Напоминание

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Автор: Попова Виктория Ивановна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МБОУ "Дульдургинская СОШ"

Населённый пункт: с.Дульдурга

Наименование материала: статья

Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Описание:

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия специалистов службы сопровождения, педагогов и родителей в процессе обучения, воспитания и как следствие, успешной социализации детей с ОВЗ.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2582

Опубликовано 01.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов. В своем выступлении Д.Медведев отметил, что «… новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности. Чаще это случается когда в семье рождается «особый» ребенок. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом меняются. Ситуация стресса ведет к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополнительных сложностей социокультурной адаптации ребенка. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Причины связаны: - с психологическими особенностями больного ребенка; - с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом; - с физической нагрузкой;
- материальными затратами; - отношением социума к больным детям и их семьям. Включение детей в социум для родителей становится одной из первостепенных задач. При этом родители рассматривают необходимость образования в школе не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе. Педагогический коллектив Дульдургинской средней общеобразовательной школы стремится решать проблему взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ, используя в своей работе опыт предыдущих лет, вводя новые современные виды форм сотрудничества с семьёй. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности общеобразовательного учреждения. Главными задачами педагогического коллектива в этом направлении являются:  способствование единению трёх составляющих педагог – ребёнок - семья;  сплочение творческой силы заинтересованных сторон;  всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка;  создание условий для всестороннего развития ребенка в семье и школе;  коррекция взаимоотношений в семье
.
Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок, тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны. Ежегодно, планируя работу школы, администрация предусматривает и аспект сотрудничества с родителями учащихся. Это «Совместная работа с семьёй и общественностью», где отражаются все основные направления работы с родителями, различными учреждениями и организациями. Это «Годовая
циклограмма работы с родителями по повышению уровня обученности учащихся, где высвечиваются наиболее острые проблемы в обучении ребёнка, работа с семьёй по их разрешению. Вся деятельность строится по следующим направлениям : - социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей; - система родительского всеобуча; - система массовых мероприятий и акций. В свою очередь каждый учитель, специалист школы планирует работу с семьёй, придерживаясь школьного плана и направлений взаимодействия. Остановимся на некоторых формах помощи семье, наиболее значительных и интересных. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников осуществляется беспрерывно. Начиная с работы в конце каждого года ПМПК, школьная коррекционная служба, в которую входят учителя- логопеды, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, вносят огромный вклад в организацию помощи семьям наших детей. Это индивидуальные консультации, совместные занятия с ребёнком и родителем, участие в лекториях и родительских собраниях. Здесь ребёнок один, или вместе с родителем, либо с группой детей, сможет поднять свою самооценку, раскрыться, с помощью особых методик, например, методов игротерапии, арттерапии, приёмов сказкотерапии и др. В течение нескольких лет Дульдургинская ЦРБ проводит углублённый медосмотр детей, что значительно облегчает процесс обследования и наблюдения ребёнка в будущем, родители получают направления к специалистам и могут получить консультацию. Психиатр также систематически проводит осмотр детей и консультации для родителей. А такая форма помощи семье, как обучение на дому и индивидуальное обучение, неоценимы. Со слов родителей, учитель, единственный помощник, советчик, утешитель для родителей. К нему всегда много вопросов о воспитании и развитии ученика, да и во время занятий мама может переключить внимание на другого ребёнка или просто отвлечься, отдохнуть.
Социальный педагог непосредственно держит связь с каждой семьёй, к нему стекается вся информация о жизни, условиях, проблемах семей. Он помогает родителям, родственникам ребёнка по многим вопросам: как оформить паспорт, подскажет, какие документы нужны для прохождения МСЭК, для прохождения лечения, реабилитации в санаториях, лечебницах, подключит администрацию и других специалистов для решения вопросов с жильём детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей. Посещение семьи – одна из форм индивидуальной работы педагога, соц. педагога с родителями. Именно здесь происходит знакомство с условиями и индивидуальными особенностями семейного уклада. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об осведомлённости родителей в вопросах воспитания детей, позволит более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в школе. Учителя и классные руководители, специалисты службы сопровождения продолжают использовать разные формы проведения классных родительских собраний. Собрания в минигруппах, когда на встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Встречи вместе с детьми, за круглым столом с чаепитием. Ещё, так называемое, собрание – «очная ставка», когда приглашаются только родители, дети которых конфликтуют между собой и совместно ищут выход из конфликта, приходят к примирению. Очень ценны и индивидуальные формы работы с родителями, т.к. только они приближают заинтересованные лица к решению различных вопросов, только они раскрывают проблему наиболее глубоко, а значит, и оказывают эффект. Это личная беседа, консультация, которые также систематически используются в работе. Продолжая тему пропаганды психолого-педагогических знаний, коснемся и такой формы помощи родителям, как информационная, через стенды, в которых стараемся дать полную информацию о телефонах доверия, разных служб, а также о жизни детского коллектива во внеурочное время, помещая фотографии и информацию о проведении различных мероприятий.
Анализируя анкеты и возможности семей, вовлекаем родителей в трудовые дела, оказание помощи школе, планируем помощь ребёнку по запросу родителя. Так, например, значительная помощь оказывается детям, в семьях с низким достатком одеждой, обувью, реже игрушками. А родители в свою очередь привлекаются к мелкому ремонту мебели, помещений, работе на участке, трудятся вместе со своими детьми во время трудовых акций по облагораживанию территории, участвуют в проектах по оформлению школы. Более частыми и интересными становятся и внеклассные мероприятия с приглашением родителей, а тем более с их участием, например, «Дни открытых дверей», Новогодние утренники, Масленица, праздники для мам, пап, бабушек к 8 Марта, 23 февраля. Стали традиционными мероприятия в рамках недели театра «Мир наизнанку», где проходят увлекательные театрализации сказок, мультфильмов. Удовольствие получают здесь и взрослые, и дети. Набирает обороты работа попечительского совета школы, в котором есть и представители родительской общественности, с целью привлечения сил и средств родителей для помощи школе, а значит и детям, которые в ней учатся. Результаты работы всех структур с семьёй обсуждаются на педсоветах, консилиумах, совещаниях, куда включаются вопросы по решению этих проблем, и затем совместно со специалистами прорабатываются направления для дальнейшей работы. Таким образом, следует отметить, что Дульдургинская средняя общеобразовательная школа накопила определённый опыт взаимодействия педагогов с родителями для повышения качества учебно-воспитательного процесса, помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Используя разные формы связи и помощи, педагогический коллектив стремится привлечь семьи воспитанников к совместному взаимодействию. Не останавливаясь на достигнутом, планируем проводить родительские конференции, ценность которых в том, что в них участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе,
ответственность родителей за воспитание своих детей и т.д. На конференциях могут выступать педагоги, работники отдела социальной защиты, учителя, члены врачебной квалификационной комиссии, психологи, происходить обмен опытом семейного воспитания, организовываться выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности. Также педагоги в этом году будут работать над разработкой сайта помощи родителям и детям с ОВЗ, шире использовать в работе информационные технологии, привлекать к взаимодействию всё более широкий круг заинтересованных лиц, чтобы работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, была более эффективной. Литература: 1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008. 2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. 3. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996. 4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005. 5. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004. 6. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008. 7. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004. 8. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
9. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.


Яндекс.Метрика