Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования"

Автор: Кравцун Марина Григорьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ №1

Населённый пункт: станица Егорлыкская, Ростовская область

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования"

Описание:

.Формирование у обучающихся универсальных учебных действий необходимо не только для повышения качества образования, но и для повышения эффективности всего образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3436

Опубликовано 26.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование универсальных учебных действий

как фактор повышений качества образования
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в качестве основных задач модернизации российского образования названы
«повышение его доступности, качества и

эффективности».
Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится  развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,  проектировать пути их реализации,  контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря –
формирование умения учиться.
Обучающийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Функции УУД
Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; Создание условий для гармоничного развития личности и её готовности к непрерывному образованию; Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
Универсальные учебные действия
– это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1. личностные; 2. регулятивные; 3. познавательные; 4. коммуникативные.
Личностные
действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные
действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения новых знаний.
Познавательные
действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные
действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от

сформированности универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает
формирование психологических новообразований и способностей ученика, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся будут сформированы универсальные учебные действия в полной мере, то есть они научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на второй и третьей ступенях обучения.
Какие же действия учителя

позволяют сформировать универсальные учебные действия?
 Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.  Привлекать детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.  Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
 Уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.  Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.  Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана; знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации; учит способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.  Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.  Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.  Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.  Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.  Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.  Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
 Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.  Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг. Таким образом, формирование у обучающихся универсальных учебных действий позволит повысить не только качество образования, но и эффективность всего образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Каким должен быть выпускник начальной школы? 
любознательный
, активно и заинтересованно познающий мир; 
владеющий
основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 
любящий
свой народ, свой край и свою Родину; 
уважающий
и принимающий ценности семьи и общества; 
готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 
доброжелательный
, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 
выполняющий
правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.) Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег .


Яндекс.Метрика