"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Автор: Попова Виктория Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Дульдургинская СОШ"
Населённый пункт: с.Дульдурга
Наименование материала: статья
Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Описание:
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия специалистов службы сопровождения, педагогов и родителей в процессе обучения, воспитания и как следствие, успешной социализации детей с ОВЗ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми –
это работа с их родителями».
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной
политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в
связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов. В
своем выступлении Д.Медведев отметил, что «… новая школа – это школа для всех.
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно
здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях,
характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные
качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти
потребности. Чаще это случается когда в семье рождается «особый» ребенок.
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным
ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет
семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка.
В результате
рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а
также контакты с окружающим социумом меняются. Ситуация стресса ведет к
формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению
дополнительных сложностей социокультурной адаптации ребенка.
Многие родители в сложившейся ситуации оказываются
беспомощными. Причины связаны:
- с психологическими особенностями больного ребенка;
- с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в
связи с длительно действующим стрессом;
- с физической нагрузкой;
- материальными затратами;
- отношением социума к больным детям и их семьям.
Включение детей в социум для родителей становится одной из
первостепенных задач. При этом родители рассматривают необходимость
образования в школе не столько для получения знаний детьми, сколько для
социализации в обществе и детском коллективе.
Педагогический коллектив Дульдургинской
средней общеобразовательной
школы стремится решать проблему взаимодействия
с семьями воспитанников с
ОВЗ, используя в своей работе опыт предыдущих лет, вводя новые современные
виды форм сотрудничества с семьёй.
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья рассматривается как одно из приоритетных направлений
деятельности общеобразовательного учреждения.
Главными задачами педагогического коллектива
в этом направлении
являются:
способствование единению трёх составляющих педагог – ребёнок - семья;
сплочение творческой силы заинтересованных сторон;
всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий
воспитания ребенка;
создание условий для всестороннего развития ребенка в семье и школе;
коррекция взаимоотношений в семье .
Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так,
чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и
страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно
воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к
осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их
ребёнок, тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны.
Ежегодно, планируя работу школы, администрация предусматривает и аспект
сотрудничества с родителями учащихся. Это «Совместная работа с семьёй и
общественностью», где отражаются все основные направления работы с
родителями, различными учреждениями и организациями. Это «Годовая
циклограмма работы с родителями по повышению уровня обученности учащихся,
где высвечиваются наиболее острые проблемы в обучении ребёнка, работа с
семьёй по их разрешению.
Вся деятельность строится по следующим направлениям :
- социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей;
- система родительского всеобуча;
- система массовых мероприятий и акций.
В свою очередь каждый учитель, специалист школы планирует работу с
семьёй, придерживаясь школьного плана и направлений взаимодействия.
Остановимся на некоторых формах помощи семье, наиболее значительных и
интересных. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей
воспитанников осуществляется беспрерывно. Начиная с работы в конце каждого
года ПМПК, школьная коррекционная служба, в которую входят учителя-
логопеды, педагоги-психологи, учитель-дефектолог,
вносят огромный вклад в
организацию помощи семьям наших детей. Это индивидуальные консультации,
совместные занятия с ребёнком и родителем, участие в лекториях и родительских
собраниях.
Здесь ребёнок один, или вместе с родителем,
либо с группой детей,
сможет поднять свою самооценку, раскрыться, с помощью особых методик,
например, методов игротерапии, арттерапии, приёмов сказкотерапии и др. В
течение нескольких лет Дульдургинская ЦРБ проводит углублённый медосмотр
детей, что значительно облегчает процесс обследования и наблюдения ребёнка
в будущем, родители получают направления к специалистам и могут получить
консультацию. Психиатр также систематически проводит осмотр детей и
консультации для родителей.
А такая форма помощи семье, как обучение на дому и индивидуальное
обучение, неоценимы. Со слов родителей, учитель, единственный помощник,
советчик, утешитель для родителей. К нему всегда много вопросов о воспитании и
развитии ученика, да и во время занятий мама может переключить внимание на
другого ребёнка или просто отвлечься, отдохнуть.
Социальный педагог непосредственно держит связь с каждой семьёй, к
нему стекается вся информация о жизни, условиях, проблемах семей. Он помогает
родителям, родственникам ребёнка по многим вопросам: как оформить паспорт,
подскажет, какие документы нужны для прохождения МСЭК, для прохождения
лечения, реабилитации в санаториях, лечебницах, подключит администрацию и
других специалистов для решения вопросов с жильём детей-инвалидов, детей,
оставшихся без попечения родителей.
Посещение семьи – одна из форм индивидуальной работы педагога, соц.
педагога с родителями. Именно здесь происходит знакомство с условиями и
индивидуальными особенностями семейного уклада. Информация о микроклимате
в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об осведомлённости родителей в
вопросах воспитания детей, позволит более точно определить направления и
средства коррекционного воздействия на ребёнка в школе.
Учителя и классные руководители, специалисты службы сопровождения
продолжают использовать разные
формы проведения классных родительских
собраний. Собрания в минигруппах, когда на встречу приглашаются только те
родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы.
Встречи
вместе с детьми, за круглым столом с чаепитием. Ещё, так называемое, собрание –
«очная ставка», когда приглашаются только родители,
дети которых конфликтуют
между собой и совместно ищут выход из конфликта, приходят к примирению.
Очень ценны и индивидуальные формы работы с родителями, т.к. только
они приближают заинтересованные лица к решению различных вопросов, только
они раскрывают проблему наиболее глубоко, а значит, и оказывают эффект. Это
личная беседа, консультация, которые также систематически используются в
работе.
Продолжая тему пропаганды психолого-педагогических знаний, коснемся и
такой формы помощи родителям, как информационная, через стенды, в которых
стараемся дать полную информацию о телефонах доверия, разных служб, а также
о жизни детского коллектива во внеурочное время, помещая фотографии и
информацию о проведении различных мероприятий.
Анализируя анкеты и возможности семей, вовлекаем родителей в трудовые
дела, оказание помощи школе, планируем помощь ребёнку по запросу родителя.
Так, например, значительная помощь оказывается детям, в семьях с низким
достатком одеждой, обувью, реже игрушками. А родители в свою очередь
привлекаются к мелкому ремонту мебели, помещений, работе на участке, трудятся
вместе со своими детьми во время трудовых акций по облагораживанию
территории, участвуют в проектах по оформлению школы.
Более частыми и
интересными становятся и внеклассные мероприятия с приглашением родителей, а
тем более с их участием, например, «Дни открытых дверей»,
Новогодние
утренники, Масленица, праздники для мам, пап, бабушек к 8 Марта, 23 февраля.
Стали традиционными мероприятия в рамках недели театра «Мир наизнанку», где
проходят увлекательные театрализации сказок, мультфильмов. Удовольствие
получают здесь и взрослые, и дети.
Набирает обороты работа попечительского совета школы, в котором есть
и представители родительской общественности, с целью привлечения сил и
средств родителей для помощи школе, а значит и детям, которые в ней учатся.
Результаты работы всех структур с семьёй обсуждаются на педсоветах,
консилиумах, совещаниях, куда включаются вопросы по решению этих проблем,
и затем совместно со специалистами прорабатываются направления для
дальнейшей работы.
Таким образом,
следует отметить, что Дульдургинская средняя
общеобразовательная школа накопила определённый опыт взаимодействия
педагогов с родителями для повышения качества учебно-воспитательного
процесса, помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья. Используя разные формы связи и помощи,
педагогический коллектив стремится привлечь семьи воспитанников к
совместному взаимодействию. Не останавливаясь на достигнутом, планируем
проводить родительские конференции, ценность которых
в том, что в них
участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться
самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе,
ответственность родителей за воспитание своих детей и т.д. На конференциях
могут выступать педагоги, работники отдела социальной защиты, учителя, члены
врачебной квалификационной комиссии, психологи, происходить обмен опытом
семейного воспитания, организовываться выставки рисунков, поделок родителей и
детей, совместные концерты художественной самодеятельности.
Также педагоги в этом году будут работать над разработкой сайта помощи
родителям и детям с ОВЗ, шире использовать в работе информационные
технологии, привлекать к взаимодействию всё более широкий круг
заинтересованных лиц, чтобы работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ,
была более эффективной.
Литература:
1.
Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и
социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4
(17), октябрь-декабрь 2008.
2.
Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство
ППМИ, 1993.
3.
Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология №
1, 1996.
4.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи
и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
5.
Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум
– Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
6.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями
развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
7.
Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
8.
Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с
ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
9.
Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые
программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.