"Повышение эффективности уроков физкультуры за счет оргдиалога"
Автор: Пыткова Наталья Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СШ №11"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Повышение эффективности уроков физкультуры за счет оргдиалога"
Описание:
В мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение, а движение может заменить все лекарства мира. Тема занятия: "Техника игры в баскетбол".
Цель: Совершенствование умений и навыков ведения, передачи мяча сверху и снизу, броски с разного расстояния.
Ожидаемый результат: каждый учащийся
1) припоминает – ведение, передачи, броски мяча
2) знает правильность выполнения ведения мяча левой, правой, попеременно; передачи сверху- снизу ; броски с точек (3+5+3,с добиванием об щит из 5 раз).
3) умеет находить ошибки, устранять и применять технические элементы в игровых условиях
4) умеет планировать не усвоенное на уроке, доработать самостоятельно.
за счет оргдиалога
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №2 города Ачинска
Наталья Викторовна Пыткова
В мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение, а движение
может заменить все лекарства мира. Моя задача состоит в том , чтобы вселить в
ребенка уверенность, что от него зависит решения проблем и достижения успеха.
Больше думаю, как построить занятия, чтобы создать условия для развития
личности ребенка, обеспечить эмоциональное благополучие, приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям, мотивировать учащихся к
познанию и творчеству. Для чего учить? Чему учить? Учить только правильной
технике спортивных упражнений или формировать умение управлять состоянием
своего здоровья? И то и другое очень важно, хорошая техника - эта основа
двигательной культуры человека, а оптимальная двигательная активность - это
здороье, это будущее молодого человека, его жизненные планы.
При планировании данного урока я выделила
в содержании учебного материала
объект прочного усвоения, т.е. самое главное, существенное.
Это позволило мне
четко определить, что к концу занятия должен знать, уметь каждый ребенок.
Тема занятия : «Техника игры в баскетбол».
Цель: Совершенствование умений и навыков ведения, передачи мяча сверху и
снизу, броски с разного расстояния.
Ожидаемый результат: каждый учащийся
1) припоминает – ведение, передачи , броски мяча
2) знает правильность выполнения ведения мяча левой, правой, попеременно;
передачи сверху- снизу ; броски с точек (3+5+3,с добиванием об щит из 5 раз).
3) умеет находить ошибки, устранять и применять технические элементы в
игровых условиях
4) умеет планировать не усвоенное на уроке , доработать самостоятельно.
Структуру урока я определяла под фазы процесса усвоения знаний (восприятие,
припоминание, осознание, осмысление, запоминание, применение). Методика и
выбор средств сообщения знаний на уроке могут быть самыми разнообразными.
Они зависят от подготовленности школьников, наличия оборудования, от
изучаемой темы. Какие бы методические приемы ни применялись на занятиях,
главным и непременным условием является повышение заинтересованности
учащихся в приобретении знаний, формирование у них желания узнать
подробности изучаемого явления или действия, активизация применения
полученных знаний в практической деятельности.
Некоторые методы формирования знаний у школьников пока не вошли в арсенал
общепринятых. Это так называемые исследовательские и проблемные методы.
Суть их на уроках физической культуре заключается в том, что я ставлю перед
учениками такие вопросы, которые активизируют мышление, самостоятельно
приобретают и опробируют знания на практике. В ряде случаев школьники сами
показывают товарищам, как надо выполнять то или иное упражнение,
одновременно объясняя свои действия и их целесообразность, а также выявляя
ошибки товарищей. Вопросы к ученикам, поставленные во время урока, могут
касаться теории, методов овладения новыми движениями. Такой подход
пробуждает интерес к изучаемой на уроке теме, развивает мышление,
любознательность. Ответы на вопросы учителя, анализ своих ошибок и ошибок
товарищей приучают школьников к критическому осмыслению своей
повседневной двигательной деятельности.
1 этап – припоминание: Извечный дефицит времени заставляет искать
новые формы оптимизации усвоения материала. С этой целью я попыталась
включить технические приемы в каждую часть занятия. После объявления задач
урока ученик берет мяч, с которым и проводится вся разминка в движении в
колонне по одному.
На данном этапе учащимся была предложена разминка;
для выработки умения вести мяч на большей скорости и ориентироваться в
пространстве я использую ряд специальных упражнений. Систематическое
использование специальных упражнений не только развивают у занимающихся
физические качества, но и ускоряют процесс усвоения технических приемов
баскетбола:
Ведение мяча по кругу (3 левой, 3 правой рукой);
Ведение с изменением направления, два шага с броском (змейка);
Попеременное (левой-правой) ведения мяча по диагонали, два шага с
броском;
Ведение мяча по кругу с броском (броски в 6 колец левой, правой
рукой).
Используя эти упражнения в разных сочетаниях (перечень их может быть
значительно увеличен), я не только подготавливаю учащихся к предстоящей
работе, но и знакомлю их с отдельными техническими приемами или закрепляю
уже известное им. Таким образом , разминка естественно переходит в основную
часть занятия.
Владея мячом 10-15 минут больше, чем обычной разминке, учащиеся быстрее
овладевают «чувством мяча», у них лучше развивается ловкость и координация
движений. Сами упражнения вызывают большой интерес своим
разнообразием и сложностью выполнения. Конечно, не все занимающие с
одинаковой легкостью усваивают движения. Требующие ловкости и
координации. Но, во-первых, ошибка одного ребенка никому не мешает, так как
он работает с мячом самостоятельно. Во-вторых, сложным упражнениям
предшествуют простые - подготовительные
2 этап – восприятие и осмысление нового материала: на данном этапе
учащимся было предложено выполнить броски
из различных положений и расстояния:
Броски с 3-х метров ,(3раза);
Броски со штрафной линии, (5раза);
Броски с 3-х очковой линии, (3раза);
Два шага с броском, с 3-х сторон
(3раза с каждой стороны);
Игра об щит с добиванием мяча в
кольцо (из 5 раз).
Эти упражнения выполняются фронтальным
способом, на них можно отвести 10-12 минут.
Все эти упражнения развивают физические качества и позволяют лучше
почувствовать мяч, обращаться с ним на «ты».
Использование предлагаемых упражнений в различных довольно скоро дает
ощутимые результаты: занимающие начинают уверенно для своего возраста
владеть в движении и ориентироваться в игровых ситуациях.
3 этап – применение:
Занимающие делятся на 2 равные по подготовленности команды и играют в
баскетбол. Продолжительность игры регламентируется( 4,5.7 и т.д.)
Перед началом игры дается установка на применение изученных технико-
тактических действий без каких-либо ограничений: использовать сильные свои
стороны и слабые – соперника. Между таймами они выполняют командами
броски со штрафной линии в кольцо соперника 10 попаданий, разница бросков
плюсуется к основному счету. Побеждает команда, набравшая наибольшее
количество очков по окончанию игры. .
4 этап – рефлексия: Подведение итогов занятия.
По итогам игры следует отметить наиболее ценных игроков и лидеров в
группе,предлагаю обсудить в командах, что сегодня получилось, и какие
затруднения в выполнении упражнений были на занятии.
Каждый ученик использует для расслабления и отдыха после напряженной
мышечной работы психорегуляцию: упражнения в чередовании расслабления и
напряжения для восстановления дыхания, переключения на другую
деятельность.
«Прогибание туловища». И.п.- лежа на животе, ладони, на уровне плеч.
С медленным вдохом поднять голову, туловище и плечи, прогнуться
назад, не отрывая живот от поверхности пола. Задержав дыхание,
удерживать положение прогиба назад от5 до 15 сек., после чего медленно
выдыхая, вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.
«Стойка на одной». И.п.- о.с. Согнув правую ногу в колене, упереть стопу
во внутреннюю часть бедра, руки вверх, соединив ладони.
Продолжительность позы 30-60 сек, после чего, вернуться в и.п.,
повторить задание, сгибая в колене левую ногу.
Предложенные упражнения, при условии их систематического выполнения,
позволяют укрепить нервную систему и избежать многих осложнений.
Систематическая работа над своими эмоциями дает возможность
совершенствовать положительные черты характера, смотреть без страха на
встречающиеся трудности и преодолевать их без эмоциональных всплесков,
которые вредно отражаются на психике человека.
На уроках физической культуры у учащегося должны формироваться умение
использовать полученные знания на практике. Если этого не происходит,
передаваемые ученикам знания становятся для всех них не более чем простым
набором забываемых упражнений, сведений и фактов. От класса к классу объем
необходимых ученику знаний постоянно расширяется, знания становятся глубже.
Одновременно усложняются и двигательные действия, которыми предстоит
овладеть школьникам.
Проведение заданий в данной логике позволили сформировать здоровый образ
жизни у 52% учащихся и повысить качество обученности на 10 %.
Если учащиеся будут выходить из стен школы с достаточным объемом знаний,
со сложившимися положительными отношением к физической культуре и
потребностью к ежедневным занятиям, это будет лучшим подтверждением, что
знания по физической культуре усвоены школьниками достаточно прочно.