Напоминание

"Склонение существительных по падежам"

Автор: Бугаева Галина Григорьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104"

Населённый пункт: г.Кемерово

Наименование материала: Урок письма

Тема: "Склонение существительных по падежам"

Описание:

На данном уроке обучающиеся знакомятся с падежами имён существительных в процессе работы с текстом и словом. В ходе урока педагог формирует умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. В процессе урока развивается и корригируется устная и письменная речь учащихся. Материал урока способствует воспитанию интереса, активности и любознательности

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1928

Опубликовано 18.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Урок письма и развития речи в 4-ом классе по теме «Изменение имен

существительных по падежам»

Учитель Бугаева Г. Г. 14 ноября 2015 г.

Тема:
Изменение слов, обозначающих предмет, по падежам (склонение) (Повторение и обобщение изученного материала)
Цели урока:

Предметные:
- продолжить знакомство с падежами имен существительных; -формировать умение изменять слова по падежам; -развивать орфографическую зоркость.
Личностные:
Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать
Задачи
: Обучающие: познакомить обучающихся с падежами имён существительных в процессе работы с текстом и словом; формировать умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. Развивающие: развивать и корригировать устную и письменную речь учащихся. Воспитывающие: воспитание интереса, активности и любознательности.
Оборудование:
учебник, карточка с текстом, плакат.
Ход урока

1.Организационное начало урока.
-Закройте глаза, повторяйте со мной: "У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. Я желаю себе и всем здоровья! - Пусть урок принесет вам радость! Вот теперь можно и начинать. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.
2.Сообщение темы.
- Ребята, мы сегодня продолжим изучение темы: «Изменение слов по падежам»
3.Минутка чистописания.
Внимательно слушаем с какого звука начинаются слова: тарелка, танк, торт, Таня. Прописать в тетради Тт,
4.Словарная работа.
В словах поставить ударение, подчеркнуть « опасные места».

(
П..сок
,
к..стер, арбу.., д..рога, ч..рный, р..совать, п..суда) – на доске Проверка.
4. Этап актуализации знаний
- Настроимся на дальнейшую работу: откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу:
Я хочу много знать
! - Вы действительно хотите много знать? - Ребята, а вы помните мультфильм «Зима в Простоквашино»? - Назовите главных героев этого мультика. (Правильно)
-
Так вот к нам в гости попросился кот Матроскин, он тоже хочет много знать (прикрепить картинку Матроскина на доску) - Но у него такая проблема: он написал письмо родителям Дяди Федора, но почему- то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь. - Поможем? У вас на столе текст, возьмите его, прочитайте (работа в парах).
Так и стал дядя Федор жить в деревня. И люди в деревня его полюбили.

Узнали люди, что он любит звери, и стали ему

разных зверюшки приносить. Дядя Федор всем помогает.
- Почему Коту Матроскину непонятен текст? ( неправильно написаны слова) - Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы текст был понятен? (надо подружить слова в предложении, то есть изменить их) -А как мы это будем делать? (задавать нужные вопросы) - Как будем ставить вопрос? Посмотрите на 1 предложение. Какой вопрос зададим? (где?) Возьмите карандаш, над словом напишите вопрос где? Измените слово Читаем 2 предложение и т.д. Прочитаем еще раз то, что у нас получилось. - Помогли Матроскину исправить письмо? Ребята скажите, о чем не знал Матроскин? ( Об изменении слов по падежам)
5. Повторение и обобщение изученного материала.
- Ребята, скажите, что мы изменяли в словах? (окончания) - Как мы его изменяли? (по вопросам) - А в каких словах изменяли? (в словах, обозначающих предмет) - Как в русском языке называется такое изменение окончаний в словах по вопросам? - Изменение по падежам или склонение. - Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? - В русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов. Давайте их назовем все вместе (называем с вопросами) - Но почему падежи получили такие названия? Хотите узнать? Послушайте вот такую сказку:
Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать –
Именительным.
Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал
Родительным
. Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он стал
Дательным.
Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал
Винительным.
Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться
Творительным.
Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его
Предложным.
- Теперь понятно откуда произошли такие названия падежей? Вы их запомнили? Хорошо! -Работа на доске (прикрепить названия падежей и вопросы к ним)
6.

Физ. Минутка

(пальчиковая гимнастика)

7. Систематизация знаний

-
Возьмите карточку-помощницу. Работаем в парах. Попробуйте с соседом в этом разобраться. Обратите внимание, что названия падежей принято писать сокращенно. У каждого падежа есть свое слово помощник. И.п. есть кто? что? Р.п. нет кого? чего? Д.п. дать кому? чему? В.п. вижу кого? что? Т.п. любовался кем? чем? П.п. говорил о ком? о чем? - Давайте, ребята, изменим по падежам слово посуда (Работа в тетради самостоятельно) - Проверяем. - А сейчас мы с вами еще поучимся определять падежи в тексте и вы наглядно увидите, как это можно сделать
.
Для этого возьмите письмо кота Матроскина, и попробуйте определить падеж выделенных слов. Кто сможет? Что нужно сделать сначала? (поставить вопрос и определить падеж) Молодцы, ребята! Кот Матроскин тоже всему научился и теперь будет писать все слова правильно. А исправленные письма можно отправить родителям дяди Федора)

8. Домашнее задание (Стр.222, упр. 59) (разобрать)

9. Итог урока. Рефлексия
. - Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Закончить урок мне хочется вот такой притчей: «Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра». - И мне , ребята, хочется, чтобы вы так же , как та вторая мышка старательно учились, добивались новых высот, а не останавливались на достигнутом. - С каким настроением заканчиваем урок? Покажите карточку, которая отражает ваше настроение (солнышко или тучка). Спасибо за работу на уроке.


Яндекс.Метрика