Напоминание

"Первые шаги в науку"

Автор: Гагарина Ирина Витальевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ "МСОШ №16"

Населённый пункт: Челябинская область город Миасс

Наименование материала: программа

Тема: "Первые шаги в науку"

Описание:

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые шаги в науку". Организация проектной деятельности младших школьников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3727

Опубликовано 05.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


I.

Пояснительная записка
Одно из требований современного образования – формирование исследовательских и проектных умений учащихся. Именно в этой деятельности формируются ключевые компетентности учащихся, из которых и складывается умение учиться. Кроме того в данных видах деятельности проявляется реализация личностно-ориентированного подхода. Исследовательские творческие проекты – уникальные формы совместной деятельности, обеспечивающие сотрудничество, сотворчество детей и взрослых. Программа
«Первые шаги в науку»
предназначена для детей младшего школьного возраста, рассчитана на весь период обучения в начальной школе и нацелена на систематизацию и расширение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающего мира, направлено на полное раскрытие интеллектуальных, творческих возможностей детей, развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности учащихся.
Цель программы:
освоение опыта исследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
-формирование исследовательской и проектной культуры учащихся; -формирование умения планирования и организации собственных действий; -формирование умений работы с информацией; -развитие коммуникативных способностей; -расширение знаний о предметах и явлениях окружающего мира; -расширение кругозора и активизации познавательных процессов; -воспитание нравственного отношения к окружающему миру.
II.

Общая характеристика предмета
Исследовательские творческие проекты – уникальные формы совместной деятельности, обеспечивающие сотрудничество, сотворчество детей и взрослых. Творческие и учебные проекты, представленные в программе, могут осуществляться как во внеурочной деятельности, так и на уроках (окружающий мир, технология, литературное чтение). Большая часть проектов выполняется во внеклассной работе или в сочетании внеклассной работы и урока. Отдельно выделяются проекты по технологии, которые выполняются только на занятиях. Творческие проекты, представленные в программе, ориентированы на учебный материал, включают материал национально- регионального компонента. Учитель вправе самостоятельно выбирать, дополнять темы для работы над проектом. Во время занятий используются проблемно-поисковые методы исследования (опыты, наблюдения). К работе над проектами в качестве соисследователей привлекаются родители учащихся или ученики старших классов. В качестве приложения к программе предлагаются разработки проектов и материалы участников, полученные в ходе реализации проектов.
Структура программы:
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми, реализуется за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана образовательного учреждения. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность учащихся – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой исследовательский или творческий проект, школьник раскрывает свои способности, самовыражается, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

1 этап
(подготовительный): знакомство со структурой исследования, источниками информации, формами представления результатов. Обеспечивается курсом междисциплинарного обобщения (МДО).
2 этап
(этап развития): развитие творческой активности, развитие навыков исследовательской деятельности, выполнение творческих проектов.
Формы деятельности:
Организационные формы: 1. Работа в малых группах (используется в межпредметных проектах). 2. Личный исследовательский проект (используется в проектах любого предмета программы). Формы учебной творческой деятельности: 1. Экскурсии (в природу, музеи, живые уголки, на предприятия города). 2. Практические занятия (опыты, наблюдения, лабораторные работы, эксперименты). 3. Написание исследовательских работ (создание различных форм отчёта о проделанной работе: текстовые документы, газеты, публикации, мультимедийные презентации и т.д.) 4. Защита проектов (конференции, праздники, интеллектуальные игры, инсценировки и т.д.). 5. Участие в различных конкурсах (школьное и городское НОУ, Малая универсиада, «Вода на Земле», «Я – исследователь» и т.д.). Обучение исследованию строится через: -экскурсии; -наблюдения; -опыты; -беседы. По окончании обучения по программе дети должны уметь ставить проблему исследования, выделять объект исследования, ставить вопросы, определяющие направление исследования. Проводить отбор необходимой информации: анализировать, классифицировать выбранные объекты. Выполнять поиск, отбор, структурирование необходимой информации, составлять план решения проблемы, действовать по намеченному плану. Школьники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские записи, оформлять собранный материал. Представлять результаты собственной деятельности в выбранной ими форме. Подведение итогов деятельности может проводиться в форме выставки результатов, выступления на научно-практических конференциях, участия в различных конкурсах и т.п.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Образовательный курс «Первые шаги в науку» относится к внеурочной деятельности к общеинтеллектуальному направлению и изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1кл.- 33часа, 2-4кл. по 34часа). Особое место занимают творческие проекты и практические работы. Обучение исследованию строится через экскурсии, наблюдения, опыты, беседы.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни
– признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира � частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека
как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра
– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины
– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи
как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества
как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы
как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности
как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности
– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма
- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества
- осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


V. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе дети должны уметь ставить проблему исследования, выделять объект исследования, ставить вопросы, определяющие направление исследования. Проводить отбор необходимой информации: анализировать, классифицировать выбранные объекты. Выполнять поиск, отбор, структурирование необходимой информации, составлять план решения проблемы, действовать по намеченному плану. Школьники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские записи, оформлять собранный материал. Представлять результаты собственной деятельности в выбранной ими форме.
1класс

Личностные результаты
:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; -называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; -самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания информации; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться на развороте, в оглавлении, в словаре; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя выбранную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других; - слушать и понимать речь других. - совместно договариваться о правилах общения .
Предметные результаты:
- уметь видеть и ставить проблему с помощью взрослых; - ставить вопросы; - анализировать, классифицировать выбранные объекты; - составлять план решения проблемы с помощью учителя; - уметь представить собранный материал в форме рассказа.
2 класс

Личностные результаты
: -объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками; -самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов творческой и исследовательской деятельности; -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - учиться планировать практическую деятельность; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы; - учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы решения данной проблемы; - осуществлять контроль; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую информацию в словарях и энциклопедиях, в выбранной литературе; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - договариваться сообща; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Предметные результаты:
- уметь видеть и ставить проблему с помощью учителя и самостоятельно; - ставить вопросы; - анализировать, классифицировать выбранные объекты; - составлять план решения проблемы с помощью учителя и самостоятельно; - уметь представить собранный материал в форме рассказа устного и письменного; -учиться вести исследовательские записи и оформлять собранный материал.
3-4-й класс

Личностные результаты
: -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека; важность бережного отношения к здоровью человека и к природе; важность различия «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»; -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
:

Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
- уметь ставить проблему исследования, выделять объект исследования; - ставить вопросы, определяющие направление исследования; - проводить отбор необходимой информации: анализировать, классифицировать выбранные объекты; -выполнять поиск, отбор, структурирование необходимой информации, составлять план решения проблемы, действовать по намеченному плану; -уметь общаться с людьми, вести исследовательские записи, оформлять собранный материал; -представлять результаты собственной деятельности в выбранной ими форме.
VI. Содержание учебного предмета
Программа
«Первые шаги в науку»
предназначена для детей младшего школьного возраста, рассчитана на весь период обучения в начальной школе и нацелена на
систематизацию и расширение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающего мира, направлено на полное раскрытие интеллектуальных, творческих возможностей детей, развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности учащихся. Творческие и учебные проекты осуществляются во внеурочной деятельности на уроках: окружающий мир, технология, литературное чтение.
Творческие и исследовательские проекты по предмету «Окружающий мир»

Неживая

природа

Живая природа

Моя страна

Мои увлечения

1 класс
Почему хрустит снег Как живут птицы нашего края. Мама, папа, я – вот моя семья (семейные традиции и праздники) Наши меньшие друзья (ухаживаем за животными живого уголка)
2 класс
Куда исчезают лужи. Кто шевелит листья на деревьях. Почему желтеют листья. Моя школа (история семьи через историю школы) Какие бывают машины (великие изобретения человечества)
3 класс
Почему светят звёзды. Почему пингвину плохо в пустыне (сообщества животных) Миасс – город в Золотой долине (история города через историю моей семьи) Почему не падает самолёт (создание действующей модели планера)
4 класс
Что хранит Хозяйка Медной горы (по материалам Ильменского государственного заповедника) Как я расту (изучаем свой организм). Судьба моей семьи в судьбе моей страны (составление родословной) Посмотрите, что я умею (расскажи о своём хобби)
Творческие проекты по предмету «Трудовое обучение»

1 класс
В работу всё сгодится (работа с природным материалом). Сказки из бумаги (аппликация)
2 класс
В работу всё сгодится (работа с тестом). Витражи (аппликация)
3 класс
В работу всё сгодится (работа с пластиковыми бутылками). Коллаж «Матрёшка» (ткань, бумага)
4 класс
В работу всё сгодится (работа с фольгой). Вязаные чудеса (плетение и вязание из ниток, ткачество)
Творческие проекты по предмету «Литературное чтение»

1 класс
Мы сочиняем стихи (рифмовки на заданную тему)
2 класс
Моя мама (рисуем образы). Кто в сказке живёт? (на примере народных
сказок)
3 класс
Мой учитель (рисуем образы). Где и как рождаются сказки? (сравнение авторских и народных сказок)
4 класс
Вечная память павшим (сочиняем стихи о ВО войне). Где живёт счастье? (по мотивам авторских сказок «Щелкунчик», «Синяя птица»)
Темы экскурсий, сопровождающих работу над проектами:
1. Сезонные изменения в природе (по временам года) 2. О чём рассказывает природа? (Птицы, растения, животные нашего края. Домашние животные. Вредные и полезные насекомые) 3. Путешествие по экологической тропе (река Миасс, озеро Тургояк, городской пляж) 4. Профессии наших родителей (Предприятия города) 5. Заповедные тропы Урала (Ильменский государственный заповедник) 6. Музеи нашего города ((Краеведческий музей, музеи предприятий)
Темы наблюдений, сопровождающих работу над проектами:
1. Наблюдение и уход за комнатными растениями 2. Наблюдение и уход за животными живого уголка 3. Фенологические наблюдения 4. Самонаблюдения (Подсчёт ударов пульса в различных состояниях, измерение температуры тела и т.д.) 5. Сезонная и профессиональная деятельность людей 6. Жизненные формы растений 7. Наблюдение за состоянием воды в природе 8. Наблюдение за прорастанием семян
Практические и лабораторные работы:
1. Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состоянии (воздух, вода) 2. Измерение температуры воздуха и воды 3. Растворение веществ, фильтрование 4. Знакомство с функциями различных приборов (лупа, микроскоп, термометр, компас, теллурий) 5. Рассматривание под микроскопом микроорганизмов в капле воды 6. Ориентирование на местности по солнцу, компасу, местным признакам 7. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов (определение координат изучаемых объектов, ориентирование на физической карте мира)), работа с историческими картами, картой природных зон, контурными картами 8. Сравнение карт разных масштабов 9. Составление плана школьного участка 10. Определение состава почвы 11. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранит, известняк) 12. Работа с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений 13. Рассматривание плодов, семян, корнеплодов различных растений 14. Составление режима дня 15. Оказание первой помощи при лёгких травмах
Беседы:
1. Кто такие исследователи? 2. Что такое гипотеза и как её доказать? 3. Что такое экология?
4. Правила поведения в природе 5. Могу ли я изменить мир?
Учебно-тематический план
Вводное занятие. Кто такие исследователи?
1этап. Реализация курса междисциплинарного обобщения

1.

Введение в тему.
Знакомство с понятием «изменение». Изменения природные и искусственные. Изучение разнообразных примеров изменений. Использование различных источников для сбора информации. Классификация примеров изменений. 2.
Всё течёт, всё изменяется.
Знакомство с понятием «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, вещах, жизни людей. Причины изменений. Знакомство с различными источниками информации и способами её нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью ключевых слов. Анализ приёмов изменения.
3.

Вредные и полезные изменения.
Вредные и полезные изменения в природе вещах, жизни людей. Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятия «критерий», «критериальная оценка». Оценка при помощи различных критериев приведённых примеров. Открытые и закрытые вопросы. Изучение различных источников информации. 4.
Одно изменение влечёт за собой другое.
Связь одного изменения с другим. Изучение последовательности изменений в природе, обществе, вещах. Проведение опытов и наблюдений для выявления связей. Изучение различных источников информации.
5.

Глобальные и частные изменения.
Глобальные и частные изменения в природе и обществе. Критерии для оценки масштаба изменений. Последствия глобальных и частных изменений. Оценка явлений, процессов и событий с помощью критериев. Изучение примеров глобальных и частных изменений в истории нашей планеты и в истории цивилизации.
6.

Изменение видения мира.
Понятие внешней и внутренней роли (позиции), которую человек выполняет в обществе. Изучение различных социальных ролей. Связь между внешней и внутренней позицией с одной стороны и представлениями и суждениями человека с другой. Изобретения и открытия в истории человечества. Связь между развитием науки и техники и изменениями в представлении людей о мире.
7.

Эволюционные и революционные изменения.
Понятия «эволюция», «революция». Эволюционные и революционные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между эволюционными и революционными изменениями. Проведение опытов, демонстрирующих эту связь. Процесс и результат изменений. Изучение процессов изменений и их результатов.
8. Подготовка и проведение итоговой конференции.

2этап. Этап развития (реализация собственных проектов)

Примечание:
Тематика проекта выбирается самостоятельно учителем и учащимися из предложенных в программе проектов. Время, отведённое на подготовку и реализацию проекта, может изменяться в зависимости от ситуации. В зависимости от ситуации за учебный год может быть реализовано до 7 творческих или исследовательских проектов. Реализация проекта по выбранной теме. Постановка проблемы. Планирование деятельности. Распределение ролей.
Подготовительная работа. Предварительная защита. Доработка. Окончательная защита проекта.
VII. Тематическое планирование по курсу «Первые шаги в науку»

1 класс

33 часа (1 недельный час)



Тема

Кол-во

Планируемые результаты


п/п

часов
1 Кто такой исследователь? Знакомство с пиктограммами. Порядок выстраивания исследования 1
Личностные результаты
: -оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; -называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; -самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания информации; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор 2 Обучение работе в группах. Развитие умения видеть проблему 1 3 Посмотрим на мир чужими глазами. Я – осенний листочек 1 4 Что такое «гипотеза»? Как её доказать? 1 5 Мини-исследование «Почему осенью с деревьев опадают листья?» 1 6 Где добывать информацию. Обучение работе с разными информационными источниками 1 7 Мини-исследование «Путешествие плодов и семян». Игра «Великие путешественники» 1 8 Лесные этажи. Групповое мини- исследование 1 9 Наблюдение и эксперимент. Учимся делать выводы 1 10 Цепочки в лесу. Наблюдение за следами животных 1 11 Что такое заповедник. Экскурсия 1 12 Мини-исследование «Как живут птицы нашего края». Покормите птиц зимой (п.р.) 1 13 Обобщение полученных данных. Учимся делать выводы 1 14 Звери сказочные и звери реальные. Игровая программа 1 15 Тигр Амурский. Занятие с элементами исследования 1 16 Тигр Амурский Творческое дело 1 17 Папа, мама, я – вот моя 1
семья. Творческий проект (родословное древо) источников информации: ориентироваться на развороте, в оглавлении, в словаре; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя выбранную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других; - слушать и понимать речь других. - совместно договариваться о правилах общения .
Предметные результаты:
- уметь видеть и ставить проблему с помощью взрослых; - ставить вопросы; - анализировать, классифицировать выбранные объекты; - составлять план решения проблемы с помощью учителя; - уметь представить собранный материал в форме рассказа. 18 Семейные реликвии. Творческий проект 1 19 Семейные праздники и традиции. Творческий проект 1 20 Мини-исследование «Я и мой организм» 1 21 Мини-исследование «Удивительные превращения пирожка» 1 22-24 Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Составление классной коллекции 3 25-27 Творческий проект. В работу всё сгодится (работа с различными материалами) 3 28-29 Мини-исследование «как живут слова». (этимология, фразеологизмы и т.д.) 2 30-31 Творческий проект «Мы сочиняем стихи» 2 32-33 Мини-исследование на выбранную тему 2
Тематическое планирование по курсу «Первые шаги в науку»

2 класс


34 часа (1 недельный час)



п/п

Тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты
1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. 1
Личностные результаты
: -объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками; -самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов творческой и исследовательской деятельности; -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - учиться планировать практическую деятельность; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы; - учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы решения данной проблемы; - осуществлять контроль; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно- поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую 2 Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» 1 3 Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями 1 4 Выбор помощников в работе над проектом 1 5 Этапы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» 1 6 Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» 1 7 Проблема. Решение проблемы 1 8 Выработка гипотезы- предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение» 1 9 Цель проекта 1 10 Задача проекта 1 11 Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями:»сбор», «информация», «энциклопедия», «интернет», «книги, газеты, журналы» 1 12 Знакомство с интересными людьми. Интервью 1 13 Обработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор» 1 14 Создание продукта проекта. Знакомство с понятиями «макет», «поделка» 1 15 Играем в учёных. Это интересно 1 16 Текст 1 17 Отбор информации для 1
семиминутного выступления (мини- сообщение) информацию в словарях и энциклопедиях, в выбранной литературе; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - договариваться сообща; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Предметные результаты:
- уметь видеть и ставить проблему с помощью учителя и самостоятельно; - ставить вопросы; - анализировать, классифицировать выбранные объекты; - составлять план решения проблемы с помощью учителя и самостоятельно; - уметь представить собранный материал в форме рассказа устного и письменного; -учиться вести исследовательские записи и оформлять собранный материал. 18 Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «презентация» 1 19 Значимость компьютера в создании проектов. Презентация 1 20 Первые шаги составления презентации на компьютере 1 21 Первые шаги составления презентации на компьютере 1 22 Совмещение текста выступления с показом презентации 1 23 Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией 1 24 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта 1 25 Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина» 1 26 Изготовление визитки 1 27 Правильное составление титульного листа визитки 1 28 Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» 1 29 Играем в учёных. Это интересно 1 30 Различные конкурсы проектно- исследовательской деятельности 1 31 Памятка жюри конкурса 1 32 Пробное выступление перед незнакомой аудиторией 1 33 Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией 1 34 Играем в учёных. Это интересно. Благодарственные рисунки- открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам 1
Тематическое планирование по курсу «Первые шаги в науку»

3 класс


34 часа (1 недельный час)



п/п

Тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты
1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. 1
Личностные результаты
: -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека; важность бережного отношения к здоровью человека и к природе; важность различия «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»; -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. -Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. -Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 2 Знакомство с темой. «Что мы знаем о жизни наших предков» 1 3 Обычаи и традиции наших предков. Сбор информации по самостоятельно выбранной теме (в рамках общей темы) 1 4 Выбор помощников в работе над темой. Представление первичной информации 1 5 Завершение работы над темой. Подготовка коллективного альбома по общей теме. 1 6 Представление собранного материала в альбоме 1 7 Что такое проект и какими они бывают? 1 8 Работа над проектами. Выбор проекта 1 9 Гипотеза, цель, задачи проекта 1 10 Сбор информации для проекта. 1 11-12 Мини-исследование «Где и как рождаются сказки?» 2 13 Обобщение полученных данных. Выводы 1 14-15 Миасс – город в Золотой долине (история города через историю моей семьи). Творческий проект 2 16 Играем в учёных. Это интересно. Почему светят звёзды 1 17 Создание продукта проекта. Макет, поделка 1 18-19 В работу всё сгодится (работа с пластиковыми бутылками). Коллаж «Матрёшка» (ткань, бумага) 2 20 Почему не падает самолёт (создание действующей модели планера) 1
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: -Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -Отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. -Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
- уметь ставить проблему исследования, выделять объект исследования; - ставить вопросы, определяющие направление исследования; - проводить отбор необходимой информации: анализировать, классифицировать выбранные объекты; -выполнять поиск, отбор, структурирование необходимой информации, составлять план решения проблемы, действовать по намеченному плану; -уметь общаться с людьми, вести исследовательские записи, оформлять собранный материал; 21 Как мы решали проблемы. Узкая тема. Неудачный источник информации 1 22 Мини – сообщение Почему пингвину плохо в пустыне (сообщества животных) 1 23 Творческая работа. Презентация. Мой учитель (рисуем образы). 1 24 Совмещение текста выступления с показом презентации 1 25 Что такое экология? (беседа) Творческая работа «Влияние человека на биосферу» 1 26 Путешествие по экологической тропе (река Миасс, озеро Тургояк, городской пляж) Виртуальные экскурсии 1 27 Фенологические наблюдения 1 28 Знакомство с функциями различных приборов (лупа, микроскоп, термометр, компас, теллурий) П.Р. 1 29 Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состоянии (воздух, вода) Практическая работа 1 30 Правила поведения в природе (беседа). Измерение температуры воздуха и воды. П.Р. 1 31 Рассматривание под микроскопом микроорганизмов в капле воды П.Р. 1 32 Визитка. 1 33 Конкурсы проектно- исследовательской деятельности 1 34 Самоанализ - рефлексия 1
-представлять результаты собственной деятельности в выбранной ими форме.
Тематическое планирование по курсу «Первые шаги в науку»

4 класс

34 часа (1 недельный час)



п/п

Тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты
1 Открытия в науке и за партой. Могу ли я изменить мир? (беседа) 1
Личностные результаты
: -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека; важность бережного отношения к здоровью человека и к природе; важность различия «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»; -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. -Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая 2 Откуда берутся знания. Что хранит Хозяйка Медной горы (по материалам Ильменского государственного заповедника) 1 3 Как учёные открывают знания. Жизненные формы растений (наблюдения) 1 4 Как школьники открывают знания. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов (определение координат изучаемых объектов, ориентирование на физической карте мира), работа с историческими картами, картой природных зон, контурными картами. П.Р. 1 5 Зачем нужно открывать знания. Подготовка проекта на тему «Море» (информационные проекты) 1 6-8 Представление собранного материала в альбоме (словарь морских терминов, «Морская азбука», Кулинарные рецепты» 3 9 Мини-исследование «Добывание соли из морской воды» Растворение веществ, фильтрование. П.Р. 1 10 Решение проблем. Экологическая проблема: 1
как удалить разлитое машинное масло с поверхности воды информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. -Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: -Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -Отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. -Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
- уметь ставить проблему исследования, выделять объект исследования; - ставить вопросы, определяющие направление исследования; - проводить отбор необходимой информации: анализировать, классифицировать выбранные объекты; -выполнять поиск, отбор, структурирование 11 Учимся открывать знания. Ставим проблему: «догадка» и «цепочка» 1 12 Решаем проблему: «догадка» и «цепочка» 1 13 Мини-исследование «Как я расту» (изучаем свой организм). 1 14 Самонаблюдения (Подсчёт ударов пульса в различных состояниях, измерение температуры тела и т.д.) Оказание первой помощи при лёгких травмах. П.Р. 1 15-16 Создаём и показываем продукт. «Как улучшить свою память», «Как начать лучше учиться» 2 17 Играем в учёных. Это интересно. «История пассажирского транспорта» 1 18 Создание продукта проекта. Макет, поделка машины, самолёта, кораблей, транспорта из конструктора. 1 19-20 Решения проблем: как избавиться от пробок, как уменьшить загрязнение атмосферы транспортом 2 21 Информационные проекты: Что хранит Хозяйка Медной горы (по материалам Ильменского государственного заповедника) 1 22 Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранит, известняк) П.Р. 1 23 Работа с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений. П.Р. 1 24-25 Информационные 2
проекты: Судьба моей семьи в судьбе моей страны (составление родословной) необходимой информации, составлять план решения проблемы, действовать по намеченному плану; -уметь общаться с людьми, вести исследовательские записи, оформлять собранный материал; -представлять результаты собственной деятельности в выбранной ими форме. 26 Открываем разные знания. Мини-исследование «Биологические часы» 1 27 Творческая работа. Жизненные формы растений (наблюдения) 1 28 Открываем окружающий мир. Наблюдение за прорастанием семян. Рассматривание плодов, семян, корнеплодов различных растений. П.Р. 1 29-30 Творческий проект. В работу всё сгодится (работа с фольгой). Вязаные чудеса (плетение и вязание из ниток, ткачество) 2 31 Музеи нашего города (Краеведческий музей, музеи предприятий). Экскурсии 1 32 Творческий проект. Вечная память павшим (сочиняем стихи о ВОвойне). 1 33 Мини-исследование «Что такое «хорошая школа» 1 34 Конкурсы проектно- исследовательской деятельности 1

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации целей и задач обучения по курсу «Первые шаги в науку» используется УМК:  Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников, практическое пособие для учителей начальных классов  Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу, пособие по проектной деятельности в начальной школе 2-4 класс  Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект, рабочая тетрадь 1-4 класс  Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект, методическое пособие для учителя начальных классов 1-4 класс Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия
: 1) натуральные живые пособия; 2) гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты; 3) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.; 4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Другим средством наглядности служит оборудование для
мультимедийных

демонстраций
(компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Первые шаги в науку».


Яндекс.Метрика