Населённый пункт: Архангельская область НАО с. Ома
Наименование материала: разработка урока
Тема: Неопределенная форма глагола
Описание:
Данная разработка поможет любому желающему педагогу провести урок русского языка по данной теме в 4 классе в соответствии с ФГОС, затратив минимум времени на подготовку.
Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределѐнной формы;
развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих
наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать?
Что сделать? к глаголам в неопределѐнной форме; развивать речь детей, их
мышление и воображение, а также творческие способности, развивать
скоропись; Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому
языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
1.Орг момент
Слайд 1.
Удел знания – говорить;
Удел мудрости – слушать.
Наш урок русского языка я предлагаю начать со слов американского писателя
О. Холмза.
- Как вы понимаете эти слова?
(делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.)
- Почему я предлагаю начать урок с этого выражения?
- Чему оно нас учит?
2.Чистописание
-запишите к себе в тетрадь
3. Актуализация знаний о глаголе.
1. Интервью.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.
Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи
давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всѐ в действие придѐт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растѐт.
1
- О какой части речи пойдѐт речь на уроке?
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещѐ не всѐ)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
-Как определить вид глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Как изменяются глаголы настоящего времени?
А будущего?
Прошедшего?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?
-Прочитайте написанные на доске слова:
Нарисовал, убежал, учит, забегает, стемнеет, сделают, решить, беречь,
привезти
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
(1 у доски, остальные в тетрадях)
-Проверяем.
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп.
Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они
отличаются от других глаголов.
-Поставьте задачи на урок.
(-как называются ,
на какие вопросы отвечают,
узнать как изменяются)
2
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время
определить нельзя)
Число? (Число также нельзя определить) - Куда поместим глаголы? (В
отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
(Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется
неопределенной формой глагола.
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема
нашего урока?
Тема: Неопределенная форма глагола.
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
3. Работа в группах
– Предлагаю найти ответы на вопросы в сказке.
Прочитайте название .Вам понятно о чѐм пойдѐт речь в сказке?
Где мы можем узнать, что такое Инфинитив?
В словаре
В интернете
При чтении отмечайте признаки инфинитива в карточке
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости Инфинитиву. На двери зала, где
он живѐт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
– Почему вы живѐте здесь один? – Во-первых , у меня не бывает окончания,
хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещѐ у меня есть один
секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на
острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и
очень серьѐзные! – Расскажите, пожалуйста, это так интересно! – Но это
тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это
непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец – Инфинитив –
звучит занятно, – Я вам назвался, наконец. Ко мне летят лишь два вопроса, В
них смысл жизни для меня. А если про другое спросят, Молчу, – меня не
обвинят. Вид у меня бывает разный… А про лицо я дам ответ:
3
Его не видели ни разу, Его по-видимому нет. Всегда по горло делом занят. Нет
времени – так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не
понять…
Оля поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: – Только я так и
не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего
общего? – И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не
нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид. – Да, вид у вас
совершенно замечательный, даже когда он несовершенный. – Ну, а что за
история с вашим суффиксом ТЬ? – Мягкий знак в моѐм суффиксе очень
капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И
тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти,
плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не
хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную
компанию. Печь, течь, стеречь…
В. Агафонов
2. Самостоятельная работа с текстом.
– Что вы узнали о глаголе неопределѐнной формы?
– Какие грамматические признаки глаголов неопределѐнной формы вы
выделили?
Глагол неопределѐнной формы (инфинитив)
Вопросы: что делать? Что сделать?
Вид несовершенный совершенный
Время нет
Лицо нет
Число нет
Суффиксы ть ти
Иногда заканчиваются на чь
– Прочитаем вывод в учебнике .
-Ребята, скажите какую роль играют суффиксы в словах?
Образуют слова с новым лексическим значением, например куст-кустик,
волк-волчище)
-Давайте понаблюдаем, что происходит у глаголов.
Работа в парах
Упражнение в учебнке.
К данным глаголам напишите их неопределѐнную форму с вопросом,
суффикс отделяйте чѐрточкой.
4
Образец на доске
Гуляю-(что делать?) гуля-ть
Проверка
-Скажите изменилось ли лексическое значение у глаголов?
Изменилась только форма.
Суффиксы ть и ти являются формообразующими, поэтому и не входят в
основу слова.
Чтение вывода на странице учебника.
3. Самостоятельная работа.
Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами
неопределенной формы.
Бить баклуши - …, вешать нос -…, витать в облаках -…, зарубить на носу -…,
держать язык за зубами - …, дрожать как осиновый лист - …, водить за нос -
…, ходить на голове - ….
Грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать,
бездельничать.
Взаимопроверка по образцу.
Рефлексия. Итог урока.
-Как вы усвоили тему сегодняшнего урока я предлагаю проверить, выполнив
следующий тест.
Инфинитив
1Отвечает на вопрос: а)что делать, что сделать
б)что делает? Что сделает
2.Глагол неопределѐнной формы
А)изменяется по числам и лицам
Б) не изменяется по числам и лицам
В) изменяется по родам
Г) не изменяется по родам 3.Суффиксы ти , ть а) часть основы
б)не входят в основу
Дом.задание по выбору
3-4 пословицы, где встречаются глаголы в неопределѐнной форме
5