Напоминание

Неопределенная форма глагола

Автор: Никандрова Татьяна Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ с. Ома"

Населённый пункт: Архангельская область НАО с. Ома

Наименование материала: разработка урока

Тема: Неопределенная форма глагола

Описание:

Данная разработка поможет любому желающему педагогу провести урок русского языка по данной теме в 4 классе в соответствии с ФГОС, затратив минимум времени на подготовку.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=26

Опубликовано 18.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема урока: Неопределенная форма глагола. 4 класс

Цель:
познакомить детей особенностями глаголов неопределѐнной формы; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределѐнной форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
1.Орг момент
Слайд 1. Удел знания – говорить; Удел мудрости – слушать. Наш урок русского языка я предлагаю начать со слов американского писателя О. Холмза. - Как вы понимаете эти слова? (делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.) - Почему я предлагаю начать урок с этого выражения? - Чему оно нас учит?
2.Чистописание
-запишите к себе в тетрадь
3. Актуализация знаний о глаголе.
1. Интервью. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята. на "десятку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всѐ в действие придѐт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растѐт. 1
- О какой части речи пойдѐт речь на уроке? - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. - Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещѐ не всѐ) - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? -Как определить вид глагола? - Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого? - Как изменяются глаголы настоящего времени? А будущего? Прошедшего? -А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? -Прочитайте написанные на доске слова:
Нарисовал, убежал, учит, забегает, стемнеет, сделают, решить, беречь,

привезти
- Распределите данные слова по временам. п.в. н.в. б.в. (1 у доски, остальные в тетрадях) -Проверяем. - С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения? - Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы? - Какая перед нами возникла проблема? - Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения…… - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они

отличаются от других глаголов.

-Поставьте задачи на урок.

(-как называются ,

на какие вопросы отвечают,

узнать как изменяются)
2
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить) - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.) - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.) - Форма глагола, которая не указывает на время и число называется
неопределенной формой глагола.
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?
Тема: Неопределенная форма глагола.
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
3. Работа в группах
– Предлагаю найти ответы на вопросы в сказке. Прочитайте название .Вам понятно о чѐм пойдѐт речь в сказке? Где мы можем узнать, что такое
Инфинитив?

В словаре

В интернете
При чтении отмечайте признаки инфинитива в карточке
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости Инфинитиву. На двери зала, где он живѐт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив. – Почему вы живѐте здесь один? – Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещѐ у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьѐзные! – Расскажите, пожалуйста, это так интересно! – Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка: Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец – Инфинитив – звучит занятно, – Я вам назвался, наконец. Ко мне летят лишь два вопроса, В них смысл жизни для меня. А если про другое спросят, Молчу, – меня не обвинят. Вид у меня бывает разный… А про лицо я дам ответ: 3
Его не видели ни разу, Его по-видимому нет. Всегда по горло делом занят. Нет времени – так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять… Оля поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: – Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего? – И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид. – Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный. – Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ? – Мягкий знак в моѐм суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… В. Агафонов 2.
Самостоятельная работа с текстом.
– Что вы узнали о глаголе неопределѐнной формы? – Какие грамматические признаки глаголов неопределѐнной формы вы выделили?
Глагол неопределѐнной формы (инфинитив)

Вопросы: что делать? Что сделать?

Вид несовершенный совершенный

Время нет

Лицо нет

Число нет

Суффиксы ть ти

Иногда заканчиваются на чь
– Прочитаем вывод в учебнике .
-Ребята, скажите какую роль играют суффиксы в словах?
Образуют слова с новым лексическим значением, например куст-кустик, волк-волчище) -Давайте понаблюдаем, что происходит у глаголов.
Работа в парах

Упражнение в учебнке.
К данным глаголам напишите их неопределѐнную форму с вопросом, суффикс отделяйте чѐрточкой. 4

Образец на доске

Гуляю-(что делать?) гуля-ть

Проверка

-Скажите изменилось ли лексическое значение у глаголов?

Изменилась только форма.

Суффиксы ть и ти являются формообразующими, поэтому и не входят в

основу слова.

Чтение вывода на странице учебника.

3. Самостоятельная работа.
Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы. Бить баклуши - …, вешать нос -…, витать в облаках -…, зарубить на носу -…, держать язык за зубами - …, дрожать как осиновый лист - …, водить за нос - …, ходить на голове - …. Грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.
Взаимопроверка по образцу.

Рефлексия. Итог урока.
-Как вы усвоили тему сегодняшнего урока я предлагаю проверить, выполнив следующий тест.
Инфинитив
1Отвечает на вопрос: а)что делать, что сделать б)что делает? Что сделает 2.Глагол неопределѐнной формы А)изменяется по числам и лицам Б) не изменяется по числам и лицам В) изменяется по родам Г) не изменяется по родам 3.Суффиксы ти , ть а) часть основы б)не входят в основу Дом.задание по выбору 3-4 пословицы, где встречаются глаголы в неопределѐнной форме 5


Яндекс.Метрика