Учебное заведение: МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Урок письма
Тема: "Склонение существительных по падежам"
Описание:
На данном уроке обучающиеся знакомятся с падежами имён существительных в процессе работы с текстом и словом. В ходе урока педагог формирует умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.
В процессе урока развивается и корригируется устная и письменная речь учащихся. Материал урока способствует воспитанию интереса, активности и любознательности
Урок письма и развития речи в 4-ом классе по теме «Изменение имен
существительных по падежам»
Учитель Бугаева Г. Г. 14 ноября 2015 г.
Тема:
Изменение слов, обозначающих предмет, по падежам (склонение)
(Повторение и обобщение изученного материала)
Цели урока:
Предметные:
- продолжить знакомство с падежами имен существительных;
-формировать умение изменять слова по падежам;
-развивать орфографическую зоркость.
Личностные:
Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать
Задачи : Обучающие: познакомить обучающихся с падежами имён
существительных в процессе работы с текстом и словом;
формировать умение изменять имена существительные по падежам, ставить
существительные в разные падежные формы.
Развивающие: развивать и корригировать устную и письменную речь
учащихся.
Воспитывающие: воспитание интереса, активности и любознательности.
Оборудование: учебник, карточка с текстом, плакат.
Ход урока
1.Организационное начало урока.
-Закройте глаза, повторяйте со мной:
"У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею
сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. Я желаю себе и всем
здоровья!
- Пусть урок принесет вам радость! Вот теперь можно и начинать. Сядьте
красиво, постарайтесь отвечать полно, работать быстро и, конечно, я просто
уверена, что вы умницы и будете стараться.
2.Сообщение темы.
- Ребята, мы сегодня продолжим изучение темы: «Изменение слов по
падежам»
3.Минутка чистописания.
Внимательно слушаем с какого звука начинаются слова: тарелка, танк, торт,
Таня.
Прописать в тетради Тт,
4.Словарная работа.
В словах поставить ударение, подчеркнуть « опасные места».
( П..сок , к..стер, арбу.., д..рога, ч..рный, р..совать, п..суда) – на доске
Проверка.
4. Этап актуализации знаний
- Настроимся на дальнейшую работу: откроем ладошки к новым знаниям и
произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать !
- Вы действительно хотите много знать?
- Ребята, а вы помните мультфильм «Зима в
Простоквашино»?
- Назовите главных героев этого мультика. (Правильно)
- Так вот к нам в гости попросился кот Матроскин, он тоже хочет много знать
(прикрепить картинку Матроскина на доску)
- Но у него такая проблема: он написал письмо родителям Дяди Федора, но
почему- то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь.
- Поможем?
У вас на столе текст, возьмите его, прочитайте (работа в парах).
Так и стал дядя Федор жить в деревня. И люди в деревня его полюбили.
Узнали люди, что он любит звери, и стали ему
разных зверюшки приносить. Дядя Федор всем помогает.
- Почему Коту Матроскину непонятен текст? ( неправильно написаны слова)
- Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы текст был
понятен? (надо подружить слова в предложении, то есть изменить их)
-А как мы это будем делать? (задавать нужные вопросы)
- Как будем ставить вопрос? Посмотрите на 1 предложение.
Какой вопрос зададим? (где?)
Возьмите карандаш, над словом напишите вопрос где?
Измените слово
Читаем 2 предложение и т.д.
Прочитаем еще раз то, что у нас получилось.
- Помогли Матроскину исправить письмо?
Ребята скажите, о чем не знал Матроскин? ( Об изменении слов по падежам)
5. Повторение и обобщение изученного материала.
- Ребята, скажите, что мы изменяли в словах? (окончания)
- Как мы его изменяли? (по вопросам)
- А в каких словах изменяли? (в словах, обозначающих предмет)
- Как в русском языке называется такое изменение окончаний в словах по
вопросам?
- Изменение по падежам или склонение.
- Кто запомнил, сколько падежей в русском языке?
- В русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов.
Давайте их назовем все вместе (называем с вопросами)
- Но почему падежи получили такие названия? Хотите узнать?
Послушайте вот такую сказку:
Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя?
Решили назвать – Именительным.
Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным .
Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он
стал Дательным.
Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его
винили, и он стал Винительным.
Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал
называться Творительным.
Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И
назвали его Предложным.
- Теперь понятно откуда произошли такие названия падежей?
Вы их запомнили? Хорошо!
-Работа на доске (прикрепить названия падежей и вопросы к ним)
6.
Физ. Минутка
(пальчиковая гимнастика)
7. Систематизация знаний
- Возьмите карточку-помощницу. Работаем в парах. Попробуйте с соседом в
этом разобраться.
Обратите внимание, что названия падежей принято писать сокращенно. У
каждого падежа есть свое слово помощник.
И.п. есть кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. любовался кем? чем?
П.п. говорил о ком? о чем?
-
Давайте, ребята, изменим по падежам слово посуда (Работа в тетради
самостоятельно)
- Проверяем.
- А сейчас мы с вами еще поучимся определять падежи в тексте и вы
наглядно увидите, как это можно сделать .
Для этого возьмите письмо кота Матроскина, и попробуйте определить падеж
выделенных слов.
Кто сможет?
Что нужно сделать сначала? (поставить вопрос и определить падеж)
Молодцы, ребята! Кот Матроскин тоже всему научился и теперь будет писать
все слова правильно. А исправленные письма можно отправить родителям
дяди Федора)
9. Итог урока. Рефлексия .
- Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Закончить урок мне хочется вот такой притчей: «Бежали две мышки по
краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а
другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра».
- И мне , ребята, хочется, чтобы вы так же , как та вторая мышка старательно
учились, добивались новых высот, а не останавливались на достигнутом.
- С каким настроением заканчиваем урок? Покажите карточку, которая
отражает ваше настроение (солнышко или тучка).
Спасибо за работу на уроке.