Напоминание

"Учимся принимать решение"

Автор: Лобанова Людмила Васильевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №69"

Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край

Наименование материала: Методическая разработка

Тема: "Учимся принимать решение"

Описание:

Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы (3-4 классы).

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=313

Опубликовано 30.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Лобанова Л.В.
Учимся принимать решение

Рабочая тетрадь по жизнестойкости для

учащихся начальной школы (3-4 классы)
2015

Что такое жизнестойкость?


Содержание
1. Мои представления о жизнестойкой личности___________________ 2. Общение в моей жизни______________________________________ 3. Я и мои возможности_______________________________________ 4. Я среди других_____________________________________________ 5. Учимся сотрудничать________________________________________ 6. Учимся преодолевать трудности______________________________ 6.Основные жизненные ценности_______________________________ 7. Я принимаю самостоятельно решение______________________________ 8. Решение и здоровье______________________________________________ 9. Мои маленькие добрые дела _________________________________

Тематическое планирование
№ п/ п Наименование блоков, тем Все го час ов В том числе приме чание теоретические практические контрольно – диагности- ческие 1 Мои представления о жизнестойкости. 1 Что такое жизнестойкость? Игра «Вместе справимся» 2 «Общение в моей жизни» 2 1 Для чего нужно общение? 2 «Интервью» «р/ и Знакомство» 3 «Я и мои возможности» 2 1 «Чтобы познать мир, надо познать себя» 2 Игра: «Три дела сразу», «Театр» 4 «Я среди других» 2 1 «Люди не похожие на меня..» 1 «Обсуждение притчи» 5 «Учимся сотрудничать» 4 1 «учись властвовать собой» 2
«
Настроение»
,

«
Поставь себя на место другого
»
1 тест «Дом – дерево – человек» 6 «Основные жизненные ценности» 4 1 «Мое решение» 2 Деловая игра: «Что мы ценим в людях и в себе», «Что, сколько стоит ?» 1 Методика мотивационн ых предпочте- ний 7 «Учимся преодолевать трудности» 4 1 «Как поступить если…» 3 «Сказочное путешествие в мир трудностей»,«Лепка трудностей», Тренинг: Я с умею, я смогу» 8 «Я принимаю самостоятельное решение» 4 1 «Могу ли я принимать решение самостоятельно» 2 с/р игра: «Поход в магазин», Тренинг: «Вера в себя» 1 методика: «Исследован ие гибкости мышления» 9 «Решение и здоровье 2 1 Методика «Лесенка» 1 0 Итоговое занятие Что такое жизнестойкость? Психологическая игра «Репортёр» 1 Методика «Лесенка» Итого : 26 7 15 4
Урок №1
Мои представления о жизнестойкой личности

1.Как ты думаешь, что такое жизнестойкость?
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Прочитай и расскажи соседу по парте.
Жизнестойость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.

3. Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких,

отличаются от других детей?
Можно выделить 5 общих качеств: • 1. Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе. • 2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают. • 3. Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению). • 4. Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают. 5. Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности
4. Нарисуй человека, уверенного в себе.

Урок №2
Общение в моей жизни

Я
и мои
друзья.
Где ты? Назови своих друзей. _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Я в мире друзей
. Кому ты можешь позвонить в трудную минуту?________________________ __________________________________________________________________ Кого позовёшь к себе в гости?________________________________________ ______________________________________________ Мои кружки, секции Мои игры

1.Правила хорошей дружбы

2.Раскрась картинку

Кого ты возьмёшь с собой в дальнюю дорогу?
1._______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________________________________
Урок №3
Я и мои возможности

1.Упражнение «Разбор ситуаций».
Предложить ребятам заранее записать свои «трудности» и сдать листочки, которые помещаются в шкатулку. Далее вынимать по одной записке из шкатулки и обсуждать ситуации. Предложить детям написать как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной проблемы. Заметить, что победит тот, кто предложит больше вариантов. Победит и здесь, в классе, и, безусловно, в жизни. Примеры трудных ситуаций для данного возраста: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты с учителями, позор, «разборки», одиночество. Обсуждение следует проводить по каждой предложенной ситуации. При обсуждении любой ситуации и способов ее разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь — это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.
2. Прочитайте вместе и ответьте на вопрос: « Что в жизни

важнее всего?


Саша Чёрный

О Зине, о еде, о корове и т.п.
Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собачонка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает – уж я бы подсмотрел. Вчера она расхвасталась: видишь, Микки, сколько у меня тетрадок. Арифметика – диктовка – сочинения… А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни читать, ни писать не умеешь. Гав! Я умею думать – и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага! Читать я немножко умею – детские книжки с самыми крупными буквами. Писать… Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются)! – писать я тоже научился. Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ерзала, – и пишу.Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только не умею точить карандашей. Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стола отточенные людьми огрызочки. *** Ставлю три звездочки. Я видал в детских книжках: когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звездочки… Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются – а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью – прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает. Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят еще, что я обжора… Сунут косточку от телячьей котлетки (котлетку сами съедят!), нальют полблюдца молока – и все. Разве я пристаю, разве я прошу еще, как Зина и другие дети? Разве я ем сладкое: клейстер, который называется киселем, или жидкую гадость из чернослива и изюма, или холодный ужас, который они называют мороженым? Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс. Погрызу косточку, съем, осторожно взяв из рук Зины, бисквит, и все. Но они… Зачем эти супы? Разве не вкуснее чистая вода? Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое? Зачем вообще варить и жарить? Я недавно попробовал кусочек сырого мяса (упал на кухне на пол – я имел полное право его съесть!)… Уверяю вас, оно было гораздо вкусней всех этих шипящих на сковородке котлет… И как было бы хорошо, если бы не варили и не жарили! Не было бы кухарок: они совсем не умеют обращаться с порядочными собаками. Ели бы все на полу, без посуды, – мне было бы веселей. А то всегда сидишь под столом, среди чужих
ног. Толкаются, наступают на лапы. Подумаешь, как весело!.. Или еще лучше – ели бы на траве перед домом. Каждому по сырой котлетке. А после обеда все бы барахтались и визжали, как Зина со мной… Гав-гав! Меня называют обжорой (выпил глоток молока из кошкиного блюдца, подумаешь)… А сами… После супа, после жаркого, после компота, после сыра – они еще пьют разноцветные штуки: красную – вино, желтую – пиво, черную – кофе… Зачем? Я зеваю под столом до слез, привык около людей околачиваться, а они все сидят, сидят, сидят… Гав! И все говорят, говорят, говорят, точно у каждого граммофон в животе завели. Урок №4
Я среди других

1.Обсуди с родителями.

Советы по безопасности для девочек и мальчиков.
1. Уходя из дома,
сообщай родителям
, с кем, куда и насколько уходишь, по возможности укажи номер телефона. 2. Возвращаясь вечером домой,
обязательно
сообщи об этом родителям по телефону. 3. Избегай поздних прогулок по малолюдным улицам без провожатых. 4
. НЕ заходи
в лифт с незнакомыми людьми.
2.Телефон – это игрушка или необходимость?!

( О правилах пользования сотовым телефоном на территории

гимназии.)
1. По звонку на урок - сотовый телефон ученик обязан отключить. 2. На переменах музыку слушать ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 3. Если вы увидели чей- то телефон на окне, в кабинете или в другом месте, то сообщите об этом дежурному учителю.
4.В телефоне, в главе «КОНТАКТЫ» укажи свой номер телефона и обозначь его «МОЙ номер». 5. НЕ забывай позвонить родителям, если ты ЗАДЕРЖИВАЕШЬСЯ!
3.Нарисуй рисунок «Вместе мы команда».
Урок №5

Учимся сотрудничать

1.О чём говорят чувства.
Каждый человек переживает разные чувства, в разных ситуациях своей жизни. Каждый человек может научиться управлять своими чувствами.
2.Раскрась смайлика, у которого настроение, как у тебя.

3.Расскажи одноклассникам, что у тебя получилось лучше и запиши 2-3

предложения.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Урок №6
Основные жизненные ценности.
1. Прочитай и обсуди с родителями.

Дом
- это семья, родные люди, о которых нужно заботиться.
Дом
– это здорово! Это счастье, которого каждый человек добивается, прилагая немалые усилия. Каждый человек, ныне живущий, имеет свои корни, родителей, бабушек-дедушек, множество предков, живших до него. Было бы нелепо и бессмысленно отрицать этот факт. Кто-то гордится тем, из какого рода он происходит, кто-то в напряженных отношениях с родителями, а кто-то может и не знать историю своей семьи, считая ее несущественной для жизни самого человека.
2. Нарисуй свой дом.

3. Работа со списком ценностей.

Зачем человеку знать свои ценности? (смысл жизни, как мы ведём себя в конкретных ситуациях) Как вы думаете, какие бывают жизненные ценности, назовите их? Жизненные ценности: здоровье, любовь, семья, красота, спокойствие, гармония, саморазвитие, деньги, доброта, верность, взаимопомощь, честность, хорошая работа, самореализация, вера в бога, карьера, творчество (досуг, хобби), общение, образование, дружба, власть, свобода, мир во всём мире, слава, справедливость, дом, квартира, благодарность, уважение, дети, машина, … Как вы думаете, на какие большие две группы можно разделить эти ценности условно? На материальные и духовные (нематериальные). Как вы думаете, какие важнее? Докажите свою точку зрения. Обсуждение ответов детей. Пример о жизни миллионеров.
4. Игра «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»
Стулья стоят кругом, ведущий стоит в центре круга и произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит…» (дружбу, деньги , власть, свободу,…). Те, кто считает что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.
5. Составление своих «Жизненных ценностей».
Каждый из детей составляет свои составляющие счастья, то есть свои жизненные ценности из общего списка. Дети приклеивают их на индивидуальный листочек и представляют остальным. Идёт обсуждение и анализ выбора. Жизненные ценности: здоровье, любовь, семья, красота, спокойствие, гармония, саморазвитие, деньги, доброта, верность, взаимопомощь, честность, хорошая работа, самореализация, вера в бога, карьера, творчество (досуг, хобби), общение, образование, дружба, власть, свобода, мир во всём мире, слава, справедливость, дом, квартира, благодарность, уважение, дети, машина, жизнь…
6. Изобразите на рисунках жизненные ценности.


Какие жизненные ценности в твоей семье? Какие бы ты выбрал для

себя жизненные ценности, чтобы добиться поставленной задачи или

мечты?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Расскажи о своей семье и заполни генеалогическое дерево.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Продолжи предложение:
- СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ (А)...________________________________________________ _________________________________________________________________________ - МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ...____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ - СЕГОДНЯ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7.Нарисуй портрет своей семьи.
Урок №7 Учимся преодолевать трудности.
1.Внимательно послушайте одну небольшую притчу, после будут

вопросы для обсуждения
. На ветке дерева висел кокон. Однажды в коконе появилась маленькая щель; случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто прекратила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. 
Как вы думаете, правильно ли поступил человек, помогая бабочке?

Какой можно сделать вывод из этого?


Отметятся такие мысли: “Не навреди! Не навреди ни другим, ни

себе”, “Не знание, не освобождает от ответственности.

2.Работа с целевой карточкой.

Чего ты хочешь

добиться?

Твои шаги для

достижения цели.

Что ты хочешь

получить в результате?

Зачем тебе это

нужно?

3.Работа с “Памятками”.

В любой сложной ситуации помогают:

ДЛЯ ТЕБЯ ДРУГ!
 Чувство юмора;  Самоконтроль, целеустремленность, увлеченность;  Логичность, последовательность поступков;  Разборчивость в средствах достижении цели;  Уважение и интерес к людям;  Налаженные взаимоотношения хотя бы с одним зрелым человеком.
Упражнение “Пять пальцев” (делай перед сном).
 Мизинец (М) – мысль: какие знания и опыт я сегодня приобрел.  Безымянный (Б) – бодрость тела: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.  Средний (С) – состояние духа: каким было мое настроение, от чего оно зависело.  Указательный (У) – уверенность: насколько уверенно я себя чувствовал в коллективе при участии в различных мероприятиях.
 Большой (Б) – близка ли цель: что сегодня я сделал для достижении своей цели.
4. Закончи предложения.
1. Я понял(а) ....______________________________________________________ 2. Мне понравилось ....________________________________________________ 3. Мне не понравилось ...______________________________________________ 4. Я узнал(а)..._______________________________________________________ 5. Мне стало...______________________________________________________ 6. Я хочу ..._________________________________________________________ 7. Я не хочу ..._______________________________________________________
5.Нарисуй цветы, которые ты бы смог подарить своей маме или

бабушке.

Урок №8
Я принимаю самостоятельное решение

1. Советую прочитать.

Как я сам себя обидел.
Мама попросила меня сходить в магазин за хлебом. - У меня есть свои дела,- ответил я. Сестра попросила меня вынести мусор. - У меня есть свои дела,- ответил я. Мой друг Мишка попросил меня помочь ему решить задачу. - У меня есть свои дела,- ответил я. И стал важно ходить туда- сюда, как- будто у меня были свои дела. Но своих дел у меня не было, и я стал скучать. Мне захотелось сделать что-нибудь для мамы, сестры и друга Мишки. Но они сказали, что у них свои дела. И ушли от меня. Я остался один. Тогда я пошёл на улицу и стал играть с собакой Жучкой. А Жучка убежала от меня. Я побежал за ней, споткнулся и упал в грязь. Я заплакал и пошёл домой. -Кто наказал вашего сына?- спросила соседка мою маму. -Он сам себя наказал,- ответила мама.
Вопросы:
О каком наказании сказала мама? Как наказал мальчик себя? Почему мальчик остался один?

Решение –
это то, что ты решил делать после обдумывания ситуации, из которой нужно найти выход.
2.Кто такие «СПАСАТЕЛИ»? Что ты знаешь о «Службе спасения»?

Найди сообщение об этой службе в газетах и журналах.

3

.Прочитайте и обсудите с друзьями.
Основными обязанностями работников
спасательной службы
(спасателей) является
спасение людей
и их имущества в экстренных и кризисных ситуациях – это пожары, наводнения, стихийные бедствия и иные непредвиденные несчастные случаи, к примеру... это может быть и помощь кошке слезть с дерева. Помощь спасателей требуется в случае дорожных происшествий, при работах по разминированию, кроме того, они занимаются ликвидацией последствий многих разных аварий и несчастий – например, ликвидацией загрязнения нефтью. Когда люди звонят по номеру экстренной помощи 112 и просят помощи, спасатели должны реагировать немедленно – выезд состоится в течение 1 минуты. В продолжение своей рабочей смены спасатели находятся в состоянии постоянной готовности, чтобы при
возникновении кризисной ситуации поспешить на место происшествия и разрешить ситуацию .
4. Раскрась любую машину.

4. Основные правила поведения для детей младшего возраста,

применимые почти для любой ситуации.
1. Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или Малознакомому
не открывай дверь
, как бы не представлялся незнакомец. 2.
НЕ теряйся
, если находясь в квартире, ты услышишь, что кто-то пытается открыть входную дверь, а громко спроси:- «
Кто там
?». 3. Если дверь продолжают открывать чужие – будет правильным по телефону «02» вызвать милицию, точно указать адрес и затем с балкона или окна звать соседей на помощь. 4. На телефонные звонки с вопросом есть ли и когда вернуться с работы родители, надо отвечать, что они заняты, и спросить, кому и когда перезвонить.
5. Уходя из дома,
не забывай
закрыть балкон, форточки и окна, особенно, если проживаешь на первом или последнем этажах. 6
. НЕ оставляй
в дверях своей квартиры записок,- это привлекает внимание посторонних. 7.НИ под каким предлогом
не приглашай
в дом незнакомых или малознакомых ребят и девушек. 8. Очень правильно поступают мальчики и девочки, которые знакомят родителей со своими друзьями и товарищами. 9.Если чувствуешь, что тебя преследуют, зайди в ближайший магазин, другое место и попроси взрослого прохожего проводить до дома. .
Урок №9
Решение и здоровье.

Здоровье- это когда ты чувствуешь себя прекрасно, а не только когда ты

болеешь.

1. Прочитай и обсуди в группе.

П
ознакомься с героиней нашей раскраски - маленькой девочкой, которая очень хочет быть здоровой и красивой. Именно поэтому она с детства дружит с физкультурой. Другие ребята берут с неё пример, потому что наша юная спортсменка никогда не болеет, и настроение у неё всегда прекрасное! А еще она хорошо кушает, ведь для занятия спортом нужно много сил! Но на картинке чего-то не хватает... Наверное ярких радостных цветов! Давай мы её раскрасим! Для того, чтобы раскрасить картинку, тебе нужно выбрать карандаш подходящего цвета, а затем с помощью него закрасить определённый участок картинки. И если немножечко не получилось - не беда! Раскрась еще разок.

2. Напиши, что ты знаешь о здоровом образе жизни.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
3.Помни о

шагах

принятия

решения:
ОСТАНОВИСЬ, ПОДУМАЙ, ВЫБЕРИ.
4.

Таблица для целей.
Моя сегодняшняя цель
Моя ближайшая цель

Моя дальняя цель.


Приложение

Родительские собрания
1.«Родителям о роли общения в жизни подростка» -декабрь «Поощрение и наказание в воспитании детей», - январь «Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности» -февраль «Детская агрессия» - декабрь «Как уберечь детей от насилия. Права и обязанности ребенка» - январь «Общение родителей с детьми-подростками» (ролевая игра)- март «Свободное время подростка» (творческий отчет) – апрель «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности», -декабрь «Контакты и конфликты», - февраль «Воспитание ненасилием в семье» (дискуссия) –март «Нравственные ценности семьи», -декабрь «Мой ребёнок становится трудным», -январь «Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях».- апрель

Приложение

Для вас родители

Что можно сделать, чтобы помочь?

1. Установите заботливые взаимоотношения.
Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах умес тнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, кото рый чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка
2. Будьте внимательным слушателем.
Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.
3. Не спорьте
. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка. 1.
Задавайте вопросы
.
Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.
5.

Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы
. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.
6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в го

лову свои

стереотипы.
Он - личность.
7. Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово

родителя.
Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный матема тик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть. Вовлекайте детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.
8. Также не следует поучать и указывать на все те причи

ны, по которым

подросток обязан жить
. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.
9. Обратитесь за помощью к специалистам
. Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.
Эта «Памятка»
– не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.
Памятка «Прислушаемся к советам своих детей!»
«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть, И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха – поймут всё без труда. Слова порой запутаны, пример же – никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить и умным словесам, Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет, Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»




Яндекс.Метрика