Напоминание

"Волшебные числа"

Автор: Нурсубина Расима Габдуллазяновна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ "Бардымская СОШ №2"

Населённый пункт: с.Барда

Наименование материала: проект

Тема: "Волшебные числа"

Описание:

Задача проекта: собрать и проанализировать информацию о числах и цифрах, изучить занимательный материал, познакомиться с историческими сведениями о нумерации, с цифрами и их написанием; получить первые знания и первый опыт работы над проектом

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3724

Опубликовано 04.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА. Тема проекта: Волшебные числа. Образовательная область: математика. Вид проекта: учебный. Тип проекта: поисково-творческий. Класс: 1в Форма организации работы: индивидуально-групповая. Цели проекта: 1.Создание условий для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепление навыков счёта в пределах десяти; развитие творческих способностей. 2.Развивать умение работать с информацией, выбирать главное. 3.Развивать познавательную активность учащихся, творческие способности. 4.Воспитывать ответственность за выбранное дело. Задача проекта: собрать и проанализировать информацию о числах и цифрах, изучить занимательный материал, познакомиться с историческими сведениями о нумерации, с цифрами и их написанием; получить первые знания и первый опыт работы над проектом Метапредметные задачи : Познавательные : - формировать у учащихся умения ориентироваться на дополнительном материале - развивать память, логическое мышление , математическую речь Коммуникативные : - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - определять общую цель и пути её достижения; Регулятивные : -контролировать собственную деятельность; -оценивать результат своих действий; Личностные : -создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. - мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Подготовительная работа
-Найти с помощью учителя и родителей стихи о числах от 0 до 9. -Узнать в каких пословицах встречаются числа. Узнать значение этих пословиц и поговорок.
-Предоставить данный материал на проекте. -Изготовить цифры из разных подручных материалов для выставки. Проблема: Распознавание цифр, знание их происхождения и важности в нашей жизни. Методы и приёмы: наблюдения, беседы, интерактивная деятельность, игра. Время работы над проектом. Начало проекта: 11 марта Завершение проекта: 8 апреля. Режим работы: внеурочно-урочный. Средства и материалы: 1. ИКТ . 2. Рисунки, иллюстрации. Форма контроля: Анализ работы самими участниками. Продукт проекта: презентация, работы детей Презентация проекта: представление своей цифры. Распределение обязанностей. Каждый участник выбирает свою любимую цифру.
Ход мероприятия
. -Чтобы узнать тему нашего занятия нужно отгадать загадку. Здесь обитают необычные жители. Кто же они? Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете (числа) -Что вы хотите узнать о числах? -Назови любое количество предметов в классе, используя цифры. -А в какой книжке их можно увидеть? -Посмотрите на предметы и подумайте, какие цифры они напоминают. - Почти месяц вы занимались интересным и важным делом: готовили сообщения по теме « Волшебные числа». Я узнала, что вы беседовали с взрослыми, искали информацию в Интернете, в книжках, наблюдали. Настало время поделиться с нами тем, что интересного вы узнали о своём любимом числе. -Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука – Это математика! Сегодня объявляется праздник числа. Нас ждёт математика – волшебная страна. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать,
например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». (слайд) -Как же люди научились считать? Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук .(слайд) Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать? Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки .Словом, в старину бирка- палочка с зарубками служила чем-то вроде записной книжки. Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь! К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы (слад) У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.(слайд) У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры
похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец (слайд) Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. (слайд) Посмотрим на арабские цифры и видим, что 0 – цифра без единого угла в начертании. 1 – содержит один острый угол. 2 – содержит два острых угла. 3 – содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры получается при написании цифры 3 при заполнении почтового индекса на конверте) 4 – содержит 4 прямых угла (именно этим, объясняется наличие «хвостика» внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию) 5 – содержит 5 прямых углов (назначение нижнего хвостика – то же самое, что у цифры 4 – достройка последнего угла) 6 – содержит 6 прямых углов. 7 – содержит 7 прямых и острых углов (правильное, арабское, написание цифры 7 отличается от приведенного на рисунке наличием дефиса, пересекающего под прямым углом вертикальную линию посередине (вспомним, как мы пишем цифру 7), что дает 4 прямых угла и 3 угла дает еще верхняя ломаная линия) 8 – содержит 8 прямых углов. 9 – содержит 9 прямых углов (именно этим объясняется столь замысловатый нижний хвостик у девятки, который должен был достроить 3 угла, чтобы общее их число стало равно 9) От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, ……. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает. Какую цифру вы любите больше всего? Семерку? Пятерку? А может, единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить, или не любить какие - то цифры, числа? Однако не все так думают. У некоторых есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое и т.д. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры.(слайд) - А сейчас угадайте мою загадку По дороге 2 мальчика шли И по два рубля нашли. За ними ещё 4 идут.
Сколько они денег найдут?
(
нисколько) Цифра вроде буквы О- Это ноль, иль ничего. Круглый ноль, такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки - Кто нам расскажет про 0? -как вы понимаете пословицу ? -Ноль внимания (прост.). (Полное равнодушие, безразличие со стороны кого- либо к кому-либо или чему-либо). -Одна, когда тетрадь пуста. Задрав свой нос до потолка, Она бранит ученика. И словно цапля средь болот Его за лень его клюет. Хоть у нее одна нога Она стройна, горда, строга. Ни журавль то, ни синица. А всего лишь... ( ЕДИНИЦА) - Кто нам расскажет про 1? -Объясните пословицы. -Один в поле не воин. (В одиночку всё трудно делать, не сделаешь того, что можно сделать сообща). -Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. -Что скользит по светлой глади Ученической тетради Белым лебедем прекрасным, Ставшим от позора красным За бездельника, плутишку Непослушного мальчишку? То, за что его ругают, И конфет в обед лишают. С легким росчерком пера Появилась цифра...( ДВА) -Расскажите про число 2. -Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три) -Расскажите про число 3. - А в каких сказках встречается число 3?(слайд) - Ребята, а про какое число идёт речь? Это число древние считали символом устойчивости и прочности. Рисовали квадрат, четыре стороны которого
означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воду и Воздух. (Цифра 4). Под кустами у реки Жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? четыре -Кто нам расскажет про число 4? -Решите занимательную задачу: Три ромашки – желтоглазки, Два весёлых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? (5) Цифра 5- любимая цифра многих людей. -А кто же из ребят её выбрал и нам о ней расскажет? (цифра 5)
Физкультминутка:
Все умеем мы считать: раз, два, три, четыре, пять! (шагаем на месте) Все умеем мы считать (хлопаем в ладоши), Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте). Руки за спину положим (руки за спину), Голову поднимем выше (подняли голову выше, руки вверх) И легко-легко подышим (руки ослаблено опустить вниз, выдох). - Ребята, подумайте, какое число может сказать про себя: «Повернёшь меня вверх головой и стану я цифрой другой?» (6) -Расскажите про число 6. - Сколько гномов приютили Белоснежку?» (Семь) Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний – Появляется передний. (Дни недели) Игра «Неделька, стройся». Учитель заранее заготавливает таблички с названиями дней недели, вызывает к доске семь учеников, вручив каждому табличку, и потом даёт команду: «Неделька, стройся!» Дети должны быстро построиться по порядку, начиная с понедельника. Семь видимых с Земли светил в Солнечной системе: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн(слайд) В тёмном небе звёздной ночью Я нашёл семь ярких точек. Семь горящих глаз нашёл, Называются ковшом…(слайд) -Кто расскажет нам про цифру 7? -В зоопарке я бывала, Обезьянок я считала, Две сидели на доске, Две играли на песке, А четыре грели спинки Сколько их, Скажи без запинки. (8)
-Кто расскажет нам про цифру 8? -Объясните пословицы: -Восьмое чудо света. (Употребляется в значении чего-то необыкновенного, грандиозного, но иногда и в ироническом смысле). -Семь лет молчал, на восьмой вскричал. Все ли здесь цыплята-детки, Надо сосчитать наседке: Шесть – на грядках, три – во ржи. Сколько их всего, скажи?(9) - Хорошая соседка у цифры 8 есть. Досталась цифре девять Особенная честь. Мы очень любим в мае Девятое число, Победу над фашизмом, оно нам принесло. (9). -Кто расскажет нам про цифру 9? -Посмотрите, какой большой город .А сколько цифр в нём проживает? Назовите их хором (слайд) -Где мы используем числа? -Есть ребусы с числами. Давайте, их решим (слайд) -Даже с помощью цифр можно рисовать рисунки, написать стихи (слайд) Подведение итогов. - Подведём итог вашей творческой работы! Как вы думаете, для чего мы с вами рассказываем друг другу о цифрах? (Ответы детей). Чья работа вам понравилась больше? Чем? Рефлексия. -Что в твоей работе было самым трудным? -А что самым интересным? -Оцените своё настроение. Покажите смайлики.
Заключение
Исходя, из всего выше изложенного, мы пришли к выводу: что наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими, а происхождение каждой из девяти арабской цифры заключается в идее связать числовое значение цифры с количеством углов в её написании. - Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов! Ваши работы побудут некоторое время на выставке. Вы можете посмотреть их друг у друга.



Яндекс.Метрика