"Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников "Добрый Мир""
Автор: Сапронова Оксана Юрьевна
Должность: сапронова Оксана Юрьевна
Учебное заведение: МОУ СОШ № 7
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Воспитательная программа
Тема: "Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников "Добрый Мир""
Описание:
Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников
«Добрый Мир»
Пояснительная записка
Основой программы духовно-нравственного развития обучающихся является Закон
Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания является основой для разработки и
реализации образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся с учетом региона, а также форм воспитания и социализации обучающихся
.
Образовательное учреждение создает условия для реализации программы, обеспечивая их
приобщение к ценностям семьи, направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в
духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей
страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально
ответственного поведения в обществе и семье.
Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего
воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную
на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых совместной
деятельностью школы, семьи и других субъектов общественной деятельности.
Ведущая и определяющая роль в создании открытого, нравственного уклада школьной
жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения. Программа духовно-
нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный
воспитательный идеал , на достижение которого должны быть направлены совместные усилия
школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях(эстетическое воспитание);
В каждом направлении должна быть раскрыта соответствующая базовая ценность.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации
содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования, определяется уклад школьной жизни.
Четвертый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной
школе. Содержание должно быть представлено в виде важнейших содержательных компонентов
воспитания, обучения и развития обучающихся
В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и
воспитания должны быть приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися.
В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного
учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами.
В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической
культуры родителей обучающихся.
В восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного
развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
Цели и задачи
Целью духовно-нравственного развития и воспитания является развитие
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную , осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны.
Воспитательная цель- развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих
своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет школьника:
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Добрый, не причиняющий зла живому
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Патриотичный
Толерантный(уважающий других, не похожих на него)
Творящий и оберегающий красоту мира
Честный и справедливый
Стремящийся к знаниям
Воспитание- это процесс принятия человеком важных правил и идей, которые определяют
поведение человека в обществе на разных ступенях развития.
Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества , необходимо ставить
конкретные задачи. Помочь человеку принять конкретное правило, идею как важное основание
при выборе поступка.
Воспитательные задачи -это перечень ценностей, которые ребенок должен присвоить, с точки
зрения общества.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания:
- формирование способности к духовному развитию , реализации творческого потенциала.
- укрепление нравственности , основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях.
-формирование основ нравственного самосознания.
-формирование эстетических потребностей.
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную
позицию, проявлять критичность.
- формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям.
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.
-пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.
- воспитание отношения к национальному языку и культуре.
-формирование патриотизма
-укрепление доверия к людям.
-развитие доброжелательности и отзывчивости
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям.
-формирование толерантности.
-формирование отношения к семье.
- формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям.
-формирование представления о семейных ценностях.
Направления воспитания:
Я - Гражданин (гражданско-патриотическое воспитание)
В здоровом теле - здоровый дух (воспитание здорового образа жизни)
Природа - наш дом (экологическое воспитание)
Мир глазами художника (эстетическое воспитание)
Труд для себя и других (воспитание трудолюбия, способности к познанию)
Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственного чувства, этического сознания и
готовности совершать позитивные поступки)
Я - Гражданин (гражданско-патриотическое воспитание)
Патриотизм
Любовь:
- к близким, друзьям, школе
- к своей малой родине
- к своему народу
- к России
Гражданственность
-служение Отечеству
- закон и правопорядок
-правовое государство
- толерантность
- равенство культур и народов России
- правовое государство и гражданское общество
Человечество
- многообразие культур и народов мира
-мир во всем мире
-международное сотрудничество
- прогресс человечества
Традиционные религии и светская культура
- свобода совести и вероисповедания
- представление традиционных религий
-толерантность в отношениях между верующими разных религий
В здоровом теле – здоровый дух ( воспитание здорового образа жизни)
- здоровье физическое и душевное
-здоровье личное, близких и всех людей
-здоровый образ
Природа - наш дом ( экологическое воспитание )
- природа родного края
- заповедная природа
- планета Земля
- экологическое воспитание
Мир глазами художника ( эстетическое воспитание)
-духовный мир человека
-красота в творениях природы и человека
-гармония
Труд для себя и других ( воспитание трудолюбия, способности к познанию)
- трудолюбие
- созидание и творчество
- уважение к труду
- целеустремленность и настойчивость
Добрые чувства, мысли и поступки
(воспитание нравственного чувства, эстетического
сознания)
- жизнь человека
- добро, правила морали и умение делать нравственный выбор
- свобода и права личности
- честь и достоинство
-дружба и взаимопомощь
-справедливость и милосердие
-духовная безопасность
-любовь и верность
-здоровье, достаток
-почитание родителей
-забота о старших и младших
-забота о продолжении рода
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и
воспитания
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние
человека, семьи, школьного коллектива, общества. Идеалы определяют смысл воспитания, то,
ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами
человеческой жизни .Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни,
придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования
деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-
нравственного развития и воспитания личности. Обучение, общение, деятельность может стать
содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности.
Принцип следования нравственному примеру. Пример - это важнейший метод нравственного
воспитания., это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим
собой. Учебный процесс, внеучебная и внешкольная деятельность должна быть наполнена
примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу. Особое значение для духовно-
нравственного развития обучающего имеет пример учителя.
Принцип идентификации. Идентификация - отождествление себя со значимым другим, стремление
быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие
действительности, развиты механизмы подражания Персонифицированные идеалы являются
действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип диалогического общения. Диалог исходит из признания и безусловного
уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность,
которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к
монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного,
равноправного общения .Выработка личностью собственной системы ценностей, невозможны
вне диалогического общения человека с другим человеком.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на
духовно-нравственное развитие обучающихся включает в себя организацию учебной,
внеучебной, деятельности школьников. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе
с педагогами и родителями.
-общеобразовательных дисциплин;
-произведений искусства;
-духовной культуры народов России;
-истории, традиций, и современной жизни своей Родины ;
-жизненного опыта своих родителей;
-других источников информации;
Обучающиеся испытывают большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки,
ценности имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим
поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости,
человечности нравственности, об отношениях между людьми.
Родители, так же как и педагог ,подают ребенку первый пример нравственности.
Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту
или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе
нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его
нравственное состояние. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка
включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи.
Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение
ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности,
с другой - конструктивное взаимодействие с другими людьми.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правилам, свободам и
обязанностям человека:
-элементарные представления о политическом устройстве Российского государства.
-представления о символах государства - Флаге, Гербе России, Гимне.
-элементарные представления об институтах гражданского общества.
-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.
-интерес к общественным явлениям.
-уважительное отношение к русскому языку как к государственному.
-начальное представление о народах России, об их общей исторической судьбе.
-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России.
-интерес к государственным праздникам.
-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи.
-любовь к общеобразовательному учреждению.
-уважение к защитникам Родины.
-умение отвечать за свои поступки
-негативное отношение к нарушениям порядка в классе.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- различие хороших и плохих поступков
- элементарные представления о религиозной картине мира.
- уважительное отношение к родителям, старшим.
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе.
- бережное, гуманное отношение ко всему живому.
- знание правил этики, культуры речи.
- стремление избегать плохих поступков.
- отрицательное отношение, а аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и
действиям.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальное представление о нравственных основах учебы.
-уважение к труду и творчеству старших и сверстников.
- элементарные представления об основных профессиях.
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности.
-элементарные представления о роли знаний, науки.
- первоначальные навыки коллективной работы.
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении
учебных и учебно - трудовых заданий.
- умение соблюдать порядок на рабочем месте.
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей.
- отрицательное отношение к лени.
Воспитание ценностного отношения к природе окружающей среде:
- развитие интереса к природе, природным явлениям.
-ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
-элементарный опыт природоохранительной деятельности.
- бережное отношение к животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
- представление о душевной и физической красоте человека
- формирование эстетических идеалов, чувств прекрасного.
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам.
- интерес к занятиям художественным творчеством.
- стремление к опрятному внешнему виду.
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственного чувства, этического сознания и
готовности совершать добрые поступки)
Внеурочная деятельность:
Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших
поступков, черт характера в ходе различных добрых дел:
- беседы и классные часы по примерным темам ( «Что меня радует?», «За что мне стыдно?»и т.д.)
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
- экскурсии.
-коллективно-творческие дела.
- ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных
религиозных организаций.
- осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их.
-ролевые игры.
-туристические походы.
Завершение каждого из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»
Я – Гражданин (гражданско-патриотическое воспитание)
Внеурочная деятельность:
Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознанию
гражданских и антигражданских поступков в ходе различных добрых дел:
- беседы и классные часы.
- просмотр и обсуждение видеофрагментов.
- экскурсии и путешествия.
- коллективно-творческие дела.
- встречи-беседы с ветеранами войны и труда.
- осуществление вместе с родителями творческих проектов.
- ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора.
- -забота о памятниках защитникам Отечества.
- участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой
Отечественной войны.
Труд для себя и других (воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни)
Внеурочная деятельность:
Знакомство с правилами взаимоотношений с людей в процессе труда в ходе различных добрых
дел:
- праздники-игры по теме труда.
- коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников.
- встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом.
- ролевые игры.
- совместные проекты с родителями.
В здоровом теле - здоровый дух (воспитание здорового образа жизни)
Внеурочная деятельность:
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи
здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел.
- спортивные праздники.
- занятия в спортивных секциях.
- туристические походы
- классные часы и беседы, коллективно-творческие дела
- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими здоровый образ жизни.
- составление и следование здоровьесберегающему режиму дня- учебы, труда и отдыха
- организация коллективных действий на свежем воздухе.
Природа - наш дом (экологическое воспитание)
Внеурочная деятельность:
Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел.
- экскурсии в краеведческий музей.
- классные часы и беседы.
- встречи-беседы с учеными, изучающими природу.
- ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия.
- забота о живых существах.
- участие в работе экологических организаций.
Мир глазами художника (эстетическое воспитание)
Внеурочная деятельность:
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел
(мероприятий)
- посещение театральных представлений, концертов.
- классные часы, беседы.
- занятия в творческих кружках- опыт самореализации в художественном творчестве.
- встречи-беседы с людьми творческих профессий.
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.
- участие в художественном оформлении помещений.
- опыт следования идеалам красоты, жестов, поступков.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности
-нравственное развитие и воспитание обучающих на ступени начального общего образования
осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными
учреждениями по месту жительства.
При работе могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- участие представителей общественных организаций и объединений в проведении отдельных
мероприятий (с согласия обучающихся и их родителей).
- реализация педагогической работы указанных организаций м объединений с
обучающимися в рамках отдельных программ.
- проведение совместных мероприятий по направления духовно-нравственного развития и
воспитания.
Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей обучающихся- один из самых действенных факторов их
духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет
собой один из важнейших компонентов, формирующий нравственный уклад жизни ученика.
Одним из ключевых направлений программы является повышение педагогической культуры
родителей. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43, Конституции Российской
Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации , статьях 17,18,19,53 Закона
Российской Федерации «Об образовании»
Знания получаемые родителями должны быть востребованы в реальных педагогических
ситуациях и открывать им возможности активного участия в воспитательных программах.
Программы повышения педагогической культуры родителей должны отражать основные
направления духовно-нравственного развития и воспитания.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической
культуры родителей необходимо согласовывать с планом воспитательной работы
образовательного учреждения. В системе повышения педагогической культуры родителей могут
быть использованы различные формы работы:
- родительские собрания.
- родительские конференции.
- собрание-диспут.
- родительский лекторий.
- семейная гостиная.
- встреча за круглым столом.
- вечер вопросов и ответов
- педагогический практикум.
- тренинг для родителей.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования
Результат - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это
принятие может произойти:
- на словах, т.е.осознание ценностей, поступков, заявление своей позиции.
- на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках
Только при наличии второго уровня – дела - можно говорить о том, что принятие некой духовной
ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Оценивать
результаты воспитания очень сложно. Делать это надо очень осторожно, не вторгаясь во внутренний
мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира. Принятие духовных
ценностей «на словах» поддается проверке с помощью письменных диагностических работ.
Подобные работы:
- не подписываются учениками.
- оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение
сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, умение.
Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и
приемы:
- оценивается не личность, не ее качества, а только конкретные поступки , поведение в ходе
какого-либо дела.
- оценивание осуществляет сам ребенок.
- допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как
на деле проявляются те ценности , о которых он говорил с детьми.
Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственных чувств и этического сознания)
Слова
- знание главных нравственных правил, норм.
- представление о базовых российских ценностях.
- умение отделять оценку поступка от оценки человека.
- различение хороших и плохих поступков.
- умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения.
- отрицательная оценка плохих поступков: грубости , предательства и т.д.).
Дела
- избегание плохих поступков, капризов.
- признание собственных плохих поступков.
- осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей.
- защита собственной чести и достоинства.
- препятствование проявлению несправедливости.
- уважительное отношение к старшим.
- добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим.
- следование правилам вежливого, приличного поведения в школе и общественных местах.
Я – Гражданин (воспитание гражданственности, патриотизма)
Слова
- элементарные знания о законах и правилах общественной жизни.
- знание важнейших вех истории России.
- знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы традиционных российских религий.
- знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств
- отрицательная оценка нарушения порядка( в классе, на улице )
- отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми.
Дела
- осуществление чего-то полезного для своих –друзей, одноклассников.
- участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса.
- умение отвечать за свои поступки.
- препятствование нарушению порядка, закона (в пределах своих возможностей).
- недопущение оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений.
Природа – наш дом ( воспитание бережного отношения к природе)
Слова
- начальные знания о роли жизни в природе, ее развитии.
- начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы,.
- знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края.
- отрицательная оценка действий, разрушающих природу.
- умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
Дела
- самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни.
- бережное, заботливое отношение к растениям и животным.
- добровольные природоохранительные действия.
- добровольное участие в экологических проектах.
Мир глазами художника (воспитание чувств прекрасного)
Слова
- представление о красоте души и тела человека.
- умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества.
- начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России.
- проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства.
- различение «красивого» , «гармоничного» и «безобразного»
- отрицание некрасивых поступков.
Дела
- самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства
- реализация себя в художественном творчестве.
- украшение пространства своей жизни-дома, класса, школы.
- соблюдение правил этикета, опрятного внешнего вида.
- умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов.
- проявление уважения к государственным символам России.
- добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы.
Труд для себя и других (воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни)
Слова
- знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования.
- понимание особой роли творчества в жизни людей.
- отрицательная оценка лени и небрежности.
Дела
- уважение в действии к результатам труда других людей.
-стремление и умение делать что-то полезное.
- умение работать в коллективе.
- стремление к творческому, нестандартному выполнению работы.
-выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям.
- проявление настойчивости в работе - доведение начатого дела до конца.
- соблюдение порядка на рабочем месте.
В здоровом теле – здоровый дух (воспитание здорового образа жизни)
Слова
- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей.
- знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды,
его окружающей.
- знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья.
- знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения.
- отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены.
- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
Дела
- соблюдение правил гигиены и здорового режима дня.
- подвижный образ жизни.