Напоминание

"Экологическое воспитание обучающихся первой ступени"

Автор: Молчанова Любовь Евсеевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ ООШ с.Закаринье

Населённый пункт: с. Закаринье Слободского района Кировской области

Наименование материала: статья

Тема: "Экологическое воспитание обучающихся первой ступени"

Описание:

В статье раскрываются основные направления экологического воспитания младших школьников по которым работает учитель. Приводятся примеры из опыта работы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3263

Опубликовано 10.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МКОУ ООШ с.Закаринье Слободского района Кировской области

Автор: Молчанова Любовь Евсеевна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Экологическое воспитание обучающихся первой ступени.
Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная тому причина – вызревшая у нас за долгие годы и, к сожалению, бесстыдно процветающая в условиях сегодняшнего дня тотальная экологическая безответственность. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почвы. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Главные отравители атмосферы – промышленные предприятия и автотранспорт. Общее количество вредных веществ, пополняющих ежегодно воздух, которым мы дышим, превышает 100 миллионов тонн. В водоемах нашей страны обнаружено более 40 млн тонн загрязняющих веществ. Растут горы бытового мусора. Каждый год его образуется около 57 млн тонн. В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным экологическим будущим, на второй план зачастую отходит беспокойство о наших соседях по планете – разнообразных растений и животных. А они ведь испытывают двойной гнет: во-первых, от загрязнения и разрушения мест своего обитания, во-вторых, от непосредственного преследования со стороны человека. В результате многие виды, как известно, полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Однако обеднение флоры и фауны как неотъемлемой составной части окружающего мира опасно и для самого человека. В «Красную книгу» внесено более 600 видов высших растений, которым грозит исчезновение. Среди них женьшень, дикорастущие тюльпаны и ирисы, лотос и многие другие растения, гордость и краса нашей флоры. Есть и потери: свыше 60 видов растений за последние десятилетия ни разу не были обнаружены. Что же касается животных, то в «Красную книгу» внесено: насекомых – 202 вида, ракообразных – 2 вида, моллюсков – 19 видов, червей – 11 видов, рыб – 9 видов и подвидов, земноводных - 9 видов, пресмыкающихся – 37 видов и подвидов, птиц – 80 видов, млекопитающих – 94 вида и подвида. Надо сказать, что темпы исчезновения растений и животных постоянно растут. На этот счет имеются такие данные: до появления на Земле человека один вид исчезал в среднем за тысячу лет, с 1850 по 1950 годы этот интервал составил 10 лет, после 1950 года – всего один год. В настоящее время, по мнению ученых, один вид на планете исчезает ежедневно, а в 2000 годах темп гибели живого дойдет, возможно, до 1 вида в час. По данным экологов, каждый год гибнет около 100 видов животных и растений. На грани исчезновения находится около 50 тыс. видов животных. За 200 лет площадь лесов, которые являются легкими планеты,
уменьшилась вдвое. В год исчезает 11 млн. га лесов. Около 25% площади растительного покрова Земли нарушено, прогнозируется, что каждый седьмой вид растений исчезнет в 2000 г. 38% видов животных, населяющих Землю, находятся под угрозой полного вымирания. Серьёзному риску подвергаются в основном млекопитающие и здесь речь может идти о 25-36% видов. Каждая восьмая птица, каждая третья амфибия и 70% растений – под угрозой. Человек – самый опасный вид жизни на планете, и у всех других видов, даже у самой Земли, есть все основания бояться этой мощи. Но люди, так же единственный вид, который при желании, приложит все усилия, чтобы спасти то, что они могут уничтожить. Разрушающая сила нашего воздействия на природу усугубляется тем, что, как известно, между неживой и живой природой, между растениями и животными существуют разнообразные и весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей. Нарушает слаженные природные сообщества. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека – это отдельная большая тема. Я коснулась лишь некоторых экологических проблем. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования обучающихся не надумана и что решение ее стало одной из приоритетных задач обучения воспитания школьников. Присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают первую ступень обучения очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Обучающимся первой ступени свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому эту работу я начинаю с первого класса, стараюсь пробудить в детях прежде всего интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать., делать выводы. Как известно, познание связей и отношений ведет к познанию объективного мира. В полной мере это относится и к связям экологическим. Их изучение следует рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Нам известны замечательные слова К.Д.Ушинского о том, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как
раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Содержание учебника «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой направлено на формирование правильных представлений и понятий, на развитие чувства доброты, любви к природе, умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой, между природой и человеком. Еще А.Я.Герд утверждал, что все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений, опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей, можно передать знания детям. Тексты дополняют и обобщают полученную детьми информацию. Основная задача, стоящая перед учителем – расширить кругозор детей об окружающей среде, природе. Чтобы осуществлять экологическое воспитание школьников, нужно решить по крайней мере три задачи: 1.Доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано. 2.Помочь понять им, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия, зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно. 3.Помочь ребятам научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков. В курсе окружающего мира, можно представить три уровня изучения природы. Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но им нельзя ограничиваться. Второй уровень : объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется значение леса для реки и т.д. Третий уровень : это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Вспомним у Ф.Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы приступить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят». Вот пример, иллюстрирующий сказанное. Мы изучили рябину – узнали особенности ее листьев, плодов, научились отличать ее от других деревьев. Также основательно познакомились с птицами: снегирями, свиристелями и др. Это первый уровень изучения природы. Но вот мы обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами рябины, провели соответствующие наблюдения, выяснили как велико значение рябины для птиц. Это второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды рябины, хотя бы и с
благородной целью – для подкормки птиц. Как же мы поступим: будем заготавливать для птиц рябину или оставим ее на деревьях? Это третий уровень. Экологические связи внутри живой природы очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие. Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для других. Сорняки в поле или в огороде, поглощая значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияют на рост и развитие последних, угнетают их. Очень интересные связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животной пищей (такую связь в экологии называют пищевой или трофической от греческого «трофе» - питание); создают среду их обитания, в частности, насыщают воздух и воду (в водоеме) кислородом, обеспечивают животным убежище и т.д. (это так называемые топические связи – от греческого «топос» - место, местность); служат материалом для постройки животными жилищ, например, гнезд птицами (эти связи экологи называют фабрическими от латинского «фабрикацио» - изготовление). Чтобы дети осознали важность этих связей использую такие задания. Проанализируйте, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли: все дубы, все белки, все клесты. С другой стороны, и животные влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (скажем, крючочки лопуха, зубчики череды). Между животными разных видов особенно прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные». Раскрывая эти связи, использую: 1. модели пищевых цепей: Расскажите, как связаны между собой: - сосна, жук, дятел - ива, заяц, лиса - пшеница, мыши, змея, ястреб - ель, шишки, клест 2. задачи на экологическую тему:
- Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка за 3 часа? - Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время? - Богомол (насекомое, похожее на кузнечика) съедает за месяц 42 тли, плодовых мушек в 3 раза меньше, чем тлей, а комнатных мух в 6 раз больше, чем плодовых. Сколько всего насекомых поедает богомол за 1 месяц? - Одна маленькая лягушка откладывает 2000 икринок, а большая – в 4 раза больше. Сколько икринок будет отложено в болоте, если в нем живут 20 маленьких и 30 больших лягушек? Существуют между животными и топические связи, когда, к примеру, одни животные селятся в норах, дуплах, сооруженных другими. Очень интересные связи складываются между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве. Своеобразны связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью – грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов – воду с растворенными в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и даже лечатся ими, например, лоси – мухоморами. Можно использовать рассказ М.Пришвина «Старый гриб». Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природными сообществами. Чтобы дети лучше поняли, как важны такие сообщества, кроме материала учебника, использую рассказ: «Невидимые цепи». В природе разные растения и животные существуют не сами по себе. Они связаны между собой. Можно даже сказать, что они соединены невидимыми нитями. Ты помнишь, что сойка питается желудями и прячет их на зиму? Но почему она уносит желуди так далеко от дубов? Дело в том, что возле дубов всегда бывает много мышей и полевок. Они быстро растащили бы запасы сойки. Вот сойки и несут желуди в ту часть леса, где растут сосны и ели. Там мышей и полевок мало, потому что семена сосен и елей высыпаются из шишек только в конце зимы. А в начале зимы мышам здесь нечем поживиться. Зато между сосен и елей обычно живут белки. Им ведь нетрудно сорвать шишку прямо на дереве и достать из нее семена. Зимой белки разоряют часть кладовых сойки. Конечно, сойке от этого плохо. Но без белок ей было бы еще хуже, потому что сойки не умеют доставать желуди из-под глубокого снега, а белка умеет. Раскопав снег, белка съедает часть желудей. После нее на разрытое место прилетает сойка и съедает остальные желуди. В результате и белка сыта, и сойка. Еще белка поедает много семян сосны и ели. Часть шишек белка срывает на деревьях, а остальные подбирает в снегу. Оказывается, клесты всегда
выедают из шишек только небольшую часть семян. Остальное достается белкам. Но не только белкам! Брошенные клестами шишки нередко подбирает дятел. А еще чаще их находят и доедают полевки и мыши. Вот как тесно связаны между собой разные растения и животные в лесу. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Разумеется, привычное словосочетание «человек и природа» строго говоря, не совсем точно, поскольку человек существует не рядом, а внутри нее, являясь ее частью. Связи между человеком и природой проявляются прежде всего в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха и вод, сведение лесов, уничтожение растений и животных и т.д.). Воздействие человека на те или иные элементы природного окружения может быть непосредственным, прямым – сбор растений на букеты, истребление животных на охоте и косвенным – нарушение того состояния неживой или живой, или той и другой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц – дуплогнездовиков, летучих мышей и т.д. Чтобы доказать обучающимся, как сами того не желая, можем причинить вред природе, знакомлю с содержанием рассказа: «Вытаптывание». Ты идешь по лесу. Посмотри-ка вниз, себе под ноги. На что ты наступаешь? Разные травы, грибы, мелкие животные – все может попасться под ноги. Там, где один человек пройдет, ущерб лесу не очень большой. А там, где пройдут один за другим десять, сто, тысяча человек? Вытаптывание – это беда. Шагает человек и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы, уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды, и растениям на ней жить очень трудно, а то и совсем невозможно. Погибает в вытоптанных местах и грибница грибов. А как страшны наши ноги для жуков, муравьев, пауков, многоножек! Ты только представь, какие мы великаны по сравнению с ними. Очень просим тебя, в лесу и в парке постарайся ходить по уже проложенным тропинкам. Этим ты убережешь от гибели множество живых существ. И еще: будь внимателен и на тропинке. Постарайся не раздавить жуков, бродячих пауков и других мелких лесных обитателей, часто выбегающих на дорожку. Они ведь не понимают, что здесь ходят люди, которым надо уступать дорогу. Поэтому лучше, если дорогу будем уступать мы. Большой вред лугам наносят и животные, если, подолгу пасутся на одном месте. Проанализировав все сказанное, нетрудно заметить, что на уроках окружающего мира чему-то мы уделяем больше внимания, чему-то меньше, а что-то и вовсе не учитываем или считаем лишним. Разумеется, не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать в курсе окружающего мира. Это может
только учитель, работающий в конкретном классе с конкретными детьми в условиях конкретного природного окружения. Сейчас совершим краткую экскурсию по урокам окружающего мира. Уже на первом, вводном уроке обращаю внимание ребят на то, что неживая природа, растения, животные, человек тесно связаны между собой. Так воздух и вода необходимы для жизни всем живым существам, растения служат пищей животным, многие животные распространяют плоды и семена растений. Человек – часть природы. Ему нужны для жизни воздух и вода, растительная и животная пища. В хозяйстве человек использует различные природные материалы. В лесу, у реки, на озере человек отдыхает, любуется красотой природы. Люди должны бережно относиться к природе, экономно использовать ее богатства. Ввожу понятие «экология». Что означает это слово? Оно происходит от греческих слов: «эйкос» - дом, «логос» - наука. Значит, экология – это наука, которая изучает наш с тобой дом, окружающий мир. Почему об этой науке заговорили в последнее время? Да потому, что один жилец общего дома по имени человек стал вести себя возмутительно, как разбойник и хулиган. Он оказался ненасытным и опасным жильцом. В угоду своим бесчисленным желаниям и аппетитам – больше есть, лучше одеваться, комфортнее жить – он бездумно застроил среду обитания множеством вредных заводов. Наводнил ее транспортом, вырубил множество лесов и осушил болота. Словом, наломал дров, не подумав о своих соседях – других обитателях дома. В коммунальной квартире такого безобразника давно бы призвали к порядку или вовсе выселили. Но животные не могут сделать этого, они тихо страдают и погибают. Долгое время человек оставался безнаказанным. А теперь он одумался, потому что понял, что за свои удобства ему самому же приходится расплачиваться: мелеют реки, не восстанавливаются вырубленные леса. Исчезают рыбы и звери. Да и самому человеку стало трудно дышать, он чаще болеет. Вот как отмстил дом – природа – своему зарвавшемуся жильцу. Одумался человек и теперь старается поправить положение. А сделать это очень трудно. И ты, прежде чем что-то сделать, подумай о своих живых соседях. Если им будет плохо, будет плохо и тебе. Наука экология как раз и занимается изучением взаимоотношений живых существ и их сообществ в природе. После чего обучающимся предлагаю обсудить историю с комарами и кошками. На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть». (Дети высказывают свое мнение). А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их было много и они жили в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным, вскоре их совсем не
осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс! Крысы принесли людям огромные убытки. Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Всего этого могло бы и не случиться. Если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными – экологами. На уроке по изучению частей растения знакомлю не только с внешними особенностями органов растения, но и с тем, какую роль в его жизни они играют. С помощью корня оно всасывает из почвы воду и вместе с ней питательные вещества. Кроме того, корень, как якорь, укрепляет растение в почве. По стеблю вода и питательные вещества из корня проходят к листьям, цветкам, плодам. Цветки, плоды и семена служат для размножения растений. Когда идет речь о зимующих и перелетных птицах, ставлю перед детьми проблему: почему синица остается у нас, а ласточка улетает на юг? Урок «Птицы» начинаю с загадки «Без рук, без топоренка построена избенка. Что это за мастера?» Вспоминаем наблюдения за строительством гнезда грача, дети делятся своими наблюдениями и знаниями. Кроме материала в учебнике использую дополнительный материал «Фактор беспокойства». Каждый знает, что нельзя стрелять в птиц, разорять гнезда, разрушать муравейники. Ты ведь так никогда не поступаешь? Но, оказывается, можно и без этого невольно вредить животным. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям – ты пугаешь обитателей леса, нарушаешь их нормальную жизнь. Ученые называют такое воздействие на животных «фактором беспокойства» (фактор в переводе с латинского языка означает «делающий»). Особенно опасно беспокоить животных во время их размножения – весной или в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнезда или покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Очень пугливы певчие дрозды. Потревоженные, они нередко совсем улетают из гнезда, даже если насиживали яйца несколько дней. Понятно, что из брошенных яиц птенцы не вылупятся. Птицы – родители построят в каком- нибудь укромном месте новое гнездо, но в нем будет меньше яиц. А уж гнездо, в которое заглядывал человек и держал яйца в руках, чтобы получше разглядеть, хозяева наверняка покинут. Это тот случай, когда лучше не проявлять любознательности. Не надо даже близко подходить к гнездам. Выводом служит: примятая тобой трава, случайно сломанная ветка могут нарушить маскировку гнезда, «навести» на него лесных хищников. Во время экскурсий обращаю внимание на условия жизни растений и животных в природе осенью, сравниваем с теми условиями, какие были летом, связываем изменения в жизни растений и животных с изменениями этих условий. Знакомясь с растениями и животными своей местности, раскрываем связи между ними, например, семена подорожника приспособлены к тому, чтобы распространяться с помощью человека и животных (от дождя или росы эти семена становятся клейкими);жгучие волосики крапивы защищают ее от растительноядных животных и т.д.
Работу по воспитанию экологической культуры провожу и во внеурочной деятельности на кружке «Край, в котором я живу». Обучающие ежегодно принимают участие в творческих районных конкурсах на темы охраны лесов, рек и озер. Проводим разные акции, операции, развешиваем листовки. Подводя итоги всей работы, можно сказать, что у детей заметно выросла экологическая культура, о чем говорят результаты анкеты и результаты, полученные в 1 - 4 классах на начало года и конец после чтения экологического рассказа «Воскресенье в лесу». За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, сотовые телефоны. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые пакеты, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя. С охапками луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день! Ф.И. Класс Начало года Конец года 1.Коноплёва Д 1 3 9 2.Кудяшев Е 1 4 10 3.Раскатов Д 1 2 7 4.Вахрушева К 2 5 9 5.Вершинин Р 2 6 10
6.Раскатов В 3 6 11 7.Федоров Д 3 5 9 8.Чиркова Д 4 7 12 Из таблицы видно, что обучающиеся на начало учебного года обнаружили 40% ошибок, а на конец года уже 80%.
Анкета.
В 1 – 4 классах 10 человек. 1. Нравиться ли тебе бывать на природе? Нравиться (10 чел.) 2. Что ты больше всего любишь делать, приходя на природу? Собирать грибы и ягоды (6 чел.) Наблюдать (5 чел.) Помогать ей (5 чел.) Любоваться бабочками (1 чел.) Разводить костер (1 чел.) Купаться (6 чел.) Наслаждаться запахами цветов (1 чел.) Ловить рыбу (3 чел.) 3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? Кормила птиц (7 чел.) Лечил дерево, замазал смолкой ранку (3 чел.) Похоронил мертвую птичку (2 чел.) Накормил бездомную собаку (2 чел.) Лечил кошке лапку (5 чел.) Поливал цветы (56 чел.) 4. В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? Делал птичьи домики (6 чел.) Садил ёлочки (10 чел.) Делал кормушки (8 чел.) Развешивала листовки (10 чел.) Собирал мусор (10 чел.) Очищал лесную полянку от сухих веток (6 чел.) Огородил муравейник (2 чел.) Принимала участие в конкурсах рисунков по охране леса (6 чел.) Выращивала рассаду цветов (8 чел.) 5. Какие книги о природе ты читал? Люблю читать книги о природе (5 чел.) Мне очень нравится читать журнал «Свирелька» (3 чел.) Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина (4 чел.) Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Нельзя собирать коллекции жуков, бабочек и других животных. Собирательство даже без злого умысла может нанести ощутимый вред природе. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь, но не трогайте, не ловите! Немецкий космонавт Зигмунд Йен
говорил: «Еще до того, как полететь в космос, я знал, как мала и уязвима наша планета, но только когда я увидел ее из космоса, во всей ее неописуемой красе и хрупкости, я понял, что главная задача человечества – лелеять и хранить ее для будущих поколений».
Литература.
1. В.М.Вдовиченко «Я за солнышком иду». Минск: «Народная асвета» 2 Н.Г.Гусева, Р.Е.Баширова «Задачи экологического характера». «Н.шк.» №4, 1995 3. Л.П.Молодова «Не допускать экологических ошибок». «Н.шк.» №7, 1995 4. . А.А.Плешаков «Раскрытие экологических связей на уроках природоведения». «Н. шк.» №9, 1988 5. А.А.Плешаков «Экология». М.: Просвещение, 1995 6. Б.Ю.Чаус «Экологические сказки». «Н.шк.» №9, 1993 7. Ресурсы интернет


Яндекс.Метрика