Напоминание

"КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СНОВА СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ"

Автор: Мухина Светлана Александровна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №33"

Населённый пункт: город Энгельс, Саратовской области

Наименование материала: конспект урока

Тема: "КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СНОВА СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ"

Описание:

Урок русскова языка во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3612

Опубликовано 13.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Т е м а : КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СНОВА СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ
Задачи деятельности учителя:
учить объяснять значение однокоренных слов; формировать умение пользоваться обратным словарем; закреплять умение составлять схему образования новых слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся
самостоятельно определять с помощью суффиксов род существительного; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности
УУД
(метапредметных):

регулятивные -
принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные -
используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные -
умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные -
осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
I. Работа над каллиграфией.
ник их ок ик ниц - Какие это части слова?
(Суффиксы.)
-
II.

Постановка цели урока
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? -Это новая тема для вас? -Сформулируйте тему нашего урока. -Какие задачи вы перед собой поставите? - А откуда мы можем получить новую информацию? План
III.

Актуализация опорных знаний.
- Я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о суффиксах. 1. Работа в парах и индивидуальная работа у доски На доске карточки со словами: Маленькое слово
Часть слова

Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют
суффикс
. ПРОВЕРКА -_ Вот мы и будем сегодня образовывать новые слова с помощью суффиксов. 2. - Образуйте от слова «волк» два других слова с суффиксами –иц и их? - Покажите это письменно. - Волк / + иц + [а] =,волчиц,[а] ([к] / [ч']); .волк / + их + [а] = |волчих,[а] ([к] / [ч']). - Какие звуки чередуются в корне? Можно ли сказать, что суффикс
-иц-
иногда придает слову тот же смысл, что и суффикс
-их"?
-
(Можно. Значение женского рода.)
- Оказывается с помощью суффиксов можно определять род слова Сегодня мы и будем работать с теми суффиксами, которые помогут нам ……
IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику (упр.50)с. 47

-
Откройте обратный словарь на
к
(упражнение 50). Найдите слова с основой на
-ник.
- Они обозначают одушевленные или неодушевленные предметы?
(Одушевленные предметы.)
- Они мужского или женского рода?
(Мужского рода.)
- На что показывает суффикс -ник-?
(Суффикс -ник- показывает, что

слово - мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола.)
- - Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе. Запишите их столбиком. Они все обозначают мальчиков?
(Да.

Первоклассник, второклассник, троечник, отличник.)

(
обратить внимание на орфограммы, на разницу в произношении слов и их написании) - А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или другие?
(Другие слова.)
- Откройте обратный словарь на а (упражнение 51). - Найдите слова на
-ница.
Отыщите среди них слова, одноко- ренные словам из упражнения 50. - - Какого рода все эти слова?
(Женского рода.)
Кого они обозначают?
(Лиц женского пола.)
-
- Выделите в словах суффиксы
-ниц-
и
-ник-.
Что означают эти суффиксы? Вывод: суффикс
-ник-
показывает, что речь идет о людях мужского пола, а суффикс
-ниц-
показывает, что имеются в виду люди женского пола. - Анишит Йокоповна и Летучая Мышь на конкретных примерах показывают, что эти суффиксы могут использоваться и в словах, которые означают не только людей, но и предметы. - Покажите письменно, как образовались слова «дворник», «охотник», «дачник» Дворник <- двор дачник <- дача
V Закрепление нового материала
Работа в печатной тетради: задания 34. Задание 34. (самостоятельно) Слон - слониха, лось - лосиха, морж - моржиха, медведь - медведица, жираф - жирафиха, волк - волчица. - Объясните, как образовались данные слова. -
VI Рефлексия
VII Итог урока. Домашнее задание: в печатной тетради с.26 упр.35 Подобрать и записать 5 слов с суффиксом НИК и 5 слов с НИЦ (по желанию)


Яндекс.Метрика