Напоминание

"СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Аналитический отчёт за межаттестационный период"

Автор: Кутенева Наталья Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ Лицей №88

Населённый пункт: Екатеринбург

Наименование материала: статья

Тема: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Аналитический отчёт за межаттестационный период"

Описание:

Аналитический отчёт по данной теме поможет учителям начальных классов при подготовке к аттестации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3714

Опубликовано 03.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №88 г. ЕКАТЕРИНБУРГА
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Аналитический отчёт за межаттестационный период (2009-2014г.) Уфимцева Наталья Николаевна учитель начальных классов МАОУ Лицея №88 Кировского района, первая квалификационная категория Екатеринбург 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ
Стр. Введение Глава 1. Понятие «познавательная активность» младших школьников, условия его формирования. Глава 2. Методы и технологии , способствующие развитию познавательной деятельности на уроках литературного чтения. Глава 3. Педагогический мониторинг. Заключение Приложения Литература 2

ВВЕДЕНИЕ
Требования новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ориентируют педагогов не только на формирование фундаментальных знаний в рамках образовательных областей, но и на формирование универсальных учебных действий в системе общего образования. Развитие личности и деятельности обучающихся возможно только при условии их активной позиции в процессе познания, коммуникации и других видах деятельности в образовательном процессе.Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД,в том числе умение читать. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях образования обозначило проблему их освоения педагогами и возможности развития познавательной активности обучающихся.

В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение – это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес (5). Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». Учитывая особенности современных детей – они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так организовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения литературному чтению, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательной активности. Проблема познавательной активности — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. 3
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательной активности школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания. В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или как его принято называть познавательный интерес. Познавательный интерес – это фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности. О важности освоения учащимися приемов познания говорили многие педагоги и психологи: Белкин Е.Л., Божович Л.И., Коломенских Я.Л., В.А.Сухомлинский и многие другие (12). Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана методическая тема: «Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время».
Объект
аналитического отчёта - процесс обучения литературному чтению младших школьников.
Предмет
- методы и приемы познавательной активности младших школьников.
Цель
: создание условий для успешного развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению и во внеурочное время.
Задачи
: 1. Изучить задачи курса литературного чтения по новым стандартам ФГОС, теоретические основы формирования и развития познавательной активности младших школьников; 2. Внедрить приемы и методы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время, выступающих как условие успешности обучения. 3. Представить результаты педагогической деятельности за межаттестационный период.
Глава 1. Понятие «познавательная активность» младших школьников ,

условия его формирования.
4
Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”(4). Когда ребенок занимается из- под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника. Познавательная активность выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только 5
запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям - в этом задача учителя, формирующего познавательную активность(1). Таким образом, познавательная активность может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения. При этом нужно помнить, что существуют разные стадии развития познавательной активности, знать их особенности, признаки. А для того чтобы учитель мог формировать познавательный интерес в какой- либо деятельности он должен знать основные формы и пути активизации познавательного интереса, учесть все необходимые для этого условия. Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности учащихся: Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. 6
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание успеха и неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ученика, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Всеми этими отношениями и, прежде всего отношением «учитель - ученик» управляет учитель. Его требовательное и в тоже время заботливое отношение к ученику, его увлеченность предметом и стремление подчеркнуть его огромное значение - определяет отношение ученика к изучению данного предмета. Итак, выше были рассмотрены одни из самых главных условий формирования познавательной активности. Соблюдение всех этих условий способствует формированию познавательной активности 7
при обучении школьным предметам, в том числе и литературному чтению.
Глава 2. Приёмы и методы развития познавательной

деятельности на уроках литературного чтения.
Основным направлением моей профессиональной деятельности за межаттестационный период стало создание условий для успешного развития познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении. Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля. Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением –
умением учиться .
Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно- познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат. Метод обучения – вид деятельности учителя, которая организует познавательную деятельность учащихся на уроке, представляет собой систему целенаправленных действий учителя, способ управления познавательной деятельностью учащихся. В результате этой деятельности учитель достигает цели, добивается усвоения детьми содержания образования . Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний (по А.В.Текучеву): словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение) наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, 8
пассивным (7). На занятиях литературного чтения я использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости. Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности и позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться.
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. 2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации. Вводя в учебный процесс приёмы активизации, нужно учитывать следующее: • индивидуальные особенности каждого ребёнка; • тип организации (какая форма является более подходящей для выполнения намеченной цели); • методы (какими дидактическими и организационными методами можно добиться цели); • средства, необходимые для достижения цели; • время, в течение которого организуется подготовка и организация выбранных форм. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:  - отстаивать свое мнение;  - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;  - ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;  - рецензировать ответы товарищей;  - оценивать ответы и письменные работы товарищей;  - заниматься обучением отстающих;  - объяснять более слабым учащимся непонятные места;  - самостоятельно выбирать посильное задание;  - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);  - создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;  - решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней 9
жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове . Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, не шаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного. Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания . При чтении литературных сказок я предлагаю учащимся: 1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению; 2) вылепить героя из пластилина; 3) разыграть сценку; 4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами; 5) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку; 6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам. На уроках чтения сказок разных народов я предлагаю такие задания: 1) составить рисуночный диафильм; 2) найти крылатое выражение в сказке; 3) придумать счастливую концовку к сказке; 4) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся. При ознакомлении с жанром басни, предлагаются такие виды заданий: 1) выразительное чтение басни и ее драматизация; 2) придумать экспозицию басни; 3) составление литературной мозаики; 4) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение; 5) разгадывание кроссвордов. Для развития творческой активности на уроке использую такие виды заданий: 1) Составление и доработка текстов. - Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким. 2) Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями: – добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; 10
– заменить рассказчика дальше; – изменить грамматическое время глагола; – придумать, как могли разворачиваться события дальше. Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им. Также можно использовать и такие формы работы как: 1) подобрать дополнительный материал об авторе произведения; 2) подготовить выставку книг одного из авторов; 3) найти дополнительный материал в энциклопедии; 4) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений. Сочинения, например, на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности. Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.
Виды уроков литературного чтения:
1. Уроки-исследования текста. 2. Уроки-игры, путешествия. 3. Интегрированные уроки. 4. Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники). 5. Уроки-проекты. 6. Обобщающие уроки. В своей профессиональной деятельности я эффективно применяю различные современные образовательные технологии: - технология продуктивного чтения; - технология проблемно-диалогического обучения. Эта технология мною используется на уроках открытия нового знания, на этапах определения темы и целей урока, самостоятельной работы обучающихся, технология позволяет обучающимся самостоятельно открывать новые знания; - технология развивающего обучения способствует активизации умственной деятельности детей и развитию их общеинтеллектуальные способностей; - технология организационно - деятельностной игры позволяет ученикам глубже понять и усвоить учебный материал; - информационно-коммуникативная технология позволяет мне создать информационную среду, которая повышает мотивацию ребенка к изучаемой теме; - здоровьесберегающие технологии. На уроках мною использую приемы, позволяющие снизить учебную нагрузку школьников, проводится гимнастика для зрения, двигательно-речевые упражнения, дыхательная гимнастика; на переменах - игры малой подвижности.
Технология продуктивного чтения
11

Цель технологии
: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги , умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих
задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения? Цель: учим самостоятельно понимать текст. Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.
Традиционный урок:
До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…» Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают. После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.
Продуктивное чтение:
чтения: До чтению. к ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация Во время чтения : читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация. 12
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора. Продуктивное чтение осваивается обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, Азбука – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой. Приведу примеры заданий, направленных на достижение результатов каждого из действий.
Формирование УУД

Познавательные УУД:

1)
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3
) формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
4)
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5)
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6)
формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7)
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:

1)
формируем умение слушать и понимать других;
2)
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)
формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:

1)
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2)
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3
) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 13

4)
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:

1
) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2
) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Задания, направленные на формирование познавательных,

коммуникативных, регулятивных, личностных УУД.

- познавательные УУД:
1. Азбука, стр. 146 Дети читают слова: Эмма, Элла, Эдик, Эдуард, - Что общего в этих словах? Почему именно заглавная буква потребовалась? Догадались, почему эти имена читаем? - Значит, какая тема сегодняшнего урока? Знакомство с заглавной буквой
Э
(умение общаться и классифицировать по признакам, определяем новую тему) 2. Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения 1 класс учебник «Литературное чтение» Тема: М.Пришвин «Берестяная трубочка» 1 этап: Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам? Можно на иллюстрации найти трубочку? Что еще видите на иллюстрации? Кого изобразил художник? (умение находить ответы на вопросы по иллюстрации) 2 этап: После первичного чтения про себя задаю вопросы: 14
- Что вас удивило? Что было самым интересным? Повторное чтение вслух – учитель ведёт диалог с автором. Вопросы: Почему трубочка удивительная? Что значит удивительная? (умение работать со словарями, справочниками, знакомим с литературоведческими понятиями) 3 этап: Задания выполняются в тетради по литературному чтению. Соедините заголовки с частями рассказа (умение представлять информацию в виде схемы) А вам приходилось в лесу сделать открытие? (умение на основе жизненного опыта сделать выводы) Домашнее задание творческое: нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказах или составьте рассказ о любом животном из рассказа (умение извлекать информацию из различных текстов).
- коммуникативные УУД:
Формирование обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях. 1. Подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). 2. поиграем в театр, чтение по ролям; обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам: - оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось? - согласны ли с тобой товарищи? (умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других) 3. Ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности, распределение ролей, корректировке ошибок (умение работать в паре, группе).
- регулятивные УУД:
1.Азбука, стр. 118. Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Будем открывать новые знания или повторять изученное? - познакомимся с новыми звуками <з>, <з*>, буквой
З
. - будем читать слоги, слова, предложения, тексты с изученной буквой. - научимся писать строчную букву
з.
- сделаем звукобуквенный анализ. 15
- Что мы сейчас делали? (умение прогнозировать предстоящую деятельность) 2. Работа с текстом. Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией). 3.Задание на редактирование текста (исправь ошибки, проконтролируй чтение товарища). Умение отличать верное выполненное задание от неверного. 4.Вопросы после чтения: - нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы? - о чем расскажешь родителям? (умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию) 5.Вопросы на формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей: - что тебе надо было сделать? - удалось выполнить работу? - ты сам справился или с чьей – то помощью? Что мы сейчас сделали? (учились оценивать свою работу – оцените работу с помощью различных знаковых символов).
- личностные УУД:
1.Уже раздел Азбуки «Учим буквы – учимся читать» нацеливает на положительную мотивацию к чтению. Для чего нужно хорошо научиться читать? 2.Задание на интерпретацию текста (раскрытие смысла, содержания), высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев (умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции). 3.Учебник литературного чтения состоит из уроков вежливости, где герои познают себя и окружающий мир, учатся себя вести (как надо здороваться, как надо дарить подарки, правила гигиены). Вопросы: - как бы вы Пете это объяснили? - для чего писатель рассказал эту историю? - в чем мудрость сказки? 16
- помогите малышу разобраться (умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией) 4.Много текстов о любви к Родине, о нравственных качествах человека, о взаимоотношениях родителей и детей, о взаимовыручке.
Анализ литературного произведения

(как обязательный этап работы с текстом)
Структура урока
I



Этап
– Работа с текстом до чтения 1) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательный опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 2) Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II

Этап
– Работа с текстом во время чтения 1) Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2) Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3) Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III

Этап
– Работа с текстом после чтения 1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 17
2) Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3) Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4) Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы. Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны бать однообразны по своей структуре и организации. В качестве контрольно-измерительных материалов я использую тестовые задания, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся. Конечно процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Внеурочная деятельность по литературному чтению.
В современной школе наиболее актуален термин «внеурочная деятельность», так как в ФГОС понятия «внеучебная» и «внеурочная» деятельность равнозначны. Термин «внеурочная деятельность» - это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования(25). Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. 18
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Материалы Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования подводят к выводу: а) внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию; б) внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; в) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали: - соответствие возрастным особенностям обучающихся; - преемственность с технологиями учебной деятельности; - опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; - опора на ценности воспитательной системы школы; - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников: 1. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. 2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность(25). Основными ориентирами организации внеурочной деятельности младших школьников стали: - запросы родителей, законных представителей учеников; - приоритетные направления деятельности школы; - интересы и склонности педагогов; - возможности образовательных учреждений дополнительного образования; - рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. 19
Внеурочную деятельность младших школьников нельзя рассматривать без изучения развития познавательных способностей , так как они являются одной из самых главных задач воспитательной работы
.
Занятия внеурочной деятельности целенаправленно решают важнейшую задачу социально- личностного развития ребенка, которые имеют цель – укрепление любви к художественной литературе, формирование потребности в постоянном пополнении знаний с помощью чтения и умения эту потребность удовлетворять. Умение учиться самостоятельно – это, прежде всего умение читать и делать из этого чтения правильные выводы. Овладение мастерством самостоятельного чтения возможно лишь в том случае, когда знания, умения и навыки, усвоенные в учебной работе, переносятся во внеклассную деятельность. Учителю необходимо создать условия для реализации эффективного обучения грамотному, смысловому чтению. Значение занятий внеурочной деятельности в начальной школе трудно переоценить. Русский драматург X VI века Я. Б. Княжнин так описывал ступени формирования читателя: «... Можно, читать и не понимать, что написано. 20
Можно читать и понимать, что написано. Но высший уровень читательского мастерства - читать и понимать, что не написано». Великая миссия учителя - инициировать и поддержать процесс восхождения ученика по этим ступеням. Организация этого урока требует от учителя большой ответственности и серьезной подготовки. Здесь необходимо применить разнообразные формы заданий, позволяющих ребенку «поиграть» с живым литературным словом, научиться анализировать текст, отвечать на интересные и неожиданные вопросы. Разнообразные формы заданий: тесты, кроссворды, цифровые диктанты дадут возможность расширить кругозор учащихся, улучшить технику чтения, помогут привить интерес учащимся к книге. Интерес к внеурочным занятиям, по мнению учащихся, достаточно устойчив по двум причинам: 1. это интересно потому, что книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения (причина чисто психологическая: всё, что обязательно, то скучно); 2. это интересно потому, что обстановка на внеурочных занятиях непринуждённая, здесь много спорят, здесь есть возможность высказать любую точку зрения, если она аргументирована; можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать её, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов. В своей внеурочной деятельности я разработала рабочую программу «В мире книг»,в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках научно-познавательного направления и рассчитана на детей 7-10 лет (См.рабочие программы). Во время внеурочных занятий регулярно провожу индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения; отражаю динамику овладения учащимися приемов чтения; добиваюсь осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися. Вся проделанная работа прослеживается в результатах моих учеников, большая часть которых читает выше нормы. ( См. Педагогический мониторинг) . В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать. Именно поэтому мои учащиеся с 1 класса ведут «Читательский дневник». При ведении «Читательского дневника» 21
главную мысль нужно записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой. Делая анализ произведения, формулируя вывод, учащийся лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение. Записывая автора, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет. Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и , при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра. Использование разнообразного литературного материала, варьирование тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением может происходить благодаря сотрудничеству с библиотекой. Все мои ученики – читатели школьной библиотеки с 1 класса! Именно сотрудничество с библиотекой во многом определяет место книги в жизни школьника. Здесь, в библиотеке, царит особая атмосфера. Мои дети настроены на восприятие книгохранилища как источника знаний, места отдыха и общения.

22

Глава 3. Педагогический мониторинг.
Для выполнения рекомендаций, данных экспертной комиссией в ходе предыдущей аттестации, в течении межаттестационного периода мною использовалась система мониторинга с целью получения объективной информации об уровне знаний учащихся по отдельным предметам. Мониторинг помог мне эффективно оценивать знания учеников и осуществлять корректировку учебного процесса с учётом выявленных проблем и индивидуальных способностей учащихся. С 2011 по 2013 гг.я работала в МАОУ –Гимназии №45, Кировского района г.Екатеринбурга. В моей работе наблюдалась положительная динамика учеб ных достижений обучающихся: Предмет Качество обучения Успеваемость Качество обучения Успеваемость
2011-12 уч.год, 3 класс

2012-13 уч.год, 4 класс
Русский язык 83,3% 100% 83,3% 100% Математ ика 87,5% 100% 91,7% 100% Лит. чтение 100% 100% 100% 100%
Качество обученности по предметам (%)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой 23
оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…» Мои выпускники писали такую работу 07.03.2013г. Цель данной работы: оценить реальный уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у выпускника начальной школы на данном этапе работы образовательной организации. Результаты анализа работы показали. Что 41,7% учащихся набрали балл выше среднего. Несмотря на сложность заданий, большая часть детей выбрали задания повышенного уровня. 12.03.2013 г. в 4 классах Гимназии №45 провели стартовые предметные проверочные работы по материалам ИРО. Основные задачи стартовой диагностики являются: проверка готовности учащихся к продолжению изучения курсов математики, русского языка и естественнонаучных дисциплин в основной школе, на основании которой может быть организована целенаправленная коррекционная работа; установление вместе с учащимися границы их знаний с целью определения основных задач в изучении предмета, стоящих перед ними в новом учебном году.
Отчёт по стартовым предметным работам ИРО за 2012-13 учебный год

4Бкласс МАОУ-Гимназия №45



Фамилия Имя

Естествозна

ние и

оществозна

ние,%

выполнения

работы

Математика,

% выполнения

работы

Русский

язык,

%

выполнения

работы

1.
Агафонов Сергей
100

93

68

2.
Анфёрова Яна
77

93

68

3.
Баженова Снежана
81

100

80

4.
Безуглый Владислав
85

89

80

5.
Беспалова Екатерина
85

93

88

6.
Ганенков Виктор
69

79

-

7.
Геворкян Диана
92

100

96
24

8.
Дегтярёв Максим
88

80

76

9.
Задорин Александр
65

75

72

10.
Заозёров Константин
73

89

60

11.
Иванов Егор
73

82

60

12.
Кальницкая Владлена
88

100

92

13.
Коробицын Михаил
69

79

68

14.
Кузнецова Валерия
77

96

76

15.
Куршев Максим
-

75

84

16.
Минкин Валерий
96

96

96

17.
Митькова Анастасия
81

86

84

18.
Панов Александр
88

100

80

19.
Папаяни Антон
73

82

-

20.
Содикова Хушнуда
92

93

84

21.
Старицын Егор
77

71

60

22.
Сухарева Гульчин
-

79

68

23.
Усольцев Евгений
65

89

72

24.
Феденёва Анна
77

100

64
25

Характеристика результатов

городской контрольной работы по математике (24.04.2013г.)
Средний балл в 100-балльной системе оценивания: 88,96 Средний балл по 5-балльной системе оценивания: 4,5 % учащихся с положительной отметкой: 95,84%
Характеристика результатов

городской контрольной работы по русскому языку (14.05.2013г.)
Средний балл в 100-балльной системе оценивания: 78,95 Средний балл по 5-балльной системе оценивания: 4,08 % учащихся с положительной отметкой: 95,83% Анализируя результаты внешнего мониторинга , можно сделать вывод, уровень подготовки моих учащихся –выпускников 4 класса- достаточно высок, дети показали сформированность общеучебных умений и навыков. В 2013- 14 учебном году в Лицее №88 я была классным руководителем 1 А класса. Педагогическая диагностика готовности учащихся к овладению грамотой и математикой , проведённая в сентябре 2013 года показала средний уровень готовности к обучению - 94,9% (См. Мониторинг). По результатам проверки техники чтения в конце 2013-14 уч.года 81,4% моих первоклассников владеют высоким (выше нормы) уровнем правильности чтения. К концу 2013-14 уч.года учащиеся 1 А класса при выполнении итоговой комплексной контрольной работы в рамках мониторинга качества обученности в Лицее показали следующие результаты: из 27человек высокий уровень показали 92.6% (25 чел.) и средний уровень – 7,4% (2 чел.). 26

Итоговая комплексная контрольная работа

2013-14 уч.год 1 класс (%)
В начале 2014-15 учебного года был проведён входной контроль предметных УУД по русскому языку и математике. При 100% успеваемости % качества по русскому языку – 96,1%, по математике – 84,6%.
Результаты входного контроля

сентябрь, 2014-15 уч.год:
27
С 2010-1011 учебного года преподаю предмет ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», поскольку именно его выбрали родители обучающихся. В свете требований ФГОС одним из основных подходов к преподаванию курса ОРКСЭ наряду с культурологическим, деятельностным и личностно- ориентированным, является коммуникативный, который формирует у младших школьников коммуникативную компетентность и предполагает активное взаимодействие, сотрудничество учащихся, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д. Авторами и разработчиками курса ОРКСЭ предлагаются всевозможные формы и виды учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ, направленные на формирование коммуникативных УУД. Рассмотрев и проанализировав разные способы и приемы работы в данном направлении, выбрала наиболее приемлемые. Для повышения уровня своей компетенции в преподавании ОРКСЭ прошла курсы в ГБОУ ДПО Свердловской области ИРО по теме «Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ в школе». Проанализировав и скорректировав рабочую программу по модулю «Основы мировых религиозных культур», предложенную на курсах повышения квалификации, составила календарно-тематическое планирование. Провела методическое совещание для педагогов школы и родительское собрание с целью ознакомления с данным курсом и возможностями взаимодействия. В конце учебного года обобщила опыт работы на школьной научно- практической конференции учителей «Способы и приемы формирования коммуникативных УУД. Критерии оценивания коммуникативных результатов» . В феврале 2013 года мои учащиеся принимали участие в областном конкурсе по православной культуре «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия», на котором все были отмечены дипломами участника, а Кузьминых Владимир занял 2 место. В результате проделанной работы с обучающимися и по данным диагностики уровень сформированности коммуникативных умений учеников 4-х классов повысился на 25 % (Приложение 1). Для достижения результатов провела следующую работу. В начале года провела диагностику уровня сформированности коммуникативных УУД по известным методикам: «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование, 2007), методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992) (См. Диагностика.ОРКиСЭ) 28

Мониторинг уровня сформированностикоммуникативных УУД

1.

Задание «Совместная сортировка»
(Бурменская, 2007)
2.

Задание «Дорога к дому»
(модифицированное задание «Архитектор- строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).
3.

Методика «Кто прав?»
29
(модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])
Уровень сформированности коммуникативных УУД

обучающихся 4 В класса (сводная таблица)
Поскольку это довольно трудоемкая работа, диагностику провела лишь в одной группе (17 обучающихся). Результаты (сводные по трем заданиям) показали, что высокий уровень сформированности коммуникативных УУД имеют 2 (11%) ученика, средний – 5(30%) учеников, 10 (59%) имеют низкий уровень. 30
Для достижения положительных результатов использовала следующие формы учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и др., так как именно они позволяют обучающимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников, формируют нравственные чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности друг за друга, а также учат слушать, формируют способность встать на позицию другого человека, вести диалог и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. При формировании УУД широко использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. В течение учебного года каждый обучающийся выполнил 2 творческие работы, взял у родственников по 3 интервью, так же в задания на дом включала составление кроссвордов, поиск некоторых понятий в библиотеке или в интернете и др. Таким образом, в своей работе по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках ОРКСЭ, вследствие повторной диагностики в конце учебного года, были получены следующие результаты: высокий уровень у 6 (36%) обучающихся, средний уровень имеют 8(47%) человек, низкий –3(18%) . В настоящее время в рамках реализации ФГОС ООО в основной школе веду работу по формированию у обучающихся диалогической речи. На предмете ОРКСЭ учимся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 31
Одним из показателей познавательной активности моих учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Название

конкурса,

класс

Год, уровень

Количество

детей,

принявших

участие

Результат
Математический конкурс – игра «Кенгуру», 4 класс 2013, Международный 17 Сертификаты,
1 место
в школе (Минкин Валерий) «Русский Медвежонок- 2012», 4 класс 2012, Российский 9 Сертификаты,
1 место
в школе (Минкин В.) «ЭМУ-Эрудит», 3 класс 2012, Российский 15 Сертификаты,
2 место
в школе (информатика)- Панов Саша,
3 место
в школе (литер.чтение)- Кузнецова Валерия,
1 место
в школе (окр.мир)- Папаяни Антон,
3 место
в школе (русский язык)-Минкин Валерий. «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия», 4 класс 2013, Областной 5 Дипломы,
2 место
– Кузьминых Владимир «Здоровым быть здорово!», 1 класс 2013, районный 5 Грамоты участника 32
Накопленный мною теоретический и практический опыт был неоднократно представлен в выступлениях на кафедре учителей начальных классов:
Дата

Форма реализации

Название мероприятия
2009-10 «Личностно- ориентированный подход в обучении истории и обществознания»-выступление РМО учителей истории , г.Сысерть 2009- 10. «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания» -выступление Педагогический совет 2010-11 «Деятельность учащихся: работа с текстами документов»- выступление ШМО 2011-12 «Применение информационных технологий в преподавании курса ОРКиСЭ в начальной школе» - выступление ШМО, Гимназия №45 2012-13 «Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ как условие успешности обучения»- выступление ШМО, Гимназия №45 2013-14 «Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения и во внеурочное время»- выступление Кафедра учителей начальных классов, Лицей №88 Свой опыт распространяю также через размещение материалов на профессиональных сайтах ( nsportalufimceva-natalya-nikolaevna; proshkoluuser/natali6508/; zavuch ). Имею публикации на сайте Социальная сеть работников образования (nsportal) : рабочей программы по ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры»), презентации «Родительское собрание – знакомство с новым 3 классом», 33
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения и во внеурочное время». Летом 2014 г. приняла участие во Всероссийском педагогическом практикуме «Внедрение ФГОС в практику работы учителя»в объёме 36 часов, была отмечена Дипломом участника, а так же свидетельством об использовании информационно- коммуникационных технологий в обучении педагога, свидетельством о публикации методического материала/пособия «Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения и во внеурочное время», свидетельством о распространении собственного опыта на Всероссийском педагогическом практикуме. Являясь классным руководителем 2 А класса, считаю главной целью моей воспитательной работы: развитие личности учащихся, раскрытие потенциала творческих способностей, социализация обучающихся на основе традиционных ценностей российского общества. Как классный руководитель, большое внимание уделяю работе с родителями. Организую родительские собрания, индивидуальные встречи, консультации, рейды. Это позволяет организовать плодотворную совместную деятельность по воспитанию учащихся. 34

Заключение
Проанализировав результаты педагогической деятельности за межаттестационный период, обобщив опыт своей работы ,мною сделаны следующие выводы: - работа по созданию условий для успешного развития познавательной активности младших школьников проводилась целенаправленно и результативно; - владение различными приёмами и методами обучения и применение их в учебном процессе способствовало повышению качества образования по предметам и эффективной организации развития познавательной деятельности учащихся; - система педагогического мониторинга сформированности универсальных учебных действий и личностных достижений учащихся способствовала эффективной диагностике и прогнозированию педагогических результатов; - педагогический опыт был обобщён и представлен в выступлениях на кафедре учителей начальных классов Гимназии №45 , Лицея №88 и в публикациях на профессиональных сайтах.
На следующий межаттестационный период мною поставлена цель:
- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода в образовании. Для реализации поставленной цели необходимо решить
ряд задач:
1. Организовать проектную деятельность учащихся, которая предполагала бы успешное развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; 2. Выявить эффективность инновационных методов на основе диагностических данных; 3. Обеспечить создание благоприятного, комфортного индивидуального образовательного пространства на уроке, педагогическую поддержку каждому ученику; 4. Создать банк электронных презентаций и учебных заданий по литературному чтению, окружающему миру для эффективной организации учебно-познавательного процесса. 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью. – Ярославль, 1978. 2. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 14-15. 3. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1978. – 82 с. 4. Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2004. – №11. – С. 76-80. 5. Круговых Н.В. Через уроки чтения – к воспитанию и развитию // Начальная школа. – 2000. - №6. – С. 44-46. 6. Леонтьев А.А. Чтение как понимание // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. – М., 2001. 7. Мерзляков И.Б. Урок чтения в 3 классе // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - №6. – С. 57. 8. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. – 2011. – №8. – С. 74-75. 9. Орлов Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста // Начальная школа. – 2001. – №2. – С. 50-52. 10. Павлова Л.А. Курс по выбору «Живое слово педагога» для студентов- бакалавров // Начальная школа. - 2008. - №7. – С. 83- 11. Панфилова И.П. Элементы лингвистического анализа текста в обучении младших школьников // Начальная школа. – 2009. - №3. – С. 15-17. 12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Просвещение, 1980. – 124 с. 13. Решетникова И.П. Формирование навыка чтения на основе развития 36
познавательных процессов // Начальная школа. – 2006. - №3. – С. 61-. 14. Сейфулина С.А. Развитие литературных способностей детей младшего школьного возраста // Начальная школа + до и после. – 2002. - №8. – С. 29. 15. Скороходова Е.Н. Мир искусства на уроках чтения. 2-4 классы // Начальная школа. – 2005. - №3. – С. 20-23. 16. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 21-23. 17. Тикунова Л И. Литературное чтение: Словарь для учителей и родителей. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. 18. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 20. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособия для учителей. – М.: Гуманист.Изд. центр «Владос», 2000. – 320 с. 21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). 21. Штурбина Н.А. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся // Начальная школа. – 2002. – №11. – С. 67-. 22. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности. – М.: Просвещение 1979. – 55 с. 23. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 102 с. 37


Яндекс.Метрика