Особенности самосознания детей с русско-цыганским билингвизмом.
Автор: Клевакова Юлия Александровна
Должность: учитель-дефектолог, логопед
Учебное заведение: МБОУ "Новинская школа"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности самосознания детей с русско-цыганским билингвизмом.
Описание:
Статья кратко и ёмко рассказывает о наблюдениях и опыте работе с детьми с русско-цыганским билингвизмом с точки зрения их социализации и мироощущения. Статья не претендует на истинность и константность, данные в ней сугубо эмпирического характера.
Клевакова Юлия Александровна
Учитель-дефектолог, логопед
МБОУ «Новинская школа»
Особенности самосознания детей с русско-цыганским билингвизмом.
Самооценка: самооценка детей цыган складывается из нескольких составляющих. Как к
нему относятся дома, как относятся сверстники и какой успех у ребенка в школе. Из-за
большого количества детей в семье ценность одного ребенка, как правило, снижается. Он
является одним из, своих личностных особенностей для мамы он не имеет, поэтому
воспринимает себя он так же – частью чего- то и чем меньше на него обращают внимания,
заботятся, тем меньше соответственно у него самооценка.
Отношения сверстников к себе больше всех важнее, т.к их жизнь заключается в проживании
жизни всего табора, а значит лиц, которые в этот табор входят. Чем больше тебя там уважают,
чем ближе ты находишься к лидеру табора и уважаемым семьям, тем увереннее себя
чувствуешь. И что заметно, то сила и уверенность проявляется только коллективно. Отсюда
происходят частые конфликты с русскими детьми, где практикуется стенка на стенку.
Отношения в школе: Детям – цыганам важен успех на уроке и в учебе. Им важно, чтобы
они точно знали, что они умеют больше, кто- то другой. Что они больше внесли вклада в эту
подделку, в вещь и что-либо. Система оценивания для них очень важна, и количественный
показатель чаще оказывается важнее качественного, но оценка является большим
мотиватором к учению.
«Я»: Долгие наблюдения позволили прийти к выводам, что очень редко можно
наблюдать среди детей-цыган проявление истинно своего Я. Чаще видим, что границы я-
пространства стерты полностью, нет ни увлечений своих, не интересов, ни собственных
мыслей, ни мнения, ни взгляда. Они заменяются копированием фраз других,
стереотипизацией и множеством шаблонов. Есть одно большое коллективное сознание,
которое диктует детям как общаться, как поступать, как реагировать.
Что примечательно, при проведении обще-известных проективных методик «Дом,
дерево, человек» ни один ребенок не нарисовал себя на рисунке, но нарисовал свою
огромную семью и даже тех членов семьи, кто является не родственниками первой линии. А
другие методики , где нужна фантазия и воображение не выполнялись, что говорило о малой
наполненности их жизненными впечатлениями, образами ( у детей отметился низкий уровень
воображения) или они пытались подсмотреть и срисовать то, что рисовал их сосед.
Работа с цыганскими детьми требует от учителя, кроме гуманистических,
дидактических и психологических способностей, владения дополнительными знаниями,
которые непосредственно связаны с этнокультурными особенностями его питомцев. В
первую очередь педагог должен ориентироваться в происхождении (этническая группа,
миграционный путь) семей своих учащихся. Цыганские семьи обычно вполне определенно
реагируют на школу: или искренне доверяют учителям и всемерно их поддерживают,
контролируя посещение школы детьми, или же, наоборот, скептически относятся к
педагогам.
Главная роль в процессе образования цыганских детей принадлежит личности учителя.
Именно от него зависти отношение цыганской общины к учебному заведению. Природная
эмоциональность, чувствительность, склонность к экспрессии, образное восприятие мира –
это те особенности цыганских детей, которые обязательно должен учесть педагог.
Необходимо помнить один из психологических постулатов мотивации на учебу – стабильный
и грамотно поощряемый учителем успех в одной деятельности (предмете) часто является
поводом для продолжения обучения в целом. Образовательный процесс в нашей школе
строится с учетом психосберегающих технологий. Обучение осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им
учебного материала, типа и возможностей его памяти, характера функциональной
асимметрии полушарий головного мозга и т.п.