Напоминание

Тема :"Суффикс и его роль в слове" 3 кл.

Автор: Решетова Людмила Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ НГО "СОШ №4"

Населённый пункт: г.Новая Ляля

Наименование материала: Конспект урока по русскому языку

Тема: Тема :"Суффикс и его роль в слове" 3 кл.

Описание:

Цели урока: Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове. Они полностью соотносятся с содержанием, структурой и выбранной мною образовательной технологией. На данном уроке я использовала технологию проблемного диалога и систему заданий, которые реализуют принцип минимакса (разноуровневые задания) – учитывались возрастные особенности детей и класса в целом.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3698

Опубликовано 29.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС

.

Тема:
Суффикс и его роль в слове Учитель: Решетова Л.А.
Тип урока
: открытие нового знания.
Цель:
Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.
Задачи:
- вывести алгоритм нахождения суффикса в слове. - систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. 1
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Планируемый результат:
Предметные
: Находить в словах суффикс. Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова. Определять значение суффикса.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). 2

Этапы урока

Ход урока

Цель, задачи, планируемые результаты

этапа

1. Самоопределение

деятельности.
Проговаривают девиз урока
Каждая проблема имеет решение.

Единственная трудность его найти.

Слайд 2
Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Задачи: -создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.
2. Актуализация

опорных знаний.
_-Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова. -Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях? - Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.
После корня он стоит
Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся Активизировать ранее полученные знания учащихся. 3

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком



Называю … (суффиксом)»

Слайд 3

-
Сформулируйте тему урока.
Тема:

Суффикс и его роль в слове (
помещаем в »голову» схемы)
Слайд 4
-Что мы знаем о суффиксе? Заполняют схему «Фишбоун»
Суффикс

знаем не знаем
4

3.Создание

проблемной ситуации

(с затруднением)

4.Открытие новых

знаний.
-Что такое суффикс Суффикс –это часть слова -Где стоит суффикс Суффикс стоит после корня -Для чего служит Суффикс служит для образования новых слов -Это новая тема для вас? Какие цели и задачи вы перед собой поставите? Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы». Работа в парах на нахождение суффикса в словах
розочка
и
бабочка
. Выслушиваются все мнения учащихся. Задание было одно? Как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Что мы не знаем? -Не знаем
как находить суффикс
в словах. Организует постановку цели урока детьми. Какую цель вы поставите перед собой? Парная работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах. Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением. Задачи: -Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. -Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного (Познавательные УУД)
Цель:
Фиксирование целей. Задачи: поставить цели. Планируемый результат: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя 5
Слайд 5 • 1. Прочитай слово. • 2.Измени форму слова. • 3. Найди и обозначь окончание. • 4. Обозначь основу слова. • 5. Подбери однокоренные (родственные) слова. • 6. Найди и обозначь корень. • 7. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием). Разбор слов
розочка
и
бабочка
по данному алгоритму. -А какое значение имеют суффиксы –очк-? –к-? -Что мы ещё не знаем?
Суффиксы имеют значение.
Работа в группах
Цель:
организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации. Задачи: -Вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах. --Провести наблюдение над значением суффиксов. -Создать таблицу значений суффиксов Планируемый результат : - уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем. 6
-Наблюдают над значением суффиксов. -Создают таблицу значений суффиксов 1 группа
Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______

арт _______

учи ______

двор ______

машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
- Данные суффиксы
указывают на род занятий или профессию человека.
2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .
Женя – Женечка Миша – Мишенька Аня - … Алёша - … -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. На основании наблюдений делать умозаключения. Сотрудничать в совместном решении проблемы. Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться. 7
Света - … Федя - … Дима - … Люба - … Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Имена звучат ласково.
-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания. 3 группа Превращает слова в названия маленьких предметов. Кот- котик дом-… глаз -… пёс -… Нос-… хвост -… мёд -… день -… - С помощью каких суффиксов образовали новые слова? -Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение новых слов?
Превращает слова в маленькие предметы
4 группа - Превратите слова
кот, слон, дом, хвост
в очень большие предметы. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? -Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?
Увеличивает предметы
5 группа
Образуйте отчества от следующих имён и выделите
8

суффиксы:

-евич-, -ович-, -ич-, -ичн-, -евн-, -овн-
Андрей – Андре
евич
, Андре
евн
а. Роман – Кузьма – Александр- Самопроверка по эталону.
5. Развитие умений –

применение знания.

1 уровень Слайд 6
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом Столик – гвоздик, сынок - ____________ , диванчик - ______________ , учитель - ___________ , Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности. Задачи: - организовать выполнение учащимися 9
маленький - ___________ , осенний - ___________ , медвежонок - ____________, стульчик - ___________, котище - ___________ , доброта - ___________ .
2 уровень
Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели. Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
3 уровень
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс. 1) Сладенький, вкусненький, тортик. 2) Бежала, смотрели, писала. 3) Пленник, мостик, странник 4) Каменщик, бурильщик, учитель. 5) Берёзка, лопатка, палка. самостоятельной работы по выбору; - организовать самопроверку по эталону, самоанализ и самооценку. Задачи: -Выбрать посильный уровень сложности самостоятельной работы и объем. -Выполнить самостоятельную работу. -Сравнить свою работу с эталоном. -Выполнить самооценку. 10

6.Рефлексия
- Над какой темой мы сегодня работали? -Что же такое суффикс? - С какими новыми суффиксами познакомились? -Какие смысловые оттенки они вносят? -Кто остался доволен своей работой? - Дополните предложения. Дополнение предложений (Слайд 6) Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задачи: - Ответить на вопросы, поставленные в начале урока -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 11

Сегодня науроке:
1.Я узнал… 2.Я понял… 3.Мне понравилось… 4.Было трудно… 5.Для меня было открытием, что… 6.Могу порадоваться успехам… Заполняют листы достижений
Копилка моих достижений
-отметить эмоциональное состояние на уроке. Планируемый результат: Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Рефлексия (Познавательные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 12
Моя

работа

Работа

в паре

Работа в

группе

13
Приложения к уроку
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы.

Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.
Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова.

Обоснуйте. Суффиксы выделите.
1) рыбка, дубок, горка, норка; 2) тракторист, пианист, танкист, печник; 3) полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко; 4) хвостище, глазоньки, усище, когтище; 5) шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр; 6) толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.
От каждого слова образуйте новое с помощью одного из

данных суффиксов.

Образец: ёж- ёжик

Суффиксы: -ник, -ушк, -ёк, -еньк, -к, -ок, -ов, -ик.


Путь, зима, мёд, окунь, белый, игра, берёза, журавль, рябина, мяч.
Образованные слова запишите, выделите в них

суффиксы.
14

1 группа
Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов:
-тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______ арт _______ учи ______ двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа
Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-
Женя – Женечка Миша – Мишенька Аня - … Алёша - … Света - … Федя - … Дима - … Люба - …
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
15

2 группа
Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-
Женя – Женечка Миша – Мишенька Аня - Анечка Алёша -Алёшенька Света - Светочка Федя - Феденька Дима -Димочка Люба - Любочка
1 группа
Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов:
-тель-, -ник-, ист-
строитель плотник артист учитель дворник машинист 16
3 группа
4группа

Образуйте новые слова с помощью суффикса:

-ищ-
Кот – Дом – Слон – Хвост -
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
3 группа
Образуйте отчества от следующих имён и выделите

суффиксы:
17
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Андре
евич
, Андре
евн
а.

-евич-, -ович-, -ич-, -ичн-, -евн-, -овн-
Андрей – Андреевич, Андреевна. Роман – Романович,Романовна Кузьма – Кузьмич, Кузьминична Александр – Александрович, Александровна 5 группа
Превратить слова в названия маленьких предметов.
Кот- котик дом-… глаз -… пёс -… 18
Нос-… хвост -… мёд -… день -… - С помощью каких суффиксов образовали новые слова? -Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение новых слов? 5 группа
Превратить слова в названия маленьких предметов.
Кот- котик дом - домик глаз - глазок пёс -пёсик Нос - носик хвост - хвостик мёд -медок день -денёк - С помощью каких суффиксов образовали новые слова? -Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение новых слов?
Необходимый уровень
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом Столик – гвоздик, сынок -лесок, диванчик - пончик , учитель -строитель, котище – слонище, ягодка - игрушка .
Повышенный уровень
19

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс

выдели
. Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега,
снежки,
заморозки, ходит.
Максимальный уровень
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс. 6)Сладенький, вкусненький, тортик. 7)Бежала, смотрели, писала. 8)Пленник, мостик, странник 9)Каменщик, бурильщик, учитель. 10)Берёзка, лопатка, палка. 20


Яндекс.Метрика