Напоминание

"Моя маленькая зеленная планета"

Автор: Лыско Татьяна Юрьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ№3"

Населённый пункт: г.Лянтор, Сургутский район, Тюменская область

Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по экологии

Тема: "Моя маленькая зеленная планета"

Описание:

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, регионального компонента, планируемых результатов начального общего образования. Программа "Моя маленькая зеленая планета" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2380

Опубликовано 21.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»

г. Лянтор, Сургутского района, Тюменской области

ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по внеурочной деятельности

«МОЯ МАЛЕНЬКАЯ ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»
Разработала: Лыско Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ №3»
2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, регионального компонента, планируемых результатов начального общего образования. Программа «Моя маленькая зеленая планета» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа рассчитана на детей с 7 до 10 лет. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа « Моя маленькая зеленая планета » эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией. «Моя маленькая зеленая планета»
-
интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются взаимосвязи природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир», «Моя первая экология», «Мы – дети природы».
Актуальность
данной программы заключается в том, что экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Процессы экологического воспитания и образования неразделимы, они находятся в постоянном взаимодействии, большое значение высоконравственного отношения человека к природе имеет экологическое воспитание в семье и школе, здесь закладываются основы гуманного отношения к природе. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.
Цель
программы «Моя маленькая зеленая планета» – формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.
Задачи программы:

- формировать интерес к изучению природы родного края; - формировать представления о природных сообществах области; - формировать представления об охраняемых территориях России и своей области. - изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; - углублять уже имеющихся знаний о родном крае; - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Содержание
программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая
направленность осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Средствами эффективного усвоения
программы явля ются творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз дание экознаков, экологические акции, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семей ные экологические домашние задания, участие в озеленение на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Описание
ценностных ориентиров содержания
программы: —формирование представлений о природе как универсальной ценности; —формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; — изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; — развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; — развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; — развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; — развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); — вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения Основные
принципы содержания
программы: • принцип единства сознания и деятельности; • принцип наглядности; • принцип личностной ориентации; • принцип системности и целостности; • принцип экологического гуманизма; • принцип краеведческий; • принцип практической направленности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-
предвосхищать результат.
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; - установление причинно-следственных связей.
Содержание программы

1 класс



п/п

Тема занятий

Содержание

Теория

Практика
1 Введение в экологию Понятие о природе, красоте природы. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Экскурсия в природу. 2 Молчаливые соседи Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Фотовыставка «Наши любимцы». 3 Пернатые друзья Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: «Кормушка», «Птичья столовая». 4 О чем шепчут деревья Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).
деревьев. 5 Загадки животного мира Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Югры и их приспособленность к зимнему периоду. Экскурсия в этнографический музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира». 6 Секреты неживой природы Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. Игра «Тайны вокруг нас». 7 Оранжерея на окне Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. 8 Человек - часть живой природы Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. 9 Охрана природы Знакомство с понятием «Красная книга», «Красная книга Югры». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. Игра «Азбука экологии». Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?» 10 Досуговые мероприятия Праздник «День птиц». Гостиная «В гостях у золотой рыбки». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Игра «Приключения в лесу». Праздник «Наш окружающий мир».
2 класс



п/п

Раздел

программы

Содержание

Теория

Практика
1 Общение с природой Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы. Беседа «Прогулки в Природоград». Правила поведения в природе. Экскурсия в музей под открытым небом (этнографический). Экологическая игра «Загадки природы». Праздник «Дары осени». 2 Солнце, воздух, вода…и растение Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Хочу все знать!» Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». Акция «Зеленая красавица» 3 Птицы нашего края Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. Выпуск буклета «Птицы – наши друзья» Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». Экологическая игра «Приключения в лесу». 4 Богатство родной природы в творчестве русского народа Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах коренного населения. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе). Выставка рисунков о природе. Конкурс экологических сказок. 5 Что мы знаем о родном городе Экологическая ситуация в городе. Фотоконкурс «Город глазами детей». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»
6 Откуда берется и куда девается мусор? Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы. Выставка поделок из бытовых отходов. Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». 7 Досуговые мероприятия Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»
3 класс



п/п

Тема занятий

Содержание

Теория

Практика
1 Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. 2 Вода - источник жизни Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Югры. Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Проведение эксперимента «Чистота воды». Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея». Инсценирование экологической сказки «Репка». 3 Воздух и его охрана Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха. Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе». Фотовыставка «Чистые уголки нашей Родины». 4 Удивительный мир растений Знакомство с растениями-лекарями, растениями-хищниками. Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию». Экологическая игра «Лесная аптека». 5 Загадочный мир животных Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края». Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?» Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы» 6 Уголок хорошего настроения Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка.
4 класс



п/п

Тема занятий

Содержание

Теория

Практика

1 Мир глазами эколога Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Экологическая игра «Не проходите мимо!» 2 Мы любим свой город Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города. Классный час «Охрана природы – твоя обязанность». Природоохранная акция «Чистый микрорайон». 3 Птицам - наша забота Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц округа 4 Охрана растений нашей местности Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения. Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» (расклеивание листовок по микрорайону) «Красная книга растений Югры» 5 Животные, которым угрожает исчезновение Разнообразие животных Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. «Красная книга» животных России «Красная книга» животных округа 6 История нашего края Знакомство с историей Югорского края. Наш край в 17 – 21 веках. Экскурсии в этнографический музей Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего края». 7 Заповедники и заказники родного края Знакомство с растительностью тайги, находящихся под охраной. Игра – путешествие «Заповедники и заказники Югры». Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы». 8 Чем занимаются люди земли Югорской Знакомство с профессиями Севера Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». 9 Передаем свои знания Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» КВН «Эта хрупкая планета».
Планируемые результаты освоения программы
Организация внеурочной деятельности по данному курсу создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; - формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты
: - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений; - освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; - формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; - развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; - в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо- природной среде; - в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; - в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; - в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя: 1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010. 2. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010, 119с. 3. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71 4. Бобкова Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с. 5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12 7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). 8. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009 Для учащихся: 1. Александрова Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. 2. Безруков А.М. Занимательная география Текст /А. М. Безруков, Г. П. Пивоварова. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2001 3. Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007. 4. Ишутинова Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68. 5. Кларина М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1999. 6. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8. 7. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.


Яндекс.Метрика