Напоминание

"Технологии критического мышления"

Автор: Лопушкова Инна Александровна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ СОШ №2

Населённый пункт: г. Волжский Волгоградская область

Наименование материала: статья

Тема: "Технологии критического мышления"

Описание:

Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=345

Опубликовано 04.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Технологии критического мышления. Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления. Одной из задач современной школы является научить ребенка мыслить критически. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление - способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ученик, умеющий критически мыслить, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур; аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника; рассматривать проблемы с разных точек зрения; находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы; активно воспринимать информацию. Технология критического мышления представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; - умение пользоваться различными способами интегрирования информации; - умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; - умение решать проблемы; - умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; - умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; - умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; - способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); - способность брать на себя ответственность; - способность участвовать в совместном принятии решения; - способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; - умение сотрудничать и работать в группе и др. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Методические приемы: 1. Парная мозговая атака. 2. Групповая мозговая атака. 3. Ключевые термины. 4. Свободное письменное задание. 5. Таблица «З-Х-У». 6. Плюс-минус-вопрос.
7. Верные и неверные утверждения. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?». 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Здесь могут быть предложены следующие методы: 1. Инсерт-система маркировки текста. 2. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица. 3. Чтение с остановками. 4. Дневники. 5. Бортовые журналы. 6. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» 7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть: - составлен опорный конспект в тетради учащегося; - или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться смысл темы. В его составлении соблюдают правила: 1. Тема. 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Предложение, отражающее смысл темы. Одно – два слова (ассоциации по теме). - может использоваться «Кубик», каждая сторона которого несет один вопрос: что это? для чего это? у кого это? твое отношение и т.д.
1. На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. 2. Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания. 3. На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа и т.п. К моменту перехода в среднее звено школы школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Существуют определенные методические приемы, которые служат опорой для формирования основ критического мышления детей младшего школьного возраста и являются условиями нравственного и интеллектуального развития школьников. Среди них выделяются следующие: - четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов; - выдерживание паузы; - коллективный анализ выполняемых заданий. 1. Четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов. Учитель уточняет, все ли услышали и поняли задание, ведет урок спокойным, ровным голосом, сохраняя комфортную и доброжелательную обстановку.
2. Выдерживание паузы. После постановки вопроса необходимо время для самостоятельной внутренней работы, деятельности ума, воли, чувств. Учащиеся ищут свой путь выполнения задания, в результате воспитывается вера в свои силы. Во время самостоятельной работы к доске никто не приглашается, поскольку некоторых это отвлекает и в какой-то степени нарушает самостоятельность работы класса. Позиция учителя во время паузы заключается в наблюдении за внутренним процессом учащихся по внешним признакам их деятельности. Продолжительность паузы определяется учителем в зависимости от темпа выполнения задания. Учитель не ждет выполнения задания до конца всеми учащимися. 3. Коллективный анализ выполняемых заданий. Желающие рассказать о найденных ими способах решения поднимают руки. Учитель приглашает к доске того, кто выполнил задание неполностью или с ошибкой, просто слабого ученика. Ученик может воспользоваться рабочей тетрадью. Все опускают руки. Отвечающий реализует установку учителя обращаться не к нему, а к учащимся класса. Чтобы помочь ее выполнению, учитель отходит в противоположный конец класса. Пока ученик не закончит отвечать, его выслушивают до конца, не перебивая. По окончании ответа «слабого» ученика, поднимают руки те, кто увидел ошибку и желает помочь товарищу в ней разобраться, кто нашел причину совершения ошибки или желает предложить более рациональные пути решения. После предоставления учителем слова тому или иному ученику все желающие высказаться опускают руки и стараются его слушать. В процессе анализа выполненного задания и ответа на вопрос, поставленный учителем, могут высказаться все желающие. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Правилом для учеников, обучающихся по развивающим технологиям с использованием технологии критического мышления, является самостоятельное осмысление информации. Исходя из этого, в 1-4-ых классах возможно организовывать
самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность учеников, разрабатывая дальтон-часы, уроки – исследования.


Яндекс.Метрика