Напоминание

"Проектирование компетентностно-ориентированных тестовых заданий"

Автор: Бровкина Елена Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"

Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область

Наименование материала: статья

Тема: "Проектирование компетентностно-ориентированных тестовых заданий"

Описание:

Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенций. КОТ позволяют оценить сформированность метапредметных и предметных результатов.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3010

Опубликовано 20.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Проектирование компетентностно-ориентированных тестовых заданий
Бровкина Е.А. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12», г. Усолье-Сибирское
Тест
– это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. В
узком значении
тест достижения - это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест в
широком понимании
– стандартизированная процедура и совокупность методик, предназначенных для получения количественных характеристик и качестве учебных достижений тестируемых.
КОТ -
система калиброванных заданий специфической формы, отличающиеся практико- ориентированной направленностью содержания или проблемным характером.
компетентностно-ориентированные тесты
– это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно- познавательной и коммуникативной компетенций. КОТ позволяют оценить сформированность метапредметных и предметных результатов.
Виды тестовых заданий

1.
по процедуре создания;
-
стандартизированные отвечающие требованиям качества и прошедший апробацию на большой выборке испытуемых; - нестандартизированные – система заданий, составленных учителем по пройденному материалу для текущего, промежуточного контроля
.

2.
по назначению - Общедиагностические - Профессиональной диагностики - Специальных способностей - Достижений (предназначены для оценивания результатов, достигнутыми учащимися в процессе обучения
3.
по используемым средствам; - Бланковые (используются тестовые бланки, в которых испытуемые отмечают или вписывают ответы); - Предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами); - Аппаратные (тесты с использованием устройств для изучения способностей памяти, мышления); - Практические; - Программные (тесты с применением ЭВМ).
4.
по количеству обследуемых
5.
по форме ответа
6.
по ведущей ориентации
- тесты скорости
, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время; -
тесты мощности
или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы; -
смешанные тесты
, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных.
7.
по характеру действий;
- выбор одного ответа; - выбор нескольких ответов; - установление соответствия; - установление правильной последовательности; - заполнение пропусков, завершение предложений; - подстановку; - составление ответа; - вычисление ответа; - вычисление и выбор ответа и др.
8.
по виду нормирования;
9.
по характеру ответов. -
Закрытого типа
: • с альтернативным выбором ответа; • с множественным выбором; • задачи соответствия (аналогии, исключения лишнего, последовательности) и др. -
Открытого типа
: - вопросы с кратким ответом; - вопросы с расширенным структурированным ответом; - вопросы с развернутым неструктурированным ответом
По уровню контроля
- Вступительные (входное тестирование) – обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения - Формирующее (предполагает контроль формирования новых знаний и умений в процессе обучения, обеспечивает текущий контроль) -Тематические (тестирование после изучения крупных разделов, модулей учебного курса) - Промежуточной и итоговой аттестации (обеспечивает определение итоговых достижений)
Структура тестов:
1)
Информационная часть
(инструкция по выполнению тестового задания); - в начале теста (на бланке ответа или отдельно) размещается общая стандартная инструкция по выполнению теста с указанием, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки, записи, какое время отводится на выполнение и т.д. Инструкция должна быть предельно простой, понятной и краткой. Перед началом тестирования учитель организует работу по ознакомлению учащихся с инструкцией и при необходимости отвечает на все возникшие вопросы по работе с тестом и заполнением ответов; - тестовые задания одного типа должны сопровождаться стандартной инструкцией, указывающей что необходимо сделать ученику; предваряет формулировку заданий в тесте. 2)
Оперативная часть
- основное содержание тестового задания (незаконченное утверждение, вопрос, варианты ответов). - содержание и форма тестового задания зависит от цели тестирования, предмета, уровня контроля и класса; - в тестовом задании все элементы располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранного типа; - каждое задание имеет свой порядковый номер; - тест содержит задания различных типов – повышает достоверность; - в тесте простые задания предшествуют более сложным;
- требования к тестовым заданиям: логическая форма высказывания, краткость формулировок, технологичность, логичность формы и содержания, отсутствие в тексте ассоциаций, способствующие угадыванию правильного ответа, двусмысленности и неясности формулировок, должны быть освобождены от всякого второстепенного материала (касающихся мелких деталей, частностей), не содержать повторов, двойных отрицаний и сленга. Каждое тестовое задание должно иметь отношение к конкретному факту, принципу, умению, знанию, т.е. обладать достаточной важностью для включения в тест. В формулировке не должно быть повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.). Формулировка заданий должна быть представлена в повествовательной форме или в виде вопроса; - необходимо учитывать время необходимое для выполнения заданий. Для определения времени работы, учителю следует зафиксировать собственное время работы с тестом. Полученное время следует умножить на 3. В результате получиться оптимальное время работы учащегося над тестом; - в тестовых заданиях можно использовать диаграммы, таблицы, рисунки, схемы, блок- схемы и др.; - в заданиях теста не следует использовать оценочные суждения типа «не считаете ли Вы, что…», «по Вашему мнению…» и т.д.
Ответы на тестовое задание
- необходимо обеспечить наличие определенного места для фиксации ответа, с учетом сложности заданий и объема и почерка учащихся; - все варианты ответов к одному заданию должны быть одинаково правдоподобными и приблизительно одинаковыми по объему; не содержать слова или термины, которые испытуемый не может или не должен знать; - номер правильного ответа должен быть установлен вне всякой закономерности; - правильному ответу на задание не должно способствовать выполнение других заданий теста; - правильный ответ должен быть ясен, краток, правилен и свободен от подсказок. 3)
Оценочная часть
(эталонный, модельный ответ, аналитическая шкала, шкала переводов баллов в оценку). - при оценивании необходимо опираться на единые для всех испытуемых правила оценки ответов (не допускать субъективность оценки); - испытуемый должен видеть во сколько баллов оценивается каждое задание и какое количество баллов необходимо набрать для получения той или иной отметки (тест сопровождается шкалой переводов баллов в оценку); - каждое задание должно содержать эталон (ключ) правильного ответа (для заданий закрытого типа), модельный ответ (указываются возможные варианты правильного ответа) или аналитической шкалой для заданий открытого типа
Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов:
- основная часть задания должна быть предельно краткой, иметь простую синтаксическую конструкцию; устранена двусмысленность или неясность формулировок; исключение лишних слов из основы суждения. Необходимо исключать лишние слова или ненужную информацию из содержательной части задания; - ключевое слово тестового задания необходимо выносить в начало предложения; - наличие только одного правильного ответа; - все дистракторы к заданию должны быть равновероятно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа (от 4 до 6 дистракторов, если дистракторов мало возрастает вероятность угадывания, если слишком много то задание становится громоздким);
- варианты ответа должны быть грамматически согласованными с задачной формулировкой, краткими, примерно одной длинны; необходимо избегать повторяющихся слов и выражений в вариантах ответа; - не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста; - не должны содержать оценочные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу; - не должны являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ; - при формулировке дистракторов не рекомендуется использовать без необходимости слова: все, ни одного, никогда, всегда и т.д. и выражения: ни один из перечисленных, все перечисленные и т.д., так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа; - не допускается наличие в общем перечне ответов следующих вариантов: «Все ответы верны» или «Нет правильного ответа», т. к. данные ответы нарушают логическую конструкцию ТЗ или дают подсказку.
Задания с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из

фиксированного набора вариантов:
- задания с выбором нескольких правильных ответов бывают двух типов: в первом, число правильных ответов известно испытуемому и ему необходимо отметить то количество правильных ответов, которое указано в задании; второй, где число правильных ответов неизвестно испытуемому, ему необходимо самому определить количество правильных ответов; - в инструкции к заданию необходимо указать, что испытуемый должен выбрать несколько правильных ответов; - наличие нескольких правильных ответов и дистракторов (от 3 до 5); - все варианты ответов должны быть сформулированы в одном стиле, быть корректными и правдоподобными; - придерживаться принципа однородности, то есть подбирать такие ответы, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления; - необходимо продумать как оценивать данный тип задания (оценивать только при наличии всех правильных ответов (в случае если ученик не указал все правильные ответы балла не ставится), или за каждый вариант правильного ответа (например, по 1 баллу за каждый верный ответ).
Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов:
- среди вариантов ответа должен существовать только один наиболее правильный ответ; - наличие правильных, но не полных и правильных полных ответов (ответы к заданию правильные, но в разной мере, допускается и неправильные варианты); - инструкция должна быть понятной для испытуемых и показывать, что необходимо делать; - требования к формулировке задания такие же, как и для заданий с выбором одного и нескольких правильных ответов: доступность, краткость, логическая определенность; - ответы должны быть примерно одинаковыми по длине.
Задания с альтернативным ответом:
- форма задания в виде утверждения; - наличие двух вариантов ответа, из которых испытуемый должен выбрать один из них «Да», «Нет»; «Верно – Не верно» и др.; - желательно серии вопросов к одному элементу заданий, это способствует объективности; - продумать как оценивать данный вид задания;
- придерживаться принципа противоречия – ответы подбираются так, чтобы второй отрицал первый, выражается посредством использования в одном из ответов частицы «не» (отрицается смысл не самого вопроса, а содержания первого ответа); - можно представить в форме таблицы.
Задания на установление соответствия:
- задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств (столбцов) с соответствующими названиями, обобщающими все элементы столбца; - элементы задающего столбца располагаются слева, кодируются с помощью цифр, а элементы для выбора справа, кодируются буквами русского алфавита; - желательно наличие нескольких правдоподобных дистракторов в правом списке; - необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны; - указание в инструкции к заданию о наличии дистракторов и о количестве возможных использований элементов второго списка; - расположение всех заданий на одной странице, недопущение переноса отдельных элементов. - элементы множеств должны быть выбраны по одному основанию (принципу), т.е. должны быть однородны.
Задания на установление правильной последовательности
- структура ТЗ на установление последовательности включает инструкцию «Установить правильную последовательность», вводную часть задания, список элементов, которые надо упорядочить; - в основном тексте задания должно быть указание на направление последовательности; четкая формулировка критерия упорядочивания; - элементы множеств должны быть выбраны по одному основанию (принципу), т.е. должны быть однородны; - наличие эталонного ответа; - оценивание задания, если допущена хотя бы одна ошибка – ответ считается неверным.
Задания на сортировку:
- формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой; - это задание похоже на задание установление правильной последовательности, предполагает ранжирование элементов по возрастанию или убыванию их значимости, свойств, количественных характеристик; - элементами группы являются однородные так и неоднородные объекты (формулы, картинки и др.); - порядок действия или процессов должны перечисляться в случайном порядке; - наличие эталонного ответа; - в оценивании, если допущена хотя бы одна ошибка – ответ считается неверным.
Задание на исключение лишнего
- в этом задании представлен перечень слов, элементов, событий, законов, процессов и др. представленные по определенному признаку, свойству, области применения, принадлежности к классу и др. и испытуемому необходимо исключить лишний элемент (один или несколько); - среди вариантов должны быть один или несколько лишних элементов, не относящейся к заданию; - форма должна быть понятной, четкой, в инструкции оговаривается сколько лишних элементов (один или несколько).
Задание на завершение предложений:

- текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания; - задание формулируется в утвердительной форме; - инструкция начинается со слов «Закончите предложение»; - в тексте необходимо точками или пробелом необходимо указать с какого места необходимо учащемуся продолжить (завершить) предложение; - наличие эталонного или модельного ответа.
Задание на дополнение
- текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания; - каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком, точками или рамкой; все прочерки рекомендуется делать одной длины; - прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала; - дополнения лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу; - в тексте задания не должно быть повторов и двойного отрицания.
Задание с неструктурированным (регламентированным) ответом:
- четкая инструкция к заданию (учащиеся должны понимать, что от них требуется); - задание этой формы предполагает структурировать предлагаемые варианты ответа, чтобы получилось целое высказывание, определение, предложение и др. (пример, учащиеся должны составить из предлагаемых слов определение); - в вариантах ответа должны быть представлены все элементы, необходимые для правильного ответа (составления высказывания, определения); не допускается лишние элементы (это может запутать учащихся); - наличие эталонного ответа; - оценивается только правильный вариант, если допущена ошибка – ответ неправильный; - при составлении задания необходимо опираться на знание учащегося (нельзя в задании спрашивать то что дети не знают и не слышали).
Задание с лишними данными:
- структура задания должна состоять из условия и к нему вопрос, на который необходимо ответить чтобы решить задание; - в условии задания указаны лишние данные (для решения такого задания от испытуемого требуется найти это лишнее и не использовать при решении) - такие задания без каких либо преобразований, часть данных остается вне рамок решения; - система оценки, эталонный ответ.
Задание с недостаточными данными:
- отличие от задания с лишними данными это задание также состоит из условия и вопроса, но в одном из них есть недостающие данные (либо условие не связано с вопросом, и его необходимо изменить в соответствии с данными, или преобразовать условие, подставить недостающие данные). Такое задание может иметь несколько вариантов решения; - модельный ответ, где указаны все варианты решения задания; - продумать систему оценки (за что и в каких пределах ставить баллы).
Задание с противоречивыми данными:
- это задание по структуре похоже на задание с лишними данными, в задании даются противоречивые дынные – испытуемому необходимо определить лишнее и решить задание.

Задание с кратким ответом
- имеют вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, буква, слово или словосочетание и т.д. При формулировке задания на месте ключевого элемента необходимо поставить прочерк или точки; - модельный ответ и система оценки задания.
Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа :
- структура задания должна состоять из условия и к нему вопрос, на который необходимо ответить чтобы решить задание; - наличие вариантов ответа; - задание предполагает, испытуемый выполнит расчеты и укажет номер правильного ответа; - эталонный ответ; - система оценки задания (во сколько баллов оценивается задание).
Задание на вычисление ответа:
- в отличии от расчетного задания с выбором ответа, здесь отсутствуют варианты ответа, учащиеся должны решить задание и вписать полученный ответ; - данное задание возможно в двух видах: первое испытуемому необходимо вписать только полученный ответ, второй помимо ответа необходимо прописать процесс решения; - в модельном ответе необходимо отобразить правильный ответ и процесс решения (в случае второго варианта); - продумать систему оценивания данного задания.
Комбинированные задания:
- такие задания содержат в себе «изюминку», например правильный ответ отсутствует, учащийся в бланке ответа должен написать что среди предложенных вариантов правильного нет и может дать правильный; вопрос поставлен некорректно, учащийся пишет что при таких условиях решения нет; формулировка задания с намеренными ошибками, учащийся должен найти все ошибки и написать правильный ответ; ответы приведены вместо вопроса, учащийся сам формулирует задание при котором получится этот ответ; - необходимо постепенно вводить такие задания, с первоначальным объяснением, с чем могут дети столкнуться при выполнении; - необходимо в инструкции указать что задания имеют некую «изюминку», чтобы дети были внимательны при выполнении задания, но не указывать какую именно; - создание модельного ответа для оценки данного типа заданий с указанием критериев оценки с указанием баллов; - желательно чтобы была серия комбинированных заданий и разных жанров; - такое задание должно оцениваться как компетентностно-ориентированное, больше чем традиционное.
Мини-кейс с вариантами ответов
- структура задания состоит из условия или ситуации, далее идет вопрос (вопросы) или задание которое необходимо выполнить; - указание лица от имени которого необходимо решить ситуацию (желательно); - необходимо дать инструкцию, если учащемуся необходимо выполнить несколько заданий для решения (алгоритм, которого должен придерживаться учащийся при выполнении задания); - задания могут быть в форме ситуационной или практической задачи; - могут быть двух видов – с выбором одного или нескольких правильных ответов и указания последовательности порядка действий необходимых для решения ситуации; - представлены варианты решения ситуации, учащемуся необходимо выбрать правильный ответ;
- к одной ситуации может быть несколько заданий с вариантами ответов; - эталонный ответ, система оценки задания.
Мини-кейс без вариантов ответов:
- в отличие от мини-кейса с вариантами ответов данный тип не предполагает вариантов ответов, учащийся сам должен сформулировать правильный ответ, в соответствии с заданием; - необходима инструкция по выполнению задания, перечень и порядок действия по выполнению задания; - длина ответа может быть различна и зависит от количества решений (шагов), которые предстоит выполнить испытуемому для решения задания; - необходимо указывать время, отведенное на выполнение задания; - может быть в форме: метод инцидента, когда испытуемому дается проблемная ситуация и предлагается дать на нее ответ; анализ конкретной ситуации, испытуемым необходимо провести анализ ситуации (дается обширная информация о конкретной ситуации, где часть информации лишняя), после анализа выполнить предложенное задание; методика последовательных ситуаций, когда задача разворачивается во времени и решается поэтапно, условия следующего этапа определяются в зависимости от варианта ответа на предыдущем этапе. - предполагает модельный ответ, где необходимо отразить все аспекты решения задания; - критерии оценки задания (аналитическая шкала), с указанием максимального количества баллов за задание.
Задание со свободно конструируемым ответом
- четкая формулировка задания (учащиеся должны понимать, что от них требуется); - длина и сложность ответа может варьироваться в широких пределах вплоть до нескольких страниц текста ответа; могут быть в форме лингвистического задания: сочинения- рассуждения, эссе и др.; - необходимо указать ограничения по длине ответа; - указать критерии оценки выполнения задания в виде аналитической шкалы (должна указывать полноту ответа для получения максимального балла; не менее трех критериев основания оценивания); - указано время на отведенное на выполнение задания.
Творческие задания:
- задачная формулировка однозначно описывает испытуемому ту деятельность, которую он должен совершить; - форма представления результата, заложенная в задачной формулировке, должна быть знакома учащимся; - задание предполагает творческое применение полученных знаний, их систематизацию; получение некого продукта (кластер, схема, таблица и т.д.); - оговаривается объем выполненной работы; - указано время отводимое на выполнение задания; - критерии оценки задания (аналитическая шкала) указание возможного максимального балла за выполненное задание.


Яндекс.Метрика