Напоминание

"Формирование информационных компетентностей у учащихся начальных классов"

Автор: Белянкина Вера Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №18"

Населённый пункт: г. Череповец Вологодской области

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование информационных компетентностей у учащихся начальных классов"

Описание:

В работе приведены примеры приемов и методов формирования информационных компетентностей у учащихся начальных классов

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2749

Опубликовано 08.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование информационных компетентностей у учащихся

начальных классов.
Научно-технический прогресс, информационная революция требуют от человека способность ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому считаю, что информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. Информационную компетентность можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Современные школьники находятся в условиях неограниченного доступа к информации, ее избытка. Бессистемный выбор информации ведет к её хаотичному использованию в процессе обучения и не содействует реализации задач модернизации образования. Мы формируем умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой ученической деятельности с использованием средств ИКТ. В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» Стандартов второго поколения отмечается, что в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Авторы считают, что выпускники начальной школы научатся: 1) осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в том числе – в пространстве Интернета; 2) осуществлять запись (фиксацию) информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе - с помощью инструментов ИКТ.
В пояснительной записке «Примерной программы по русскому языку» указано, что в ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Возникает потребность в высоком уровне развития информационной компетентности. Вопросам формирования информационной компетентности личности посвящены исследования А.П.Базаевой, Л.Д.Васильевой, Е.В. Достоваловой, А.Н. Завьялова, Л.Б. Сенкевич и др . В этих исследованиях формирование и развитие информационной компетентности личности в основном осуществляется средствами компьютерных технологий и, соответственно, содержание информационной компетентности определяется с позиций владения человеком информационно-коммуникационными технологиями. Следует отметить, что для школы информатизация – это процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки школьников на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества, подготовка учащихся к умениям успешно и самостоятельно строить свою жизнь в быстро развивающемся обществе. Анализ литературы показывает, что термин «информация» происходит от латинского « infomatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. По мнению Н.В. Макаровой, понятие «информация» представляет собой «сведения
об объектах и

явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и

состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень

неопределенности, неполноты».
Правомерность существования понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования обосновывается в работах современных ученых. В опыте принимается позиция А.В.Хуторского, который дает следующие определения понятий «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Информационная компетентность
является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетенцией зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетенциями. Возникает вопрос, что понимать под
информационной

компетентностью.
А. В. Хуторской, рассматривая это понятие, говорит, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Информационная компетентность включает в себя различные аспекты (способы деятельности):  планирование информационного поиска; извлечение первичной (необработанной) и вторичной (обработанной и представленной ученику) информации;  обработка информации;  систематизация информации;  интерпретация (объяснение и толкование) информации;  представление информации в различных вариантах. Основным показателем информационной компетентности личности является способность добыть информацию, переработать её в выводы, аргументированно представить полученный вывод. Под развитием информационной компетентности младшего школьника понимаются количественные и качественные изменения в
содержании структуры информационной компетентности младшего школьника. В формировании информационной компетентности младших школьников можно выделить три этапа: I этап -формирование первоначальных знаний и способов деятельности в работе с информацией. Для детей, находящихся на данном этапе развития информационной компетентности, задачи по поиску информации ставит учитель, предлагая им разные источники, способы её получения и обработки. II этап – извлечение информации предполагает организацию деятельности учащихся, направленную на применение школьниками предложенного учителем или выбранного способа получения информации, извлечение информации по заданным или самостоятельно сформулированным основаниям, а также создание условий для формирования навыков самостоятельного выбора информационной деятельности. III этап – овладение формами и видами деятельности Школьники осваивают формы и виды деятельности по работе с информацией, связанные с её интерпретацией. Используют разные типы информации, представляющие содержание одного и того же вопроса. Основное внимание на данном этапе акцентируется на создании условий для поиска самостоятельных путей информационной деятельности, апробации не одного, а ряда вариантов, которые отрывают учащегося от образца, предоставляют простор для деятельности. Для формирования у учащихся начальной школы информационных компетентностей используют различные методы и приёмы. Предложенные приёмы развития информационной компетентности позволяют учителю создавать условия для развития её у всех учащихся. Следует отметить, что они тесно взаимосвязаны.
Приём «шляпы де Боно»
удобно использовать при организации работы в группах с некоторым текстом. Красная шляпа – эмоции, Белая шляпа – определения понятиям, Желтая шляпа – оптимисты, (отметить положительное) Черная шляпа – пессимисты, (отрицательное воздействие) Зеленая шляпа – определенная (специальная) информация,
Голубая шляпа – вопросы по тексту. Например, детям предлагается поработать в группах с текстом , примерив на себя одну из шляп. Группе учащихся в красной шляпе необходимо проанализировать свои эмоции после прочтения текста. Ученикам в белой шляпе дано задание выделить в тексте новые понятия. Учащиеся в жёлтой шляпе – найти в тексте всё хорошее о герое или каком – либо понятии; А в чёрной шляпе – найти сведения об отрицательном воздействии ветра. Ученикам в зелёной шляпе предлагается найти в тексте информацию, которая их чему – нибудь научила. Ученики в голубой шляпе должны продумать вопросы к одноклассникам по тексту. В результате использования этого приема дети приобретают навыки чтения информации по заданному направлению, объясняя логику выбора основания.
Прием «6-ти вопросов»
заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно-популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов. Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурировали текст и в дальнейшем опирались на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её.
Приём «антиципации»
, предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием? С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией.
Приём «кластер»
- это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер – в переводе означает пучок, созвездие. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, они соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Такая работа может проводится уже в первом классе. Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо.
Ученики получают возможность классифицировать, структурировать, обобщать и систематизировать информацию по заданным основаниям.
Приём «синквейн».
Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным
).
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья - описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвёртая - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Например: Во 2 классе после работы со статьёй учебника по теме «Вода и её значение» у детей получились яркие вдумчивые синквейны:
Вода

Жидкая, чистая.

Питает,очищает, работает.

Без воды нельзя жить.

Жизнь!
Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей.
Приём чтения со «стопами»
предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, дети читают текст и отмечают «*» - ту информацию, которая им уже знакома
«+»
- новое, «-» - то, что они не знали, «?» - около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.
Приём «водопад»
позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого-либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма».Задаётся
вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется - «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:  проблемно-диалогический;  исследовательский;  проектный.
Проблемно-диалогический метод
обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно-диалогическом методе является создание проблемной ситуации, которая:  должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступна для разрешения её учеником;  должна вызывать интерес своим содержанием и потребность ученика в её решении;  должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперёд в учебной деятельности. Поставить «учебную проблему» - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо вопрос для исследования. Для формирования информационной компетентности важным является применение
исследовательского метода обучения

,
в соответствии с которым на уроке организуется деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Темы для исследовательской деятельности выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы социальных, коллективных и личных
взаимоотношений, близкие пониманию и волнующие ребят в личном плане. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Первоклассникам предлагаются небольшие, простые задания исследовательского характера. Каждый ученик получает памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Аналогичное задание можно предложить и учащимся 4 класса, только уровень проведения исследовательской работы будет сложнее. Исследовательскую деятельность можно вынести за рамки учебных предметов. Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является
проектный метод
. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций, в том числе информационной, поскольку универсален по отношению предметному содержанию и эффективен. Для формирования информационной компетентности посредством проектной деятельности важен особый такт, чтобы не дать ученикам готовую информацию, а направить их самостоятельный поиск. Использование
ИКТ
в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией; открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. ИКТ даёт детям возможность для размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует развитию интереса школьников в жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Использование Интернет-ресурсов возможно для поиска информации при подготовке информационных работ, для просмотра ресурса виртуальных музеев, для знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, для поиска информации в электронных энциклопедиях. Совершенствование информационной компетентности связано с расширением круга используемых источников информации и с расширением умений по их использованию, а также с увеличением доли самостоятельности учащегося при работе с информацией. Если информационная компетентность предполагает способность самостоятельно решать возникающие проблемы, то, следовательно, необходимо изменять формы взаимодействия на уровне «учитель - ученик». Учитель перестает выступать перед учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает ее получение. Следовательно, организационные формы учебной работы должны предполагать увеличение доли самостоятельных, индивидуальных и групповых работ, работ творческого, поискового, исследовательского характера. Таким образом, следует перенести акцент с преподавательской деятельности учителя на учебную деятельность учащегося, основанную на инициативе и ответственности самих школьников, в связи с чем, актуально использование парных и групповых форм организации учебно-познавательной деятельности, особенно при переходе к системно-деятельностному подходу в обучении.

Литература
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс //Начальная школа. - 2008. - №1. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]. - М., 2008. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., 2010. 4. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. - 2010. - № 5. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.


Яндекс.Метрика