"ТЕХНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Автор: Гаспарян Галина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Егорлыкская СОШ №1
Населённый пункт: станица Егорлыкская
Наименование материала: Статья
Тема: "ТЕХНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Описание:
Один из приоритетов современного начального образования – это формирование универсальных учебных действий. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.Формирование универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвано способствовать реализации развивающего потенциала образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающая школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Гаспарян Г. П.
учитель начальных классов
МБОУ ЕСОШ №1,
ст. Егорлыкской
Ростовской области
ТЕХНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Один из приоритетов современного начального образования – это
формирование универсальных учебных действий. Действующие ранее
стандарты акцентировали внимание на предметном содержании
образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений,
навыков, который должен освоить ученик. Однако становится очевидным,
что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не
означают его успешной социализации после окончания школы.
Конкурентоспособность личности определяется не только предметными
знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации
собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро
обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем
знаний, но и освоить универсальные учебные действия .Формирование
универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-
деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвано
способствовать реализации развивающего потенциала образования,
развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как
инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающая
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Под универсальными учебными действиями в современной
педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий
учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы,
обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению
новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному
присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и
самосовершенствованию [2, с. 27]. Интегративный характер способности к
саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных
действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся
«умение учиться». Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию,
как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт, имеющую
личностный смысл систему знаний, умений, навыков, которая имеет
универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах
деятельности при решении множества жизненно значимых проблем [1].
Универсальные учебные действия разработчиками федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения
подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные,
личностные и коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они
направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и
смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах,
правилах.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их
учебной деятельности посредством постановки целей, планирования,
прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности
усвоения.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические
действия, а также постановку и решение проблемы. Современный
школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации,
перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей
информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы
решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять
рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и
результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество –
умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно
выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию.
Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий
учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,
И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.
Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать
проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое
использование деятельностного метода обучения, проблемно-
диалогического метода на уроках, на наш взгляд, позволит сформировать
это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. А. И.
Савенков в книге «Методика исследовательского обучения младших
школьников» определяет проблему, как затруднение, неопределённость.
Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на
исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией [4, с.
12]. В книге предлагаются задания для развития умений видеть проблему,
выдвигать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы.
Учителю, очень важно продумывать задания, вопросы, упражнения к
уроку.
Приведём примеры заданий, которые помогут педагогу формировать
у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной
школе.
I.Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей на уроках окружающего мира.
1.Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой
учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?
2.Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на
территории Ростовской области, вероятнее всего, питается мелкими
млекопитающими? Обоснуй свой ответ.
3.У Кати и Светы были семена петуньи от одного и того же растения.
Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок
посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные
сроки на клумбу. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели,
что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям
предлагается рассмотреть фотографии) Возможно,Катя и Света по-разному
ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие.
Приведите два примера.
II.Использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач.
1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?».
2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали школьники
в своём водоёме. Придумай и нарисуй свой знак по охране водоёмов.
III.Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме
«Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов? ».
- Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова
для характеристики здорового человека.
- А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие
действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на
свежем воздухе, хорошо питаться.)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы
ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно
питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.
Анализ ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных героев -
Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и
почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)
- Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)
Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы
продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она
любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с
принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась?
(Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот.Пища должна
быть разнообразной.)
- Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о
правильном питании? (Питание должно быть разнообразным.Не нужно
переедать.)
- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А
что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте
стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»
- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…)
Как это всё назовём? (Овощи.)
- Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи
от фруктов? (Они растут на грядках.)
- Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно
соедините название овоща с рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте
себя, если есть ошибки, исправьте.
- Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)
- Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно
сладкие, кроме лимона.)
-Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком.
Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.
- Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия
фруктов – красным.
- Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей
местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего
человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.)
Чем полезны?
Если учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется
затруднение. Вполне возможно, что кто-то из детей может дать ответ, что в
овощах и фруктах содержатся витамины.
- Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли
распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех
витаминов, которые в них содержатся?
Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а
также разделить овощи и фрукты на группы.
- С чем встретились? (С затруднением.)
Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей
следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать
знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и
овощи. Пытались ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и
фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?)
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины
содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)
На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у
детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и
формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание.
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем
полезны овощи и фрукты.).
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно
спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в
учебнике, в энциклопедии, в книгах.)
- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим
найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый
ответ от учителя?
Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на
поставленный вопрос, поработать самостоятельно.
- Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы.
1. Узнать, что такое витамины.
2. Узнать, какие бывают витамины.
3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от
витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)
На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у
детей познавательные УУД: общеучебные: знаково-символические –
моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в
зависимости от конкретных условий.
Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на
уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через
наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а
также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и
проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств,
способствуют формированию и развитию познавательных универсальных
учебных действий.
Окружающий мир выполняет интегрирующую функцию и
обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины
природного и социокультурного мира, отношений человека с природой,
обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в
обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного
самоопределения и формирования российской гражданской идентичности
личности.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета
«Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного,
эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской
российской идентичности:
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение
обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые
включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную
задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор
повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний,
формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-
смысловых оснований личностного морального выбора.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение
предмета «Окружающий мир» способствует принятию обучающимися
правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового
образа жизни в интересах укрепления физического, психического и
психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию
общепознавательных универсальных учебных действий.
Литература:
1.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-
ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. -
№ 4. - С. 11 - 17.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.:
Просвещение, 2008. — 151с.
3.Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мирдеятельности»
по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и
связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4
классов общеобразовательной начальной школы. – М.: УМЦ «Школа
2000…», 2009. -40с.
4.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная
литература», 2007. – 208с.