Т е м а :
КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СНОВА СУФФИКС СЛОВ,
НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ
Задачи деятельности учителя:
учить объяснять значение однокоренных слов; формировать умение пользоваться
обратным словарем; закреплять умение составлять схему образования новых слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять с
помощью суффиксов род существительного; находить информацию в обратном словаре,
анализировать ее содержание.
Критерии сформированности УУД (метапредметных):
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу
обучения;
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения
и
оценку
событий;
принимают
другое
мнение
и
позицию,
допускают
существование различных точек зрения;
личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о
причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.
I. Работа над каллиграфией.
ник их ок ик ниц
-
Какие это части слова? (Суффиксы.)
-
II.
Постановка цели урока
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Это новая тема для вас?
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Какие задачи вы перед собой поставите?
- А откуда мы можем получить новую информацию?
План
III.
Актуализация опорных знаний.
- Я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о суффиксах.
1. Работа в парах и индивидуальная работа у доски
На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс . ПРОВЕРКА
-_ Вот мы и будем сегодня образовывать новые слова с помощью суффиксов.
2.
- Образуйте от слова «волк» два других слова с суффиксами –иц и их?
-
Покажите это письменно.
-
Волк / + иц + [а] =,волчиц,[а] ([к] / [ч']);
.волк / + их + [а] = |волчих,[а] ([к] / [ч']).
-
Какие звуки чередуются в корне? Можно ли сказать, что суффикс -иц-
иногда придает слову тот же смысл, что и суффикс -их"?
-
(Можно. Значение женского рода.)
- Оказывается с помощью суффиксов можно определять род слова
Сегодня мы и будем работать с теми суффиксами, которые помогут нам ……
IV. Изучение нового материала
Работа по учебнику (упр.50)с. 47
- Откройте обратный словарь на к
(упражнение 50). Найдите слова с
основой на -ник.
-
Они
обозначают
одушевленные
или
неодушевленные
предметы?
(Одушевленные предметы.)
-
Они мужского или женского рода? (Мужского рода.)
-
На что показывает суффикс -ник-? (Суффикс -ник- показывает, что
слово - мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола.)
-
-
Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе.
Запишите
их
столбиком.
Они
все
обозначают
мальчиков?
(Да.
( обратить внимание на орфограммы, на разницу в произношении слов и их
написании)
-
А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или
другие? (Другие слова.)
-
Откройте обратный словарь на а (упражнение 51).
-
Найдите слова на -ница. Отыщите среди них слова, одноко- ренные
словам из упражнения 50.
-
-
Какого рода все эти слова? (Женского рода.) Кого они обозначают?
(Лиц женского пола.)
-
-
Выделите в словах суффиксы
-ниц-
и
-ник-.
Что означают эти
суффиксы?
Вывод: суффикс -ник- показывает, что речь идет о людях мужского
пола, а суффикс -ниц- показывает, что имеются в виду люди женского пола.
-
Анишит Йокоповна и Летучая Мышь на конкретных примерах
показывают, что эти суффиксы могут использоваться и в словах, которые
означают не только людей, но и предметы.
-
Покажите письменно, как образовались слова «дворник», «охотник»,
«дачник»
Дворник <- двор
дачник <- дача
V Закрепление нового материала
Работа в печатной тетради: задания 34.
Задание 34. (самостоятельно)
Слон - слониха,
лось - лосиха,
морж - моржиха,
медведь - медведица,
жираф - жирафиха,
волк - волчица.
-
Объясните, как образовались данные слова.
-
VI Рефлексия
VII Итог урока.
Домашнее задание: в печатной тетради с.26 упр.35
Подобрать и записать 5 слов с суффиксом НИК и 5 слов
с НИЦ (по желанию)