Напоминание

"Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника"

Автор: Гаспарян Галина Павловна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ Егорлыкская СОШ №1

Населённый пункт: станица Егорлыкская

Наименование материала: статья

Тема: "Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника"

Описание:

Для описания процесса развития психики необходимо рассматривать изменения, происходящие с ребенком в период с 6-7 до 11-12 лет, то есть в период младшего школьного возраста. Эти изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды и указывают на развитие. И в данном случае понятие "развитие" определяется как "направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1889

Опубликовано 15.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

«Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника.» Для описания процесса развития психики необходимо рассматривать изменения, происходящие с ребенком в период с 6-7 до 11-12 лет, то есть в период младшего школьного возраста. Эти изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды и указывают на развитие. И в данном случае понятие «развитие» определяется как «направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта». Когда говорят о развитии человека, то прежде всего имеют в виду три области развития: 
физическую,
которая включает рост и изменение тела человека, также сюда входят и внутренние изменения, в том числе и органов чувств; 
когнитивную
, которая включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению, изменениям происходящим в восприятии, памяти, воображении, речи; 
психосоциальную
, включающую развитие личности и межличностных отношений. Развитие человека осуществляется системно во всех трех областях, хотя процесс развития характеризуется неравномерностью (разным уровнем зрелости органов) и гетерохронностъю (неодновременностью роста и развития органов). Развитие характеризуется тремя процессами: 
созревание
– это запрограммированные изменения роста в соответствии с генетическим планом. Созревание органов тела, психических функций и способностей идет с разной скоростью. 
научение
- основной, связанный с развитием, процесс изменения человека в результате приобретения личного опыта или упражнений. 
социализация
- это процесс усвоения человеком си стемы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает и целенаправленное воздействие на личность (воспитание), и стихийные процессы, влияющие на ее формирование. Социализация осуществляется в процессе взаимодействия челове ка и его социального окружения. Процесс социализации продолжается всю жизнь человека В процессе развития эти три процесса (созревание, научение и социализация) тесно взаимодействуют друг с другом. Созревание физиологических структур организма способствует научению, научение обусловливает освоение интеллектуальных операций, социализация формирует нравственные устои личности, которые обусловливают формирование жизненных целей и освоение определенных видов деятельности, а всё это, в свою очередь, приводит к развитию личности. Для понимания специфики психического развития следует остановиться на понятиях: критический период и готовность: 
критическим период
- отрезок времени, в течение которого фактор среды приводит к изменениям в развитии. Организм ребенка подвергается высокому риску возникновения нарушений раз витая. Например, чрезмерное внимание и опека взрослых может привести к нарушениям формирования характе ра подростка, так как буцет препятствовать обретению школьником нового социального статуса; 
готовность
- период, когда внешние воздействия приводят к наилучшему научению. Но в отличие от критического периода, это научение может происходить и за пределами периода готовности, но с меньшей результативностью. Например, наиболее эффективное освоение речевых навыков. Л.C. Выготским были сформулированы
основные законы психического развития ребенка:

1.

Детское развитие имеет сложную организацию во времени:
свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2.

Закон метаморфозы в детском развитии:
развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. Типичную ошибку в связи с этим допускают взрослые, думая, что, можно, используя «правильные аргументы», объяснить свою мысль
ребенку, не понимая, что их мышление не количественно менее развито, а качественно про - текает иначе.
3. Закон неравномерности детского развития:
каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
4. Закон развития высших психологических функций.
Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впо следствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительными признаками высших психических функций являются осознанность, опосредованность, произвольность и системность. Они формируются в результате обучения. По его мнению Л.С. Выготского, существует принципиальное различие между процесса ми развития и обучения. Развитие, по его мнению, - это процесс фор мирования личности путем возникновения на каждой стадии новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим периодом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношений с окружающими. Изменение социальной ситуации развития ребенка требует особой деятельности.
Ведущей

деятельностью
для младшего школьника становится учебная деятельность, которая определяется как деятельность, непосредственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. Следует отметить, что учеб ная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Она должна быть сформирована. В структуру учебной деятельности входят 1 :  учебная задача - это то, что ученик должен освоить;  учебное действие - это изменения учебного материала, необхо димые для его освоения учеником; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;  действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;  действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет. Учебная деятельность имеет сложную структуру, которая перво начально формируется только в совместной деятельности учителя и ученика. А процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. В учебной деятельности происходит формирование основных
психологических новообразований

данного возраста,
к которым относятся: 
произвольность и осознанность
всех психических (познава тельных и эмоциональных) процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование. Младший школьник, в отличие от до школьника, начинает управлять собой, «овладевать» своей психикой, сознательно направляя свою активность на решении поставленных задач;  осознание своих собственных изменений в результате развития учеб ной деятельности,
формирование самосознания
и
самоотношения;

формирование «внутренней позиции школьника»,
которая, по мнению Л.И. Божович, включает следующие аспекты:
1.

рефлексивный:
осознание своей позиции в данной социальной ситуации («Я - школьник»);
2.

эмоциональный:
положительное отношение к некоторой реальности или явлению (к школе и учению);
3.

мотивационный
: внутренняя позиция задает направление деятельности человека («хочу учиться»). Можно отметить, что младший школьный возраст ха рактеризуется как
кризисный период в

развитии личности ребенка,
известный под названием кризиса семи лет. Непрерывность психического развития и особенности его про текания у детей разного возраста наиболее подробно представлены в теории развития Э.Эриксона.
По мнению автора, в течение всей жизни человек должен пройти через определенные стадии развития, каждая из которых связана с решением конкретных жизненных задач. Развитие человека осуществляется за счет разрешения противоречия между достигнутым уровнем развития психических свойств и качеств и требованиями, которые к человеку предъявляет общество. Большую роль в развитии ребенка играет социальное окружение, определяющее те качества личности, которые должны быть сформированы на каждом из этапов жизненного пути. Развитее личности ребенка носит непрерывный характер, поэтому успешность решения задач более ранних стадий развития оказывает влияние на успешность преодоления последующих возрастных кризисов. Так, на успешность развития личности ребенка младшего школьного возраста большое влияние оказывают особенности его раннего детства. К моменту поступления в школу ребенок уже преодолел важные стадии своего развития, и у него сформировались определенные личностные особенности.
Первая стадия развития
охватывает первый год жизни ребенка. По мнению Э.Эриксона, в этот период краеугольным камнем форми рования здоровой личности является общее чувство доверия к миру, которое выражается в том, что ребенок чувствует себя защищенным, а внешний мир воспринимается им как добрый и позитивный по отношению к нему. Этот момент в жизни ребенка характеризуется изменением жизненной ситуации и связан с кризисом рождения. Ребенок пытается получить ответы на: каков этот мир, в котором я оказался по отношению ко мне? могу ли я доверять ему? Особенности развития ребенка в период младенчества проявляются и в особенностях поведения первоклассника в период привыкания к школе. Дети, у которых отсутствует чувство доверия к миру, тяжело адаптиру ются к школе, испытывают страх перед началом школьного обучения. Такие ребята испытывают большие трудности в установлении контактов со сверстниками и учителем, в большей степени подвержены риску воз никновения невроза Часто в их высказываниях можно услышать жалобы на то, что «учитель меня не любит», «ребята в классе плохие», и тоща школа в сознании ребенка превращается в «поле битвы», а его основной задачей становится не усвоение знаний и учебных навыков, а стремлении «выжить в кругу врагов» или «победить их».
Вторая стадия развития
приходится на возраст 2-3 лет. В этот период ребенок активно взаимодействует с взрослыми, которые на чинают обучать его социальным нормам и правилам поведения. В этом возрасте дети впервые обнаруживают свою самостоятель ность и независимость от взрослых. Благодаря развитию сознания и самосознания появляется установка в отношении родителей
«Я сам»
. Готовность родителей постепенно предоставлять детям свободу, чтобы те могли сами осуществлять контроль над своими действиями, спо собствует формированию у ребенка чувства гордости за свои успехи, положительного отношения к самому себе. И, напротив, чрезмерные запреты, постоянные и многочисленные ограничения приводят к формированию чувства неуверенности в своих силах. Отсутствие уверенности в себе, несамостоятельность могут стать серьезной проблемой в период начала школьного обучения. Такие дети, как правило, испытывают повышенную тревогу в отношении школы. Это часто нерешительные, робкие дети, которые надеются только на поддержку и помощь окружающих. В большинстве случаев такие дета ходят в школу не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы их похвалил учитель, если же этого не происходит, то желание учиться быстро пропадает. В результате чего формируется зависимость от мнения окружающих, неспособность самому оценивать результаты своей работы. Такие дети часто испытывают трудности в установлении дружеских отношений в классе и могут оказаться в числе так называемых аутсайдеров, детей, которых не принимают другие ребята.
Третья стадия развития
- период дошкольного детства - охва тывает возраст от 4 до 6-7 лет, т.е. до момента поступления ребенка в школу. Часто, говоря о детях этого возраста, используют термин «почемучки». Именно в этот период дети активно начинают познавать мир окружающих их предметов и других людей. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков. А успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими деть ми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх.
Если проявление активности поощряется родителями, ребенка хва лят за проявление любознательности и фантазии, то у него формиру ется такое важное качество, как инициативность, которое заключается в способности к самостоятельной постановке целей и к произвольной организации действий, направленных на их достижение.
Четвертая стадия развития
- младший школьный возраст - охватывает возрастной период от 6-7 до 12 лет. Предполагается, что в нача ле этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соот ветствии с предписанными правилами. Поведение ребенка в этот период преимущественно определяется его внутренним стремлением к приобретению новых навыков и достижению успеха. Благодаря развитию мышления и расширению ситуации социаль ного взаимодействия у ребенка в этот период появляется возможность сравнить себя с другими детьми. Значимость педагога в развитии личности младшего школьника требует от него особой ответственности во взаимодействии с детьми. Неосторожное высказывание, публичное замечание в адрес ребенка или оскорбление могут привести к серьезным последствиям и к формирова нию устойчивого чувства неполноценности, которое станет серьезным препятствием для успешной адаптации к школе. Риск психической травматизации из-за неправильных педагогических действий учителя выше именно в период обучения в начальной школе. Чувство собственной неполноценности заполняет собой весь вну тренний мир ребенка, не позволяя ему эффективно учиться. Главной задачей в этом случае становится потребность доказать свою полноцен ность. И, если это не удается доказать с помощью учебных достижений или выдающихся результатов в каком-либо виде деятельности, то в ход идут любые средства: нарушения дисциплины, воровство, ложь, жест кое отношение к младшим и животным и т.д. Эти поступки могут быть вызваны двумя противоречивыми мотивами: 1) «я вам докажу, на что я способен»; 2) «раз вы меня считаете плохим, то я им и буду». Но и в том, и в другом случае ребенок ощущает свою неполноценность, ущербность по сравнению со сверстниками и пытается ее преодолеть. Результатом сравнения себя с другими детьми должно быть формирование чувства полноценности, которое выражается, например, в таких рассуждениях младшего школьника: «Я не хуже и не лучше других», «Я самый умный (красивый, сильный и т.д.)», «Я достаточно хорош, чтобы учиться в этом классе (школе и т.д.)», «Я не очень хорошо решаю задачи, но быстрее всех бегаю на физкультуре». Чувство собственной полноценности является основой для формирования такого важного качества личности, как трудолюбие. Трудолюбие означает стремление продвигаться вперед, приобре тать новые навыки, самостоятельно выполнять задачи и включает в себя чувство межличностной компетентности - уверенность в том, я могу быть полезным для общества. Школа приобщает ребенка к знаниям о бу дущей трудовой деятельности, передает в специально организованной форме «технологический этнос» культуры, формирует трудолюбие. Ребенок учится любить учиться. Успешное преодоление данного кризиса является основой поло жительного самоотношения, которое необходимо для дальнейшего развития и формирования личности на более поздних стадиях. Анализ основных положений теории Э.Эриксона показывает, что особенности личности ребенка младшего школьного возраста во многом определяются особенностями его развития в раннем и до - школьном возрасте. Однако именно с началом школьного обучения многие нерешенные проблемы становятся более выраженными, и для их преодоления учителю необходимо понимать их возможные причины. Литература 1.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. 2. Справочник по психологии и психиатрии детского и подростко вого возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2004. 3. Г.А.Стюхина " Психология развития младшего школьника» Гаспарян Г.П. учитель начальных классов
МБОУ ЕСОШ №1 ст.Егорлыкская, Ростовская область


Яндекс.Метрика