Напоминание

"Реализация деятельностного и личностно-ориентированного обучения младшего школьника"

Автор: Калеева Ольга Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Краснослободский многопрофильный лицей"

Населённый пункт: город Краснослободск

Наименование материала: статья

Тема: "Реализация деятельностного и личностно-ориентированного обучения младшего школьника"

Описание:

Младший школьный возраст является основой для развития личности человека, так как в этот период наблюдается самая высокая сензитивность, повышенная реактивность, готовность к действию. Поэтому в этом возрасте нужно создать условия, способствующие обогащению индивидуального опыта, раскрытию способностей и открытию путей для самораскрытия и самореализации младшего школьника. В статье описаны основные требования к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе, условия реализации личностно-ориентированного обучения, формы организации нестандартных уроков.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=21

Опубликовано 17.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Реализация деятельностного и личностно-ориентированного

обучения младшего школьника»
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно решать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. Социально-экономические условия развития общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу. Одна из важных задач, стоящих перед образованием - развитие личности, создание условий для полноценной реализации природного потенциала. Среди факторов, определяющих успешность решения данной задачи, одно из основных мест принадлежит включению школьников в личностно - ориентированный образовательный процесс, начиная с первых лет обучения. В настоящее время система традиционного обучения младших школьников все чаще показывает свою несостоятельность. Поэтому переход к личностно-ориентированному обучению в начальной школе, как к более эффективному и прогрессивному, становится актуальным в наши дни. Именно личностно - ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности младшего школьника, опираясь на его индивидуальные особенности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, дает возможность ученику реализовать себя в познавательной учебной деятельности. Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы, практического опыта работы школ позволяют сформулировать следующие выводы:  Образовательный процесс в рамках личностно - ориентированного подхода должен быть, прежде всего, нацелен на формирование, расширение, развитие устремлений детей.
 Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым заданием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Сущностью личностно - ориентированного обучения, на мой взгляд, является оказание помощи в определении направления и способов самореализации каждому ребенку.  В личностно—ориентированном обучении существенно меняется подход к организации традиционных форм работы на уроке (индивидуальной, групповой, коллективной). Особенности личностно- ориентированного обучения в начальной школе связаны не только с необычностью содержания, методов, приемов и форм его представления, но и с занятостью учащихся при подготовке и проведении занятий, оптимистическим, «мажорным» тоном общения, субъект - субъективными отношениями между участниками обучения (учителем и учениками).  Младший школьный возраст является основой для развития личности человека, так как в этот период наблюдается самая высокая сензитивность, повышенная реактивность, готовность к действию. Поэтому в этом возрасте нужно создать условия, способствующие обогащению индивидуального опыта, раскрытию способностей и открытию путей для самораскрытия и самореализации младшего школьника.  В условиях личностно - ориентированного обучения принципиально меняется позиция ученика, существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей учебной деятельности. Ученик не бездумно принимает готовые знания, а активно участвует в каждом шаге своего обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.
 Позиция учителя основывается на уважительном отношении к ребенку как к равноправному партнеру, признании уникальности и неповторимости его личности, учете индивидуальных особенностей учащегося, организации активной совместной и самостоятельной деятельности учащихся. 
Основные требования
к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе: - отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся; - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.; - использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; - «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; - поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; - создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.  Процесс реализации личностно-ориентированного обучения будет наиболее эффективен при соблюдении следующих
условий:
проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор материала урока, позволяющего реализовывать основную цель личностно - ориентированного обучения - создание условий для развития личностных функций учащихся. Для организации индивидуальной работы на уроке используется вариант децентрализации класса. При формировании групп дети с завышенной самооценкой попадают в одну группу, то есть создаются условия, дающие каждому ребенку возможность увидеть себя в сравнении с детьми, имеющими равноценный или даже более высокий уровень реальных возможностей. В ходе урока таким детям предлагаются задания повышенной трудности. Например, если ребятам с низкой самооценкой предлагается перерисовать фигуру по клеткам, пользуясь образцом, то ребятам с завышенной самооценкой надо отразить фигуру зеркально, перенести фигуру по стрелке, совершить поворот фигуры и т.п. Работая на уроках в парах, дети упражняются в оценке деятельности других, а также в самооценке собственной деятельности. Например, на уроке обучения грамоте учитель может предложить детям составить и записать из букв слова «жаворонок» как можно больше новых слов. Дети работают самостоятельно, а после сигнала учителя проверяют работу в парах: называют по очереди свои слова, постепенно вычеркивая названные, побеждает тот, кто называет свое слово последним. Содержание личностно - ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно - ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало
концептуальному замыслу урока личностно - ориентированной направленности. Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие: - проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся; - применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка; - использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога; - создание для учащихся ситуации успеха; - проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях; - стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения; - избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке; - использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что ...», «мне кажется, что ...», «по моему мнению...», «я думаю, что ...» и т.д. В настоящее время учеными проводится большая работа по дополнению и уточнению содержания обучения личностно - значимыми компонентами. Но, как показывает практика, все успехи в этом направлении в начальной школе связаны с личностью учителя и зависит от его таланта, знания, интуиции, внутренней профессиональной мотивации. Учитывая особенности младшего школьника (неустойчивость внимания, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности), учителя начальных классов используют на практике нетрадиционные формы организации обучения: урок - «КВН», урок - «встреча», урок - «эврика». Для того чтобы урок действительно стал личностно - ориентированным, учителя постоянно обращаются к субъектному опыту
школьника как опыту их собственной жизнедеятельности, именно такое положение и составляет, по мнению И.С. Якиманской, основной замысел личностно- ориентированного урока. Самое главное, чтобы ребенок овладел способом решения задачи. Учителя используют для этого следующие приемы: «Давай придумаем вместе...», «Расскажи, каким способом выполнял задание...», «Выбери по своему усмотрению путь решения задачи и постарайся дать ему объяснение...». Нередко педагоги, как показывает анализ практики, поручают часть своих функций ученикам. Например, сильные ученики проверяют работу одноклассников, вслед за учителем вторично объясняют какой-либо материал. Такие вопросы: «Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?», «Что делал для того, чтобы найти ответ?», «С чего ты начинал, когда стал решать данный вопрос?» способствуют развитию у младшего школьника рефлексии своих интеллектуальных действий, самостоятельности, умения аргументировать свое решение. Ребенок ощущает себя активным творцом на уроке, это укрепляет его собственное «я», заставляет задуматься над тем, что он делает и как он это делает. В практике работы учителей начальных классов есть еще одна форма обучения, которая привлекает младших школьников - это групповая работа. Заметим, как показывает практика, что первый опыт ее организации может быть неудачным, это отталкивает учителей от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы, понимание ее лишь как способа разнообразия организации учебной деятельности. Между тем, групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения младших школьников. По мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, учителя вовлекают их в работу группами. Нужно отметить, что групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным.
Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки. Приведу пример из опыта работы учителя начальных классов А. Огородниковой г. Алатырь, которая в теме «Стихи детских писателей» использует прием групповой работы в виде игры «Звездный час». Детей учитель делит на 6 команд, в которых есть свой капитан, и присваивает им цвет. У школьников есть таблички с цифрами, которыми они отвечают на вопросы, касающиеся того или иного произведения. Учитель поощряет правильные ответы команд звездами – выигрывает команда, набравшая наибольшее количество звезд. Главная идея работы в группах может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Основные принципы работы в группах: F Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:  единой цели, которую можно достичь только сообща;  распределенных внутригрупповых ролей, функций;  единого учебного материала;  общих ресурсов;  одного поощрения на всех. F Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей. F Равная доля участия каждого члена группы. Совместная Учебно- познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты. F Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования 1 . 1
Ученые выделяют следующие признаки, обеспечивающие уникальность групповой работы:  непосредственное взаимодействие между учащимися (совместная деятельность, сотрудничество детей);  опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя (педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет задание, инструкцию по его выполнению; оценивает результаты труда группы, руководство деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы) 2 . Анализ групповой деятельности школьников позволяет выделить определенные этапы ее организации. На первом этапе дети учатся сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. На уроках чтения во 2 классе учитель предложила детям составить книжку малышку, куда ребята записывали пословицы о совместном труде («Один в поле не воин», «Одна голова – хорошо, а две лучше», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» и др.) и иллюстрировали каждую из них примерами из своей жизни. Для чтения в этот период учителем подбирались сказки и рассказы, подходящие по тематике (сказка «Репка», басня «Лебедь, Щука и Рак» и т.п.) Каждое литературное произведение коллективно обсуждалось и иллюстрировалось пословицей. После того, как проведена подобная подготовка к совместной деятельности, можно переходить к систематической организации групповой работы на уроках. Ее особенностью в начальной школе является последовательность, в основе которой - усложнение деятельности учащихся в группах. Групповая работа активизирует учение школьников, создает широкую наглядную чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает 2
условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка, анализ. При личностно - ориентированном обучении младших школьников приоритет отдан нестандартным урокам. Ученые выделяют ряд умений, необходимых учителю для подготовки и проведения нетрадиционного урока: - демонстрация детям своего полного доверия; - организация учащимся в формировании и уточнении целей и задач урока; - организация сообщения нового материала в форме увлекательного диалога; - организация саморефлексии достигнутого и действий детей; не нарушать единство логической структуры урока; - исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. В настоящее время существует множество форм организации нестандартных уроков, которые занимают значительное место в начальной школе. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью форм их проведения. Таким образом, анализ теории и практики позволил сформулировать требования к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе: - отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся; - создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д. - использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; - поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; - создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. соблюдение этих требований при подготовке и проведении урока с личностной направленностью является важным педагогическим условием реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников. Содержание личностно - ориентированного урока должно подбираться с учетом того, чтобы каждый ученик мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность. Формы обучения младших школьников на уроках: коллективная и групповая работы побуждают учащихся к взаимодействию друг с другом, активизируют учение школьников и способствуют развитию личности учащихся. В условиях такого содержания и форм обучения на уроках при личностно - ориентированном обучении меняется позиция ученика, он становится творцом, организатором своей учебной деятельности. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования
внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика
фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях . Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою. Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку, а также отразить рефлексию ученика, как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития, позволяет использование портфолио. Его уникальность в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился и как можно использовать приобретенные знания.


Яндекс.Метрика