Напоминание

"Путешествие по Москве"

Автор: Соболева Ирина Михайловна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ "ЦО №1" г. Ясногорска

Населённый пункт: Ясногорск

Наименование материала: конспект урока

Тема: "Путешествие по Москве"

Описание:

Конспект урока окружающего мира по теме "Достопримечательности Москвы" можно проводить в 1 - 2 классах.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3060

Опубликовано 23.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1
Цель урока Создание условий для усвоения и закрепления знаний о Москве, эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств, нравственной культуры при ознакомлении с достопримечательностями столицы, событиями прошлого и настоящего, связанных с историей города Задачи урока
Образовательные задачи:
- познакомить с символикой Москвы; - развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас; - познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы; - изучение событий прошлого и настоящего, связанных с историей города; - расширить представление учащихся о городе Москве; - учить детей работать индивидуально и в группе; - формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства.
Воспитательные задачи:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, духовно- нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности; - воспитывать эстетическое отношение к достопримечательностям Москвы, воспитывать чуткость, тактичность учащихся друг к другу, чувство коллективизма.
Развивающие задачи:
- создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств; - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - способствовать развитию речи учащихся, учить обосновывать свои ответы, развивать пространственные представления учащихся. В результате изучения темы: Москва – столица России ученик должен: 2

знать/понимать:
- название родной страны и ее столицы; - государственную символику Москвы-столицы России; - достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,, Большой театр и др.; - характеристику отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Расположение на карте.
уметь:
- определять признаки различных архитектурных строений г. Москвы; - работать с планом города, с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты; - определять последовательности исторических событий, соотносить года с веком.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ознакомления с городом в ходе проведения экскурсий к местам исторических событий, памятникам истории и культуры с целью ознакомления с достопримечательностями города, его прошлым и настоящим; - удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации; - охраны памятников истории и культуры.
Оборудование уроков:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рисунки детей, видеоклип “Я люблю тебя город Москва”, аудиозаписи мелодичной музыки и песен о Москве. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат
СЛАЙД 1
Эмоциональный настрой Мотивация
СЛАЙД 2

щелчок
Здравствуйте, дети. До урока каждый из вас выбрал себе звёздочку. Возьмите её в руки. Чтобы она стала для вас сегодня путеводной звездой, давайте произнесём волшебные слова: Ты веди, веди, звезда Через горы и леса, Через реки, океаны На равнины и поляны. Чтоб с дороги не свернуть Укажи нам верный путь. Дети до урока выбирают цветные звёздочки для дальнейшей групповой работы Сформировать положительное отношение к уроку, понимание необходимости в приобретении знаний, включение учащихся в деловой ритм работы (личностные и коммуникативные УУД) 3
Воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для овладения новым материалом
СЛАЙД 3
Путеводная, путь. Какие ещё однокоренные слова назовёте с корнем ПУТЬ? Вспомните тему изучаемого раздела. Путешествие. Путешествие по России
Велика и прекрасна наша страна – Россия.

Карта поможет нам, не выходя из класса

совершить путешествие в любой её уголок.
Контроль своей деятельности (регулятивные УУД) Выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные УУД) Введение в тему урока Назовите тему урока, пользуясь содержанием учебника. Путешествие по Москве Определите цель нашего путешествия : расширим кругозор,
узнаем
достопримечательности Москвы Дети формулируют тему урока Дети узнают достопримечательности Москвы, расширяют свой кругозор Выделение и формулировка темы и задач (познавательные УУД) Формирование положительного отношения к уроку (личностные УУД)
СЛАЙД 4
Определив пункт назначения, человек собирает информацию из различных источников о том месте, куда он отправится. Где можно найти информацию о Москве? В Интернете, в учебнике, в энциклопедиях, в словарях. Сейчас вы разделитесь на 4 группы по цвету выбранных звёздочек. и изучите информацию о Москве из различных источников
Что удалось узнать?

СЛАЙД 5
Работа в группах 1группа Из справочной литературы мы узнали, что Москва когда – то была маленьким посёлком. Впервые она упомянута в летописи в 1147 году. Знакомство с историей возникновения Москвы. (предметные УУД) 4
Работала со справочной литературой Этот год считается годом рождения Москвы. Было это почти 865 лет назад.
СЛАЙД 6
2 группа по учебнику с 100, I абзац Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.
СЛАЙД 7, 8, 9
3 группа Мы использовали информацию из Интернета СЛАЙД 9 щелчок Словарная работа Давным – давно из города Суздаля прискакал с дружиной князь, чтобы выбрать место для заставы – крепости . Полюбился ему удобный для обороны крутой холм – между реками Москвой и Неглинной. Обнесли воины холм валом, забором – тыном , поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял – город Москва. Значения каких слов вам были непонятны? Мы обратились к словарю Ожегова для уточнения лексического значения слов: застава – крепость, вал, тын ЗАСТАВА – 1) В старой России: место въезда в город, пункт контроля привозимых грузов и приезжающих. 2)Воинское подразделение, несущее охранение ТЫН – забор, частокол ВАЛ –
длинная

земляная насыпь

СЛАЙД 10

М О С К В А
Поэтическая минутка Здравствуй, столица, здравствуй, Москва! Здравствуй, московское небо! В сердце у каждого эти слова Как далеко бы он не был. 5
Актуализация опорных знаний
СЛАЙД 10
ще лчок
СЛАЙД 11 - 14

КЛОУНАДА

СЛАЙД 15
Как выглядит современная Москва ? IV группа узнала об этом из учебника стр. 102, I абзац Москва – огромный город. В нём около четырех тысяч улиц и площадей……….. Любой город имеет отличительные знаки. Назовите главный знак города, государства. Герб – отличительный знак города, государства. Учитель: Герб Москвы украшен щитом с изображением Георгия Победоносца – защитника отечества, борющегося со змеем. В гербе отразилась постоянная борьба
добра и

зла
. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно. Чтобы всё хорошо рассмотреть во время путешествия, проведем зарядку для глаз. Приходилось ли вам бывать в Москве? Что помогает ориентироваться в городе? Ученик. Карта, план города, навигатор. Что такое план? План – это чертёж местности СЛАЙД Пользуясь условными обозначениями определите, что изображено на карте. Видим улицы, реку Москву, кольцевую дорогу, окружающую город. Дети называют: герб, гимн, флаг, традиции, занятия людей Коммуникативные УУД Предметные УУД 6
Вывешиваю титульный лист Коллективный творческий проект «Достопримечательности Москвы» Исполнители обучающиеся 2 класса МОУ «Пришненская средняя общеобразовательная школа №27» Щёкинского района Во время путешествия будьте наблюдательны и активны. Вместе нам предстоит разработать рекламный проспект «Достопримечательности Москвы» Работа в парах Составление путеводителя «Достопримечательности Москвы» Практическая работа Учитель: Будем работать в парах. Девиз : Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно. Перед вами разрезанные картинки с изображениями достопримечательностей города. Соберите их и наклейте на лист. Подберите к ним название и описание. Решение проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) Защита проекта
СЛАЙД 15 щелчок
1 объект Подчёркнутую Говорят в Москве, а слушают по всей стране Останкинская башня Проект башни был придуман за одну ночь. Образом башни стала перевёрнутая лилия – Дети собирают картинки с изображением: Останкинской башни, Уголка дедушки Дурова, здания цирка на Цветном Развивать умение анализировать, обобщать (предметные УУД) 7
информацию озвучивают дети цветок с крепкими лепестками и толстым стержнем. Сначала у башни было 4 опоры, позже их число увеличилось до 10. бульваре, зоопарка, Третьяковской галереи, Большого театра, Красной площади.
СЛАЙД 15 щелчок
2 объект Учитель Мы проезжаем театр зверей имени Владимира Дурова. Сам Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем. Ученик. В театре необычные актёры: бегемот, слон, ворон, пеликан и другие.
СЛАЙД 16
3объект Учитель: Вот мы и подъехали к воротам Московского зоопарка. Кто же нас встречает? В нашем новом зоопарке все стоят, разинув рот, потому что здесь загадки проживают круглый год. Посмотрите, выше крыш шею вытянул малыш, хочет, глупый, хоть чуть-чуть в небе солнышко лизнуть. Щелчок (жираф) Вот потеха так потеха для больших и для ребят: вон сидит на ветке эхо - повторяет всё подряд. Щелчок (попугай) Ну, а это кто в кольчуге целый день ползёт к подруге: снизу – крышка, сверху – тоже, на коробочку похожа? Щелчок (черепаха) Вот ещё одна загадка девочкам и мальчикам: 8
кто рождается в кармане с маленьким карманчиком? Щелчок (кенгуру) Московский зоосад был несколько раз разрушен, но восстановлен и сейчас радует своих посетителей. В его коллекции более 1000 видов животных. Покажите свои рисунки с изображениями животных 4 объект
СЛАЙД 17 щелчок

Просмотр

видеофрагмента

«ЦИРК»
Учитель. А вот и огромное здание цирка на Цветном бульваре. Московский цирк на Цветном бульваре был открыт более 130 лет назад Альбертом Саламонским. Интересно то, что до Саламонского цирк не считался зрелищным заведением для детей. Саламонский первый осознал, что дети – замечательная публика для цирка.
СЛАЙД 18 щелчок
5 объект Учитель: Наш путь к центру Москвы. Перед вами театр оперы и балета. На сцене этого театра выступали такие знаменитости как: Галина Уланова, Ученик: Большой театр – крупнейший в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.
СЛАЙД 18 щелчок
6 объект Учитель: Вы любите рисовать. Где можно увидеть самые лучшие картины? На выставках, в музеях, галереях Музей, в котором помещены картины, называется галерея. Самая известная картинная галерея Москвы – 9
Третьяковская. В ней собраны коллекции самых известных художников России. Учитель: Появление знаменитой галереи напрямую связано с именем искусствоведа Павла Третьякова.
СЛАЙД 19
7 объект
СЛАЙД 20 щелчок

БОЙ КУРАНТОВ
Знаком вам перезвон
?
На какой башне находятся эти часы? На Спасской Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня. В ней главные ворота при входе в Кремль.На Спасской башне находятся знаменитые Кремлёвские куранты – огромные часы с 11 колоколами. 4 огромных циферблата смотрят на 4 стороны света. Бой курантов слышат по радио каждый день люди всего мира. Где находится эта башня? На Красной площади
СЛАЙД 21
Учитель: Каждый день приезжает в Москву более миллиона человек. И все они в любое время года идут на Красную площадь. А почему площадь названа Красной? Получим информацию из учебника стр. 108, I,II абзацы. Раньше на ней проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название Красная. Красная площадь – самая главная, самая Дети высказывают свои предположения 10

СЛАЙД 22
красивая площадь нашей страны. Что является украшением Красной площади? КРЕМЛЬ Мой помощник проведет экскурсию по Кремлю Из рассказа Юрия Яковлева я узнал: (пересказ текста из учебника со стр.104 – 105) Вы обязательно организуете поездку в Москву с посещением Кремля.
СЛАЙД 23 щелчок
Что ж, в гостях хорошо, а дома лучше. И попрощаемся мы с Москвой с высоты Воробьевых гор. Здесь находится самый известный университет нашей страны им. М.В.Ломоносова. МГУ.
Смело шагайте дорогой познанья,

Дружно решайте проблемы, заданья.

Нужно стремиться к открытьям, друзья,

Чтоб вами гордилась родная земля.
Рефлексия Домашнее задание Что
знали
о Москве до нашего путешествия? Какую цель ставили в начале путешествия? Удалось
узнать
что – то новое? Оформите проектную работу в файловую папку и продолжите её на следующих уроках О чём расскажете дома родителям? Если вам захочется узнать больше о Москве, где можете получить более подробную информацию? Может кому – то из вас захочется приготовить Дети прикрепляют звёздочки на уровни своих достижений. Получается салют Самооценка на основе критериев успешности (личностные УУД) 11
презентацию о Москве, воспользуйтесь электронной библиотекой, которая появилась в вашем ноутбуке и диском, который оставляю вам на память. А что
хотите узнать
? Оцените свое настроение во время путешествия. Дорисуйте ротик у звёздочки и прикрепите её на доску.
СЛАЙД 24
Москва прощается с нами праздничным салютом Но все ваши путешествия ещё впереди. Спасибо за активную работу.
Слайд – шоу

О.Газманов исп

Хочется вас познакомить с проектом моей

бывшей ученицы Пепеляевой Кристины

«Москва Златоглавая»

.
12

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока Путешествие по Москве Цель урока Создание условий для усвоения и закрепления знаний о Москве, эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств, нравственной культуры при ознакомлении с достопримечательностями столицы, событиями прошлого и настоящего, связанных с историей города Задачи урока
Образовательные задачи:
- познакомить с символикой Москвы; - развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас; - познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы; - изучение событий прошлого и настоящего, связанных с историей города; - расширить представление учащихся о городе Москве; - учить детей работать индивидуально и в группе; - формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства.
Воспитательные задачи:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности; - воспитывать эстетическое отношение к достопримечательностям Москвы, воспитывать чуткость, тактичность учащихся друг к другу, чувство коллективизма.
Развивающие задачи:
- создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств; - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - способствовать развитию речи учащихся, учить обосновывать свои ответы, развивать пространственные представления учащихся. В результате изучения темы: Москва – столица России ученик должен: 13

знать/понимать:
- название родной страны и ее столицы; - государственную символику Москвы-столицы России; - достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,, Большой театр и др.; - характеристику отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Расположение на карте.
уметь:
- определять признаки различных архитектурных строений г. Москвы; - работать с планом города, с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты; - определять последовательности исторических событий, соотносить года с веком.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:
- ознакомления с городом в ходе проведения экскурсий к местам исторических событий, памятникам истории и культуры с целью ознакомления с достопримечательностями города, его прошлым и настоящим; - удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации; - охраны памятников истории и культуры. Оборудование к уроку Словарь урока (термины и понятия) Компьютер, мультимедийная приставка, презентация, слайд – шоу “Я люблю тебя город Москва”, видеоклип «Цирк» рисунки детей Россия, Москва, достопримечательность, путешествие, герб, Георгий Победоносец, 1147 год, Юрий Долгорукий, Кремль, Красная площадь. Тип урока Комбинированный Методы обучения Частично – исследовательский, проектный , работа в малых группах, здоровьесберегающий, самостоятельная работа, рефлексия Виды учебной деятельности - планирование решения учебной задачи; - выстраивание последовательности операции для подготовки сообщения; - нахождение необходимой информации для поиска решения; - построение взаимоотношения с учетом анализа эмоционального состояния и чувств окружающих; 14
- описание основных объектов и достопримечательностей; - презентация готовой информации. Планируемый результат 1. Предметные умения  познакомить с историей возникновения Москвы, сформировать элементарные представления о Москве, как столице нашей Родины;  развивать диалогическую, монологическую речь;  развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы 2. Метапредметные умения -познавательные  коллективный самостоятельный поиск и извлечение информации из дополнительных источников;  устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы;  помочь выделить и сформулировать познавательную цель; - регулятивные  ставить учебную задачу и следовать ей в коллективной самостоятельной деятельности;  учитывать совместно-выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;  контроль и коррекция своей деятельности; - коммуникативные  самостоятельно распределять роли в коллективной деятельности;  признание роли лидера и значимости роли каждого члена команды;  умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;  умение выстраивать отношения в команде. 3. Личностные У учащихся на уроке будут сформированы:  положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;  следовать установке любви к своему краю, народу, Родине;  способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской творческой деятельности;
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Эмоциональный настрой на ведение урока На начальном этапе урока для создания эмоционально - положительного настроя, доброжелательной и рабочей обстановки в классе создана игровая ситуация Формирование положительного отношения к уроку (личностные УУД) Введение в тему Этап введения в тему активизирует мыслительную деятельность учащихся, вовлекая их в процесс формулировки темы (познавательные УУД), что и является основной целью урока Постановка учебной цели. Постановка учебной цели была проведена в форме проблемного диалога, что сформировало интерес к поставленной цели. Благодаря этому, активизировалось внимание всех учащихся, возник интерес к предмету, желание вывести и самостоятельно определить цели познавательной деятельности. Развивались личностные, коммуникативные и познавательные УУД. Работа в группах. В ходе работы в группах учащиеся занимались поисковой деятельностью, с целью извлечения нужной информации о Москве (Интернет, учебник, справочная литература) Это развивало регулятивные УУД - коллективный самостоятельный 15
поиск и извлечение информации из дополнительных источников. Работа в парах. Изготовление рекламного проспекта «Достопримечательности Москвы» Работа в парах по составлению карточек о достопримечательностях столицы способствовала созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом (личностные и коммуникативные УУД). Учащиеся планировали свои действия в соответствии с решаемой задачей, формулировали собственные мысли, высказывания и обосновывали свою точку зрения. Работали все учащиеся, подбирали описание выбранного объекта, его правильное название и описание. Дети устанавливали на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делали обобщения и выводы. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общения на уроке было продуктивным и качественным. Подведение итогов. Домашнее задание получено с опорой на проспект (регулятивные, личностные УУД) и поможет учащимся осознанно Рефлексивный этап. В конце происходило оценивание результативности урока. Главное, чтобы оценка урока стала стимулом для дальнейшего приложения сил (личностные, регулятивные ууд) Методы ведения урока: объяснительно-иллюстративный, метод исследования, деятельностный. Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, учебное сотрудничество (учитель+ученик, ученик+ученик), анализ, сравнение. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий. За счет применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий, было обеспечено рациональное использование времени, предупреждалась перегрузка школьников. 16


Яндекс.Метрика