"Развитие речи детей с О В З во внеурочное время "
Автор: Кабитова Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Г Б О У Республики Марий Эл " Школа№2 г,Йошкар -Олы "
Населённый пункт: Йошкар - Ола
Наименование материала: Развитие речи детей с О В З во внеурочное время
Тема: "Развитие речи детей с О В З во внеурочное время "
Описание:
Важнейшая педагогическая задача воспитателя это развитие речи детей с О В З и дальнейшая их социализация в жизни,опираясь на предыдущий полученный опыт
Речь детей с интеллектуальной недостаточностью
отличается от речи детей с нормальным развитием грубым
недоразвитием. Однако, одной из главных потребностей
детей с нарушениями в развитии является потребность в
общении. Для них способность общаться может быть тем
средством, которое помогает выразить свои желания, свои
потребности и нужды.
Для развития речи детей с интеллектуальной
недостаточностью должна быть спланирована,
систематизирована и организованно проводиться большая
работа. Помимо целенаправленных уроков по развитию
устной и письменной речи, работа по активизации словаря
детей ежедневно проводится на воспитательных занятиях и
на протяжении всего внеурочного времени, то есть, в группе
продленного дня. Обучение правильной и грамотной речи
должно идти впереди их актуального развития.
Индивидуально подходя к каждому, определяя развитие
психических особенностей детей, идет ориентирование на
«зону ближайшего развития, так называемый «завтрашний
день».
Последовательность начального развития речи
обучающихся с ОВЗ:
- первичное знакомство с предметами и их наименованиями;
- исследование свойств предметов и их качеств;
- группировка, обобщение и простейшая классификация по
одному признаку;
- формирование понятий об обобщающих словах.
Для того, чтобы развивалась связная речь ребенка,
понимаемая как отражение ясных и отчетливых
представлений, а не пустая болтовня, дети с нарушением
интеллекта должны быть окружены вещами и явлениями,
которые они могут рассматривать, сравнивать и изучать. В
большинстве своем, речь лучше развивается наглядным,
действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть
налицо все предметы, явления и события, с которыми эти
названия связаны. Например, о весне и ее признаках лучше
разговаривать именно весной, а о празднике Новый год – в
декабре, непосредственно перед событием, деревья изучать
на прогулках, а животных – во время экскурсии на ферму
или в зоопарк. То есть, в обязательном порядке, постоянно
должна прослеживаться связь с реальностью.
Расширение круга представлений обучающихся с
ОВЗ неразрывно связано с организацией окружающей
обстановки во внеурочное время. Воспитатель ГПД должен
организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее
непринужденно и свободно черпать представления, понятия
и образы, создать условия, в которых у них появилось бы
желание и потребность говорить, превращать
воспринимаемое и наблюдаемое в речь. Регулярно должны
проводиться беседы, прогулки, воспитательные занятия,
экскурсии, познавательные мероприятия и т.д, где
непрерывно идет работа по развитию речи.
Слово, связанное с наглядным представлением,
должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено
в памяти. Для того, чтобы слово сохранилось в памяти,
педагогом должно быть организовано занятие таким
образом, чтобы ребенок воспроизводил название предмета,
явления или события слухом и сознанием много раз, чтобы
овладеть правильным его произношением.
Однако, само по себе накопление новых слов не ведет
к заметному улучшению развития речи детей. Для
активизации словаря педагогу в своей работе следует
использовать следующие приемы:
- вопросы к детям, требующие ответа-констатации (что?
где? какой?) или ответа-размышления (как? почему?
зачем?);
- напоминание, косвенный подсказ известного слова
(Красная Шапочка верила волку. Она была… (доверчива);
- образование слов по аналогии (Для сахара – сахарница,
для сухарей - … (сухарница);
- подбор прилагательных и глаголов, характерных для
объекта (Какой рассказ? – Веселый, похожий на сказку.);
- проговаривание и договаривание слов, пропущенных
воспитателем.
Речевая активность у детей с интеллектуальной
недостаточностью выражена крайне слабо и быстро
исчерпывается. Поэтому, при развитии разговорной речи
педагогу необходимо постоянно активизировать
воспитанников системой поручений и указаний, прямо
требующих речевой коммуникации: «Попроси…»,
«Скажи…», «Повтори…» и т.п.
Основными
видами структурно – семантического
взаимодействия реплик являются:
- вопрос – ответ;
- вопрос – контрвопрос (вопрос к вопросу);
- сообщение и, вызванное им, ответное сообщение.
Сказанное следует понимать так, что нельзя сводить
работу над развитием речи только к вопросам и ответам.
Надо стараться научить обучающихся ответным
высказываниям, так называемым полным ответам, привычке
обмениваться мнениями, подхватыванию мысли
собеседника. Например, при вопросе: «Все построились на
полдник?» не следует ограничиваться ответом: «Нет!», а
выводить наводящими вопросами детей на предложения:
«Нет Димы. Он еще моет руки». Таким образом,
желательно, чтобы реплики детей состояли из двух фраз:
а) реакции на услышанное;
б) фразы, побуждающей собеседника к продолжению
разговора.
Разбирая развитие речи детей с ограниченными
возможностями здоровья следует выделить следующие
этапы:
- повторение за воспитателем образцов коротких диалогов
из трех-четырех фраз;
- ответы на вопросы воспитателя по окружающей
обстановке, по отдельным предметам, по картинке и т.д.;
- постановка вопросов друг другу и ответы на них, следуя
образцу, данному воспитателем;
- составление разговорного диалога, аналогичного
прослушанного;
- дополнение реплик воспитателя или собеседника.
Говоря о развитии речи, нельзя не затронуть развитие
культуры речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Основным примером для речевого подражания должны
стать педагоги. Культура речи педагога должна влиять на
культуру речи воспитанников. Но учить культуре речи
следует не столько путем методических приемов и
указаний, сколько путем примера и образца. Подражание
педагогам, носителям речевой культуры и литературного
языка – важнейшее условие грамотного и правильного
речевого развития несовершеннолетних. Чтобы создать у
них запас культурного активного словаря, педагогам следует
говорить много и ярко, произносить фразы отчетливо,
неторопливо. Употреблять в речи новые слова и выражения,
радоваться их появлению в речи воспитанников.
Таким образом, развитие речи детей во внеурочное
время является одной из важнейших педагогических задач
формирования их активной и правильной речи. Ее решению
способствует:
- благоприятная речевая среда, из которой обучающиеся
могут черпать культурные речевые образцы;
- целенаправленные педагогические воздействия,
помогающие обучающимся овладевать конкретными
речевыми умениями, прежде всего умением общаться.