Населённый пункт: г. Волжский Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии критического мышления"
Описание:
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Технологии критического мышления.
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого
международным сообществом современного понимания состава и
содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому
требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные
достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных
предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений,
универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для
достижения личностных результатов важным компонентом развития
школьников считается формирование критического мышления.
Одной из задач современной школы является научить ребенка мыслить
критически. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем
восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его
информационному полю. Под критическим мышлением понимают
проявление детской любознательности, способность высказать собственное
мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и
творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление
- способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы,
принимать независимые продуманные решения.
Ученик, умеющий
критически мыслить,
способен выделять в тексте противоречия и типы
присутствующих в нем структур; аргументировать свою точку зрения,
опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления
собеседника; рассматривать проблемы с разных точек зрения;
находить
несколько вариантов решения какой-либо проблемы;
активно воспринимать
информацию.
Технология критического мышления представляет собой систему
конкретных методических стратегий и приемов, направленных на
достижение определенных образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования
информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и
корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения
других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением
(академическая мобильность);
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими
людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов
(стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед
собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Методические приемы:
1. Парная мозговая атака.
2. Групповая мозговая атака.
3. Ключевые термины.
4. Свободное письменное задание.
5. Таблица «З-Х-У».
6. Плюс-минус-вопрос.
7. Верные и неверные утверждения.
На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего
же он не знает «Что хочу узнать?».
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии
ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на
вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу
знать).
Здесь могут быть предложены следующие методы:
1. Инсерт-система маркировки текста.
2. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
3. Чтение с остановками.
4. Дневники.
5. Бортовые журналы.
6. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того,
«что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
На этой стадии может быть:
- составлен опорный конспект в тетради учащегося;
- или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться
смысл темы.
В его составлении соблюдают правила:
1. Тема.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Предложение, отражающее смысл темы. Одно – два слова (ассоциации
по теме).
- может использоваться «Кубик», каждая сторона которого несет один
вопрос: что это? для чего это? у кого это? твое отношение и т.д.
1. На этапе вызова
идет формирование личностного интереса к
получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что
он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и
определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе
– обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику
определить «свое личное знание» и основные цели.
2. Главными задачами второго этапа осмысление
является активное
получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача
учителя на этом этапе – установление последовательной связи между
известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.
3. На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через
информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям
произведений, свое понимание художественного образа и т.п.
К моменту перехода в среднее звено школы школьники должны
научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять,
сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые
закономерности.
Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления»,
побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Существуют определенные методические приемы, которые служат
опорой для формирования основ критического мышления детей младшего
школьного возраста и являются условиями нравственного и
интеллектуального развития школьников. Среди них выделяются следующие:
- четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов;
- выдерживание паузы;
- коллективный анализ выполняемых заданий.
1. Четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов. Учитель
уточняет, все ли услышали и поняли задание, ведет урок спокойным, ровным
голосом, сохраняя комфортную и доброжелательную обстановку.
2. Выдерживание паузы. После постановки вопроса необходимо время
для самостоятельной внутренней работы, деятельности ума, воли, чувств.
Учащиеся ищут свой путь выполнения задания, в результате воспитывается
вера в свои силы. Во время самостоятельной работы к доске никто не
приглашается, поскольку некоторых это отвлекает и в какой-то степени
нарушает самостоятельность работы класса. Позиция учителя во время паузы
заключается в наблюдении за внутренним процессом учащихся по внешним
признакам их деятельности.
Продолжительность паузы определяется
учителем в зависимости от темпа выполнения задания. Учитель не ждет
выполнения задания до конца всеми учащимися.
3. Коллективный анализ выполняемых заданий. Желающие рассказать о
найденных ими способах решения поднимают руки. Учитель приглашает к
доске того, кто выполнил задание неполностью или с ошибкой, просто
слабого ученика. Ученик может воспользоваться рабочей тетрадью. Все
опускают руки. Отвечающий реализует установку учителя обращаться не к
нему, а к учащимся класса. Чтобы помочь ее выполнению, учитель отходит в
противоположный конец класса. Пока ученик не закончит отвечать, его
выслушивают до конца, не перебивая.
По окончании ответа «слабого» ученика, поднимают руки те, кто увидел
ошибку и желает помочь товарищу в ней разобраться, кто нашел причину
совершения ошибки или желает предложить более рациональные пути
решения. После предоставления учителем слова тому или иному ученику все
желающие высказаться опускают руки и стараются его слушать. В процессе
анализа выполненного задания и ответа на вопрос, поставленный учителем,
могут высказаться все желающие.
Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для
развития способности к самообразованию. Правилом для учеников,
обучающихся по развивающим технологиям с использованием технологии
критического мышления, является самостоятельное осмысление
информации. Исходя из этого, в 1-4-ых классах возможно организовывать
самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность учеников,
разрабатывая дальтон-часы, уроки – исследования.