Напоминание

"Неуспеваемость обучающихся"

Автор: Шкулёва Елена Михайловна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ "Черская начальная общеобразовательная школа"

Населённый пункт: РС (Я) п.Черский

Наименование материала: Презентация

Тема: "Неуспеваемость обучающихся"

Описание:

Понятие "неуспеваемость" Типология неуспевающих учащихся Внешние и внутренние причины неуспеваемости Неуспеваемость: предупреждение и устранение Виды помощи неуспевающему ученику Методы стимулирования учащихся

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3646

Опубликовано 19.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Неуспеваемость

обучающихся
учитель начальных классов МКОУ ЧНОШ Шкулёва Е.М.

Понятие «неуспеваемость»
Все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить. Аристотель В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости в учебной деятельности отдельных учеников практически в каждой школе. Для реализации практических и организационных задач по обеспечению качества образования требуются новые теоретические знания о существе самого явления школьной неуспеваемости, о признаках и формах ее проявления в современной школе. Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия:«неуспеваемость учащихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».

Типология неуспевающих учащихся

Первый тип неуспевающих.
К первому типу относятся ученики, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе. Для них характерна низкая обучаемость, проявляющаяся в слабом развитии мыслительных процессов. Неуспех в учении не является источником морального конфликта, что способствует формированию у них положительной направленности по отношению к обучению при отсутствии познавательных интересов. Данный тип включает два подтипа:
Первый подтип.
К нему относятся учащиеся, для которых характерно стремление компенсировать неуспех с помощью практической деятельности. Это налагает отпечаток на характер их мышления: слабое развитие абстрактного мышления сочетается с тенденцией конкретизировать условия и способы решения задачи.
Второй подтип.
Учащихся, у которых прослеживается стремление избегать любых трудностей в учебной работе, с помощью использования средств, не согласующихся с нормами поведения школьников, например, списывание, подсказки.

Второй тип неуспевающих.
Ко второму типу относятся ученики, у которых высокое качество мыслительной деятельности, сочетается с отрицательным отношением к учебе. У данной категории учащихся учебная деятельность зависит от того, нравится ли школьникам предмет или нет. Такие учащиеся не строят планы на будущее связанные с ученьем. Для учащихся характерна неустойчивая самооценка. Данный тип включает два подтипа:
Первый подтип
неуспехи в учении компенсирует интеллектуальной деятельностью, которая не связана с учением в школе. Направленность, касающаяся будущего, определяется характером той деятельности, с помощью которой компенсируется неуспех в учении.
Второй подтип.
У учащихся второго подтипа неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируется установлением связей с другим коллективом и удовлетворении интересов и склонностей, имеющих отрицательную направленность. Работа по преодолению неуспеваемости школьников этого типа сложна, так как необходимо изменить их моральные установки. Выработка умений учиться, навыков самоорганизации должна предваряться работой по перевоспитанию.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Внешние причины неуспеваемости учеников:
- несоответствие интеллектуальной сферы ребёнка и системы обучения в школе. С одной стороны, программы обучения всё усложняются и усложняются, не всегда ориентируясь на возможности детей, не принимая во внимание их возрастные особенности - часто бывает конфликтная ситуация между учителем и учеником - неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима
Рассмотрим внутренние причины неуспеваемости:
- дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей - низкое развитие интеллекта - отсутствие мотивации учения - слабое развитие волевой сферы у учащихся

Неуспеваемость: предупреждение и устранение
Педагогика и психология за несколько столетий накопили значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер дает возможность выявить основные пути её преодоления. Рассмотрим эти пути. 1.Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. 2.Педагогическая диагностика - это систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем, которые возникают в образовательном процессе. 3.Педагогическая терапия направлена на реализацию мер по устранению отставаний в учебе. К ним относятся либо дополнительные занятия, либо индивидуально-групповые занятия. (1раз в неделю) 4.Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника .

Виды помощи неуспевающему ученику
Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ. Некрасов. Можно разделить виды помощи неуспевающим учащимся на несколько групп. 1.Помощь должна быть направлена на изменение особенностей мыслительной деятельности. 2.Помощь ученику на уроке. 3.Помощь учащимся со слабой нервной системой. 4.Сформировать мотивацию учения — значит помочь преодолеть неуспеваемость.

Методы стимулирования учащихся с целью

предупреждения неуспеваемости.

1.Отметка как стимул успешного учения.
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание — это учебная отметка.
2. Создание ситуации успеха.
Создание ситуации успеха в учебной деятельности является приемом стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости. Этот метод применяется к учащимся, которые испытывают определенные затруднения в учебе.
3
.
Субъективно-прагматический метод стимулирования учебной

деятельности.
Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно.

Только сочетание разнообразных методов

стимулирования в своём единстве может

обеспечить успешность каждого школьника в

обучении.



Яндекс.Метрика