Напоминание

"Педагогические мастерские одно из средств реализации ФГОС".

Автор: Корепанова Ольга Вениаминовна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ Игринская СОШ №4

Населённый пункт: пгт Игра Удмуртская Республика

Наименование материала: статья

Тема: "Педагогические мастерские одно из средств реализации ФГОС".

Описание:

Из действующих педагогических методов мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам. к обучению в сотрудничестве, а также технологии развития критического мышления, но отличается принципами и правилами работы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3183

Опубликовано 04.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


cоставитель

Корепанова Ольга Вениаминовна учитель начальных классов МОУ Игринская СОШ

№4 Удмуртской Республики, учитель высшей категории, победитель НП

«Образование» 2009 г

Педагогические мастерские одно из средств реализации ФГОС.
На современном этапе развития начальной школы актуальным является качество усвоения предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования. При этом приоритет отдается таким формам, методам и приемам обучения, при которых развиваются творческие способности учащихся, навыки эффективного общения, умение работать с информацией, умение работать в команде, развивается самостоятельная умственная деятельность В современном мире способность действовать в команде является одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто желает строить отношения с другими на основе уважения, коммуникации и сотрудничества. Главная идея обучения в педагогических мастерских – учиться вместе. Так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблем, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей и взаимозависимостей. Через проведение микроисследований организуется работа по сравнению и анализу явлений и понятий к формулированию закономерностей. Особое внимание при этом уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом. Итак, что же такое
педагогическая мастерская
по определению? Это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой такого открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Особенностью мастерской является реализация диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками, чему содействует чередование индивидуальной, парной и групповой работы. Наконец, идет внутренний диалог каждого с самим с собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие. Из
действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, а также к обучению в сотрудничестве и технологии развития критического мышления через чтение и письмо, но отличается основными принципами и правилами работы. Ими являются: 1 Ценностно – смысловое равенство всех участников мастерской. 2 Право каждого на ошибку. Реализуется принцип «педагогики успеха». 3Безоценочная деятельность. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. 4 Значительный элемент неопределенности, загадочности в предъявляемых заданиях. 5 В диалоге рождается истинная коммуникативная культура. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций. Только в этом случае рождается истинная коммуникативная культура. 6 Организация и перестройка пространства кабинета, которая содействует появлению чувства свободы. 7 Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися. В зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, а также темы и содержания материала, мастерские делятся на разные типы: мастерские творческого письма, мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций и самопознания, мастерские знакомства с исторической личностью. Несмотря на разные виды мастерских, построение их технологично и включает в себя несколько этапов: 1Индуктор. 2 Построение знаний: деконструкция самоконструкция социоконструкция, разрыв социолизация, реконструкция, 3 Рефлексия. Рассмотрим каждый этап отдельно. Итак, на первом этапе важно организовать, «запустить» процесс познания. Этому способствует
индуктор
– «наведение на проблему» прием, обеспечивающий мотивацию дальнейшей поисковой и творческой деятельности каждого участника мастерской. Он представляет собой предъявление учащимся задания, направленного на создание мотива дальнейшей деятельности и предполагает
актуализацию личного опыта ученика. Нужно привлечь не только имеющиеся знания, но и воображение, интуицию, извлечь из сферы подсознания возникающие образы, ассоциации, воспоминания. Задание должно быть нетрудным, предполагающее множество вариантов ответов. Нередко является парадоксальным, что создает недоумение и интригу. Для индуктора хороши любые задания, любые виды деятельности, которые привлекают и увлекают учеников: работа со словом, рисунком, текстом, фрагментом фильма и т.д. Ошибиться в выполнении такого задания невозможно, поскольку оно допускает множество вариантов ответов, что ни сделаешь все верно! Что стоит, например, нарисовать рыбу. Какую хочешь! А можно записать одно единственное слово «пожар» и подобрать к нему слова ассоциации. Или поделиться своими личными впечатлениями. Достоинство индуктора в том, что вводный этап мастерской никогда не похож на другие. Сложность – в поиске индуктора, и является всегда творчеством учителя. Следующее за индуктором задание направлено на
деконструкцию
имеющихся знаний и опыта. Прежние представления превращаются в хаос, обнаруживается дифицит знаний и умений, возникают неожиданные вопросы – это значит, произошла встреча с проблемой, которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность. Значение этого этапа мастерской, его роль в процессе познания можно понять и оценить через знакомство с содержанием самого понятия «деконструкция». Деконструировать значит разбирать, перекладывать и упорядочивать. В соответствие с этим третье задание направлено на
реконструкцию
знаний и опыта: осуществляется выдвижение гипотез, предположений и их проверка через наблюдения, опыт, эксперимент, поиск новых вариантов, попытка иного объяснения фактов и явлений. В результате
самоконструкции
появляется индивидуальный творческий продукт – собственное определение понятия, схема, рисунок, текст. На следующем этапе организуется
парная
работа, осуществляется
социоконструкция.
Происходит объединение гипотез, взаимная оценка индивидуальных проектов. Такая работа позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной информации. Таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. В конце этапа появившиеся гипотезы, идеи могут быть озвучены и зафиксированы. На этапе
социализации
процесс рассмотрения гипотез, идей продолжается в
малых группах.
Групповая работа обеспечивает интеграцию идеи, вариантов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний,
умений коллег, сопоставить свою точку зрения с мнением других, осознать преимущества совместного творчества. Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется
афиширование
работ, т.е. «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, схем, рисунков, стихов, проектов и т.д. Основная задача этапа – обеспечить признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта. Кульминационным моментом мастерской является
разрыв
- пик познавательного и творческого процесса, озарение, связанное с новым видением предмета, переход к новому осознанию явления. Разрыв – это прощание со старым знанием, прежними представлениями. Он всегда проходит одномоментно, вдруг: вдруг я понял, вдруг я увидел (почувствовал, осознал). Разрыв предполагает возникновение у ученика внутреннего противоречия между имеющимися у него и новыми знаниями. Для того чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетным источником, поиск доказательств полученного в мастерской нового знания. Поэтому, конструируя занятие в форме мастерской, педагог всегда заранее продумывает выбор таких дидактических средств, которые способствовали бы ситуации разрыва. Не стоит забывать о том, что одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, поэтому обязательно наличие следующего этапа –
рефлексии.
Осознать пройденный путь, сделанные открытия, оценить их личностную значимость - вот основная задача данного этапа. Рефлексия включает в себя переживание, припоминание, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений... В результате рефлексии у школьника формируется установка на самоконтроль и на самоорганизацию. Формируется альтернативность мышления, происходит развитие коммуникативных умений. Возникает понимание чужих мотивов, целей, переживаний. Мастерская построения знаний – это рефлексивная технология. Каждое задание, выполняемое участниками мастерской, так или иначе, востребует деятельность рефлексии. Работа в мастерской может быть завершена написанием очень краткого вывода – резюме. Для этого мастер предлагает закончить фразу: - Я понял, что... -Оказывается... - Самое удивительное в.... Еще один прием для организации рефлексии – интерпретация названия мастерской. Выбирая название, автор стремится воплотить в нем свою идею, свое понимание сверхзадачи мастерской. В этом случае
название объявляется в конце занятия, и мастер просит детей интерпретировать его смысл. Каковы же критерии эффективности мастерской? Итак, мастерская состоялась, если: - индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности; - построение новых знаний опиралось на имеющийся личный, жизненный опыт учащихся; - имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской; -имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами; - созданы условия для рефлексии, самооценки и самокоррекции; -отсутствовали оценочные суждения учителя, навязывание своего мнения; - имел место разрыв как показатель личностного роста участника мастерской. Стоит сказать несколько слов
о роли учителя
в мастерской. Одна из первых книг, посвященных мастерским, известного педагога А. А. Окунева называется «Как учить не уча». При всей парадоксальности этого названия, оно как нельзя более точно характеризует сущность процесса управления деятельностью учащихся в мастерской. В самом деле, педагог не учит – не наставляет, не разъясняет. Функция педагога в мастерской сводится к предъявлению заданий, выполняя которые ученики сами приходят к собственным открытиям. Учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Такое общение является еще и социальным, поскольку учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли: *лидер, *исполнитель, *эксперт, *докладчик. Это очень важные роли, и ученики должны выполнять их наряду с академическими заданиями. Нужно предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого для выполнения задания. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он помогает ученикам самостоятельно добывать знания, критически осмысливать полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их – он Мастер. А это не просто новая роль – это новая Педагогическая позиция. Именно с позиции Мастера вдруг становится ясно, что хороший ученик в классе не такая уж редкость!
Таким образом, нужно сказать о том, что каждая мастерская – это уникальный творческий продукт, произведение педагогического искусства. Для этого нужно принять и понять новые цели образования и освоить новые технологии, в том числе и технологию педагогических мастерских. Желаю успехов. Примерная технологическая карта занятия Технологический этап Действия учителя Действия учащихся Индуктор (создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения) Запишите вопросы (ассоциации ит.д) Записывают вопросы... Самоконструкция Запишите все, что вы знаете об этом объекте... Выполняют задание самостоятельно. Социоконструкция (работа в парах) Поменяйтесь тетрадками и посмотрите что получилось Подумайте вместе над заданием.. Выполняют задание в паре. Социализация (работа в группах) Поделитесь полученными результатами) Выполняют задание группой. Афиширование Дает необходимые пояснения по ходу представления. Представляют результаты. Задают друг другу вопросы. Разрыв Организует работу в группах с источниками информации. Осознают противоречие, работают с источниками информации. Рефлексия Составлено по материалам научно – методического журнала «Новое образование», Ижевск «Школьный дом» за 2006-20011 год
Встреча гостей в МОУ Игринская СОШ №4 Восхождение на новую ступеньку знаний на уроках Екатерины Александровны Агафоновой. Разговор о дружбе на занятии в мастерской Ощепковой Галины Александровны. На занятиях Корепановой О.В. всегда царит творческая атмосфера. Учителя Игринского района дружно осваивают новые технологии образования. Подведение итогов семинара с Г. Н. Бегишевой.


Яндекс.Метрика