Напоминание

"Масленица"

Автор: Тарасова Лилия Евгеньевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ЧОУ "Школа-интернат № 25 среднего общего образования ОАО РЖД"

Населённый пункт: г. Вихоревка

Наименование материала: классный час

Тема: "Масленица"

Описание:

Разработка содержит презентацию и сценарий проведения классного часа о Масленице. Знакомит младших школьников с традициям и русского народа и историей возникновения масленицы, прививает интерес к родной культуре, расширяет кругозор, умение работать в команде.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3356

Опубликовано 20.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Классный час « Масленица»

Цели:
1. Изучение истории и традиций русского народного праздника «Масленица». 2. Знакомство с русским праздничным фольклором, народными играми и забавами. 3. Воспитание уважительного отношения к традициям своего народа. 4. Развитие интереса к народным традициям праздника, стремления к сохранению этих традиций. 5. Развитие творческих способностей учащихся. 6. Сплочение коллектива.
I.

Введение в тему
-Ребята, у нас с вами сегодня необычная встреча. А что бы понять, о чем пойдет речь, предлагаю посмотреть мультфильм. Просмотр мультфильма «Эх ты, Масленица» -Так чему же будет посвящена наша с вами встреча?
Слайд
- А что вы знаете об этом празднике? - А мы в школе отмечал масленицу?
Слайд
- А давайте-ка вспомним, как это было. - А дома вы празднуете масленицу? Как?
II.

Основная часть.

Слайд
. Масленица – это праздник проводов зимы. Люди зиму провожали, весну встречали или как раньше говорили «Весну закликали» поэтому начинали этот праздник с закличек. Заклички бывают разные, одну из них вам сейчас расскажут ребята. 3 ученика рассказывают закличку Раз, два, три, четыре, пять,Будем зиму провожать! Раз, два, три,Вот весна идет, смотри! Вы ей двери отворите,Дружно в гости позовите! Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью. С радостью великою,С милостью богатою, Со льном высоким,С корнем глубоким,
С дождями сильными,С хлебами обильными! - Кто знает,
когда
появился праздник масленицы? Праздник масленицы появился с древних времен.
Слайд.
Когда-то давно на Руси жили люди, которые поклонялись Солнцу, Ветру, Дождю, Огню и назывались они язычниками. Очень они любили блины, а еще весну, тепло и солнышко. Впрочем, этим мы от них не сильно отличаемся, так? А еще мы похожи тем, что тогда, когда дни становятся длиннее и светлее, все ярче светит солнышко, от которого с каждым днем все теплее и теплее, начинают звонко петь птички, — у нас на душе делается радостно, хочется играть и веселиться.
Слайд.
Поэтому славяне-язычники и придумали праздник — проводы зимы.Праздничные проводы зимы назвали Масленицей. После того, как князь Владимир крестил Русь, масленица осталась среди праздников, и церковь приняла это.
-
В одной из легенд говорится: Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Как-то в морозный день некий человек, будучи в лесу, заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил согреть замерзших людей. И она пришла к людям, но не хрупкой девочкой, что играла в лесу, а здоровой, развеселой, розовощекой бабой. Она велела людям взяться за руки, устроила хоровод и пустилась с ними в пляс, заставила их забыть о стуже. Но почему же ее прозвали именно Масленицей? - Все очень просто. Приход Морозовой дочки стал радостным праздником для людей.
Слайд.
И в этот праздник люди стали веселиться и угощать друг друга сыром, маслом, блинами, пирогами, сладостями. - Масленица – это особый праздник. Он отличается от всех остальных праздников. Кто знает чем?
-
Сколько дней гостит Масленица? Масленицу отмечают 7 дней и это идёт с древних времён. Язычники верили во все приметы и были людьми суеверными. Они считали цифру 7 магической. - Каждый день праздничной недели имеет свое название и смысл.
Слайд. Начинается праздник утром в понедельник.

-
Кто знает, как называется первый день праздника понедельник?
Слайд.
Понедельник – встреча. Ученик 1. Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Слайд.
- На первый день русский народ справлял
встречу Масленицы.
Во время правления Петра I сам царь открывал праздник. Особенно любил потехи. Во время праздника он устраивал шумные и весёлые катания по Москве-реке. Весь народ к первому дню устраивал снежные горы. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен.
Слайд.
Строили висячие качели. Для того чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
Слайд.
Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам, обращались к нему ласково.
-
Почему бы и нам самим не сделать гостью-масленицу? Давайте попробуем! Дети из приготовленных материалов одевают масленичную куклу. - Чучело Масленицы готово, теперь надо поприветствовать Масленицу: 1 группа детей: Дорогая наша гостья, Масленица 2 группа учитель+воспитатель: Авдотья Изотьевна! 3группа детей: Дуня белая, Дуня румяная! 4 группа детей: Коса длинная, триаршинная. 5 группа родителей: Лента алая, двухполтинная. 6 группа гостей: Платок беленький, новомодненький.
Слайд. Вторник
- Кто знает, как называется второй день масленицы вторник? Ученик 2
Заигрыш
беспечный – вторника отрада Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них награда Сдобный и румяный масленичный блин
Слайд.
Вторник – заигрыш.

Слайд.
- В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Также в этот день сооружают снежные городки и происходит взятие таких городков.
Слайд.
А еще смотрели кукольные представления. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками. (дети поют частушки) Эй, девчонки-хохотушки, Запевайте-ка, частушки, Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей. Вот к нам Масленка пришла Кто нас покатает? У Петрушки во дворе Сивка пропадает! Купи, тятя, мне коня Вороные ножки Буду девочек катать По большой дорожке. Я на Масленке катался, Трое санок изломал, Ворона коня замучил, Всех девчонок покатал! Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад Сапоги мои лежат. Балалаечка-гудок Свое дело знает, Она в Ваниных руках Хорошо играет!
Слайд. Среда
– Кто знает название третьего дня масленицы? Ученик 3 Тут среда подходит –
лакомкой
зовется Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – все им удается, Пироги и блинчики – все на стол неси!
Слайд.
Среда - лакомка - Как вы думаете, почему так называли этот день?

Слайд.
На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще.
Девочка в роли хозяюшки:
Блины печь – дело сложное: Растворю я квашонку на донышке, Поставлю квашонку на столбышке. Будет моя квашонкаполным-полна, Полным-полна, с краями ровна.
Слайд. Наступает четверг-широкий
- Какое название у четвёртого дня масленицы четверга? Ученик 4. А в четверг раздольный
разгуляй
, приходит Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят Парни ищут девушек – суженых своих.
Слайд.
Четверг широкий – разгуляй называется Снежную крепость нам здесь не построить, на лошадях не покататься, а вот бои потешные устроить мы можем. - Есть такая русская забава – толкание (в народе – кулачный бой, «кулачки»). Участники (по 2 человека с каждой стороны) выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40–50 см позади. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.
Слайд. Пятница – тещины вечерки,
а суббота – «Золовкины посиделки»
-
А кто такие теща и золовка? Давайте спросим у наших мам? Уж они-то точно знают. (Теща – мать жены, Золовка – сестра мужа)
Слайд.
- Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Игра «Собери блин»
У масленицы есть много названий. Если вы правильно соедините слова, то вы узнаете какие называния есть у праздника - масленицы.
На лучах солнца написано начало слова, на блине окончание. Дети соединяют начало слова с его окончанием. В итоге получается блин с лучами солнца – названиями масленицы. 1 группа: маслена, блинница,объедуха 2 группа: честная, весёлая, целовальница 3 группа: кривошейка, маслоед, блиноедка 4 группа: масленая неделя, всемирный праздник, широкая масленица 5 группа: прожорная неделя, боярыня масленица, коляда масленая. - Почему на Масленицу пекли именно блины? Символом масленицы стали блины. Блин является символом солнца, так считали слявяне-язычники, т.к. он похож на солнце, такой же круглый, желтый, горячий. Язычники верили, что вместе с блином они съедают частичку могущества и тепла.
Слайд. Суббота
–Кто запомнил название дня масленицы – субботы? Ученик 6 Близится суббота –
золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!
Слайд.
Суббота -золовкины посиделки
Слайд.
Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Родственники и друзья собирались, пели веселые песни, озорные частушки, танцевали.И опять главным угощением оставались блины. (дети исполняют русскую народную песню “Блины”) 1. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. 2. В квашне новой растворили, Два часа блины ходили. 3. Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица. 4. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть. 5. На поднос она кладет И сама к столу несет. 6. Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы.
Слайд. Воскресенье
– Как же назвался последний день масленицы? Ученик 7. Воскресенье светлое быстро наступает Облегчают душу все в
прощеный
день. Чучело соломенное – Зимушку – сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
Слайд.
Воскресенье - прощёный день
Слайд.
В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, туда же бросали старые ненужные вещи, затем пеплом посыпали землю к новому урожаю. Ещё в этот день просили друг у друга прощение. (мальчики и девочки просят друг у друга прощение) Мальчики: Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас вы не держите. Девочки:- Добрые молодцы! Вы нас тоже простите, зла на душе на нас не держите.
Слайд.
Зима уходит, мы весну встречаем, Ее приход повсюду ощутим. Все беды, все плохое мы сжигаем, И все друг другу в этот день простим. Прощеный день приносит обновленье, И тает снег, и в душах тает лед… Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем, Весна идет! Весна! Весна идет! Украсить контур женской фигуры, трафаретами элементов одежды. Дети изготавливают Девушку-Весну. Ученик Вот и все. Расправились с зимою. Нам она, злодейка не нужна. Приходи, весна! Весне дорогу! Ждем тебя, красавица весна!
Слайд.


III.

Итог.
- Итак, мы сегодня говорили о масленице. - Когда появился этот праздник? ( в древние времена) - Кто придумал праздник масленицы? (славяне-язычники) - Сколько дней длился праздник? (7 дней, т.к. славяне считали это число магическим) - Что мастерили люди к началу праздника? (соломенное чучело) - Основное масленичное блюдо? Почему! (блин – символ солнца)
IV.

Рефлексия.
- С помощью мимики и жестов покажите свое настроение.
Предоставляется слово родителям

Родители:
Идет Масленица по льду, Несет блинов сковороду. Принимайте молоду – Разбирайте по блину! (родители угощают гостей блинами)


Яндекс.Метрика