Напоминание

"Техники и методики оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе"

Автор: Коршунова Вера Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Краснослободский многопрофильный лицей"

Населённый пункт: город Краснослободск

Наименование материала: статья

Тема: "Техники и методики оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе"

Описание:

Можно ли в современной школе обойтись без контроля и оценки? Наверное, не найдется ни одного ученика, родителя, учителя, который ответит на этот вопрос утвердительно. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности велико. Во-первых, в результате этой деятельности учитель получает представления о сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика по конкретному учебному предмету, что позволяет скорректировать процесс обучения для преодоления установленных ошибок. Учитель при этом отвечает на два вопроса: "Что я делаю не так…" и "Что нужно сделать, чтобы…". Во-вторых, контроль и оценка позволяют ученику получить сведения о достигнутых им успехах, проанализировать характер ошибок, наметить пути их устранения. То есть устанавливается обратная связь между ведущим и ведомым в обучении. В-третьих, оценка выполняет функции "поощрения" в случае успешного, прилежного учения и "наказания" в случае отсутствия оного.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=276

Опубликовано 24.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Техники и методики оценивания

в компетентностно-ориентированном образовательном процессе
В Концепции модернизации российского образования под повышением качества общего образования понимается «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей ». Общеобразовательная школа должна формировать систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции – межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. Развитие современной системы образования в России идет по пути гарантирования каждому гражданину полноценного стандарта образования, создания условий для наиболее полного удовлетворения личностных запросов учащихся, возможности реализовать свои склонности, способности, дарования, развить индивидуальность. Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике (качество образования, его доступность, эффективные условия управления) побуждают нас к поиску новых подходов к управлению системой образования. Не секрет, что многие годы наше обучение в начальной школе «грешило » авторитаризмом, не учитывало своеобразие и особенности, возможности и интересы детей младшего школьного возраста, а поэтому становилось для многих нерадостным. И это во многом было связано с контролем и оценкой учителем результатов деятельности учащихся. Можно ли в современной школе обойтись без контроля и оценки? Наверное, не найдется ни одного ученика, родителя, учителя, который ответит на этот вопрос утвердительно. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности велико. Во-первых, в результате этой деятельности учитель получает представления о сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика по конкретному учебному предмету, что позволяет скорректировать процесс обучения для преодоления установленных ошибок. Учитель при этом отвечает на два вопроса: «Что я делаю не так…» и «Что нужно сделать, чтобы…». Во-вторых, контроль и оценка позволяют ученику получить сведения о достигнутых им успехах, проанализировать характер ошибок, наметить пути их устранения. То есть устанавливается обратная связь между ведущим и ведомым в обучении.
В-третьих, оценка выполняет функции «поощрения» в случае успешного, прилежного учения и «наказания» в случае отсутствия оного. Таким образом, главное педагогическое значение контроля и оценки состоит в том, что устанавливается определенная мера персональной ответственности каждого участника процесса обучения, а анализ полученных результатов обучения может рассказать о многом:  правильно ли организован учебно-воспитательный процесс, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении и углублении;  какие способы обучения продуктивны, удачны, а какие нуждаются в корректировке;  что нужно изменить, исправить. Школьник учится сравнивать результат своей деятельности с эталоном, анализировать способы достижения успеха, осуществлять поиск ошибок, определять пути их исправления. Безусловно, любой вид оценки вызывает эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Проблема тревожности учащихся привела к стойкому убеждению многих педагогов и психологов в необходимости изменения подходов к системе оценивания. Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование ЗУН, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников, особенно в первых и вторых классах. Система оценивания для них непонятна и не способствует формированию и развитию самооценки, ставит детей в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих. Поэтому было решено, пока ребенок не осознает, как и за что ему ставят эту отметку целесообразнее перейти на безотметочную систему оценивания, но учитель при этом должен постоянно отслеживать и контролировать движения ученика. Считается, что безотметочное обучение не имеет травмирующего характера, сохраняет интерес к обучению, снижает психологический дискомфорт, тревожность. Создает возможность для формирования у учащихся оценочной самостоятельности. Является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний и определяет вектор дальнейших усилий). Поэтому главная проблема сегодня правильно оценить достижения учащихся, развить и сохранить мотивацию к учебе.
Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач в компетентностно - ориентированном образовательном процессе. Под оцениванием мы понимаем процесс сравнения сегодняшних успехов (неуспехов) ребенка с его прежними успехами (неуспехами) и процесс соотношения результатов обучения с нормами, заданными существующими стандартами обучения. В нашем лицее безотметочное обучение в 1-х классах и 2-х классах первое полугодие практикуется уже много лет, накопился определенный опыт и я хочу поделиться им с коллегами. Если мы хотим, чтобы ребенок научился оценивать себя адекватно именно как ученика, то мы обязаны прежде всего позаботиться об общей его самооценке. Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной и физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных к серьезному учению. Когда ученик говорит, что я никогда этого не смогу сделать, это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. И он вероятнее всего потерпит неудачу, потому, что нет у него уверенности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое его ожидание. Вера ребенка в свои силы в значительной мере зависит от учителя: от его доброты, чуткости и веры в детские возможности. Поэтому для повышения самооценки учащихся я использую такие приемы особенно в первый год обучения: *не говори ученику о его плохих результатах *сообщи ученику, что он добился хороших результатов, даже если они у него средние *замени сложное задание на легкое, но не говори об этом ему. *старайся, чтобы к каждому ребенку одноклассники относились доброжелательно, особенно к тем ребятам, о которых первоначально сложилось отрицательное мнение. Так как родители для ребенка служат главным источником суждений о нем самом, то и формировать самооценку учащихся надо совместными усилиями школы и семьи. Для родителей первоклассников провожу собрание на тему: «Роль самооценки в развитии учащихся», на котором даю рекомендации, как повысить самооценку у ребенка. Наряду с формированием самооценки следует формировать учебную самостоятельность учащихся – конкретную самооценку своих возможностей выполнить те или иные действия на уровне определенных требований. Для того чтобы учащиеся могли оценивать свои достижения, необходимо познакомить их с критериями оценивания и инструментом оценки:
- Обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ. -Постепенный, специально выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в 5 бальной системе во втором полугодии 2 класса. -Осуществление перехода к оценкам не одновременно, а индивидуально (сначала ставим оценки в тетрадях, только 5 и 4) в конце 1 , начале 2 класса -Обязательное выделение умений ребенка, за которое можно похвалить -Обсуждать успехи и неуспехи в индивидуальной беседе с каждым родителем отдельно. Большое значение имеет оценка качеств личности школьника, проявившихся в процессе выполнения учебной задачи: настойчивость, терпение, самостоятельность, старание, внимательность. Это оказывает особое влияние на создание положительного отношения к учению и ориентировки на успех деятельности ребенка. Важно использовать способ оценивания чужой тетради, т.к. ребенку важно увидеть недочеты в работе у соседа нежели у себя «любимого». И затем выделить аккуратные тетради (звездочкой, флажком, на доску почета и т.д.). Эмоциональное отношение к работам детей – важный момент на уроке. Не надо скупиться на похвалу устно, улыбку, одобряющий жест, прикосновение к ребенку, все те невербальные виды помощи, которыми мы владеем, но порой скупимся. Использую в своей работе и записи в тетрадях типа «Молодец!», «Умница!» Как было сказано выше первые оценки первоклассники получают в тетради во втором полугодии, причем только положительные. На своем опыте учитель убеждается, что эта необходимая мера, чтобы сохранить интерес к учебе детей с высокими умственными способностями. Во втором классе учащиеся уже имеют небольшой опыт оценивания. Учитель направляет свои усилия на то, чтобы каждый второклассник понял, что учебно- познавательная деятельность является процессом активного участия школьника в преобразовании самого себя, собственных сил и возможностей. В своей работе часто использую дифференцированное обучение и индивидуальный подход. Пользуюсь заданиями различной трудности, различного объема, разные меры помощи учащимся при выполнении учебных заданий. Какие же виды контроля в начальной школе наиболее продуктивны? Прежде всего, учитель проводит текущий контроль, его особенностью является то, что он дает учителю и ученику проследить, как идет развитие того или иного умения и навыка, своевременно отреагировать на недостатки учебного процесса, повторить пройденное, возвратиться к еще не усвоенным правилам и действиям. Это важный воспитательный момент,
позволяющий бережно отнестись к процессу становления навыка, учесть темп обучаемости ребенка, его индивидуальность. Конечно, все это требует большого терпения и педагогически целесообразной мягкости учителя. Приведу пример. В соответствии с Методическим письмом Министерства образования РФ учителю предоставлено право не исправлять ошибку ученика, а лишь отметить место где она допушена (подчеркиваю слово или ставлю на полях знак) Что это дает? Ученик сам находит ошибку и сам исправляет ее, т.е. «глазом и рукой» запоминает правильно выполненное задание. Он участвует в анализе и изменении хода своей деятельности, устанавливает место, где возникла ошибка. Это очень важно как для формирования навыков самоконтроля школьника, так и для повышения качества его обученности. Замечу, постепенно уменьшается число допускаемых учениками ошибок. Очень важно каждому учителя понять, что без предоставления ученику права на ошибку и ее самостоятельный поиск и устранение нельзя реализовать личностно-значимое обучение. Поспешность применения на начальных этапах обучения «карающей» отметки нецелесообразно. Эффективнее использовать возможные пути исправления недостатков в учебной работе. Такой подход ведет к успеху и формирует правильное отношение ученика к контролю. Большое место в системе контроля приобретает тематический контроль. Его значение в том, что он дает возможность проверить успешность обучения по каждой крупной теме курса, при этом оценка фиксирует результат определенного завершенного этапа обучения. Достоинства: * Ученику предоставляется возможность сдать тему в удобное время. * Снимается необходимость оценки по среднему баллу, ученик может пересдать и улучшить отметку. *Возможность самому управлять временем и характером контроля по темам снимает страх перед любыми к.р. и развивает его стремление получить высокую оценку своих знаний. При этом школьник проявляет настойчивость, целеустремленность, ответственность. Тематический контроль обычно проводится либо в устной, либо в письменной форме. Для тематических проверок выбирают наиболее важные вопросы программы, которые требуют особого внимания к качеству усвоения. И наконец, итоговый контроль, который проводится для оценки результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Перейдем к формам и методам контроля, используемым в соответствии с требованиями времени.
Такая форма опроса необходима, если надо систематизировать, уточнить и обобщить знания учеников, проверить какие знания уже усвоены, а какие требуют дополнительных упражнений, тренинга, помощи учителя. Выбирая тему беседы, подбирая вопросы и задания учитель должен прежде всего узнать: * кому нужны дополнительные занятия, т.к.не усвоили основное содержание темы; * как усвоен материал, что усвоено формально, без понимания; * какие способы учебной работы легко даются детям, а какие вызывают трудности. Беседа, как метод обучения достаточно сложный и требует многих умений учащихся: умение слушать участников диалога; запоминать сказанное; подавать реплики; эмоционально реагировать на мнение товарищей; уметь доказывать и рассуждать. Беседа не всегда требует полного выступления, т.к. диалога не получится. То есть в каждой конкретной ситуации надо предвидеть кратко или полно отвечать детям. Пример. Я задаю вопрос: Какое время года сейчас? Заведомо получим неграмотный, но полный ответ… . Вставать при каждом таком ответе не обязательно. Интересным можно сделать и форму индивидуального (монологического) устного опроса. В качестве домашнего задания дать не то , что пройдено на уроке , а разработку какого-нибудь проблемного вопроса, с использованием дополнительной литературы, иллюстративного материала. Пример. При изучении темы «Насекомые» домашним заданием было «Подготовить рассказ о животных, которых часто называют насекомыми, но которые таковыми не являются». При выполнении не достаточно знать, что все насекомые – шестиногие, и паук не относится к этому классу животных. Дети искали информацию, которая дополнила бы знания о паукообразных – ходили в библиотеку, брали энциклопедию, пользовались ИКТ, рисовали. Можно привести пример с «Красной Книгой». Интересными были проекты, выполненные самими учениками без взрослых. Такие опросы полезны, продуктивны. Они развивают самостоятельность, творчество и учебную инициативу младших школьников: дети узнают много нового, с удовольствием слушают одноклассников. Письменный опрос – различные самостоятельные и контрольные работы, которые учащиеся выполняют индивидуально, самостоятельно и в письменном виде. Цель проведения – проверка усвоения конкретных способов решения учебных задач, осознания понятий, применение правил.
Самостоятельная работа в виде схем, таблиц, диаграмм и других графических изображений формирует у учащихся моделирующую деятельность, развивает умение работать в пространственной перспективе, кратко излагать и обобщать знания. Дети любят работать в парах и небольших группах (например: заполнить таблицу умножения, схему звукового анализа слова, дополнить рисунок-схему «Водоемы». Самостоятельную работу использую как одну из форм дифференцированного обучения, готовлю разные по степени сложности задания ( болел, не усвоил, медлительный). Даю и индивидуальные письменные самостоятельные работы, так как есть в классе дети стеснительные, робкие, чувствующие дискомфорт при ответе у доски. И если работа выполнена хорошо, то есть основание для публичной поддержки ребенка и воспитания уверенности в собственных силах. Интересной формой контроля являются тестовые задания. С введением ЕГЭ в школах в форме тестирования возникает необходимость начинать работу над этой формой контроля еще в начальной школе. Это будет результативной подготовкой к данному виду экзамена. Начиная с 1 класса дети принимают участие в конкурсах различного вида: Кенгуру, Русский Медвежонок, Человек и Природа, Эрудит и т. д.. К современным нетрадиционным формам контроля относится проверка и оценка достижений с помощью компьютера. Я использую в своей работе свои презентации, авторские цифровые образовательные ресурсы для 2 класса, они есть по русскому языку, окружающему миру, изобразительному искусству. В заключении: особое внимание следует уделять словесной оценке, сопровождающей любую отметку. Именно она вскрывает как положительные стороны выполненной работы, так и ее недостатки. В чем педагогическое значение словесной оценки? Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результата его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Если оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работ, то оно позволяет выделить положительные стороны, оценить успехи, увидеть ошибки, указать пути их устранения.


Яндекс.Метрика