофизиологических про- цессов, в том числе и концентрации внимания. Поведение теряет свои адаптивные черты, утрачивает пластичность, гибкость, свойственные ему в эмоционально адекватной обстанов- ке. Способность к высокой концентрации предоставляет человеку возможность выполнить гораздо больший объем своей работы. Более того, высокая сосредоточенность позволяет ра- ботать не только быстро, но и с гораздо лучшим качеством. В рамках тренинга педагогам было предложено выполнить несколько простых на первый взгляд упражнений: «Изучение предмета», «Пламя свечи», «Монета», «Ассоциации», «Божественная Любовь».[8] Основная задача этих упражнений подчинить свое внимание исключительно выполнению задания, по- могая себе сохранять интерес внутренними вопросами. Например, разглядывая пламя свечи необходимо не только смотреть, но и думать о самом пламени, интригуя свой интерес вну- тренними вопросами. Как изменяется форма пламени? Какие фигуры пламени чаще повторя- ются? Есть ли какая-либо закономерность? Где пламя светлее, где темнее? Что происходит с фитилем? Как изменяется воск в районе фитиля? И так далее. Время выполнения каждого из упражнений 5-10 минут. В конце занятия вместе с памятками педагоги получили очередное «домашнее задание» - продолжать регулярно самостоятельно выполнять данные упражнения (перед сном, на приеме у стоматолога, в очереди). После того, как на первых двух занятиях педагоги научились управлять своим дыханием и вниманием, решено было перейти к следующему приему самовоздействия – управлением то- нусом мышц, а конкретно «активной мышечной релаксации». Этот метод подразумевает про- цесс выполнения ряда простейших упражнений, которые могут снижать непроизвольное напряжение поперечнополосатой мускулатуры и тем самым приводить к значительному сни-
жению тревожности, чрезмерной нервно-психической напряженности и уменьшению пато- генного действия эмоционального стресса. На третье тренинговом занятии педагоги позна- комились с комплексом упражнений для лица и системы зрения, упражнениями на регуля- цию мышечного тонуса, гимнастикой для гибкости суставов. [6] Как и в предыдущие разы, домашним заданием стало продолжать тренироваться, т.к. при постоянных непродолжительных по времени ежедневных занятиях отмечается прогрессиру- ющая тенденция к развитию «привычки отдыхать» в любых условиях профессиональной де- ятельности, тем самым формируется психологическая установка, характеризующаяся мень- шей возбудимостью и подверженностью стрессу. Во время четвертой встречи нашим педагогам было предложено познакомится с методом биологически активных точек (БАТ). Суть метода состоит в том, что пальцевым надавлива- нием на строго определенные точки можно дозировано, избирательно и направлено воздей- ствовать на функции различных органов и систем, регулировать вегетативные функции, об- менные и восстановительные процессы. В механизме лечебного действия на «жизненные точки» (современное обобщающее их название «биологически активные точки») лежат слож- ные рефлекторные физиологические процессы. После знакомства с принципами работы с биологическими активными точками, учителя разучили приемы точечного массажа, выпол- нили упражнения «Разрядка», «Точки» и «Антистресс».[6] Педагогам после практического занятия были выданы памятки для самостоятельного закрепления нового способа саморегу- ляции функционального состояния. И на последнем занятии тренинга «Эффективная саморегуляция» учителя осваивали ме- тод аутогенной тренировки. Основное назначение метода состоит не в обучении «расслабле- нию», как это порой ошибочно считают, а в развитии навыков управления своим состоянием, в формировании и развитии способности легко и быстро переходить от состояния активности к состоянию пассивного бодрствования, и наоборот. Таким образом, речь идет о волевом управлении внутренними процессами и, как следствие, о повышении способности к адапта- ции к постоянно меняющимся воздействиям физической и социальной среды. Тренирующий и активизирующий характер метода требует осознанной (волевой) дисциплинированности и добросовестности при выполнении аутогенных упражнений, что относится в первую очередь к их дозированному выполнению и формированию установки на активный самостоятельный выход из аутогенного состояния, каким бы приятным оно не было. На пятом занятии учителя узнали с основные правилами использования данного метода. В общем виде познакомились со следующими комплексами «Успокоение», «Релаксация», «Тепло», «Коррекция», «Мобили- зация». [7]
В дополнение к основной теме на каждом занятии педагоги на себе испробовали приемы ароматерапии, арттерапии (изотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, фототерапию), терапию цветом. Учитывая данные исследования показывающие, что «90 % выученного в ходе учебного курса забывается в течении 30 дней» [5] нами была поставлена задача продумать посттренин- говое сопровождение. Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая при- менение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе по- вседневной профессиональной деятельности. [2] Посттренинг может проводиться в форма- те семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, элек- тронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса. Учитывая данные способы организации посттренинга нами были выбраны и реализованы следующие формы работы: 1. Повторение фрагментов тренинга на оперативных совещаниях через 1 месяц после каж- дого тренингового занятия (15-20 мин.) 2. Буклеты для педагогов; оформление сменного стенда в учительской. 3. Семинар «Эффективная саморегуляция», на которой будут обсуждаться вопросы эффек- тивности упражнений и трудности, возникшие в ходе применения приемов саморегуляции, через полгода после последнего занятия. Таким образом, при систематическом повторе разученных в рамках тренинга упражнений и комплексов педагоги сумеют сформировать у себя стойкий навык саморегуляции, который позволит легко адаптироваться к меняющимся условиям и выходить из состояния стресса без лекарственных препаратов. Дальнейшая работа по данной теме предполагает проведение посттренингового семинара «Эффективная саморегуляция», на котором участники тренинга смогут поделится своими впечатлениями, успехами и возникшими трудностями.
Литература
1. Бабич О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки. Воронеж: Издат.-поли- граф. центр Воронежского гос. ун-та, 2008. 2. Кобзева В. В., Баранова Г. В. «Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренин- га», М., Издательство «Добрая книга», 2006 3. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности челове- ка. //Субъект и личность в психологии саморегуляции. М.- Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, Сев- КавГТУ, 2007. 4. Конопкин О.А. Общая способность к произвольной саморегуляции как фактор субъектно- го развития. //Вопросы психологии, 2004. № 2.
5. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. 6. Приемы психологической саморегуляции. Методические рекомендации / Авт.-сост. Матафонова Т.Ю., Елисеева И.Н., Беленчук И.В. и др - Москва, 2006 7. Сухова Е. В. «Обучение навыкам саморегуляции при стрессе» - 8. Устинов Д . Ю. Сила Концентрации -


Яндекс.Метрика