"Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования"
Автор: Кравцун Марина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ №1
Населённый пункт: станица Егорлыкская, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования"
Описание:
.Формирование у обучающихся универсальных учебных действий необходимо не только для повышения качества образования, но и для повышения эффективности всего образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
как фактор повышений качества образования
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего
образования в качестве основных задач модернизации российского
образования названы «повышение его доступности, качества и
эффективности».
Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы
возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его
успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования
заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в
целом.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи
знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится
развитие способности ученика самостоятельно ставить
учебные цели,
проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря –
формирование умения учиться.
Обучающийся сам должен стать "архитектором и строителем"
образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря
формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2
поколения для начальной школы).
Овладение универсальными учебными действиями дает ученикам
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений
и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта
возможность обеспечивается тем, что
УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и
позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных
областях познания.
Функции УУД
Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения;
Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы их достижения;
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создание условий для гармоничного развития личности и её готовности к
непрерывному образованию;
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков
и компетентностей в любой предметной области
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать
в начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных
блока:
1.
личностные;
2.
регулятивные;
3.
познавательные;
4.
коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие
жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах
и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности
усвоения новых знаний.
Познавательные действия включают действия исследования,
поиска, отбора и структурирования необходимой информации,
моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности
сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от
сформированности универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют
эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний,
формирование умений, образа мира и основных видов компетенций
обучающегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает
формирование психологических новообразований и способностей ученика,
которые, в свою очередь,
определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения
учебных дисциплин.
Если в начальной школе у учащихся будут сформированы универсальные
учебные действия в полной мере, то есть они научатся контролировать свою
учебную деятельность, то им будет несложно учиться на второй и третьей
ступенях обучения.
Какие же действия учителя
позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка
по сравнению с его вчерашними достижениями. Для развития умения
оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают
алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на
развивающую ценность любого задания.
Привлекать детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают
для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем
исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах,
анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их
решения.
Уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно
найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что
все учатся на ошибках.
Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или
недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с
информацией: пересказу, составлению плана; знакомит с разными
источниками, используемыми для поиска информации; учит способам
эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается
память и логические операции мышления детей. Учитель обращает
внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с
ценностным материалом и его анализом. Учитель использует
проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная
отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно
выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников
учат оценивать и свою работу.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а
также решения возникающих проблем. Перед началом решения
составляется совместный план действий.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству
спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли
бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог
показывает, как распределять роли и обязанности, работая в
коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный
процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками,
учениками и учителем.
В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие
ценности.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из
предложенных.
Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Таким образом, формирование у обучающихся универсальных учебных
действий позволит повысить не только качество образования, но и
эффективность всего образовательно-воспитательного процесса в
начальной школе.
Каким должен быть выпускник начальной школы?
любознательный , активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьей и обществом;
доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
(ФГОС НОО, стр.7, раздел I.)
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее
находить. - А. Дистервег
.