Напоминание

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Автор: Закирзянова Лилия Фаридовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3, п.г.т. Кукмор"

Населённый пункт: Кукморский район п.г.т. Кукмор

Наименование материала: Рабочая программа

Тема: Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Описание:

1. Примерная программа начального общего образования, с учётом авторской программы образовательной системы "Перспектива" авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой "Окружающий мир", утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения (I базовый вариант). М.; "Просвещение", 2010

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=1980

Опубликовано 21.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Рабочая программа по окружающему миру

для 2 б класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год Разработала учитель начальных классов Закирзянова Лилия Фаридовна Рассмотрено на заседании ШМО рук-ль___Г.Ш.Валиуллина протокол №______ от «____»________2015 г. Согласовано зам. директора по УР __________Э.В.Антипова «_____»____________2015 г. Утверждаю директор МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» _______________Р.Д.Бариев Приказ № _______________ «_____»____________2015 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.
ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
3.
Закон Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции)
4.
Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год
5.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ (введена в действие приказом № 193/15 от 28.08.2015 г.)
6.
Примерная программа начального общего образования, с учётом авторской программы образовательной системы «Перспектива» авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения (I базовый вариант). М.; «Просвещение», 2010 Обучение ведется по учебнику: А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение», - М. : Просвещение, 2015.
Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана
на 68 часов
в год /
2 часа
в неделю.
Целькурса:
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
Задачи:
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. - воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине. -формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде. -развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира Важнейшие задачи образования в начальной школе – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях естественнонаучных дисциплин – физики, химии, географии и биологии, с позиций культурологического подхода. Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт. Включение в содержание курса компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребенка, помогает понять и принять гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия. Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие.
Учебно-тематическое планирование



темы

Тема

Количество часов
1. Вселенная, время, календарь. 15 ч
2. Осень. 18 ч 3. Зима. 16 ч 4. Весна и лето. 19 ч
Итого
68ч
Содержание курса

Тема 1.Вселенная. Время. Календарь(15 час)
Мы - союз народов России. Мы - жители Вселенной. Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звезды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. Наш «космический корабль» - Земля. Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли.Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобус
.
Время. Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки. Неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов. Сутки и неделя. Сутки и неделя – как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность. Месяц и год. Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце. Времена года. Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времен года. Явления природы. Сезонные явления. Погода. Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр – прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. Практическая работа с термометром.Экскурсия на природу. Календарь – хранитель времени, страж памяти. Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели Красные дни календаря. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно- нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.
Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции. Народный календарь. Народный календарь – сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях. Экологический календарь
.
Что такое экология. Экологический календарь – проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря.
Тема 2.Осень(18 ч)
Осенние месяцы.Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. Осень в неживой природе. Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. Звёздное небо осенью. Красота и таинственность звездного неба. Созвездия в представлениях древних и современных ученых. Созвездия Большая медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звездных картах. Легендарная история Большой Медведицы. Трава у нашего дома. Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; особенности и значение для человека. Старинная женская работа. Работа со льном в работе народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах- культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Кострома. Деревья и кустарники осенью. Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. Чудесные цветники осенью. Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. Грибы. Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. Шестиногие и восьминогие. Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. Птичьи секреты. Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. Как разные животные готовятся к зиме. Осенние изменения в жизни зверей и других животных(лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. Невидимые нити в осеннем лесу. Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.
Осенний труд. Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края. Будь здоров! Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорово го образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. Как помочь сохранить себе здоровье. Охрана природы осенью. Правила поведения в природе, направленные на сбережения растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По старинам Красной книги России.
Тема 3.Зима(16 ч)
Зимние месяцы. Народные названия зимних месяцев (в том числе народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. Зима-время наук и сказок. Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра. Зима в неживой природе. Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы.Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. Звездное небо зимой. Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе. Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе в зимнее время. Зима в мире растений. Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников. Травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. Зимние праздники. Зимние праздники в России и других странах – Рождество. Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев). Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. Растения в домашней аптечке. Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. Зимняя жизнь птиц и зверей. Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека. Невидимые нити в зимнем лесу. Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча зимы. Зимний труд. Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах. Снегозадержание на полях. Труд в зернохранилищах, овощехранилищах. Уход за домашними животными. Комнатными растениями. Будь здоров! Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Охрана природы зимой.
Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.
Тема 4.Весна и лето (19 ч)
Весенние месяцы. Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края. Весна в неживой природе. Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. Весна- утро года. Народные традиции встречи весны. Образ птицы - любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. Звездное небо весной. Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звездных картах. Весеннее пробуждение растений. Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. Чудесные цветники весной. Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. Весна в мире насекомых. Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. Весна в мире птиц и зверей. Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. Невидимые нити в весеннем лесу. Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. Весенний труд. Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов). Старинные весенние праздники. «Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ березы в культуре разных народов. Будь здоров! Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. Правила езды на велосипеде. Охрана природы весной. Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнезд для птиц. По страницам Красной книги России. Лето красное. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. Летние праздники и труд. Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. Наблюдение за изменениями в природе в летнее время.
Форма промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация для учащихся, освоивших курс окружающего мира 2 класса, проводится в виде разноуровневого теста.
Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты

Личностные результаты
 первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России и свою принадлежность к определенному этносу;  ценностные представления о своей семье и своей малой Родине, общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества;  целостное видение окружающего мира через практическое знакомство с формулой «окружающий мир - это природа, культура и человек», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах;  представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;  представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни;  представление о новой социальной роли ученика, положительное отношение к школе, учебной деятельности; о правилах школьной жизни, готовность бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, к рабочей тетради;  первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  развитие этических чувств, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;  потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе в паре, группе, со взрослыми;  установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня
Метапредметные результаты

Личностные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:  ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа»; сопереживать чувствам других людей  быть готовыми к самостоятельным действиям при выполнении практической работы  умение хранить традиции своей семьи, своей Родины;  умение видеть и наслаждаться красотой родного края; гордиться красотой своей страны; любить свою страну;  проявить интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения;
Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:  понимать и принимать учебную задачу, сформулировать совместно с учителем;  сохранять учебную задачу урока;  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;  планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);  фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам /неуспехам;  оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:  включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;  формулировать ответы на вопросы;  слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;  договариваться и приходить к общему решению;  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;  понимать и принимать задачу совместной работы(парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного материала.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации ;  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее - ИТК) для решения коммуникативных и познавательных задач;  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;  моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Предметные результаты
 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
 сформировать уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  освоение доступных способов изучения природы и общества; развитие навыка устанавливать и выявлять причинно – следственные связи
Система оценивания

Нормы оценок по окружающему миру

Оценка "5"
ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4"
ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3"
ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2"
ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не cправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Оценивание тестов: Баллы Степень выполнения задания «2» Выполнено 40 % предложенных заданий «3» Выполнено 41- 60 % предложенных заданий «4» Выполнено 61-80 % предложенных заданий «5» Выполнены 81 -100% предложенные задания
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для учителя

1. А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение», -М. : Просвещение, 2014. 2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова, Е.В.Мартинкова, Ю.В.Саркисян, А.Е.Костыкова. Окружающий мир. Методические пособие с поурочными разработками. 2 класс, Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - М.: Просвещение, 2013
Литература для учащихся
1.А.А.Плещаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 класса; В 2 частях. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение», - М. : Просвещение, 2014 2.А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение», -М. : Просвещение, 2014.
Наглядное пособие
Серия катринок «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», М., «Издательство ГНОМ и Д», 2009 год
Электронные ресурсы
Электронное приложение к учебнику А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Окружающий мир. ( DVD) Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение» - М. : Просвещение, 2014год.
Календарно-тематическое планирование



урок

а

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

Примечание

план

факт

Тема 1. Вселенная, время, календарь(15ч)
1. Мы — союз народов России. Нахождение на карте России, субъекта РФ, в котором находится город (село) и школа. Определение самого важного и интересного в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделирование ситуации общения игровых кукол на разных языках. 2.09
Высказывание суждений о роли русского языка в РФ. 2. Мы — жители Вселенной. Определение по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализ схемы в учебнике и рассказ по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определение по схеме в учебнике числа планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения. Сравнение размеров планет. Перечисление небесных тела в порядке увеличения их размеров. Узнавание небесных тел по описанию. 7.09 3 Входная контрольная работа Выполнение входной контрольной работы. 9.09 4 Работа над ошибками. Наш «космический корабль» — Земля. Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом. (стороны горизонта, компас, глобус – модель Земли) Нахождение на фотографиях в учебнике и на местности линии горизонта. Анализ схемы в учебнике и нахождение способа определения сторон горизонта по Солнцу. Определение по схеме способа обозначения сторон горизонта, применение его, заполнение схемы в рабочей тетради. Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички Работа по глобусу. 14.09 5. Время (настоящее, прошлое, будущее) По рисункам учебника определение настоящего, прошлого и будущего. Работа в рабочих тетрадях. Расположение единиц измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения). Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнение достоинств и недостатков различных 16.09
видов старинных часов. 6. Экскурсия в музей. Наблюдение за окружающей природой, строениями в районе школы. 21.09 7. Сутки и неделя. Работа по учебнику. Объяснение причины смены дня и ночи. Моделирование смены дня и ночи с помощью схемы- аппликации. Участие в дидактических играх « Сутки», « День и ночь». Придумывание сказочных объяснений смены дня и ночи, иллюстрирование. Нахождение в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определение количества дней в неделе. Последовательность дней в неделе. Составление фоторассказа о своей жизни за неделю. 23.09 8. Месяц и год. Прослеживание по схеме изменения облика Луны в течение месяца и объяснение причины этого явления; моделирование смены лунных фаз в виде схемы- аппликации. Устанавливание связи между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени — месяц. Придумывание сказочного объяснения изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывание народных загадок, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Работа в паре, выстраивание правильной последовательности месяцев года, осваивание старинного способа определения количества дней в каждом месяце, осуществление взаимопроверки. 28.09 9. Времена года. Рассматривание изображения годового круга, поиски 30.09
причины, по которой художник изобразил годовой круг разноцветным. Определение цветов, характерных для каждого времени года. Сравнение своих ответов с тем, что изображено на фотографиях учебника (с. 28). 10. Погода (практическая работа с термометром). Рассмотрение термометра, их устройства, выяснение назначения каждого из видов термометров, найти разницу в градуировке их шкал. Выполнение практической работы: определение температуры воздуха в классе и на улице, а также температуры в сосудах с нагретой водой и водой комнатной температуры. 5.10 11. Погода. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Оказание первой медицинской помощи. 7.10 12. Календарь — хранитель времени, страж памяти. Понимание условности начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, нахождение в календаре даты своего рождения и дни рождения своих близких. Краткая характеристика содержания общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. Составление рассказа о любимом празднике. Выполнение заданий в рабочих тетрадях. 12.10 13. Красные дни календаря. 14.10 14. Народный календарь. 19.10 15. Экологический календарь. Обобщающий урок по разделу «Вселенная, время, календарь». Понятие задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимости охраны природы. Участие в охране природы, использование в своей деятельности посильные способы охраны природы. 21.10
Тема 2. Осень (18 ч)
16. Осенние месяцы. Нахождение осенних признаков явлений природы и 26.10
указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев. Описание красоты осенней природы в произведениях искусства. Выполнение заданий в рабочих тетрадях. 17. Осень в неживой природе. Рассмотрение зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности. Усвоение названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.). Наблюдение за изменениями погоды. 28.10 18. Народные праздники в пору осеннего Равноденствия. Название общего свойства праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл— благодарность природе. Творческое проявление благодарности природе в условиях современной жизни. 9.11 19. Звёздное небо осени. Работа по учебнику. Изучение звезды, как и Солнца, — сгустки раскаленных газов. Сравнение: что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые. Создание представления о созвездиях Большой Медведицы и Лебеди и древнегреческие мифы о них. 11.11 20. Трава у нашего дома. Раскрытие причин пожелтения травы осенью. Распознавание трав с помощью атласа-определителя, их различия. 16.11 21. Старинная женская работа. Название последовательности трудовых операций в работе со льном. 18.11
Работа по учебнику и рабочим тетрадям. 22. Деревья и кустарники осенью. Ориентиры местности. Усвоение причин листопада. Знакомство с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России. Работа с атласом-определителем и дополнительной литературой. 23.11 23. Чудесные цветники осенью. Работа с атласом-определителем и дополнительной литературой. Усвоение названий цветов в цветниках города. Проектная работа: «Укрась город цветами». 25.11 24. Осенняя прогулка. Выявление сезонных изменений в природе, запись в дневник наблюдений. 30.11 25. Грибы. Раскрытие понятия о грибах, как особом царстве живой природы. Рассмотрение строения гриба. Отличие съедобных грибов от несъедобных и ядовитых. 2.12 26. Шестиногие и восьминогие. Отличие насекомых от паукообразных; этапы развития бабочек и стрекоз. Работа по учебнику и рабочим тетрадям. 7.12 27. Птичьи секреты. Изучение по учебнику причин, по которым перелетные птицы покидают родные края. Различие перелетных и зимующих птиц. 9.12 28. Как разные животные готовятся к зиме. Работа по учебнику, ответы на вопросы. Подготовка рассказа о животных: «Какие изменения происходит в жизни животных с наступлением зимы». 14.12 29. Невидимые нити в осеннем лесу. Ознакомление с взаимосвязями между растениями и животными в осеннем лесу. Подбор примеров невидимых нитей взаимосвязи в осеннем лесу. 16.12
30. Осенний труд. Работа по учебнику, ответы на вопросы. Рассмотрение по иллюстрациям и составление рассказа о видах работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными. Подбор примеров проявления заботы о животных накануне предстоящей зимы. 21.12 31. Будь здоров! Правила здорового образа жизни в осенний период. Раскрытие правил здорового образа жизни в осенний период. Объяснение товарищу правил двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Контроль во время игры свое поведение по отношению к сверстникам. Соблюдение правил, предусмотренных игрой. 23.12 32. Охрана природы осенью Раскрытие правил сбора грибов, ягод, орехов. Пересказ правил поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. 11.01 33. Проектное задание составить фоторассказ об осенней прогулке. Обобщающий урок по разделу «Осень» Фоторассказ об осенней прогулке. Выполнение тестирования по разделу. 13.01
Тема 3. Зима (16 ч)
34. Зимние месяцы Нахождение признаков зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев. Описывание красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка. 18.01 35. Зима- время науки и сказок Подготовка рассказа о зимних народных приметах на погоду. 20.01
Объяснение, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость. Рассказ о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. 36. Зима в неживой природе Понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед. Рассказ о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем. 25.01 37. Звездное небо зимы Нахождение на звездном небе зимой Большой и Малой Медведицы и Полярной звезды. Ориентирование по Полярной звезде. 27.01 38. Зима в мире растений Работа по учебнику и рабочим тетрадям. Изучение способов определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. 1.02 39. Зимние праздники Изучение особенностей народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России. Понимание, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. Разбор схемы изготовления елочной игрушки и изготовление ее своими руками. 3.02 40. Растения в домашней аптечке Изучение названий нескольких лекарственных растений и определение, какие части их используют для лечения. Рассказ о лекарственных растениях в домашней аптечке, приведение примеров использования их 8.02 41. Изучение лекарственных растений. Практическая работа 10.02
лечебных свойств в домашних условиях. 42. Зимняя жизнь птиц и зверей Усвоение образа жизни и питания зимующих птиц. Изучение зимнего образа жизни зверей, не впадающих в спячку. 15.02 43. Невидимые нити в зимнем лесу Изучение взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу. Приведение примеров невидимых нитей в зимнем лесу. 17.02 44. Зимняя экскурсия 22.02 45. В феврале зима с весной встречается впервой Приготовление подарка старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбор веселой забавы для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. 24.02 46. Зимний труд Понимание социально-нравственного значения зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста. Изучение особенностей ухода зимой за растениями и животными. Понимание необходимость поддерживать порядок на улице. Выращивание в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. 29.02 47. Будь здоров! Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Выполнение правил здорового образа жизни в зимний период. Объяснение товарищу правил 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Контролирование во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренных игрой. 2.03 48. Охрана природы зимой Соблюдение правил охраны чистоты во время 7.03
прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Изучение особенностей жизни зимой 2—3 диких животных. 49. Обобщающий урок по разделу «Зима» Нахождение признаков зимы, применение полученных знаний. 9.03
Тема 4. Весна и лето (19 ч)
50. Весенние месяцы Нахождение признаков весенних явлений природы и указание на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев. Описывание красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка. Проведение наблюдений за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая. 14.03 51. Весна в неживой природе Объяснение причин потепления весной. Усвоение даты весеннего равноденствия и основных весенних природных явлений. Продолжение работы по наблюдениям за погодой. 16.03 52. Весна- утро года Объяснение, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы. Нахождение общего и различного в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия. Изготовление игрушечной птицы в любой технике и из любого материала (по выбору). 21.03 53. Звездное небо весной Знание положения весной созвездий Большой 23.03
Медведицы, Малой Медведицы; нахождение созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. 54. Весеннее пробуждение растений Рассказ о весенних раннецветущих растениях. Названия весенних цветов. 4.04 55. Чудесные цветники весной Названия культурных растений весенних цветников. Нахождение их в атласе-определителе. Стремление самому участвовать в создании таких цветников. 6.04 56. Посев семян цветов. Практическая работа 11.04 57. Весна в мире насекомых Восхищение красотой бабочек. Понимание полезности пчел, ос, шмелей и муравьев; Понимание взаимосвязи насекомых и птиц. 13.04 58. Весна в мире птиц и зверей Работа по учебнику, ответы на вопросы, выполнение заданий в рабочих тетрадях. 18.04 59. Невидимые нити в весеннем лесу Изучение взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу. Приведение примеров невидимых нитей в весеннем лесу. 20.04 60. Весенняя экскурсия Наблюдение за природой. 25.04 61. Весенний труд Различие особенностей весеннего труда у женщин и мужчин в старину. Объяснение значений пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою». 27.04 62. Старинные весенние праздники. Итоговая комплексная работа. Произношение народных благопожеланий детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе. Оформление рамочки для фотографий своей и друга. 2.05 63. Будь здоров! Правила здорового образа жизни в весенний период. Выполнение правила здорового образа жизни в весенний период. Умение контролировать во время 4.05
игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренных игрой. 64. Охрана природы весной Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусори т. д.). 9.05 65. Лето красное Нахождение признаков в летних явлениях природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев. Описывание красоты летней природы и произведений искусства. Составление загадок о старинных орудиях труда. Перечисление летних даров природы своего края. 11.05 66. Летние праздники и труд Обобщающий урок по разделу «Весна и лето». Выполнение проверочной работы. 16.05 67. Итоговая промежуточная аттестация. Разноуровневый тест. Применение полученных знания при выполнении проверочной работы. 18.05 68. Работа над ошибками. Повторение изученного за год. 23.05

Итоговая работа для промежуточной аттестации
Разноуровневый тест.
Задания базового уровня

1.Как называется планета, на которой ты живёшь?
А) Венера; Б) Земля; В) Нептун.
2.Выбери полное имя нашей страны?
А) Россия; Б) Российская Федерация; В) Союз Советских Социалистических Республик.
3. Допиши предложение:
Государственные символы Российской Федерации -_________________________
4.Определи цвета флага Российской Федерации?
А) Белый, синий, красный. Б) Белый, зелёный, красный. В) Белый, синий, розовый.
5.Выбери верное утверждение:
К природе относится … А) всё, что нас окружает; Б) всё, что нас окружает и не сделано руками человека; Г) всё, что сделано руками человека.

6.Что необходимо растениям и животным для жизни?
А) Воздух, вода; Б) Солнце, вода; В) Солнце, воздух, вода.
7.В чём отличие объектов живой природы от неживой?
А) Дышат, питаются; Б) Растут, размножаются, умирают. В) Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.
8.Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?
А) Луна; Б) Солнце; В) Звёзды.
9.Что такое погода?
А) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Б) Сочетание осадков, ветра. В) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков.
10.Почему птицы осенью улетают на юг?
1.Затяжные дожди; 2.Исчезли насекомые; 3.Нет обилия плодов, семян; 4.Увядание трав; 5.Замерзание водоёмов.
11.Что такое зодиак?
1.Пояс из созвездий, по которому в течение года движется Солнце. 2.Наиболее яркие, заметные на тёмном небе созвездия; 3.Созвездия, которые видны только один месяц в году?
12.Что воздух не загрязняет?
1.Костёр; 2.Растения; 3. Отходы промышленного производства.
13. Определи, у каких растений один твёрдый, древесный ствол – стебель
. 1.Травы; 2.Кустарники; 3. Деревья.
Задания повышенного уровня

14.Что называют невидимыми нитямив природе?
1. Корни деревьев; 2.Паутина в лесу; 3.Связи в природе.
15.Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных?
1) Энциклопедия; 2) Красная книга; 3) Учебник «Окружающий мир».
Критерий оценивания итоговой работы
За каждый правильный ответ 1 балл. «2» - от 3 до 6 баллов
«3» - от 7 до 9 баллов «4» -от 10 до 11 баллов «5» -от 12 до 15 баллов Баллы Степень выполнения здания «2» Выполнена 40% предложенных заданий «3» Выполнена 41-60% предложенных заданий «4» Выполнена 61-80% предложенных заданий «5» Выполнена 81-100% предложенных заданий


Яндекс.Метрика