Напоминание

"Современный урок в свете стандартов второго поколения"

Автор: Панкратова Галина Петровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"

Населённый пункт: город Новый Уренгой

Наименование материала: статья

Тема: "Современный урок в свете стандартов второго поколения"

Описание:

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2122

Опубликовано 03.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа «Земля родная»

Современный урок в свете стандартов второго поколения

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

1.УРОК (Предисловие)
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный
[от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, 1
существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –
современный
, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Слайд 1.
Всем известно, что с 1 сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения. Этот документ является основополагающим для деятельности современного учителя.
Слайд 2.
«Новый» ученик «нашей новой школы» значительно отличается от того ученика, каким мы его видели раньше. И главное отличие состоит в том, что меняется роль учителя и ученика в учебном процессе, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же исполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции.
Слайд 3.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; -создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному

уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Слайд 4.
Давайте рассмотрим
методические принципы современного

урока
. Одним из таких принципов является субъективизация. Это тогда, когда учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Когда-то педагог наш Ушинский сказал, что процесс обучения двусторонний: учитель – учит, а ученик – учиться. И от равных усилий того и другого зависит конечный результат обучения. 2
Следующий принцип – это метапредметность, которая заложена в государственных стандартах второго поколения. Она предполагает формирование и развитие универсальных способностей учащихся. Деятельностный подход современного обучения заключается в том, что знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Коммуникативность предполагает умение учащегося обмениваться в ходе обучения информацией, взаимодействовать с другими учащимися на уроке. Рефлексивность заключается в том, что ученик ставится в ситуацию, когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока. Импровизационность – (прежде всего этот принцип касается учителя) учитель должен быть готов на уроке к изменению и коррекции своего плана и хода урока в процессе его проведения.
Слайд 5
. Отсюда и вытекают и
требования к современному уроку
, который должен предполагать 1) самостоятельную работу учащихся на всех этапах урока; 2) учитель должен выступать на уроке в роли организатора, а не информатора и руководителя; 3) обязательная рефлексия учащихся на уроке тоже непременное требование; 4) ну и наконец, высокая степень речевой активности учащихся, что и предполагает реализацию принципа коммуникативности.
Слайд 6.
В связи с этим, на основании тех технологий, о которых говорилось выше, рассмотрим
структурные элементы урока.
Прежде всего, это мобилизующий этап, который предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность с первых минут урока. Целеполагание заключается в том, что учащиеся должны сами сформулировать цели урока по схеме: что на уроке нужно вспомнить, что они предполагают, могут узнать в связи с тем, как формулируется тема и чему они, предполагают, должны научиться на этом уроке. На уроке обязательно должен быть момент, в который дети осознают недостаточность имеющихся у них знаний для реализации выполнения заданий учителя, для того, чтобы начать поиск новых знаний. Коммуникация. Безусловно, что любой вид исследовательской работы, он чаще всего проходит в коллективе и наиболее успешен тогда, когда коллектив исследует проблему, которая оказалась затруднительной для каждого из учащихся. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Они также способствуют реализации принципов коммуникативности современного урока. Ну и урок должен заканчиваться рефлексией, которая предполагает осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке, чему научился, в каких своих навыках он продвинулся дальше. 3

Слайд 7.
Сравнительная таблица, которую вы видите на экране, поможет более четко осознать вот то, чем инновационный урок отличается от урока по традиционной методике. И так схема первого момента: 1) Оргмомент заменяется на мобилизующий этап. Проверка домашнего задания может быть включена в мобилизующий этап, но она не является главным на этом этапе. 2) Далее идет самоопределение учащихся на основе антиципации, т.е. предугадывание того, что они должны сделать на уроке. Обычно это входило в оргмомент, когда учитель формулировал тему урока и ставил перед учащимися цели урока. 3) Объяснение нового материала в инновационном уроке начинается с момента осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Вот этот момент обязательно должен присутствовать в уроке, который соответствует современным требованиям. 4) Закрепление, как видите, нового остается и в формате инновационного урока. 5) А вот заканчиваться инновационный урок должен непременно
рефлексией.
Домашнее задание может быть дано до или после него. А вот рефлексия – это обязательный момент современного урока.
Слайд 8.
Отсюда вытекают и требования к заданиям на уроке. Они должны быть повышенного уровня сложности, предполагать поисковый характер, быть проблемными для учащихся. Такие задания предполагают необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета, а еще лучше, если ученикам потребуются знания, которые они приобрели на разных предметах.
Слайд 9.
Теперь посмотрим, как происходит деятельность ученика самостоятельно на разных этапах урока. И так мобилизующий этап. Выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, ученик выходит на определение темы урока. Пользуясь опорной схемой, ученик формулирует цели урока, создает установку себе самому на их реализацию. Также ученик в ходе выполнения задания данного учителем, актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности в ситуации, с которой он до этого не сталкивался.
Слайд 10.
На этапе овладения новыми знаниями ученик сам формулирует задания к упражнению, ему дается только материал упражнений, формулирует он их на основе уже имеющегося у него опыта работы на уроках, как русского языка, так и на других уроках. Дальше ученик выполняет упражнения, комментируя и поясняя все свои действия. И наконец, он формулирует новое правило на основании анализа предложенного учителем материала.
Слайд 11.
На этапе рефлексии ученик должен вспомнить весь ход урока, проанализировать свою деятельность или деятельность товарищей и сформулировать свои впечатления. 4

Слайд 12.
Естественно, что эта технология предполагает определения требования к учителю. 1. Учитель точно и четко формулирует задания, потому что он потом не повторяет это задание для учеников. 2. Учитель не дает ученикам новые знания в готовом виде. 3. Ну, о чем я уже сказала, свои задания он не повторяет 2 раза. 4. Учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предполагает это сделать самим ученикам. Таким образом, достигается взаимоконтроль. 5. Также учитель не должен повторять того, что уже сказано учениками. Это заставляет учеников быть на уроке более внимательными, оценивать информацию, которую они получают от другого ученика, т.е. это способствует развитию коммуникативных навыков. 6. Учитель должен предугадать затруднения учеников и иметь несколько вариантов в записи хода урока, которые он, может, будет менять в зависимости от того, если дети не смогут выполнить поставленные перед ними задачи или выполнит его не так, как предполагал учитель. Это как раз и отвечает требованиям импровизационности. 7. Ну и подбирая комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон, учитель обеспечивает развитие учащегося, который способен посмотреть на одно и то же явление с разных сторон. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты. Но даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов — о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования. Инновации прочно вошли в нашу школьную жизнь. Но этот процесс потребовал от нас особой организации деятельности, постановки новых задач, которые следует решать на пути реализации новых стандартов в начальной школе. 5
При переходе на новые стандарты мы столкнулись с необходимостью разработки целого пакета документов: это и локальные акты, и методические материалы и рекомендации к ним по применению. Нам предстояло разработать ключевой документ, определяющий образовательную политику нашего учреждения - Основную образовательную программу 2. Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке такой программы. 3. Напряженные условия труда у разработчиков программы, в первую очередь, связанные с огромными временными затратами. • не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности. Трудности возникнут и в следующем учебном году: Проблемы, с которыми столкнулись: 1. Учителям приходилось соотносить содержание учебников с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, указанных в новых стандартах. 2. На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеурочной работы с детьми. Большое внимание вопросам ФГОС уделялось МО учителей начальных классов. На заседаниях МО учителей начальных классов решались учебно – методические задачи: Изучение и внедрение в практику «общеобразовательные стандарты второго поколения» Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере в условиях реализации стандартов второго поколения; Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся
Цель работы
– определить уровень сформированности предметных результатов у обучающихся 1 классов по итогам освоения программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру по итогам I года обучения. Оценка уровня сформированности предметных результатов по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру проводилась по результатам выполненных обучающимися 1–х классов комплексной работы. Комплексная письменная работа позволила выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, 6
понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Задания комплексной работы направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями 1-х классов заведены «Портфолио» на каждого обучающегося. К концу года был собран соответствующий накопительный материал. Первый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем: 1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе. 2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых. 3. Финансовое обеспечение реализации ФГОС. Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо: 1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС. 2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые. 3. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня. 4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования; 6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов. Выводы по реализации ФГОС НОО за 2011/2012 учебный год: опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой; введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг; школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми; плавно и безболезненно протекает адаптация первоклассников в условиях новой образовательной среды; материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью; 7
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной и иссдедовательской деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов; наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами. Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит детям быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. В заключение хочу прочитать строки С.Беловой Думала: главное – формировать, Делать ваять лепить. Думала: верный маршрут показать, Править, лечить, учить. Думала: рваться, бороться, рубить, Мчаться, коль сила несет, А оказалось – всего лишь любить. Только любить – вот и все! Главное! По каким бы стандартам ни учится ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие

и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка

выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша

задача - помочь ученикам в этом.

Учитель. Панкратова Галина Петровна

г. Новый Уренгой
8


Яндекс.Метрика