Напоминание

Литературная гостиная"Детство"

Автор: Романова Ольга Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОБУ "Кемлянская СОШ"

Населённый пункт: с.Кемля Ичалковского района республики Мордовия

Наименование материала: Внеклассное мероприятие

Тема: Литературная гостиная"Детство"

Описание:

Виртуальное путешествие во времени промежутка 18 -21 веков на примерах литературных героев с целью ознакомления и сравнения условий жизни детей в царской России, годы ВОВ 1941-1945г, наши современники.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2903

Опубликовано 14.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МОБУ «Кемлянская СОШ»

Литературная гостиная

по теме:

«Детство»
Автор: учитель начальных классов Романова Ольга Алексеевна 1
Цели: способствовать гражданско-патриотическому воспитанию детей; развитию интереса и уважения к литературе и истории своей Родины . Планируемые результаты образования : предметные: работа с произведением и понятиями «герой рассказа», «эпоха»; метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют поставленную задачу; познавательные – осуществляют поиск нужной информации; анализируют и объясняют поведение героев, опираясь на временные условия их проживания; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; личностные УУД: определяют особенности характера и мира чувств главных героев; руководствуются важными и правильными мотивами, умеют их аргументировать.
Образовательные ресурсы
подсвечник со свечкой, скатерть, энциклопедический словарь, плакаты с темой и эпиграфом к уроку, картины по теме, картина В.Е. Маковского «Свидание», грамзапись «Священная война»,костюмы для детей, творческие работы детей, учебник, выставка книг. Л.Н.Толстой «Детство» М. Горький трилогия «Детство» А.П. Чехов «Ванька» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» А.П. Гайдар «Тимур и его команда» А.Л. Барто, Л. Кассиль, Н.Некрасов, В.П. Катаев 2
Ход урока. 1. Вступление. - Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли в школу? - Тогда добро пожаловать в литературную гостиную по теме «Детство». - Этот урок немного отличается от обычных уроков, которые мы с вами проводим каждый день. 2. Чтение эпиграфа к уроку. - На плакате написано высказывание Л.Н. Толстого. Прочитайте его.
«Счастливая, счастливая,

Невозвратимая пора детства.»

Л.Н. Толстой.
- Объясните значение этого выражения. - Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку, мы к ним ещё вернёмся. 3. Работа с выставкой книг. - Обратите внимание на выставку книг. - Книги каких авторов перед вами? - Что общего во всех этих произведениях? - А что их отличает? - В этих книгах авторы описывают детские годы людей разных поколений. 4. Сообщение цели урока. 3
- Итак, ребята, отправляемся в путешествие по страницам истории детства в разные периоды жизни нашей страны. 5. Работа над первой страницей путешествия. - Представьте себя в далёком-далёком прошлом нашей страны. Звучит песня.( исполняет ученица класса сидя за партой). То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит. То моё, моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. Извела меня кручина Подколодная змея. Догорай, гори, моя лучина, Догорю с тобой и я - А сейчас будьте внимательны. Чтение по ролям отрывка из произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел». - Из какого произведения этот эпизод? Чтение-инсценирование эпизода из произведения А.П. Чехова «Ванька». - Из какого произведения этот эпизод? 4
Костюмированное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». - Кто написал это стихотворение и как оно называется? - Что вы можете сказать о детстве ребят в те далёкие годы? - Почему вы так решили? - Что дети считали своей основной обязанностью? - В каком произведении это хорошо показано? Описание картины В.Е. Маковского «Свидание». - Ребята, перед вами репродукция картины В.Е. Маковского «Свидание». Вглядитесь в эту картину. - Какое настроение передаёт художник в этой картине? Почему? - Что вы чувствуете, глядя на неё? - Обратите внимание на героев картины. Кто здесь изображён? - Что вы можете о них сказать? - Сюжет картины прост и немногословен. К сыну, отданному в город в подмастерья, из деревни пришла мать. Молчаливая сцена много говорит о жизни. - Что вы можете сказать о матери? - Что вы можете сказать о сыне? - Подберите имена прилагательные, которые бы описали их жизнь. 5
Обобщение по разделу. - Детство в те далёкие годы было трудное, голодное, мрачное. - Как вы думаете, а были ли у детей в те годы счастливые, радостные мгновения? - Чему они могли радоваться? - Почему же они, несмотря ни на что, веселились, смеялись, играли? - Да, дети несмотря ни на что, оставались детьми. 6. Работа над второй страницей путешествия. - Переворачиваем страницу нашей истории и перед нами другой период времени.
Звучит грамзапись «Священная война».
- Кто догадался какой это период времени? - Как вы понимаете выражение «священная война»? Викторина. 1. - Назовите произведение и его автора. Героями этого произведения были учительница и её ученики. (Л Кассиль «У классной доски».) - Какие чувства и желания испытывали дети, когда сидели в классе под дулами фашистских автоматов? - Чего им больше всего хотелось в этот момент? Почему? 6
2. – В каком произведении дед с внуком, рискуя своей жизнью, помогли Красной Армии уничтожить фашистский отряд7 (Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина») - Назовите имена героев этого произведения. - В чём заключалась помощь Васи Кузьмина? - Мог он поступить иначе? Почему? 3. – Послушайте и скажите о ком идёт речь. «Пустите меня, дяденька, я больше никогда не буду. Меня мамка дома дожидается. И даже, как ему это ни было противно.(отвратительно), стал ловить руку немца, делая вид, что хочет её поцеловать». - О ком идёт речь? - Героем какого произведения является Ваня Солнцев? - При каких обстоятельствах Ваня встретился с фашистами? - Какие чувства охватили его? - Мог он поступить как ему захочется? Почему? (В.Катаев «Сын полка».) 4. - Чем занимались ребята в годы войны в местах, отдалённых от боевых действий? - В каком произведении автор очень хорошо описывает жизнь детей в глубоком тылу? (А.П. Гайдар «Тимур и его команда».) - Что они считали своей основной обязанностью? - Чем занимались ребята в городе? В деревне? 7
- Что вы можете сказать о детстве в годы Великой Отечественной Войны? - Могла ли Советская Армия прогнать фашистских захватчиков, если бы ей не помогали обыкновенные ребята, похожие на вас? Почему? Чтение ученицы наизусть стихотворения А.Л. Барто.
В дни войны.
Глаза девчонки семилетней, Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска. Она молчит, о чём не спросишь, Пошутишь с ней – молчит в ответ, Как – будто ей не семь, не восемь А много-много горьких лет., Обобщение по разделу. - Что автор говорит о глазах девочки? 8
- Ребята, как вы думаете, а радость то появлялась в детских глазах в годы ВОВ? - Чему они радовались? - Чего они очень хотели? - Почему же, не смотря на то, что шла война, дети продолжали радоваться - Они оставались детьми. 7. Работа над третьей страницей путешествия. - Перелистываем ещё одну страницу нашей истории и оказываемся в том времени, в котором мы живём. Звучит песня «Детство» (первый куплет) Детство, детство, Детство – это смех и радость. Детство, Детство, Детство – это я и ты. Проигрывание сюжетов из жизни детей (по произведениям А.Л. Барто). (наизусть)
Вовка – добрая душа.
Шла вчера я по Садовой, Так была удивлена,- Паренёк белоголовый Закричал мне из окна: -С добрым утром! С добрым утром! Малышам и взрослым людям Паренёк махал рукой, С ним теперь знакомы будем. - Это Вовка – есть такой!
Петя утомлён.
9
Петя взял «Родную речь», На диван решил прилечь, - Дайте что-нибудь принять… Витамины что ли… Слабость чувствовал опять Я сегодня в школе. Мать меняется в лице, Витамины А, Б, Ц Предлагает Пете. Витамины А, Б, Ц Очень любят дети. Мать на Петеньку глядит И, вздохнув украдкой, Просит: пусть он не сидит Долго над тетрадкой. - Что ж, пожалуй, ты права,- Стонет хитрый малый.- Отдохну часочка два… Я такой усталый! Сунул в шкаф «Родную речь» И гора свалилась с плеч. Витамины А, Б, Ц Катает кошка на крыльце.
Жил на свете Ванечка
. Жил на свете Ванечка. И должно ж случиться,- Начал этот Ванечка, Чваниться, кичиться. -Я, букварь, товарищи, 10
Прочитал до корочки! У меня, товарищи, В дневнике пятёрочки. Ванечка, Ванечка, Перестал бы чваниться! Нечего кичиться, Все должны учиться! - Вы внимательно слушали. Кто написал все эти стихи? - Поступки кого из героев вам понравились? Почему? - Чьи поступки вам пришлись не по душе? Почему? - Что вы можете сказать о детстве таких детей как вы? Почему? - Что вы считаете своей основной обязанностью? - Для чего вам это нужно? - Но достаточно ли этого, чтобы вырасти хорошим человеком? - Давайте поразмышляем. Выборочное чтение по рассказу Лидина «Завет». - Оком этот рассказ? - Чем запомнилась вам эта девочка? - Прочитайте строки, в которых описывается встреча Тани с Ольгой Петровной Осташко. - Почему эта встреча так тронула Ольгу Петровну? - Кто была Наташа Осташко? - Какую клятву дали Таня и её подруги? - Прочитайте слова, которые относились и к Наташе Осташко, и девочкам, которые ухаживали за её могилкой? - Почему Ольге Петровне захотелось встретиться с Таниной мамой? - Может ли Танина мама гордиться своей девочкой? Почему? 11
Обобщение по разделу. - Ребята, важно ли помнить героев , о которых мы сегодня говорили или это не обязательно? - Для чего это нужно? - Это наше прошлое, а у людей, которые не ценят и не помнят своего прошлого, нет будущего. - Мы с вами должны сохранить этот мир для тех, кто будет жить после нас, как для нас с вами его сохранили Наташа Осташко, герои-молодогвардейцы и другие. 8. Обобщение. - Вы сегодня увидели все различия в жизни детей разных периодов времени. - А что же вы заметили общего? - Прав ли Л.Н. Толстой, написавший эти строки? (эпиграф) - Почему он называет детство счастливым? - Почему невозвратимым? - В какое бы трудное время не проходило детство людей – это лучший период в жизни каждого человека. 9. Анализ домашнего задания. (чтение лучших работ-сочинений на данную тему) 10. Заключение. - Что же в жизни является главным для каждого человека, независимо от времени? (Быть хорошим человеком.) - Что значит быть хорошим человеком? - С каких лет уже надо воспитывать в себе эти качества? Чтение наизусть стихотворения. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. 12
Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя. Ты счастлив, что день Не напрасно ты прожил, что годы живёшь ты не зря. Звучит песня «Детство». Все люди на большой планете Должны всегда дружить. Должны всегда смеяться дети -3 раза 2 раза И в мирном мире жить. 11. Рефлексия. Я понял(а) … Мне захотелось, чтобы мы… Сегодня мы… Теперь я знаю… Я так и не смог(ла) понять, почему люди… 12. Итог урока. - Наш необычный урок подошёл к концу. - Вы на этом уроке много думали, красиво высказывали своё мнение, свои мысли, но больше всего меня порадовали вы в том, что умеете отличить хорошее от плохого. - Чем бы вы после этого урока хотели поделиться со своими родителями? 13


Яндекс.Метрика