Напоминание

"Введение ФГОС НОО ОВЗ в коррекционной школе для детей с нарушением слуха"

Автор: Юдина Наталья Ивановна

Должность: заместитель директора по учебной работе

Учебное заведение: КОУ РА "СКОШИ для детей с нарушением слуха"

Населённый пункт: г.Горно-Алтайск

Наименование материала: управленческий проект

Тема: "Введение ФГОС НОО ОВЗ в коррекционной школе для детей с нарушением слуха"

Описание:

В статье представлен материал по созданию условий для введения ФГОС ОВЗ. Описаны этапы и механизмы реализации проекта, ожидаемые результаты и возможные риски при реализации проекта. Проект практико-ориентировочный.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3326

Опубликовано 16.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ВВЕДЕНИЕ ФГОС НОО ОВЗ В КОУ РА «СКОШИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

СЛУХА»

Юдина Наталья Ивановна
заместитель директора по учебной работе КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением слуха» г. Горно-Алтайск E-mail: schkola-glx@yandex
Актуальность.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. устанавливает (ст.34 п. 2) [1], что обучающиеся имеют право: • на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья; • на получение социально-педагогической и психологической помощи; • на бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию Этому праву коррелируется (соотносится) обязанность педагогических работников (ст.48 п.1 пп. 6 № 273-ФЗ) [1] учитывать: • особенности психофизического развития обучающихся; • состояние их здоровья; • соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ имеют законодательно закрепленное право на специальные образовательные условия и особые педагогические подходы, а ОО обязанность эти условия обеспечить. Необходимость разработки данного Проекта обусловлена принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, (далее – ФГОС ОВЗ) их введения в начальных классах образовательного учреждения. Утвержденный ФГОС обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки РФ № 1598 от 19.12.2014г.) является неотъемлемой частью ФГОС общего образования и представляет собой совокупность требований при реализации АООП НОО КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением слуха». ФГОС НОО ОВЗ включает в себя требования [2]: - к структуре АООП НОО, в том числе требования к соотношению частей программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - к условиями реализации АООП НОО, в том числе кадровым, материально-техническим и иным условиям; - к результатам освоения АООП НОО. Под введением ФГОС НОО ОВЗ понимается его соблюдение на всем образовательном пространстве образовательной организации, а также обеспечение контроля за соблюдением Стандарта. Под организацией введения ФГОС НОО ОВЗ понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима для введения Стандарта. Данные мероприятия должны быть
взаимосвязаны по содержанию, срокам, ресурсам и ответственным за их реализацию. Проект должен скоординировать действия всех организаторов и участников предстоящего введения Стандарта по подготовке всех условий. Поэтому важны управленческие действия, определяющие ключевые направления деятельности участников проекта, обеспечивающих эффективность реализации проекта. Создание и соблюдение в школе специальных условий, полноценной безбарьерной среды позволит повысить образовательный уровень детей с нарушением слуха в условиях коррекционной школы их адаптивные возможности, коммуникативную сферу, уровень социализации. Важнейшими факторами, обеспечивающими успешность введения ФГОС ОВЗ, являются: - системность подготовки к введению ФГОС; - комплексность всех видов сопровождения введения новых образовательных стандартов; - выявление проблем введения стандартов и своевременность их решения на всех уровнях управления. Проект предусматривает подготовку ресурсного обеспечения введения ФГОС ОВЗ в образовательном учреждении и предполагает реализацию плана-графика по направлениям.
Основание для разработки проекта:
- Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012 г. - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г.). -Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования". - Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». - Приказ Министерства образования и науки РА № 964 от 06.07.2015 г. «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Республике Алтай». - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Объект проекта
: процесс введения ФГОС ОВЗ в КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением слуха».
Предмет:
условия (кадровые, материально-технические, финансовые) для введения ФГОС ОВЗ.
Цель проекта:
создание условий для введения ФГОС ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить и сформировать банк нормативных документов и учебно-методических материалов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС НОО ОВЗ; 2. Разработать план-график (дорожную карту) мероприятий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ. 3. Организовать и провести информационную, разъяснительную работу среди педагогов и родителей будущих первоклассников о целях и задачах Стандарта.
4. Обеспечить профессиональную готовность педагогических работников КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением слуха» к введению ФГОС обучающихся с ОВЗ через методическое сопровождение. 5. Разработать АООП НОО.
Гипотеза:
Если в КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением слуха» будет отработан и сформирован банк нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ОВЗ, созданы условия (кадровые, материально-технические, финансовые), будет правильно организована методическое сопровождение педагогов, родителей, то ОО будет готова к успешному введению ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016года.
Участники проекта:
администрация, учителя, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта:
проект рассчитан на один год с сентября 2015г. по август 2016 г.
Тип проекта:
практико-ориентировочный
Этапы реализации проекта:

Подготовительный
сентябрь 2015г-ноябрь 2015г. (Изучение нормативных документов по ФГОС НОО ОВЗ, методических материалов, необходимых для введения и реализации ФГОС ОВЗ; создание рабочей группы по введению и сопровождению ФГОС ОВЗ, анализ готовности ОО к введению ФГОС; планирование работы методических объединений по направлениям подготовки к внедрению ФГОС НОО ОВЗ; разработка плана-графика, плана методической работы, повышения квалификации педагогов).
Основной
декабрь 2015г. – июнь 2016г . (формирование нормативной и методической базы материалов по ФГОС НОО ОВЗ, проведение методических семинаров для педагогов по реализации ФГОС ОВЗ, проведение заседаний методических объединений по вопросам ФГОС ОВЗ, проведение разъяснительной работы среди родителей будущих первоклассников, проведение заседаний рабочей группы по введению и сопровождению ФГОС, разработка АООП НОО (вариант 1.2, 1.3), прохождение курсов повышения квалификации по вопросам ФГОС ОВЗ, размещение на сайте ОО информации о введении ФГОС ОВЗ и связанных с этим изменениях в работе школы, составление заявки на приобретение современной звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования в рамках программы «Доступная среда»).
Заключительный
июль-август 2016г. (приведение локальных актов школы в соответствие с ФГОС ОВЗ, анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС ОВЗ, мониторинг готовности школы к введению ФГОС ОВЗ).
Ожидаемые результаты:
-наличие комплекта нормативно-правовых локальных актов школы, необходимых для правового регулирования процесса введения ФГОС ОВЗ, создание банка учебно- методических материалов; -позитивная мотивация родителей обучающихся и их участие в подготовке школы и детей к введению ФГОС ОВЗ; - повышение профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности педагогов, готовой к введению ФГОС ОВЗ; - разработаны АООП, рабочие программы по предметам. - готовность КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением слуха» к введению и реализации ФГОС НОО ОВЗ.
Возможные риски и способы их снижения:
- Недостаточный уровень квалификации педагогов (проведение инструктивно-методических совещаний и теоретических семинаров по вопросам введения ФГОС ОВЗ, организация участия педагогов, администрации ОО в различных семинарах, научно-практических конференциях разного уровня по вопросам ФГОС ОВЗ, перспективный план обучение педагогов). - Недостаточность своевременного финансирования проекта (своевременное составление заявок на приобретение необходимого ресурса для успешной реализации ФГОС ОВЗ).

Механизмы реализации проекта:
1.Организационно-управленческое обеспечение:  создание рабочей группы по сопровождению введения ФГОС НОО ОВЗ;  создание банка данных о детях с нарушением слуха, которые будут обучаться по ФГОС ОВЗ в ОУ;  формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого- педагогической базы;  создание информационно-справочных материалов по введению и реализации ФГОС ОВЗ в ОУ;  разработка плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, плана методической работы. 2.Научно-методическое обеспечение:  организация консультативной помощи педагогам по разработке АООП НОО;  обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по введению и реализации ФГОС ОВЗ;  проведение обучающих семинаров, круглых столов по проблемам введения ФГОС;  разработка и распространение методических рекомендаций по вопросам ФГОС ОВЗ;  совершенствование научно-методической базы в ОУ по реализации Стандарта;  разработка АООП НОО;  подготовка и публикация на школьном сайте материалов по вопросам введения ФГОС ОВЗ. 3.Взаимодействие ОУ с родительской общественностью:  организация и проведение информационной, просветительской работы, родительских собраний по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. - 54 с., 78 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598 - 2 с.
Список литературы, рекомендуемой для изучения при введении ФГОС НОО ОВЗ:
1. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012 г. 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г.). 3. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования". 4. Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». 5. Приказ Министерства образования и науки РА № 964 от 06.07.2015 г. «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Республике Алтай». 6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».


Яндекс.Метрика