Напоминание

"Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников "Добрый Мир""

Автор: Сапронова Оксана Юрьевна

Должность: сапронова Оксана Юрьевна

Учебное заведение: МОУ СОШ № 7

Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре

Наименование материала: Воспитательная программа

Тема: "Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников "Добрый Мир""

Описание:

Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1919

Опубликовано 17.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников

«Добрый Мир»

Пояснительная записка
Основой программы духовно-нравственного развития обучающихся является Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного развития и воспитания является основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учетом региона, а также форм воспитания и социализации обучающихся . Образовательное учреждение создает условия для реализации программы, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье. Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых совместной деятельностью школы, семьи и других субъектов общественной деятельности. Ведущая и определяющая роль в создании открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов. В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал , на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества. Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: -воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях(эстетическое воспитание); В каждом направлении должна быть раскрыта соответствующая базовая ценность. В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется уклад школьной жизни. Четвертый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание должно быть представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися. В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами. В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей обучающихся. В восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
Цели и задачи Целью духовно-нравственного развития и воспитания является развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную , осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Воспитательная цель- развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Нравственный портрет школьника: Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Добрый, не причиняющий зла живому Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Патриотичный Толерантный(уважающий других, не похожих на него) Творящий и оберегающий красоту мира Честный и справедливый Стремящийся к знаниям Воспитание- это процесс принятия человеком важных правил и идей, которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях развития. Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества , необходимо ставить конкретные задачи. Помочь человеку принять конкретное правило, идею как важное основание при выборе поступка. Воспитательные задачи -это перечень ценностей, которые ребенок должен присвоить, с точки зрения общества. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания: - формирование способности к духовному развитию , реализации творческого потенциала. - укрепление нравственности , основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях. -формирование основ нравственного самосознания. -формирование эстетических потребностей. - формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность. - формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям. -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей. -пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество. - воспитание отношения к национальному языку и культуре. -формирование патриотизма -укрепление доверия к людям. -развитие доброжелательности и отзывчивости -становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. -формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям. -формирование толерантности. -формирование отношения к семье. - формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям. -формирование представления о семейных ценностях.
Направления воспитания: Я - Гражданин (гражданско-патриотическое воспитание) В здоровом теле - здоровый дух (воспитание здорового образа жизни) Природа - наш дом (экологическое воспитание) Мир глазами художника (эстетическое воспитание) Труд для себя и других (воспитание трудолюбия, способности к познанию) Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки)
Я - Гражданин
(гражданско-патриотическое воспитание)
Патриотизм
Любовь: - к близким, друзьям, школе - к своей малой родине - к своему народу - к России
Гражданственность
-служение Отечеству - закон и правопорядок -правовое государство - толерантность - равенство культур и народов России - правовое государство и гражданское общество
Человечество
- многообразие культур и народов мира -мир во всем мире -международное сотрудничество - прогресс человечества
Традиционные религии и светская культура
- свобода совести и вероисповедания - представление традиционных религий -толерантность в отношениях между верующими разных религий
В здоровом теле – здоровый дух (
воспитание здорового образа жизни) - здоровье физическое и душевное -здоровье личное, близких и всех людей -здоровый образ
Природа - наш дом (
экологическое воспитание
)
- природа родного края - заповедная природа - планета Земля - экологическое воспитание
Мир глазами художника
( эстетическое воспитание) -духовный мир человека -красота в творениях природы и человека -гармония

Труд для себя и других
( воспитание трудолюбия, способности к познанию) - трудолюбие - созидание и творчество - уважение к труду - целеустремленность и настойчивость
Добрые чувства, мысли и поступки
(воспитание нравственного чувства, эстетического сознания) - жизнь человека - добро, правила морали и умение делать нравственный выбор - свобода и права личности - честь и достоинство -дружба и взаимопомощь -справедливость и милосердие -духовная безопасность -любовь и верность -здоровье, достаток -почитание родителей -забота о старших и младших -забота о продолжении рода Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, общества. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни .Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности. Обучение, общение, деятельность может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности. Принцип следования нравственному примеру. Пример - это важнейший метод нравственного воспитания., это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой. Учебный процесс, внеучебная и внешкольная деятельность должна быть наполнена примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу. Особое значение для духовно- нравственного развития обучающего имеет пример учителя. Принцип идентификации. Идентификация - отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка. Принцип диалогического общения. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного общения .Выработка личностью собственной системы ценностей, невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся включает в себя организацию учебной,
внеучебной, деятельности школьников. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями. -общеобразовательных дисциплин; -произведений искусства; -духовной культуры народов России; -истории, традиций, и современной жизни своей Родины ; -жизненного опыта своих родителей; -других источников информации; Обучающиеся испытывают большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности нравственности, об отношениях между людьми. Родители, так же как и педагог ,подают ребенку первый пример нравственности. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его нравственное состояние. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - конструктивное взаимодействие с другими людьми. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правилам, свободам и обязанностям человека: -элементарные представления о политическом устройстве Российского государства. -представления о символах государства - Флаге, Гербе России, Гимне. -элементарные представления об институтах гражданского общества. -элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. -интерес к общественным явлениям. -уважительное отношение к русскому языку как к государственному. -начальное представление о народах России, об их общей исторической судьбе. -элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России. -интерес к государственным праздникам. -стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи. -любовь к общеобразовательному учреждению. -уважение к защитникам Родины. -умение отвечать за свои поступки -негативное отношение к нарушениям порядка в классе. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - различие хороших и плохих поступков - элементарные представления о религиозной картине мира. - уважительное отношение к родителям, старшим. - установление дружеских взаимоотношений в коллективе. - бережное, гуманное отношение ко всему живому. - знание правил этики, культуры речи. - стремление избегать плохих поступков. - отрицательное отношение, а аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: - первоначальное представление о нравственных основах учебы. -уважение к труду и творчеству старших и сверстников. - элементарные представления об основных профессиях. - ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности. -элементарные представления о роли знаний, науки. - первоначальные навыки коллективной работы. - умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно - трудовых заданий. - умение соблюдать порядок на рабочем месте. - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей. - отрицательное отношение к лени. Воспитание ценностного отношения к природе окружающей среде: - развитие интереса к природе, природным явлениям. -ценностное отношение к природе и всем формам жизни. -элементарный опыт природоохранительной деятельности. - бережное отношение к животным. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. - представление о душевной и физической красоте человека - формирование эстетических идеалов, чувств прекрасного. - интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам. - интерес к занятиям художественным творчеством. - стремление к опрятному внешнему виду. - отрицательное отношение к некрасивым поступкам Виды деятельности и формы занятий с обучающимися Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать добрые поступки) Внеурочная деятельность: Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел: - беседы и классные часы по примерным темам ( «Что меня радует?», «За что мне стыдно?»и т.д.) - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов. - экскурсии. -коллективно-творческие дела. - ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций. - осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их. -ролевые игры. -туристические походы. Завершение каждого из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»
Я – Гражданин (гражданско-патриотическое воспитание)

Внеурочная деятельность: Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознанию гражданских и антигражданских поступков в ходе различных добрых дел: - беседы и классные часы. - просмотр и обсуждение видеофрагментов. - экскурсии и путешествия. - коллективно-творческие дела. - встречи-беседы с ветеранами войны и труда. - осуществление вместе с родителями творческих проектов. - ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора. - -забота о памятниках защитникам Отечества. - участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны.
Труд для себя и других (воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни)
Внеурочная деятельность: Знакомство с правилами взаимоотношений с людей в процессе труда в ходе различных добрых дел: - праздники-игры по теме труда. - коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников. - встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом. - ролевые игры. - совместные проекты с родителями.
В здоровом теле - здоровый дух (воспитание здорового образа жизни)
Внеурочная деятельность: Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел. - спортивные праздники. - занятия в спортивных секциях. - туристические походы - классные часы и беседы, коллективно-творческие дела - встречи-беседы с интересными людьми, ведущими здоровый образ жизни. - составление и следование здоровьесберегающему режиму дня- учебы, труда и отдыха - организация коллективных действий на свежем воздухе.
Природа - наш дом (экологическое воспитание)
Внеурочная деятельность: Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел. - экскурсии в краеведческий музей. - классные часы и беседы. - встречи-беседы с учеными, изучающими природу. - ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия. - забота о живых существах. - участие в работе экологических организаций.
Мир глазами художника (эстетическое воспитание)
Внеурочная деятельность: Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий) - посещение театральных представлений, концертов. - классные часы, беседы.
- занятия в творческих кружках- опыт самореализации в художественном творчестве. - встречи-беседы с людьми творческих профессий. - участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества. - участие в художественном оформлении помещений. - опыт следования идеалам красоты, жестов, поступков. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности -нравственное развитие и воспитание обучающих на ступени начального общего образования осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. При работе могут быть использованы различные формы взаимодействия: - участие представителей общественных организаций и объединений в проведении отдельных мероприятий (с согласия обучающихся и их родителей). - реализация педагогической работы указанных организаций м объединений с обучающимися в рамках отдельных программ. - проведение совместных мероприятий по направления духовно-нравственного развития и воспитания. Повышение педагогической культуры родителей Педагогическая культура родителей обучающихся- один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующий нравственный уклад жизни ученика. Одним из ключевых направлений программы является повышение педагогической культуры родителей. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43, Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации , статьях 17,18,19,53 Закона Российской Федерации «Об образовании» Знания получаемые родителями должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного участия в воспитательных программах. Программы повышения педагогической культуры родителей должны отражать основные направления духовно-нравственного развития и воспитания. Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планом воспитательной работы образовательного учреждения. В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы: - родительские собрания. - родительские конференции. - собрание-диспут. - родительский лекторий. - семейная гостиная. - встреча за круглым столом. - вечер вопросов и ответов - педагогический практикум. - тренинг для родителей. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Результат - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти: - на словах, т.е.осознание ценностей, поступков, заявление своей позиции. - на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках
Только при наличии второго уровня – дела - можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо очень осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира. Принятие духовных ценностей «на словах» поддается проверке с помощью письменных диагностических работ.
Подобные работы:
- не подписываются учениками. - оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, умение. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и
приемы:
- оценивается не личность, не ее качества, а только конкретные поступки , поведение в ходе какого-либо дела. - оценивание осуществляет сам ребенок. - допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности , о которых он говорил с детьми. Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственных чувств и этического сознания)
Слова
- знание главных нравственных правил, норм. - представление о базовых российских ценностях. - умение отделять оценку поступка от оценки человека. - различение хороших и плохих поступков. - умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения. - отрицательная оценка плохих поступков: грубости , предательства и т.д.).
Дела
- избегание плохих поступков, капризов. - признание собственных плохих поступков. - осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей. - защита собственной чести и достоинства. - препятствование проявлению несправедливости. - уважительное отношение к старшим. - добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим. - следование правилам вежливого, приличного поведения в школе и общественных местах. Я – Гражданин (воспитание гражданственности, патриотизма)
Слова
- элементарные знания о законах и правилах общественной жизни. - знание важнейших вех истории России. - знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы традиционных российских религий. - знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств - отрицательная оценка нарушения порядка( в классе, на улице ) - отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми.
Дела
- осуществление чего-то полезного для своих –друзей, одноклассников. - участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса. - умение отвечать за свои поступки. - препятствование нарушению порядка, закона (в пределах своих возможностей). - недопущение оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений. Природа – наш дом ( воспитание бережного отношения к природе)
Слова
- начальные знания о роли жизни в природе, ее развитии. - начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы,. - знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края.
- отрицательная оценка действий, разрушающих природу. - умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
Дела
- самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни. - бережное, заботливое отношение к растениям и животным. - добровольные природоохранительные действия. - добровольное участие в экологических проектах. Мир глазами художника (воспитание чувств прекрасного)
Слова
- представление о красоте души и тела человека. - умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества. - начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России. - проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства. - различение «красивого» , «гармоничного» и «безобразного» - отрицание некрасивых поступков.
Дела
- самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства - реализация себя в художественном творчестве. - украшение пространства своей жизни-дома, класса, школы. - соблюдение правил этикета, опрятного внешнего вида. - умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов. - проявление уважения к государственным символам России. - добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы. Труд для себя и других (воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни)
Слова
- знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования. - понимание особой роли творчества в жизни людей. - отрицательная оценка лени и небрежности.
Дела
- уважение в действии к результатам труда других людей. -стремление и умение делать что-то полезное. - умение работать в коллективе. - стремление к творческому, нестандартному выполнению работы. -выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям. - проявление настойчивости в работе - доведение начатого дела до конца. - соблюдение порядка на рабочем месте. В здоровом теле – здоровый дух (воспитание здорового образа жизни)
Слова
- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей. - знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей. - знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья. - знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения. - отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены. - понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
Дела
- соблюдение правил гигиены и здорового режима дня. - подвижный образ жизни.


Яндекс.Метрика