Напоминание

"Родной край – часть большой страны"

Автор: Лиджиева Байрта Товхаевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ "Зундинская СОШ"

Населённый пункт: п.Зунда Толга

Наименование материала: Конспект урока

Тема: "Родной край – часть большой страны"

Описание:

Тема урока : "Родной край – часть большой страны" Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ на всех этапах урока Форма проведения: урок-путешествие Межпредметные связи: 1.География 2.История культуры родного края Цель урока: определить и понять, почему эта тема так называется. Задачи урока: 1. Заинтересовать детей изучением истории, природы, жизни людей родного края, познакомить с административной картой России; 2. Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, любознательность. 3.Воспитывать любовь к своему краю. Оборудование: физическая карта России; административная карта России; карта Калмыкии; раздаточный материал: фотографии и рисунки с изображением природы края; презентация к уроку.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2259

Опубликовано 12.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


План-конспект открытого урока по окружающему миру

"Родной край – часть большой страны"

4 класс

Тема урока : "Родной край – часть большой страны"

Тип урока:
урок изучения нового материала с применением ИКТ на всех этапах урока Форма проведения: урок-путешествие Межпредметные связи: 1.География 2.История культуры родного края
Цель урока:
определить и понять , почему эта тема так называется.
Задачи урока: 1.
Заинтересовать детей изучением истории, природы, жизни людей родного края, познакомить с административной картой России;
2.
Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, любознательность.
3.
Воспитывать любовь к своему краю.
Оборудование:
физическая карта России; административная карта России; карта Калмыкии; раздаточный материал: фотографии и рисунки с изображением природы края; презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
(Звучит запись песни «Наш край».) – Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.) – Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела
«Родной край – часть большой страны».
– Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня. Слайд№2
II. Работа над новой темой
– Давайте, посмотрим на физическую карту России (настенная карта ). Слайд№3 Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.) -Мы должны гордиться с вами, что живём в России. Столица нашей Родины Москва входит в число крупнейших городов мира. Слайд№4 -Наша страна – это необъятные поля, равнины, луга ,реки, озёра. Слайд№5 – Что вам говорят условные обозначения? – Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Назовите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.) – Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.) – А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) – Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. – Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.) – Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.) – Это наш край, наша маленькая Родина. Где расположена наша маленькая Родина? (Республика Калмыкия) – Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, краями? Слайд№6
Рассказ учителя. -Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяжённость территории с севера на юг — 458 км, с запада на восток — 423 км. На территории Калмыкии условно выделяются три природно-хозяйственные зоны: западная, центральная и восточная. Западная зона охватывает территории Городовиковского и Яшалтинского районов, центральная зона — территории Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Приютненского и Ики-Бурульского районов, восточная — территории Октябрьского, Юстинского, Яшкульского, Черноземельского, Лаганского. Наиболее благоприятной по почвенно-климатическим условиям является западная зона. Весьма крупной специфической территорией восточной зоны являются так называемые Чёрные земли. С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность. В пределах территории республики северная часть Прикаспийской низменности называется Сарпинской низменностью, а в её южной части находятся Чёрные земли. Господствующим типом рельефа республики, занимающим большую часть её территории, являются равнины. Каспийское побережье песчаное, изрезанное мелкими заливами. Граничит — на юге
с

Республикой Дагестан
, на юго-западе — со Ставропольским краем , на западе — с Ростовской областью , на северо- западе — с Волгоградской областью, на востоке — с Астраханской областью. -Перед нами административная карта Калмыкии – В какой природной зоне мы живем? (Зона степи, полупустынь и пустынь.) – А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту? Перечислите города, реки, озёра, населенные пункты. (Города : Элиста, Лагань, Городовиковск. Реки: Кума, Маныч, Волга. Озёра: Маныч-Гудило, Сарпинское озеро, Состинские озёра). Населённые пункты: Зунда Толга, Ики-Бурул, Кевюды, Артезиан, Джалыково и др.) Слайд № 7 – Столица — город
Элиста.
Внимательно рассмотрите открытки с видами Элисты
.

– Чем богат наш край? Слайд №8 Песок, глина, ракушечник, нефть, газ и др. – Какие отрасли производства у нас развиты? (Животноводство, рыболовство, растениеводство и др.) Слайды № 9 -А какие растения и животные живут в нашей степи? Слайды № 10 Животный мир обычен для степной зоны: мыши, суслики, тушканчики, кроты, зайцы. Водятся и хищники - волки, лисы, хорьки. Гордость калмыцкой степи — реликтовая антилопа сайгак. В камышовых зарослях Каспийского побережья и озер можно встретить кабана, водоплавающую птицу. В состав списка животных, рекомендуемых для включения в Красную книгу Калмыкии, внесено 152 вида, в том числе 71 вид, из числа уже включенных в Красную книгу РФ. В пределах республики отмечено 23 вида птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Слайд№11 -Из дикорастущих растений Калмыкии 16 видов занесены в Красную книгу России. Среди них тюльпан Шренка, пырей ковылистый, ковыли перистый и красивейший и др. В нашей республике уделяется большое внимание охране природы. Строятся сооружения, очищающие воздух и водоёмы, созданы заповедники. Какие заповедники Калмыкии вы знаете?( Ответы детей.) -Наиболее значимый объект на землях особо охраняемых территорий республики - биосферный заповедник "Черные земли", расположенный на территории Черноземельского и Яшкульского районов. Кроме заповедника, на территории Калмыкии действуют 14 заказников. Наиболее крупные заказники федерального значения - Сарпинский, Харбинский и Меклетинский - главным образом сориентированы на охрану сайгаков. На базе охотничьих промысловых участков организованы три зоологических заказника: "Южный", "Зунда" в Ики-Бурульском районе и "Манычский" в Приютненском районе. В Целинном районе республики располагается национальный природный парк "Бамб-Цецг", имеется 22 памятника природы и культуры. Запишите растения и животных нашего края в таблицу.
Растения

Животные


III. Физкультминутка
По родному краю Дружно мы шагаем. (Марш на месте.) Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.) Слева находится лес. (Поворот.) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух!(Махи руками.)
IV. Работа над новой темой.
-Сегодня я бы хотела поговорить с вами о нашем родном посёлке, о его достопримечательностях. Саша Л. прочитает нам своё стихотворение о нашем посёлке. Слайд№12 -Существует много легенд о создании нашего посёлка. Мы с вами уже слышали эти легенды от нашего школьного библиотекаря Хохаевой П.Н. Ученица нашей школы Бембеева Буйнта написала об этом в журнале «Байр». Алтана нам прочитает отрывок из этой статьи. -Поговорим о достопримечательностях Зунды Толги.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗУНДЫ ТОЛГИ
Поселок Зунда Толга находится в живописном месте на юге нашей республики. Члены краеведческого кружка провели среди населения выборы семи чудес Зунды Толги по аналогии со Всероссийским и Республиканским конкурсами. Мнения односельчан были однозначны:
1.Чограйское

водохранилище, у берегов которого расположена

Зунда Толга.

2.Въездная арка.

3.Знаменитый каменный карьер.

4.Школьную картинную галерею, в фондах которой свыше 50 картин

известных калмыцких художников.

5.Субурган.

6.Памятник неизвестным воинам - освободителям Зунды Толги .

7.Курганы.

Слайд №13
Чограйское водохранилище.
В 1969 году было завершено строительство Чограйского водохранилища емкостью 720 млн. кубометров, которое дает воду Черноземельской обводнительно-оросительной системе и городу Элисте. «Водохранилище питается водами Кумы и Терека. В 60-70-е годы развитие сельского хозяйства тесно связывали с обводнением территории. На его базе в 1976 г. был организован специализированный кормопроизводящий совхоз «Чограйский». Слайд№14
Въездная арка
Визитная карточка Зунды Толги была построена в 1969 году по инициативе дирекции карьера. Исполнял работу сварщик Фадин Иван Иванович. А в 2004 году арка была реконструирована. Эскиз и все художественные работы были выполнены учителем Зундинской школы Кукудаевым Петром Эрдниевичем. Слайд №15
Каменный карьер.
Карьер «Зунда-Толга» был организован 12 января 1961 года на базе Министерства строительных материалов КАССР. Со дня своей организации в административном отношении входил в состав Приютненского района, с 1963 по 1964 г. в состав Целинного района КАССР, а с 1965 года в состав Ики-Бурульского района. Слайд№16
Школьная картинная галерея.
Гордостью школы и села являются экспонаты Малой картинной галереи. В 1993 году администрацией совхоза были приобретены 10 картин, а часть картин была подарена Союзом художников Калмыкии. В настоящее время в фондах музея насчитывается свыше 25 работ известных калмыцких художников: Очира Кикеева с его автографом для учеников школы, братьев Валерия, Владимира и Вячеслава Леджиновых, графические листы В.Хахулина, пейзажи М.И.Остапенко и других.
Слайд№17
Субурган.
У подножия большого кургана Зунда Толга в 1990 году возвели субурган. Мужчины на вершине кургана забили шест, у которого ежегодно оставляют сделанное из теста изображение Белого старца (Делк əн Ца hан Аав), олицетворяющего дух хозяина местности. В периоды сильной засухи наши старики идут к подножию кургана и проводят древний обряд Һазр тəклhн. И каждый раз после этого священного ритуала проливается долгожданный дождь. По сложившейся традиции молодожены в день свадьбы идут к субургану и делают подношения. Слайд№18
Памятник неизвестным воинам – освободителям Зунды.
В 1943 году на месте захоронения советских солдат был построен памятник. Автор неизвестен. В 2009 году памятник был включен в Перечень объектов культурного наследия и взят под охрану государства. Шефство над памятником много лет назад взяли учащиеся школы. Ежегодно 9 мая в день Победы лучшие ученики и ветераны войны и труда возлагают цветы к его подножию и минутой молчания чтут память погибших в Великой Отечественной войне. В год 65-летия Победы памятник был отреставрирован. Слайд№19
Курганы.
Особое место в этом своеобразном рейтинге чудес Зунды Толги занимают курганы. Мы, поколения зундинцев, живем много лет в окружении этих молчаливых свидетелей прошлого. Курганы представляют собой исторические памятники древнейших времен и строились они по определенным, традиционно установленным законам – этим объясняется их схожесть. Как правило, вокруг одного или двух больших курганов располагаются многочисленные курганчики небольших размеров. Вокруг поселка число таких курганов доходит до 50. Наиболее значимыми, судя по мнениям зундинцев, являются курганы Зунда Толга, Лысый курган, Хондлан хойр толһа и Цаhан Ташу.
V. Закрепление изученного
1. Работа в рабочей тетради. С. 47, №1 – Прочитайте. – Напишите где вы живете. 2. Детям раздаются трафареты с изображением республики. – Обведите трафарет в своих тетрадях. – Укажите, с какими областями, республиками граничит наша республика.
3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. – Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашей республики; крупные города нашей республики.
V. Подведение итогов урока


Какое чувство у вас появилось после того, как вы познакомились со своим краем? ( Гордость.) - А какое желание ? ( Путешествовать по красивым местам нашей России , изучить ближе свой край.) Слайд №20 Прочитает вывод Санджи Б. -Что значит любить свою Родину? -Беречь её природные богатства, быть патриотом, уважать друг друга и законы. Выставление оценок.
VI. Рефлексия.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Мне было интересно... Я сегодня понял, что... Мне было трудно... Завтра я хочу на уроке...
VII. Домашнее задание
Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём посёлке».




Яндекс.Метрика