Напоминание

"Значение пересказов и рассказов в связной речи учащися"

Автор: Коновалова Ирина Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ СШ № 47

Населённый пункт: Тверская облость, город Тверь, посёлок Литвинки

Наименование материала: Статья

Тема: "Значение пересказов и рассказов в связной речи учащися"

Описание:

Перед учителем стоит сложная задача - каждое произведение донести до ребёнка как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажем. Только при этих условиях можно говорить о правильном восприятии и понимании текста детьми.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2992

Опубликовано 18.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Значение пересказов и рассказов в связной речи учащися.
Учить ребёнка рассказывать- это, значит, формировать его связную речь. Эта задача ставится как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного и школьного возраста. Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «
Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том,

чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в

сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания , способствовать

точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности

мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При

отсутствии всего этого язык утрачивает свою ценность и значение».
При поступлении детей в 1 класс происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки учащиеся приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, вы которых оно протекает. « Изменение образа жизни ребёнка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифферентации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передачи ребёнком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослым. Возникает форма речи- сообщения в виде монолога- рассказа о пережитом и виденном». Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи- обогащения словаря, формирование грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. Исследователями установлено, что в младшем школьном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребёнок не закончив одной части высказывания, переходит к
другой, с совершенно новым содержанием, т.е смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Следует отметить, что учащиеся успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целое высказывание. Однако умение отображать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их, у младших школьников надо формировать. При этом важно учить ребёнка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя. Важно, чтобы учащиеся говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становиться более связной и свободной. Составление разного рода вида рассказов - наиболее трудный для учащихся род речевой деятельности. Поэтому учителю следует постоянно переходить от постановки простых заданий к более сложным , но в тоже время посильным для детей. Задача учителя научить младшего школьника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимо постоянно закреплять приобретённые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.
Каковы же основные требования к содержанию и методике

проведения уроков различного вида?
Хотелось бы остановиться вначале на
обучении рассказыванию с

использованием предметов.
Учащиеся внимательно рассматривают предметы и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и др. Я учу детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Они упражняются в выборе точных слов – обозначений, учатся контролировать свою речь, степень её соответствия описываемому объекту и его признакам. В рассказах – описаниях находит выражение эмоционально – эстетическое отношение младших школьников к вещам, к игровому материалу, речь их становиться более выразительной.
Важным приёмом обучения являются вопросы, с помощью которых учитель помогает младшим школьникам лучше познакомиться с объектами описания. Я стараюсь задать вопросы, как правило, в начале урока, когда знакомлю детей с предметами и подготавливаю к предстоящему рассказыванию.
И так, показом предметов, организацией действий с ними, постановкой

определённых заданий я создаю такие учебные ситуации, в которых младшие

школьники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают

языковым материалом, речевыми навыками и умениями.
Хотела бы отметить –
уроки по пересказу литературно- художественных

произведений
Эти уроки, на мой взгляд, занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи младших школьников. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.
Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали

литературный материал.
Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно без пропусков и искажений, проявляют творческую активность. В каждом классе начальной школы методика обучения имеет свои особенности, однако, существуют общие методические приёмы. Прежде всего, учитель должен выразительно прочитать рассказ, который предстоит детям пересказать. После выразительного чтения проводится беседа, основное значение которой – выяснить правильно ли учащиеся поняли содержание и смысл произведении. Беседа должна проходить живо, с широким привлечение образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа.
Главным методическим приёмом в беседе выступают вопросы.
Однако я стараюсь не превращать беседу в пересказ по вопросам. А произойти это может в том случае, если вопросы ставятся почти к каждой фразе текста, и учащиеся с формальной дословностью воспроизводят его. Чтобы ребёнок мог проявлять в процессе беседы самостоятельность, творческую активность, я стараюсь поставить
вопросы так, чтобы сосредоточить мысль ребёнка на центральных узловых моментах повествования. Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию учитель может применять и другие приёмы – (совместный пересказ, указания, подсказ) – напоминание. При выборе методических приёмов учитывается, пересказывают ли учащиеся уже знакомую сказку, рассказ или ранее неизвестное им произведение. Важным методическим приёмом является оценка детского пересказа. Используя его, учитель не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрять старания ребёнка. Следует отметить и внимание, с каким учащиеся слушали пересказ своего товарища. На своих уроках я использую различные способы пересказа . Например: короткий текс ребёнок может изложить до конца, более длинное произведение, можно пересказывать по частям: один начинает, другие продолжают его и заканчивают. В этом случае учащиеся приобретают первоначальный опыт пересказа в лицах с использованием элементов драматизации: они знакомятся с изложением текста от первого лица – от лица героя.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую

деятельность младших школьников.
В обучении младших школьников связной речи, значительное место отводится
рассказыванию на темы из личного опыта.
Основой для этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, экскурсиях и др. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность , доставляют радость общения. Я стараюсь, чтобы при рассказывании на тему из личного опыта дети излагали свои мысли последовательно толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко. Учу пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи. Слежу за грамматической и орфоэпической стороной изложения , кого хозяин больше любит.
Рассмотрим несколько примеров, используемых в 1 классе.

Цель:
учить детей последовательному пересказу.

Оборудование:
иллюстрации коровы, лошади, собаки. Учитель читает учащимся рассказ К.Д.Ушинского « Спор животных» « Корова, лошадь и собака заспорили между собой -Конечно меня,- говорит лошадь. – Я ему дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем. - Нет, хозяин любит больше меня,- говорит корова. – Я его семью молоком пою. - Нет, меня, - ворчит собака.- Я его дом стерегу. Услыхал хозяин этот спор и говорит: - Перестаньте спорить по- пустому: все вы мне нужны и каждый из вас хорош на своём месте..» Далее я задаю вопросы: - Кто стал спорить? - Что сказала лошадь? - Что сказала корова? - Что сказала собака? - А что сказал человек? Затем распределяю роли между детьми. Ребята пересказывают текст по ролям, а после этого кто- то из них пересказывает текст целиком.
Составление описательного рассказа.

Цель:
учить учащихся составлять описательный рассказ.
Оборудование:
игрушки, принесённые из дома, запакованные в пакеты. Игрушки укладываются в большую коробку и ученик ( почтальон) разносит их. Первый пакет он даёт учителю. Она его разворачивает и рассказывает, что получила: называет предмет, описывает его, определяет его цвет, а в некоторых случаях и форму. Когда дети получают пакет они рассказывают по образцу, данному учителем.
Успех любого вида обучения связной речи учащихся в значительной

степени зависит от того насколько интересно и разнообразно

протекает жизнь учащихся в школе.



Яндекс.Метрика