Напоминание

Школа и семья: социальное партнёрство в воспитании

Автор: Василенко Ольга Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ СОШ №7

Населённый пункт: город Тюмень

Наименование материала: статья

Тема: Школа и семья: социальное партнёрство в воспитании

Описание:

Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребёнка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и мобильность, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за принятие решений. Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации ученик уже начальной школы должен учиться выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным и духовно-нравственным ценностям.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=24

Опубликовано 17.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Ч.Дарвин
Школа и семья: социальное партнёрство в воспитании
Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребёнка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и мобильность, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за принятие решений. Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации ученик уже начальной школы должен учиться выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным и духовно- нравственным ценностям. Хочется подчеркнуть, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе
постоянного

взаимодействия
школы с представителями науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями. Справедливости ради, нужно заметить, чтобы сформировать личность ребёнка, обладающую данными качествами, педагогу приходится работать в непростых условиях: · расслоения населения по уровням обеспеченности и уровням образованности; · резкого снижения уровня чтения из-за стремительного развития средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии; · ограниченности общения со сверстниками; · неучастия современных детей в деятельности детских и общественных организаций; Кроме этого, не секрет, что на уроках постоянно ощущаем нехватку времени, поэтому сегодня для образовательного учреждения для достижения стратегической цели образования на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно здесь учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, социально-значимую деятельность, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Термин «партнерство» понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Если раньше социальное партнёрство рассматривалось только как односторонний процесс, когда школа организовывала встречи, то социальное партнерство школы сегодня, меняясь, развиваясь, становится движущей силой, ресурсом для совершенствования образовательного процесса школы. Основными партнёрами, в нашем случае, выступают, конечно, родители. Взаимодействие это осуществляется в несколько этапов: первый этап – знакомство, когда изучаем возможности (ресурсы) сторон. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность и желание родителей включиться в жизнь класса и
их потенциальная активность. На данном этапе в классе проводится анкетирование родителей (для уточнения их запросов и ресурсов) и предоставление планов, которые построили ученики класса; второй этап – совместная деятельность , на котором осуществляется проектирование совместной деятельности. В нашем классе родительские собрания проходят не в формате монолога или отчёта классного руководителя, а в виде «круглых столов» или «совещаний». В самом начале совместной деятельности закладывается долговременность, нацеленность родителей и учеников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия, взаимная ответственность; третий этап – собственно партнерство, и здесь очень важно, чтобы родители добровольно и осознанно выбирали формы совместной деятельности. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности. Не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. В на стоящее время в нашем классе накоплен положительный опыт по взаимодействию ученического, родительского и педагогического коллективов по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания. Реализация данных направлений позволяет: заложить основы в вопросах здоровьесбережения; смягчить проблемы жизненных условий при переходе в среднее звено; создать условия для приобретения социально значимого опыта. Социальное партнёрство в нашем классе осуществляется по следующим модулям: модуль «Моя будущая профессия», модуль «Человек и природа», модуль «Здоровье и красота», модуль «Наука и познание», модуль «Наши ценности и культура». Особое внимание уделяется использованию в работе технологий поисковой, исследовательской деятельности учащихся, что позволяет создавать условия для включения учащихся в процесс разработки и реализации социальных проектов. За четыре года существования кла ссного коллектива «СДК» («Самый дружный класс») было реализовано множество различных по тематике и направлению проектов, которые помогли подготовить и осуществить различные партнёры. № п/п Модуль Проекты Партнёры 1 «Моя будущая профессия» «Телефон доверия» «Пусть осень жизни будет золотой» «Профессии наших родителей» Центр социальной помощи «Мария», геронтологический центр, областной центр «Семья», областные библиотеки им. Логунова, им. Д.И.Менделеева МАДОУ № 7, МАДОУ № 96, общественная организация «Ветераны пограничники», таможня, областная больница (детское отделение), кондитерская фабрика «Квартет», молокозавод и ферма в п. Каскара, ТОС «Апрель 2012», пиццерия «NewYork», ипподром 2 «Человек и природа» «Чистая вода своими руками» «Вышиваем бумагой» ООО «Водоканал» Мебельная фабрика «Визард»,
«Стерхи: почему их нет?» ««Субботник» для деревьев» «Птичья столовая» «Украшаем подъезд» МАДОУ № 96, Департамент экологии Югры ТОС «Апрель 2012», 3 «Здоровье и красота» «Игры наших родителей» «Поделись улыбкою своей», «Лаборатория Любознайки», «Пожарная дружина» «Спортивные игрища» «Помни правила простые» ТОС «Апрель 2012», спортивный комплекс «Юность» МАДОУ № 7, МАДОУ № 96, общественная организация «Ветераны пограничники» ГИБДД, Пожарная Часть-1, телекомпания «Ладья», типография, печатный дом «Одиссея», школы города 4 «Наука и познание» «Человек славен умом» «Удивительная лента» «Минутки творчества» «Занятия наших предков» «Куклы обереги» Школы города Архитектурное бюро МАДОУ № 96 Музей им. Словцова (археологический на озере Андреевское, музей изобразительных искусств) 5 «Наши ценности и культура» «Поклонимся великим тем годам…» «Да здравствует мыло душистое!», «Молочные продукты» «Театр начинается с вешалки» Концертные программы «Алло, вы нас ждали?» «Самый поющий класс» Совет ветеранов г. Тюмени Ленинского АО, п. Каскара Музей «Дом-музей Колокольниковых», областная библиотека им. Логунова, им. Д.И.Менделеева МАДОУ № 7, ЗАО «Белый клевер» п. Каскара Тюменский театр кукол и масок Социальный центр «Жемчужина», ТОС «Апрель 2012» Школы города, департамент образования Конечно, такое тесное, плодотворное сотрудничество не осталось не отмеченным. Наш класс награждён грамотами, благодарственными письмами различных общественных организаций и властных структур (их у нас 22), ученики класса являются победителями многих городских конференций, Всероссийских и даже международных конкурсов научно-исследовательских проектов. За четыре года учёбы при поддержке родителей выпустили 4 сборника: сборник сказок «Какие вопросы задают сказки?», сборник стихов «Поговорим о чистоте!», серию из 4 книжек-малышек на экологическую тему, сборник-практикум по правилам дорожного движения и противопожарной безопасности «Не надейся на «авось»».
Ежегодно классным руководителем проводилось анкетирование «Удовлетворённость работой школы» среди родителей и учеников. получили следующие результаты: среди родителей уровень удовлетворённости постоянно рос (с 68% в 1 классе в 2011 году до 92% в 4 классе 2015 года), среди учеников уровень удовлетворённости оставался стабильно высоким (71%, 82%, 94% соответственно во 2, 3, 4 классах). Кроме этого, психолог школы изучила: уровень сплочённости класса : с первого и по четвёртый класс он был высоким, и уровень комфортности учеников: во втором классе был средним, а в третьем и четвёртом классах стал высоким. Такие результаты получили только потому, что каждый ученик и родитель сами организовывали, участвовали, изучали и представляли проекты, акции, выступление агитбригад, а не смотрели и наблюдали, что сделали другие. Думаю, что как классный руководитель, имею право резюмировать всё сказанное. Одним из главных социальных партнёров класса выступают родители. Именно они являются помощниками в организации поездок, экскурсий, праздников, спортивных соревнований, акций, проектов, исследований. Такая совместная деятельность расширяет круг общения, позволяет получить социальный опыт и способствует формированию жизненных ценностей и приоритетов, а готовность к реализации согласованных действий, совместная оценка результата и совместная ответственность за него, стремление внести свой вклад в общую деятельность и определяет партнёрский уровень отношений.


Яндекс.Метрика