Напоминание

"Курс "Детская риторика" как составляющая часть системы внеурочной деятельности школы"

Автор: Чудайкина Юлия Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №18 имени Героя Советского Союза В.А. Гнедина"

Населённый пункт: Калтанский городской округ

Наименование материала: выступление на ГМО учителей начальных классов

Тема: "Курс "Детская риторика" как составляющая часть системы внеурочной деятельности школы"

Описание:

В данном материале представлен опыт работы по изучению курса "Детская риторика" автора Т.А. Ладыженской на занятиях внеурочной деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2076

Опубликовано 30.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Калтанского городского округа
Курс «Детская риторика» как составляющая часть

системы внеурочной деятельности школы
(из опыта работы) Составила: Чудайкина Юлия Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «ООШ №18 имени Героя Советского Союза В.А. Гнедина» Калтанский городской округ 2012
Уважаемые коллеги, доброе утро! Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту чужих рук. Подумайте, в каком настроении находится ваш сосед, насколько комфортно ему сейчас. Посмотрите в глаза своего собеседника, улыбнитесь ему и настройтесь на работу. Вот сейчас я вижу заинтересованные лица. Значит, не зря применила один из риторических приёмов, используемых для привлечения внимания слушателей. И, конечно, как вы правильно поняли, речь в моём выступлении пойдёт о риторике, а вернее, о курсе «Детская риторика», который введён в систему внеурочной деятельности нашей школы. Но начнём, пожалуй, мы не с неё, а с самих себя! Вы, вероятно, в жизни не раз слышали правильную, красивую речь. Как красив человек, который умеет говорить! Правильная речь - это не только умение владеть богатством языка, это ещё и возможность управлять своим голосом, использовать его богатый диапазон. Давайте потренируем своё дыхание, голос, дикцию. Упражнение 1. "Свеча" Вы представляете, что перед вами горящая свеча, пламя которой нужно не погасить, а направить горизонтально! Вам нужно дуть очень-очень осторожно! Тем самым вы пробуете "выдуть" весь запас воздуха из лёгких, а далее обновить его, то есть вдохнуть снова. Но пламя вашей свечи должно принять горизонтальное положение при одном выдохе! Потяните его как можно дольше! Выполняя это упражнение, мы работаем над своим дыханием, чтобы при выступлении нам не приходилось говорить "взахлёб", что очень затрудняет понимание. Упражнение 2. "Бабушка Яга" Это упражнение на тренировку силы голоса. Мы вслух читаем четверостишие, но при этом меняем громкость (как будто регулируем звук по телевизору):
Мы бродили тёмным бором
(спокойным голосом)
Мы спросили дружным хором:
(намного громче)
"Дома ль Бабушка Яга?"
(совсем громко, крик)
Бор ответил нам:
(тише, как вторую строку)
"Ага!"
(громче, как третью строку). Этим упражнением мы можем добиться очень большой гибкости голоса, что улучшит вашу речь, окружающие смогут вас лучше понимать, да и вообще человек с твёрдым голосом может многого достичь!
Упражнение 3. "Скороговорки" А это упражнение вам, надеюсь, не в диковинку! Вы, конечно, знаете скороговорки и умеете их произносить! Они нужны для улучшения нашей дикции, для отработки произношения отдельных звуков. Сначала нужно прочитать скороговорку медленно, вдумчиво, а потом быстрее и быстрее. Попробуйте "перегнать" коллег, но не забывайте о качестве!
Об коряги корабль все борта покорябал.

И в туманный лиман Вы манили меня?

В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира.

И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Это только маленькая часть тех упражнений, которые можно делать на уроке риторики, работая над собой! Но вы знаете, результат достигается лишь в том случае, если мы работаем регулярно! Так что можете упражняться ежедневно! А сейчас несколько слов о значении в школьной программе такого предмета как риторика. Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, начиная с США и заканчивая Японией, специальная речевая подготовка включена в систему обязательного образовательного минимума. Именно в этих странах известное утверждение Наполеона «Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает» давно и основательно проверено жизнью. И если в Древней Греции за обучение речевому мастерству учителя риторики получали обычную плату, то в наше время такой известный предприниматель, как Джон Рокфеллер, считал необходимым «за умение общаться платить гораздо больше, чем за любой другой товар». Иными словами, владеть искусным Словом сегодня уже не только престижно, но и экономически выгодно. Такое Слово наряду с хорошей профессиональной подготовкой – основа делового и личностного успеха. Однако ни один из традиционных предметов российского образования специально не учит речи, и многие ученики, хотя в целом и владеют лингвистическими понятиями, грамотны, но зачастую затрудняются общаться в разных речевых ситуациях и в школе, и вне неё. Среди причин, послуживших возрождению риторики, М.Р. Львов называет такие:  осознание роли речевых умений каждого члена общества;
 падение интереса к изучению сухих, далёких от потребностей жизни грамматико- орфографических курсов в общеобразовательной школе, не обеспечивающих умений общаться;  успехи целого созвездия наук об общении. Эти науки имеют прямой выход к риторике. В настоящее время риторика как учебный предмет включена в школьный курс обучения. Разработаны программы по риторике с 1-го по 11 классы, выпущены учебники, которые прошли опытную проверку и получили широкое признание учителей и учеников. В результате учебник по «Детской риторике» Т.А. Ладыженской и других авторов для начальной и средней школы включены в Федеральный план Министерства Образования России с грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». Надеюсь, что убедила вас в необходимости введения предмета риторики в учебный план школы. А начиная курс риторики с первого года обучения в школе, составители учитывали благоприятный для развития дара слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи, когда они эмоциональны, любят играть, легко входят в различные речевые роли. Именно поэтому с 2011 учебного года в первых классах нашей школы один раз в неделю проходит внеурочное занятие «Риторика». Цель курса – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. В структуре можно выделить два блока: 1 блок – «Общение», которые даёт представление о сущности общения, о компонентах коммуникативной ситуации. Сведения этого блока развивают умения ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. 2 блок – «Речевые жанры» даёт сведения о тексте, его признаках, особенностях, о типологии текстов, о речевых жанрах как разновидностях текста. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те, которые существуют в реальной речевой практике: просьба, пересказ, вежливая оценка, объявление и другие. В основе всякого обучения лежит общение, поэтому риторика как практико – ориентированный курс помогает решить задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям «информационного общества, инновационный экономики», что соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе, как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений, школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. Ещё раз повторюсь, что курс риторики в школе – сугубо практический. И если мы хотим научить эффективному общению, то на занятиях дети должны как можно больше сами говорить и писать. Сразу вспоминаются слова великого российского филолога, академика Д.С. Лихачёва «Чтобы ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать». Занятия по риторике имеют свою организационную специфику. Большая часть времени уделяется риторическому анализу устных текстов, риторическим задачам и риторическим играм. Например, на занятии по теме «Знакомые незнакомцы» предлагаю такие риторические задания:
1. «Отгадай слово по его толкованию».
– Место, где приготовляют и продают лекарства. (Аптека.) – Детеныш собаки. (Щенок.) – Фрукты, ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.) – Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж.) – Лиственное дерево с белой корой. (Береза.) – Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд.)
2. «Кто заметит непонятное слово?»
Каждому ученику дается лист с отрывками из известных произведений. – Читаем отрывки из популярных детских произведений и называем непонятные слова, затем выясняем значение этих слов: а) «А лихие обезьяны Подхватили чемоданы И скорее со всех ног Наутек. И акула Увильнула, Только хвостиком махнула. А за нею каракатица – Так и пятится, Так и катится».
(К. Чуковский) б) «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому». (Русская народная сказка «Лиса и заяц».) в) «Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана: – Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец? Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме. – Очень нужно мне раскаиваться! Не дождетесь…» (А.Н. Толстой) г) «Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса…» (К. Чуковский) КАРАКАТИЦА – это морское малоподвижное животное, выделяющее красящее вещество чернильного цвета. ЛУБЯНАЯ – сделанная из луба, т.е.коры липы или некоторых других лиственных деревьев. ЧУЛАН – помещение в доме, служащее для хранения вещей, продуктов. ВАКСА – черная мазь для чистки обуви. На занятии по теме: Роль несловесных средств при устном общении (слово, мимика, жест, поза, голос) была предложена риторическая задача: Вспомните русскую народную потешку «Идёт коза рогатая». Расскажите её, используя все средства общения: мимику, жесты, позу, слова, голос. Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьёт, Забодает, забодает, забодает! На занятии по теме «Текст – что это такое» было предложен

Риторический анализ с элементами задачи.
– Выполним задание. Найдите в этой записи два маленьких стихотворения на разные темы. Прочитаем каждое из них. О ком или о чем говорится в каждом? Запишите на оставленных строчках обе темы.
Винегрет
– Ну, ребята, как делишки? – Хорошо! – кричат мальчишки. – Есть ли новости у вас? – Есть! – и начали рассказ. – Ходил я в цирк не так давно. – А я на речке был. – Как было весело, смешно! – Разделся и поплыл. – Нахохотался я до слез. – И вдруг пошел ко дну. – Там пес кота в коляске вез. – И закричал: «Тону!» – Там клоун был без головы. – А тут ребята шли. – Играли в мяч морские львы. – Они меня спасли. (А. Шибаев) Кроме запланированного программного материала в ход занятия включаются сквозные, необязательные на каждом занятии: упражнения для развития дыхания, речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики, ортологические разминки – упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных норм литературного языка, импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную речь. Эти сквозные виды работ обеспечивают формирование определённых умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах. В заключение позвольте привести слова Д.С. Лихачёва: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».

Используемая литература:
Т.А Ладыженская М.:Баласс 2010 г “Детская риторика. В рассказах и рисунках” Учебник для 1 класса Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г “Уроки риторики в школе» Книга для учителя Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя


Яндекс.Метрика