Напоминание

"Использование тренингов в воспитательной работе" (из опыта работы)

Автор: Ялама Надежда Федоровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ СОШ №5

Населённый пункт: город Лабытнанги, ЯНАО

Наименование материала: Статья

Тема: "Использование тренингов в воспитательной работе" (из опыта работы)

Описание:

Данный материал содержит: 1. Методический материал; 2. Тренинговые занятия для обучающихся и их родителей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1900

Опубликовано 16.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы Тема: "Использование тренингов в воспитательной работе" (из опыта работы) Давайте вспомним день, когда вы сами первый раз пошли в школу. Кто вас туда повел? Как вы были тогда одеты? Какие картинки всплывают в памяти? Букеты цветов, гро мкая музыка, взволнованные, почему-то бегающие туда-с юда родители. И вы чувствуете себя одновременно и очень гордым и немного испуганным. А потом вас ставят в строй таких же нарядных детей, уводят в класс, украшенный шари ками и красивыми картинками. А дальше... Дальше начин ается школьная жизнь. И если начало ее у всех одинаковое
,
то дальше пути расходятся. Кому-то удастся встать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приоб ретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать н овое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременно спутниками станут страх и обида, за ними последует чувст во собственной неполноценности, ущербности, не желание учиться. Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышля ет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных труд ностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться у ребенка в младший дошкольный период. С поступлением в школу потребность в их развитии резко возрастает. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд. У многих детей в этот период появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в Подготовила выступление учитель начальных классов МОУ СОШ№5 Н.Ф. Ялама
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы домашней трудовой деятельности школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе. В этом возрасте изменяются детские игры, они приобретают более совершенные формы, становятся развивающими. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезные для общего развития и должны быть обязательными для детей. У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Ученики третьих-четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех планах: практически, образном, и словесно-логическом (вербальном). Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов ещё не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьих, четвертых классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. В 1 – 4 классах ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Самооценка у ребенка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных сферах деятельности. У младших школьников, в отличие от дошкольников, уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Важным моментом являются сознательная постановка многими детьми цели достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку реализовать её. Сознательный контроль собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять своим поведением, исходя из принятого решения, намерения, поставленной долгосрочной цели. Особенно отчетливо это проявляется, когда дети играют или делают что-то своими руками. Учитывая особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, я старалась постоянно совершенствоваться в работе, а отношения с детьми строить на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в названии одной из книг – «Сердце отдаю детям», не оставляла ни одного ребенка, обойденного вниманием.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы В 2008 году путём слияния двух школ у меня был создан один класс в количестве 34 человек. Взаимоотношения между детьми в классе нельзя было назвать доброжелательными. Моя главная задача стала построить свою деятельность на сплочение коллектива. Зная, что большинство учащихся после школьных занятий занималось: в секциях, кружках, музыкальной и художественной школах, я особое внимание уделяла развитию психических процессов – расширяла сенсорную основу психики (давала больше занятий рисованием, лепкой, музыкой, пением, танцами), учила наблюдать, сравнивать и анализировать различные предметы и явления, обучала мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенностей мышления, старалась давать больше простора фантазии, поощрять творчество. Стимулировала самостоятельность, инициативу, активность, учила ориентироваться в выборе целей и путей достижения, преодолевать трудности, доводить дело до конца, проверять и оценивать свои действия, поручала детям проверять работы друг друга. Не старалась захваливать тех, у кого высокие результаты в учении, поддерживала и подбадривала тех, кого преследуют неудачи. Одобряла хорошие поступки по отношению к другим детям и взрослым, не оставляла без внимания грубость, эгоизм, жадность, злорадство и другие пороки. Строила отношения между детьми на основе доброты, гуманности, сочувствия и соучастия. Для эффективности своей работы я использовала тренинговые занятия из программы по формированию у детей эмоционально - волевой регуляции как основы сохранения психического здоровья «Шаг навстречу». Эта программа направлена на сохранение психического здоровья детей через формирование у них эмоционально - волевой регуляции. «Уроки общения» направлены на усвоение детьми приемов саморегуляции и формирование необходимых жизненных навыков, в частности, обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций и приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, развитие умения слушать других людей, формирование позитивной моральной позиции. Формирование стрессоустойчивости подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста, поэтому я посчитала целесообразным начинать работу с формирования
навыков общения.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы На занятиях учащиеся получали знания о том, как об щаться, упражнялись в применении приемлемых способов поведения, овладевали навыками эффективного общения. На таких занятиях большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда учащиеся ощущают полную безопасность и до верие к ведущему. Он должен служить одним из образцов правильного поведения, которое демонстрируется ученикам. Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе самого занятия или накануне в связи с поступившим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей). Занятия по форме напоминают тренинги, где через спе циальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не прижилось среди моих учащихся, и чаще я стала называть их — «уроки общения». На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осоз - нать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Перед началом работы (на первом занятии) обязатель но вместе с детьми принимаются правила (групповые нор мы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.
Основной задачей таких тренингов:
 включение ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;  выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми таких людей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого, что требует различного межличностного поведения;  постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими людьми.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы Всё это необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач межличностного плана к более сложным. Используемые на занятиях диагностические процеду ры служат для учащихся инструментом самопознания. Ин терпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или же представлять обработку результатов теста индивидуально для каждого в письменном виде.
Психодиагностика
Психодиагностической оценке в 1 – 4 классах подлежат: - общая ориентация детей в окружающем мире; - отношение ребенка к обучению в школе; - внимание; - память; - мышление; - речь; - художественно-изобразительные способности; - трудовые умения и навыки; - мотивация достижения успеха; - личностные качества; - межличностные отношения. Для сплочения классного коллектива в своей работе часто провожу родительские тренинги . Родители учащихся всячески стараются помогать школе и поддерживать своих детей в учебной деятельности.


Родительские тренинги
– это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастёт, и результаты не заставят себя долго ждать.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка. Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые обыденные ситуации глазами своего ребёнка и открыть для себя мир, в котором он живёт. Как правило, тренинг родительской эффективности проводит классный руководитель совместно со школьным психологом. В своей работе я использовала эту работу с проблемными семьями. Для этого я использовала так называемые часы Откровения. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье ребёнка, мною была подобрана серия упражнений и проведены занятия с родителями и детьми.
Игровой тренинг для учащихся и родителей (3-4 классы)

Занятие 1.



Задание 1.
Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить её всем вместе. Время выполнения задания – 5-6 минут.
Задание 2.
Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания – 6-7 минут.


Задание 3.
Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны её продолжить. Например, «в детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто-то с аргументом
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нельзя…». Время выполнения задания – 5-6 минут.
Задание 4.
В круг поочерёдно вызываются взрослые и подростки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1, 2, 3 – слезами горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут.
Задание 5.
Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила-была кошка». Время выполнения задания – 5-6 минут.
Ритуал прощания.
Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.
Занятие 2.

Задание 1.
Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой : «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания – 3 минуты.


Задание 2.
Участникам группы необходимо инсценировать нарисованный рассказ «Жила-была кошка». Время выполнения задания – 10 минут.
Задание 3.
Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется возможность полететь на Марс. Они могут взять с собой только один одушевлённый предмет, один неодушевлённый предмет и одну памятную вещь. Время выполнения задания – 10 минут.
Задание 4.
Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Человек шёл по улице и, не заметив яму, свалился в неё. Проходящий мимо другой человек… Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время выполнения задания – 6-7минут.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы
Задание 5.
«Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарок от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр класса, и все вручают ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время выполнения задания – 3-4 минуты.
Ритуал прощания.

Занятие 3.

Задание 1.
Игра с мячом. Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получается. Мяч передаётся друг другу по кругу над головой, ногами, вывернутыми за спину руками. Время выполнения задания – 6-7 минут.
Задание 2.
«Что мне нравится и не нравится». Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда…» и «Я люблю, когда…» Время выполнения задания – 5 минут.
Задание 3.
«Зеркало». Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью мимики определённые эмоции и чувства: радость, печаль, злобу, доброту и т.д. Каждый участник должен определить, какая эмоция выражалась. Время выполнения задания – 7-8 минут.


Задание 4.
«Праздник в доме». Участникам необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю ёлку и совместными усилиями украсить её к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями.
Задание 5.
«Перепевки». Участники делятся на две команды: дети и родители. Команда детей поёт «взрослые» песни, а команда родителей – «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения задания – 7 минут.
Ритуал прощания.

Занятие 4.

Задание 1.
«Лучик доброты».
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания – 8 минут.
Задание 2.
Игра «Королевство». Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из её членов какую должность должен занимать в королевстве, и приводит своё обоснование выбора. Время выполнения задания – 10 минут.
Задание 3.
Игра «Колдовство». Игра проводится в парах (по выбору). Один человек играет роль заколдованного принца или принцессы, а другой – должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания – 6 минут.
Задание 4.
Игра «Паровозик». Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача – уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы – помогать паровозику, маневрировать, чтобы никого не потерять в пути. Время выполнения задания – 10 минут.


Задание 5.
«О чём я мечтаю». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идёт по кругу.
Ритуал прощания.
Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.
Занятие 5.

Задание 1.
«Радость – грусть». Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Мне радостно, когда…», «Мне грустно, когда…». Время выполнения задания – 6-7 минут.
Задание 2.
Игра «Подарок на память». Каждый член группы готовит любому участнику подарок на память. Это может быть рисунок, стихотворение, песня и т.д. Время выполнения задания – 10 минут.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Обобщение опыта работы
Задание 3.
Игра «Незабудки». Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий за ним человек. Время выполнения задания – 10 минут.
Задание 4.
Игра «Портрет на память». Участники получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей. Время выполнения задания – 15 минут.
Задание 5.
«Из личного сундучка». Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни, перечислить. Время выполнения задания – 6-7 минут.
Ритуал прощания.
Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и каждый пишет самое значимое и важное, по их мнению, слово для каждого человека. Например: «Держись!», «Не робей!», «Будь добрее!» и др. Воспитание — воздействия, системно меняющие чье-то поведение. Формирование качеств личности. При воспитании меняются: Сказка о жизни (видение жизни, жизненные ценности), правила, манеры поведения, навыки и привычки. Разовые, не системные воздействия — это управление, влияние, но не воспитание. Все воспитывают всех: родители детей, дети — родителей, учитель детей - дети учителей, руководитель — сотрудников и в обратную сторону.


Яндекс.Метрика