Цель мероприятия:
Формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с
основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.
Задачи:
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
Воспитывать уважение к другим людям.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование стремлений к усвоению правовых знаний, осознанию гражданской
ответственности за своё поведение, за поступки и правонарушения окружающих,
Формирование межличностных отношений, честности, уважительного и
доброжелательного отношения к людям.
Регулятивные:
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки
своей деятельности и деятельности сверстников.
Познавательные:
Получение знаний о правах и обязанностях человека.
Коммуникативные:
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
Отработка умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование:
Выставка рисунков „Я имею право…″,
Буклеты „Права и обязанности″
Раздаточный материал для каждой
группы,
Презентация и слайды.
1
Форма проведения: деловая игра.
Ход мероприятия.
1.
Вступление. СЛАЙД 1
Звучит песня «Здравствуй, мир!». Дети заходят в класс, встают полукругом,
взявшись за руки. Произносят речёвку:
Здравствуй, мир!-----------------------(поднимают руки вверх)
Здравствуй, друг!-----------------------(поворачиваются лицом друг к другу)
Здравствуй, песен щедрый круг!---------(раскачиваются из стороны в сторону)
Здравствуй, миг!-------------------------------(улыбнитесь соседу справа и пожмите ему
руку)
Здравствуй, век!--------------------------------(улыбнитесь соседу слева и пожмите ему
руку)
Здравствуй, Добрый Человек!--------------(кладут руки на плечи друг другу).
Все вместе : Здравствуйте!
Учитель: Ребята, садитесь на свои места.
2.
Целеполагание.
Учитель. Наше мероприятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения.
На экране появляются СЛАЙДЫ 2-8
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, тёплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым;
И любить, и быть любим,
Он на свете не один!
Учитель. СЛАЙД 9
- О чём это стихотворение? (Высказывания детей)
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Высказывания детей)
Учитель.
То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим
родителям и нашим гостям. Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в
обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы
проживёте её радостно и счастливо. Сегодня мы поиграем и проведём деловую игру. О чем
пойдёт речь в нашей игре, вы узнаете, собрав из предложенных букв слова. Буквы разных
цветов, будьте внимательны и догадайтесь, сколько здесь слов. (Н, А, Ш, И, П, Р, А, В, А)
Учитель: Что мы узнаем сегодня на занятии, чему научимся?
(Высказывания
детей)
3.
Беседа о родной стране.
Учитель. В какой стране мы живём? Как она называется? (Ответы детей)
Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с
рождения. Мы – граждане России.
СЛАЙД 10
Учитель . У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий
гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.
- Наша страна широко протянулась с запада на восток.
- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с
разным цветом кожи, волос и глаз.
-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло
важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека».
СЛАЙД 11
- Они дают каждому человеку право пользоваться очень нужными благами, без
которых человек не сможет обойтись, в равной степени, независимо от цвета кожи, разреза
глаз, национальности и т.д.
- Ребята, а вы знаете, что такое право и какие права есть у вас?
(Высказывания
детей)
4.Знакомство с правами.
Учитель. В толковом словаре русского языка написано, что
ПРАВО – это
охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.
- Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
- Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он
человек и нуждается в самом необходимом.
СЛАЙД 12
Найди такое благо, без которого может обойтись человек:
- труд
- жизнь
- прислуга
- отдых
(Дети отвечают, что можно обойтись без прислуги).
- А что самое важное среди остальных благ? (Жизнь)
-Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких.
СЛАЙД 13
«Жизнь дана на добрые дела» - гласит народная мудрость.
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь.
Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. Дети прикрепляют на своём
групповом плакате.
СЛАЙД 14
Чтец 1 .Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Учитель. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября
1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка».
СЛАЙД
15
Учитель.
О каких же ещё правах в ней говорится? Хотите узнать ещё? Тогда
слушайте дальше…
Чтец 2. Сашеньки и Анечки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
СЛАЙД 16
Учитель. О каком праве говорится в этом стихотворении? Каждый ребёнок имеет
право на имя. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. Дети
прикрепляют на своём групповом плакате.
СЛАЙД 17
Чтец 3. Малыш, что остался один в целом свете,
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те, что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогут найти.
(Звучит «Песня Мамонтёнка»)
Учитель. О каком праве говорится в этой песне?
- Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не
может заботиться о себе сам. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором.
Дети прикрепляют на своём групповом плакате.
- Ребята, а должны ли дети заботиться о родителях? (Ответы детей)
- Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.
- Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго
выполнять!
- Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.
5. Изучаем следующие права детей.
СЛАЙД 18
(Звучит мелодия «Чему учат в школе»)
Учитель. Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
- О каком праве говорится в этом стихотворении?
- Дети имеют право на обучение. Прикрепляю лепесток на доску, и
проговариваем хором.
Дети прикрепляют на своём групповом плакате.
Чтец 4. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести ракету ввысь,
Хорошо работай в школе -
Добросовестно учись.
Учитель. А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? (Ответы детей)
- Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много
знает, с ним интересно общаться.
СЛАЙД 19
-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? (ответы детей)
-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться. Учёба – это обязанность детей! А
обязанности нужно строго выполнять! Учёба-это наш труд.
Учитель.
- А зачем человеку труд? (Высказывания детей)
- Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.
Чтец 5. В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: "Труд!"
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие трудов!..
Учитель.
-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться?
-Кем вы хотите стать? (Опрос детей. Дети по очереди отвечают)
-Что приносит счастье – труд или безделье?
- Если мы будем целыми днями лениться и ничего не делать, будем ли счастливы?
(Ответ детей)
- Конечно, нет.
СЛАЙДЫ 20-23
Учитель.
- Поработаем в группах
- Найдите концовку пословиц среди записей на карточке и соедините стрелочками:
«Труд кормит, а лень - портит».
Старание и труд к счастью ведут».
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
(Проверка на листах самоконтроля)
Лист самоконтроля №1 СЛАЙД 24
Номер пословицы
Результат
№1
№2
№3
- Итак, какое важнейшее право имеют все люди на планете?
- Это право на труд. СЛАЙД 25
Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. Дети прикрепляют на
своём групповом плакате.
6.Физминутка.
- Ребята, какие обязанности по дому выполняете вы?
- Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…
- моем посуду,
- пылесосим,
- стираем,
- чистим картошку,
- поливаем цветы,
- вытираем пыль,
- ходим в магазин за хлебом.
7. Анализ ситуаций.
СЛАЙД 26
Учитель.
- Ребята, а для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не сидим
без работы и устаём.
- БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
- Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
- Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК
- Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
- Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью,
зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
- Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до 15 часов в день. Наравне
со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья
физический труд.
- Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
- Итак, о каком праве идёт речь?
- Это право на отдых.
СЛАЙД 27
Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. Дети прикрепляют на
своём групповом плакате.
Учитель.
- Ребята, а было ли нарушено право на отдых в сказке «Золушка»? СЛАЙД 28
-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.
-А обладают ли этими правами дети? (Ответы детей).
Учитель.
- Конечно, дети имеют много прав.
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….(Айболит)
- О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
СЛАЙД 29
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское
обслуживание. Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. Дети
прикрепляют на своём групповом плакате.
- Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?
- Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
- А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
- Что надо для этого делать?
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ
- Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
8. «Сказочная» страница.
СЛАЙД 30
Учитель.
- Вы узнали сказку?
- Что сделал волк с домами поросят? Какое право он нарушает?
- Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. Прикрепляю лепесток
на доску, и проговариваем хором. Дети прикрепляют на своём групповом плакате.
- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лисичка выгнала косого.
(Заюшкина избушка)
СЛАЙД 31
9. Работа с выставкой книг.
- Ребята, к нам в гости пришли сказки. (Выставка книг)
(Картинки из сказок на СЛАЙДЕ 32 )
- Дети также имеют право на охрану и защиту от похищения. Прикрепляю
лепесток на доску, и проговариваем хором. Дети прикрепляют на своём групповом
плакате.
- В какой сказке было нарушено это право? (Дюймовочка, Г уси-лебеди)
- Дети имеют право на охрану и защиту от жестокого обращения.
Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. Дети прикрепляют
на своём групповом плакате.
-В какой сказке было нарушено это право? (Буратино)
- Дети во всем мире имеют право на охрану и защиту от эксплуатации и неволи.
Прикрепляю лепесток на доску, и проговариваем хором. Дети прикрепляют
на своём групповом плакате.
-В какой сказке было нарушено это право? (Крошечка-хаврошечка, Золушка, Маша и
медведь)
СЛАЙД 33 (20 ноября – Всемирный день ребенка)
10. Игра «Разрешается – запрещается» СЛАЙД 34
(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается).
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…. (запрещается)
11. Групповая работа с нетбуками «Занимательное правоведение».
Учитель.
-Откройте нетбуки и выполните задание «Наши права». В листе самоконтроля
подведите итоги работы группы.
Лист самоконтроля №2 СЛАЙД 35
Номер вопроса
Результат
№1
№2
№3
№4
№5
№6
12.Подведение итогов.
- Посмотрите, какой чудесный цветок получился на доске и у вас на партах.
- Перечислите свои права по символам на лепестках.
- Можно ли нарушать чужие права?
Посмотрите на СЛАЙД
36
Чтец 6 .Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Учитель.
- Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
- Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и
об обязанностях.
- Поработайте в группах. Договоритесь и выберете три главных, на ваш взгляд,
права человека. Эти права закрасьте цветными карандашами. (Делегаты групп озвучивают
свой выбор).
13.Рефлексия.
Учитель.
- Что вы узнали сегодня нового на занятии?
- Чему научились? Что было интересным, полезным для вас?
- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?
«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии
льются» (высказывания детей)
14. Заключение.
Исполнение песни «Я имею право»
СЛАЙДЫ 37-38
Учитель.
- Спасибо вам, ребята, за активную работу, а гостям - за внимание! (Дети и гости
получают буклеты на память)