Напоминание

"Использование технологии критического мышления в начальной школе"

Автор: Япринцева Юлия Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ "СОШ№15" ИМРСК

Населённый пункт: Станица Староизобильная

Наименование материала: методический семинар

Тема: "Использование технологии критического мышления в начальной школе"

Описание:

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2132

Опубликовано 03.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Методический семинар

«Использование технологии критического мышления в начальной

школе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методическому семинару «Использование технологии критического мышления в начальной школе» Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.
(Слайд 2)

(Слайд 3)
Федеральные Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения начальной общеобразовательной программы начального общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.
Критическое мышление -
это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Технология развития критического мышления позволяет (Слайд 3)

(Слайд 4)

Факторы,
оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:  внедрение новых ФГОС;  курсовая подготовка;  изучение опыта коллег;  изучение литературы по теме;  мониторинг собственного опыта.
Актуальность темы
обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы.
(Слайд 5)
Изучая массовый опыт, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования познавательной деятельности обучающихся в учебно - воспитательном процессе. Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся. Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать
проблему,
заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.
2
(Слайд 6)
Поиск эффективных способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления.
Достоинством технологии развития критического мышления
является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:
 вызов;  осмысление;  рефлексия. Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.
(Слайд 7)
Задачи фазы вызова - пробуждение интереса к предмету. Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним. Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.
(Слайд 8)
Функции трех фаз технологии развития критического мышления.
(Слайд 9) Цель и задачи методического семинара.

Цель:
обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на в начальной школе для формирования познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
 Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.  Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.  Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятельности обучающихся.
(Слайд 10)
Хочу заметить, что мой педагогический опыт разрабатывался в русле требований ФГОС НОО по формированию познавательных УУД.
(Слайд 11) Познавательные УУД.

(Слайд 12)
Для активизации познавательной деятельности учеников использую
приёмы ТРКМ,
применяемые на различных этапах урока.
(Слайд 13) КЛАСТЕР
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим прие мом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще
3 всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Тема урока: «Свойства воздуха». Окружающий мир 3 класс.
(Слайд 14) «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
(Слайд 15) «Дерево предсказаний»
Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс. Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).
(Слайд 16)
Наиболее продуктивной на уроках в начальной школе считаю
групповую работу.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.
(Слайды 17, 18) Анализируя результаты своей работы,
утверждаю, что на всех уроках в начальной школе очень актуально применение технологий развития критического мышления. Приёмы ТРКМ позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают познавательную активность, повышают уровень самоорганизации обучающихся. Совместно с психологом были проведены исследования уровня учебной деятельности, мотивации, уровня мыслительной деятельности обучающихся со 2 класса по 4 класс. На графиках вы видите положительную динамику по всем результатам.
(Слайд 19)
Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
(Слайд 20) Используемые ресурсы

4


Яндекс.Метрика