"Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе".
Автор: Куричева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ №1
Населённый пункт: Станица Егорлыкская Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе".
Описание:
Сегодня становится актуальной подготовка учителя начальных классов нового типа - учителя, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, умеющего организовать общение в учебной деятельности, владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.
Использование современных инновационных технологий на
уроках математики в начальной школе.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут
открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им
раскрыться, развить собственные идеи»
Эти слова принадлежат швейцарскому педагогу Иоганну Генриху
Песталоцци
Этот принцип я стараюсь применять у себя на практике.
Сегодня становится актуальной подготовка учителя начальных
классов нового типа - учителя, обладающего глубокими знаниями в
области психологии обучения, развития и становления личности ребенка,
умеющего организовать общение в учебной деятельности, владеющего
специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных
технологий в практику школьной жизни.
Что же такое инновация?
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление,
новшество или изменение.
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность
является одним из существенных компонентов образовательной
деятельности любого учебного заведения.
В последнее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения
современных инновационных подходов практически во все сферы
деятельности человека. Естественно, сфера образования не могла стать
здесь исключением. Я хочу коснуться урока математики. Для меня, как и ,
наверное, для каждого учителя возникают вопросы.
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность
является одним из существенных компонентов образовательной
деятельности любого учебного заведения.
Как сделать каждый урок математики радостным и интересным? Как
активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам
определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость
открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? . А для
этого я считаю, необходимы два условия: творческий подход к делу со
стороны учителя и интерес к изучаемому предмету учащихся. Для этого
мне помогают различные формы контроля и самоконтроля учащихся,
уплотненный контроль по карточкам; математические диктанты «По
следам ошибок»; вариантные задания; работа с использованием
сигнальных карточек, компьютерное тестирование.
Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их
работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для
того чтобы материал способствовал развитию у ребенка умения
самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно
мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в
том, что ставится перед учениками проблема и вместе с ними она
рассматривается. В результате совместных усилий намечаются способы ее
решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый
учениками при минимальной помощи учителя. Например, на уроке
математики « Единицы длины. Сантиметр» была создана проблемная
ситуация: - Почему, измеряя рост удава, у сказочных героев получились
разные результаты? Необходимым условием для выполнения заданий
является использование учащимися приёмов умственной деятельности
(анализ, синтез, сравнение, обобщение). Решая проблемную ситуацию,
дети пришли к выводу, что единица измерения должна быть единой.
Многие проблемные задания дают «толчок мысли и продвигают учеников
к открытиям.
Исследовательские методы в обучении.
Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания,
глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения,
что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения
индивидуальной траектории развития каждого школьника. Например,
знакомясь на уроке с понятием "Симметрия", учащиеся узнали, что
симметрия бывает зеркальной, поворотной. сами пробовали рисовать,
используя правила симметрии, сочинили сказку про симметричный
предмет
Разноуровневое обучение. Работая в классе, я хорошо знаю, какой
ученик и какому уровню относится.
Поэтому появляется возможность помогать слабому, уделять
внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и
глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в
своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный
успех, повышается уровень мотивации ученья.
Обучение в сотрудничестве(командная, групповая работа, работа в
парах)на уроках весьма привлекает младших школьников. Использование
на уроках групповой работы несет в себе черты инновационного обучения:
самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности,
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная
активность и творческая самостоятельность учащихся; растет
самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя
контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в
обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом
позиции других людей.
Правила работы в команде:
1. Работать в группе с любым партнёром.
2. Работать активно, серьёзно относится к полученному заданию.
3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами.
4. Испытывать чувство ответственности не только за свои
собственные успехи, но и за успехи партнёров по команде и всего класса.
Проектные методы обучения, включающие проблемное обучение и
исследовательскую деятельность)
В современном обществе проектирование все шире применяется в
традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как:
архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте,
технологические процессы и пр. Поэтому я применяю эту методику на
своих уроках математике, что дает возможность развивать
индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно
подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Тематика проектов разнообразна. Например: проект "Математика в нашей
жизни"
Дети выясняют, что возникновение чисел в нашей жизни не
случайность. Невозможно представить себе общение без использования
чисел. История чисел увлекательна и загадочна. Без замечательной науки о
числах – математики – немыслимо сегодня ни прошлое, ни будущее. А
сколько ещё неразгаданного! Или проект "Числа в загадках, пословицах,
поговорках. Число 7", «Числа вокруг нас»
При проектировании дети учитывают пять букв «П».
Проект – это пять «П»
- Проблема
- Проектирование
(планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
Технология использования в обучении игровых методов
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий
обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в
обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс
обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение,
облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных
этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему
урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку»,
кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы
занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора
учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование
определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
При обобщении и повторении блока изученных тем возможно
применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для
проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие
краткого ответа.
В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке
решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и
провести соревнование . Команда, решившая большее количество задач
поощряется хорошими отметками.
Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где
учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:
1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?
2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d
банок?
3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались
незаполненными k банок. Сколько всего было банок?
Закрепление изученного материала можно также проводить с
элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На
обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями
различных математических величин – скорость, время, расстояние;
формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника,
площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше
сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна
быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).
Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в
практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при
проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и
фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами
обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой
взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно
выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая
особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач
урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей,
уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы
составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков
учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при
контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при
проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и
внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по
форме вариантов ответов.
Замечено, что при использование ИКТ на уроках математики
учащиеся проявляют большой интерес к теме очень нравится работать с
интерактивной доской, что даже пассивные учащиеся с огромным
желанием включаются в работу.
Таким образом, можно сказать, что применение современных
инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать
творчески, способствуют развитию любознательности, повышают
активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и
следовательно, повышается качество знаний по предмету.
Век XXI – век открытий,