Напоминание

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Автор: Мазурова Светлана Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ Можаров-Майданская средняя школа

Населённый пункт: с. Можаров-Майдан, Нижегородская область

Наименование материала: внеклассное мероприятие

Тема: Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Описание:

Аннотация мероприятия: Подготовка к игровому мероприятию началась заранее. В классе на большом листе ватмана были выписаны вопросы, ответить на которые следовало письменно. 1. Грустный ослик, который получил в подарок на день рождения свой собственный хвост? (ИА). 2. Громила, которого одолела Пеппи Длинный чулок? (Карл). 3. Злая колдунья Голубой страны и добрая волшебница Желтой страны из повести-сказки "Волшебник Изумрудного города" А. Волкова? (Гингема, Виллина). 4. Медведь, друг Маугли? (Баллу). 5. Сестра Малыша из книги "Три повести о Малыше и Карлсоне"? (Бетан). 6. Крыса из сказки о Крокодиле Гене? ( Лариска). 7. Сова Доктора Айболита? ( Бумба). 8. Трактор из сказочной повести Успенского "Дядя Федор, пес и кот"? ( Трактор Митя). 9. Деревянный боцман из сказки С. Лагерлеф "Путешествие Нильса вместе с дикими гусями" ( Розенбом). 10. Девочка, подруга домовенка Кузьки? (Наташа). Первые 9 учащихся сдавшие верные ответы были отобраны как игроки (3 агона по 3 человека в каждом). 1. На уроках технологии дети шили для игры "шелковых умников". 2. Готовились разноцветные квадраты 60×60 для обозначения дорожек – 4 зеленых, 3 желтых, 2 красных, сундучок с осколком зеркала; три картинки с изображением птиц (одна из них соловей); три коробочки разного цвета с надписями; глиняный горшочек; игрушечная птичка (в клетке); цветок розы; шкатулка с горошиной; гонг и песочные часы для контроля за временем. С игроками разучивались задания – инсценировки сказок и песен. Готовились записи песен со "сказочным" содержанием и общая заставка – мелодия В. Дашкевича из телепередачи "Приходи, сказка".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=2995

Опубликовано 18.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОЖАРОВ-МАЙДАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА

Внеклассное мероприятие

«Умники и умницы»

интеллектуальная игра

для 3 классов

Выполнила работу:
учитель начальных классов МОУ Можаров-Майданской СОШ, с. Можаров-Майдан, Пильнинского района, Нижегородской области Мазурова Светлана Александровна
2015г.


Цель занятия
:
образовательные:
 расширить круг знаний учащихся;  закрепить знания о любимых сказочных героях в игровой форме,  найти применение нескольким наработанным логико-математическим понятиям;  раскрыть межпредметную связь математики, окружающего мира, литературного чтения, русский язык;  способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;
воспитательные:
 воспитание у учащихся инициативности, смекалки;  развитие доброжелательного отношения друг к другу;  развитие умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива;
развивающие:
 нацелить на сотрудничество и творчество;  повысить познавательный интерес к математике, окружающему миру, литературному чтению, русскому языку;  научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать.
Аннотация мероприятия:
Подготовка к игровому мероприятию началась заранее. В классе на большом листе ватмана были выписаны вопросы, ответить на которые следовало письменно. 1. Грустный ослик, который получил в подарок на день рождения свой собственный хвост? (ИА). 2. Громила, которого одолела Пеппи Длинный чулок? (Карл). 3. Злая колдунья Голубой страны и добрая волшебница Желтой страны из повести- сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Гингема, Виллина). 4. Медведь, друг Маугли? (Баллу). 5. Сестра Малыша из книги «Три повести о Малыше и Карлсоне»? (Бетан). 6. Крыса из сказки о Крокодиле Гене? ( Лариска). 7. Сова Доктора Айболита? ( Бумба).
8. Трактор из сказочной повести Успенского «Дядя Федор, пес и кот»? ( Трактор Митя). 9. Деревянный боцман из сказки С. Лагерлеф «Путешествие Нильса вместе с дикими гусями» ( Розенбом). 10. Девочка, подруга домовенка Кузьки? (Наташа). Первые 9 учащихся сдавшие верные ответы были отобраны как игроки (3 агона по 3 человека в каждом). 1. На уроках технологии дети шили для игры «шелковых умников». 2. Готовились разноцветные квадраты 60×60 для обозначения дорожек – 4 зеленых, 3 желтых, 2 красных, сундучок с осколком зеркала; три картинки с изображением птиц (одна из них соловей); три коробочки разного цвета с надписями; глиняный горшочек; игрушечная птичка (в клетке); цветок розы; шкатулка с горошиной; гонг и песочные часы для контроля за временем. С игроками разучивались задания – инсценировки сказок и песен. Готовились записи песен со «сказочным» содержанием и общая заставка – мелодия В. Дашкевича из телепередачи «Приходи, сказка».
Ход игры.

Ведущий:
Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре. Тема сегодняшней игры «Все о сказках». Это значит, что все вопросы будут посвящены содержанию ваших любимых книг. Позвольте представить участников игры – агонистов. Греческое слово «агон» означает «соревнование». Сегодня соревноваться предстоит (называются участники агонов). Если агонисты не смогут дать ответа на вопрос , это право предоставляется остальным ребятам, которых мы назовем «теоретиками» (это слово произошло от слова «цеория» - праздник, зрелище). За верный ответ теоретик получает орден шелкового умника. А судьи станут внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку. Представляю наших судей 9называются члены жюри). Трое из всех участников игры, прошедшие испытания, получат призы. Итак, вызываю участников первого агона.
Первый агон.
Перед началом конкурса мы разыграем дорожки. Каждый из участников должен показать свое домашнее задание (разыграть с товарищем сцену из выбранной им сказки). Прежде чем вы выберите дорожки, напомню вам их свойства. Красная дорожка – самая короткая, на ней нельзя ошибаться. Желтая дорожка – длиннее, чем красная, на ней можно ошибаться только один раз. Зеленая дорожка –самая длинная, на ней можно ошибаться 2 раза. (Агон заканчивается, как только один участник пересечет свою дорожку). После каждого вопроса агонисту дается 30 секунд для обдумывания ответа. Об истечении этого времени наше жюри напомнит вам ударом гонга. Итак:

1-й этап: «СЛОВЕСНОСТЬ».
Вопросы: ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА. 1. Чей портрет? «Одет он чудесно, в одних чулках. Он тихо – тихо поднимается по лестнице, на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, он отливает то голубым, то зеленым, то красным, под мышками у него по зонтику: один с картинками, а другой совсем простой, гладкий». Напиши имя этого героя. (ОЛЕ- ЛУКОЙЕ). 2. Для чего нужны 2 зонтика? ( первый, с картинками, он раскрывается над послушными детьми, чтоб им снились волшебные сны, а простой – над озорниками, и им всю ночь ничего не снится). 3. Какой автор создал данный персонаж? (АНДЕРСЕН). Вопросы: КРАСНАЯ ДОРОЖКА. 1. Послушайте отрывок, назовите из какой он сказки и кто его автор? «Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась. Опять к рыбке старика посылает: Воротись, поклонись рыбке, Не хочу быть столбовою дворянкой А хочу быть вольной царицей. Испугался старик, взмолился: Что ты, баба, белены объелась? Не ступить, не молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство…». 2. Объясни смысл высказывания: «Что ты, баба, белены объелась?» Когда его можно применить? (Белена – ядовитое растение. Белены объелась – потеряла рассудок, сошла с ума). Вопросы: ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА. 1. Какое длинное пышное имя носила героиня А. Линдгрен Пеппи Длинный чулок? (Пеппилота – Виктуалина – Рогальдина) 2. Как называлась вилла, где жила Пеппи? ( Вилла называлась «курица»).
2-й этап: «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА»
1. Винни Пуху подарили на день рождения бочонок с медом. Мед вместе с бочонком имел массу 7 килограмм. Когда Винни съел половину меда, то оставшийся мед вместе с бочонком стал иметь массу 4 килограмма. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально? Решение: 7 – 4 = 3 (кг) 3 × 2 = 6 (кг) 2. Представь, что ты – Буратино, а черепаха Тортилла дарит тебе 3 коробочки – красную, синюю, зеленую. На каждой коробочке надпись:
На красной: «Здесь лежит золотой ключик». На синей «Зеленая коробочка пуста». На зеленой: «Здесь сидит змея». Черепаха говорит, что это действительно так. Но все надписи на коробке неверные. Отгадай, в какой коробке лежит золотой ключик? (Ключик лежит в зеленой коробочке). 3. Волшебная страна состоит из 5 частей: Изумрудного города; Желтой страны; Розовой страны; Голубой страны; Фиолетовой страны. Изумрудный горд и Желтая страна не имеют общей границы. А розовая, Голубая и Фиолетовая страны имеют общую границу с Изумрудным городом и Желтой страной. Нарисуй, как нарисованы части Волшебной страны?
(Ответ: Изумрудный город - в центре страны, от него секторами расходятся Розовая,

Голубая и Фиолетовая страны, а Желтая опоясывает их все по окружности.)

3-й этап: «ГЕОГРАФИЯ»
Обычно к этому этапу остаются 2 участника. 1. Что за город, в какой книге и каким автором он описан? «Большие ворота медленно открылись, и путники вышли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело бесчисленное количество изумрудов». (Изумрудный город. А. Волкова). Все жители этого города носили специальные очки. (Волшебник Изумрудного города). 2. Что это за страна, где вместо «доброго утра» говорят «спокойной ночи», а когда все лягут спать говорят «доброе утро». Где в булочных продаются канцелярские товары, а хлеб надо покупать в канцелярских товарах? (Страна лжецов. Д. Родари. «Джельсомино в стране лжецов»).
4-й этап: «ЛИТЕРАТУРА»
Если в агоне определен победитель, вопрос задается теоретикам. 1. Посмотри, в каком сундучке спрятан кусочек волшебного предмета, который причинил много неприятностей героям сказки Ганса Христиана Андерсена. (осколок зеркала, «Снежная королева»). 2. Дополнительный вопрос теоретикам. Вы видите изображения трех птиц. Именем какой из них названа известная сказка Ганса Христиана Андерсена? (Соловей).
Победитель первого агона занимает свое место на трибуне победителей.

Второй агон.
Разыгрываем дорожки между участниками. Их домашнее задание – представить своего сказочного героя, используя песни о нем. (Показывают героев под запись песен В.
Цветкова «Золушка», А. Рыбникова «Песня Красной шапочки», В. Шаинского «Чебурашка»).
1-й этап: «СЛОВЕСНОСТЬ».
1. Прочитай строки, записанные на доске, расставь знаки препинания, объясни правильность их расстановки. «Живет Балда в поповом доме «Дверь тихонько заскрипела Спит себе на соломе и в светлицу входит царь…» Ест за четверых Работает за семерых…»  Кто автор этих строк, из каких они сказок? (Сказка о попе и работнике его Балде),
( А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане»).
2. Послушай строки, которые я прочитаю, назови сказку и ее автора: «И царица налетела На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? и в чем!..» Та призналася во всем: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить».  Объясните, что это была за «рогатка», которой грозила царица служанке? (Рогаткой в старину назывался ошейник с длинными остриями, который надевался на шею заключенным, каторжникам). То есть царица угрожала Чернавке каторгой, тюрьмой. 3. Вспомните, кто из литературных персонажей проживал в лесу под именем «мистер Сандерс» и назовите произведения, которые он сочинял. А можете ли вы исполнить одно из его произведений?
(Винни Пух. Пыхтелки, ворчалки, шумелки, кричалки, хвалебные песни и т.д.)

2 этап: «МАТЕМАТИКА»
1. Из старой оловянной ложки массой 123 грамма сделали 25 оловянных солдатиков. 24 солдатика были одинаковыми, а на последнего олова не хватило, он окзался одноногим. Какова масса последнего солдатика? 123 : 25 = 5(г) остаток 3 г.
Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
2. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин. Запиши первые буквы их имен – Ф, М, Ш, П. Шарик сидит крайним слева, но если он сядет между Матроскиным и дядей Федором, то Федор окажется крайним слева. Кто где сидит сейчас?
(Ш, Ф, М, П).

3. Посмотрите на мой рисунок и представьте, что нам надо перебраться на остров, но его окружает глубокий ров с водой, ширина которого 2 метра. У нас есть две доски. Но длина каждой из них тоже равна 2 метра. Как нам переправиться на остров? Может вы помните, в какой сказке героям пришлось решать подобную задачу?
(С. Михалков «Веселое сновидение или Смех и слезы»).

Доски надо положить на угол.

3 этап: ГЕОГРАФИЯ»
1. В какой книге встречается описание города: «Это был целый остров из камней. Его окружали корабли, стоящие на причале. На главной площади, на высокой каменной тумбе стояла бронзовая статуя человека. У него был очень важный вид – длинный камзол, башмаки с пряжками. На голове треугольная шляпа. Одну ногу он выставил вперед, точно собирался сойти с пьедестала, а в руке держал толстую палку». Назовите город, о котором идет речь?
(Город из книги С. Лагерлеф «Путешествие Нильса вместе с дикими гусями»).
2. На каком языке разговаривала Золушка и почему она говорила именно на этом языке?
(На французском. т.к. автор этой сказки Ш. Перро – французский писатель).

4 этап: «ЛИТЕРАТУРА»
В этой моей шкатулке спрятан музейный экспонат, от которого тело принцессы покрылось синяками. Назовите этот предмет, из какой он сказки?
(Горошина. Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

Вопрос теоретикам:
из какой сказки эти предметы – глиняный горшочек, птица и роза?
(Г.-Х. Андерсен «Свинопас»).

Третий агон.
Розыгрыш дорожек: с завязанными глазами агонисты должны нарисовать на доске по одному герою сказки: 1 – Чебурашку, 2 – Буратино, 3 – обезьяну из сказки «38 попугаев». По итогам, объявленным жюри проводится выбор дорожек.
1 этап: «СЛОВЕСНОСТЬ»
1. В семи клетках запишите имя героя арабской сказки, для которой джин построил за одну ночь золотой дворец.
(«Волшебная лампа Алладина». Алладин.)

2. Внимательно послушайте строчки из сказки. Назовите произведение и автора этого произведения. «Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки». Дайте пояснение слов в фразе «Парчовая на маковке кичка».
(Парчовая – сделанная из дорогого материала – парчи, на «маковке» - на макушке

головы, кичка – старинный женский головной убор).
3. У входа в чей дом висела эта табличка? Исправьте ошибки, объясните исправления:
ПРАШУ ПАДЕРГАТ

И ЖДАТЬ АТВЕТА

(Автор объявления – Сова из книги А. Милна «Винни Пух и все – все – все»)

Правильный ответ: Прошу подергать

И ждать ответа.

2 этап: «МАТЕМАТИКА»
1. У попа было 10 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Но вот поп принял на работу Балду, а остальных работников прогнал. «Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых». Сколько караваев хлеба стал поп экономить ежедневно?
(Работает Балда за семерых, ест за четверых. 7 - 4 = 3)
2. Незнайка начертил три прямых линии , на каждой из них отметил по три точки. Но всего отмеченных точек оказалось 6. Покажи как это случилось? 3. Поросята Ниф - Ниф и Нуф – Нуф бегут к домику Наф – Нафа, а за ними бежит волк. Если бы поросята стояли на одном месте. Волк добежал бы до них за 4 минуты. Поросятам бежать до домика Наф –Нафа 6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика или волк догонит их?

(Успеют. Поросятам бежать 6 минут. Волку 4 + 6 : 2 = 7)

3 этап: «ГЕОГРАФИЯ»
1. В итальянском городе Коллоди стоит памятник литературному герою по имени Пиннокио. Под каким именем знают героя русские читатели?
(Буратино)
2. В какой книге герои на автобусе приехали в деревню. «А деревня красивая. Кругом лес, поля и речка недалеко. Ветер дует такой теплый, и комаров нет. И народу в деревне очень мало живет. Один старичок объяснил: «У нас за рекой дом построили, пятиэтажный, как в городе. Так полдеревни в нем поселилось». Как называлась деревня?
(Простоквашино).

4 этап: «ЛИТЕРАТУРА»
Кто такие Афонька, Адонька, Сюр, Пармеша, Куквина, Наумочка, Вуколочка? Если не отвечают, то дается подсказка. Последнего звали Нафаней).
(Родня домовенка Кузьки)

(Т. Александрова. «Кузька»)
Жюри подводит итоги. Итак, игра завершена, у нас выявилось трое финалистов. Они получают призы. Благодарю всех за участие.


Яндекс.Метрика