Задача проекта:
собрать и проанализировать информацию о числах и цифрах, изучить занимательный материал, познакомиться с историческими сведениями о нумерации, с цифрами и их написанием; получить первые знания и первый опыт работы над проектом
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Тема проекта: Волшебные числа.
Образовательная область: математика.
Вид проекта: учебный.
Тип проекта: поисково-творческий.
Класс: 1в
Форма организации работы: индивидуально-групповая.
Цели проекта:
1.Создание условий для систематизации и обобщения знаний детей о
цифрах и числах, закрепление навыков счёта в пределах десяти; развитие
творческих способностей.
2.Развивать умение работать с информацией, выбирать главное.
3.Развивать познавательную активность учащихся, творческие способности.
4.Воспитывать ответственность за выбранное дело.
Задача проекта:
собрать и проанализировать информацию о числах и цифрах, изучить
занимательный материал, познакомиться с историческими сведениями о
нумерации, с цифрами и их написанием; получить первые знания и первый
опыт работы над проектом
Метапредметные задачи :
Познавательные :
- формировать у учащихся умения ориентироваться на дополнительном
материале
- развивать
память, логическое мышление
,
математическую речь
Коммуникативные :
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- определять общую цель и пути её достижения;
Регулятивные :
-контролировать собственную деятельность;
-оценивать результат своих действий;
Личностные :
-создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, не
бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Подготовительная работа
-Найти с помощью учителя и родителей стихи о числах от 0 до 9.
-Узнать в каких пословицах встречаются числа. Узнать значение этих
пословиц и поговорок.
-Предоставить данный материал на проекте.
-Изготовить цифры из разных подручных материалов для выставки.
Проблема:
Распознавание цифр, знание их происхождения и важности в нашей жизни.
Методы и приёмы: наблюдения, беседы, интерактивная деятельность, игра.
Время работы над проектом. Начало проекта: 11 марта Завершение проекта:
8 апреля.
Режим работы: внеурочно-урочный.
Средства и материалы: 1. ИКТ . 2. Рисунки, иллюстрации.
Форма контроля: Анализ работы самими участниками.
Продукт проекта: презентация, работы детей
Презентация проекта: представление своей цифры.
Распределение обязанностей. Каждый участник выбирает свою любимую
цифру.
Ход мероприятия .
-Чтобы узнать тему нашего занятия нужно отгадать загадку.
Здесь обитают необычные жители.
Кто же они?
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете (числа)
-Что вы хотите узнать о числах?
-Назови любое количество предметов в классе, используя цифры.
-А в какой книжке их можно увидеть?
-Посмотрите на предметы и подумайте, какие цифры они напоминают.
- Почти месяц вы занимались интересным и важным делом: готовили
сообщения по теме « Волшебные числа». Я узнала, что вы беседовали с
взрослыми, искали информацию в Интернете, в книжках, наблюдали.
Настало время поделиться с нами тем, что интересного вы узнали о своём
любимом числе.
-Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука, Очень точная наука – Это математика!
Сегодня объявляется праздник числа. Нас ждёт математика – волшебная
страна. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с
появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и
обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать,
например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько
пальцев на руке». (слайд)
-Как же люди научились считать?
Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них
была сама жизнь.
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного
зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку
ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и
опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот
хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета
никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой
задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или
“семь”, он мог показать числа на пальцах рук .(слайд)
Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Так люди начинали учиться считать,
пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.
Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени
пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь
считать?
Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было
складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь –
вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и
камешки, и палочки .Словом, в старину бирка- палочка с зарубками служила
чем-то вроде записной книжки.
Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди
приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и
земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше
увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам
приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже
сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять,
чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если
посеять не во время, урожая не получишь!
К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами,
запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как
их записывать.
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные
и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте
числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.
Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде
подковы (слад)
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами
обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два,
“В” – три и т.д.(слайд)
У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда
римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где
обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры
похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это
пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один
палец (слайд)
Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся
сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские
страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти
арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. (слайд)
Посмотрим на арабские цифры и видим, что
0 – цифра без единого угла в начертании.
1 – содержит один острый угол.
2 – содержит два острых угла.
3 – содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры
получается при написании цифры 3 при заполнении почтового индекса на
конверте)
4 – содержит 4 прямых угла (именно этим, объясняется наличие «хвостика»
внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию)
5 – содержит 5 прямых углов (назначение нижнего хвостика – то же самое,
что у цифры 4 – достройка последнего угла)
6 – содержит 6 прямых углов.
7 – содержит 7 прямых и острых углов (правильное, арабское, написание
цифры 7 отличается от приведенного на рисунке наличием дефиса,
пересекающего под прямым углом вертикальную линию посередине
(вспомним, как мы пишем цифру 7), что дает 4 прямых угла и 3 угла дает еще
верхняя ломаная линия)
8 – содержит 8 прямых углов.
9 – содержит 9 прямых углов (именно этим объясняется столь замысловатый
нижний хвостик у девятки, который должен был достроить 3 угла, чтобы
общее их число стало равно 9)
От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами
называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1,
2, 3, 4, 5, …….
При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число,
и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
Какую цифру вы любите больше всего? Семерку? Пятерку? А может,
единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить, или не любить
какие - то цифры, числа? Однако не все так думают. У некоторых есть числа
“плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое и т.д.
Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет
назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была
даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число,
получаемое при переводе букв имени в цифры.(слайд)
- А сейчас угадайте мою загадку
По дороге 2 мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними ещё 4 идут.
Сколько они денег найдут? ( нисколько)
Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки
- Кто нам расскажет про 0?
-как вы понимаете пословицу ?
-Ноль внимания (прост.). (Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-
либо к кому-либо или чему-либо).
-Одна, когда тетрадь пуста.
Задрав свой нос до потолка,
Она бранит ученика.
И словно цапля средь болот
Его за лень его клюет.
Хоть у нее одна нога
Она стройна, горда, строга.
Ни журавль то, ни синица.
А всего лишь... ( ЕДИНИЦА)
- Кто нам расскажет про 1?
-Объясните пословицы.
-Один в поле не воин. (В одиночку всё трудно делать, не сделаешь того, что
можно сделать сообща).
-Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
-Что скользит по светлой глади
Ученической тетради
Белым лебедем прекрасным,
Ставшим от позора красным
За бездельника, плутишку
Непослушного мальчишку?
То, за что его ругают,
И конфет в обед лишают.
С легким росчерком пера
Появилась цифра...( ДВА)
-Расскажите про число 2.
-Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три)
-Расскажите про число 3.
- А в каких сказках встречается число 3?(слайд)
- Ребята, а про какое число идёт речь? Это число древние считали символом
устойчивости и прочности. Рисовали квадрат, четыре стороны которого
означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии –
Огонь, Землю, Воду и Воздух. (Цифра 4).
Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? четыре
-Кто нам расскажет про число 4?
-Решите занимательную задачу: Три ромашки – желтоглазки, Два весёлых
василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? (5) Цифра 5-
любимая цифра многих людей. -А кто же из ребят её выбрал и нам о ней
расскажет? (цифра 5)
Физкультминутка:
Все умеем мы считать: раз, два, три, четыре, пять! (шагаем на месте)
Все умеем мы считать (хлопаем в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте).
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимем выше (подняли голову выше, руки вверх)
И легко-легко подышим (руки ослаблено опустить вниз, выдох).
- Ребята, подумайте, какое число может сказать про себя: «Повернёшь меня
вверх головой и стану я цифрой другой?» (6)
-Расскажите про число 6.
- Сколько гномов приютили Белоснежку?» (Семь)
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний – Появляется передний. (Дни недели)
Игра «Неделька, стройся». Учитель заранее заготавливает таблички с
названиями дней недели, вызывает к доске семь учеников, вручив каждому
табличку, и потом даёт команду: «Неделька, стройся!» Дети должны быстро
построиться по порядку, начиная с понедельника.
Семь видимых с Земли светил в Солнечной системе: Солнце, Луна,
Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн(слайд)
В тёмном небе звёздной ночью
Я нашёл семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашёл,
Называются ковшом…(слайд)
-Кто расскажет нам про цифру 7?
-В зоопарке я бывала,
Обезьянок я считала,
Две сидели на доске,
Две играли на песке,
А четыре грели спинки Сколько их, Скажи без запинки. (8)
-Кто расскажет нам про цифру 8?
-Объясните пословицы:
-Восьмое чудо света. (Употребляется в значении чего-то необыкновенного,
грандиозного, но иногда и в ироническом смысле).
-Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Все ли здесь цыплята-детки,
Надо сосчитать наседке:
Шесть – на грядках, три – во ржи.
Сколько их всего, скажи?(9)
- Хорошая соседка у цифры 8 есть. Досталась цифре девять Особенная честь.
Мы очень любим в мае Девятое число, Победу над фашизмом, оно нам
принесло. (9).
-Кто расскажет нам про цифру 9?
-Посмотрите, какой большой город .А сколько цифр в нём проживает?
Назовите их хором (слайд)
-Где мы используем числа?
-Есть ребусы с числами. Давайте, их решим (слайд)
-Даже с помощью цифр можно рисовать рисунки, написать стихи (слайд)
Подведение итогов.
- Подведём итог вашей творческой работы!
Как вы думаете, для чего мы с вами рассказываем друг другу о цифрах?
(Ответы детей).
Чья работа вам понравилась больше? Чем?
Рефлексия.
-Что в твоей работе было самым трудным? -А что самым интересным?
-Оцените своё настроение. Покажите смайлики.
Заключение
Исходя, из всего выше изложенного, мы пришли к выводу: что наши
современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому
их и называют арабскими, а происхождение каждой из девяти арабской
цифры заключается в идее связать числовое значение цифры с количеством
углов в её написании.
- Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо
её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная
память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам
дальнейших успехов!
Ваши работы побудут некоторое время на выставке. Вы можете посмотреть
их друг у друга.