Напоминание

"Развитие речи детей с О В З во внеурочное время "

Автор: Кабитова Валентина Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: Г Б О У Республики Марий Эл " Школа№2 г,Йошкар -Олы "

Населённый пункт: Йошкар - Ола

Наименование материала: Развитие речи детей с О В З во внеурочное время

Тема: "Развитие речи детей с О В З во внеурочное время "

Описание:

Важнейшая педагогическая задача воспитателя это развитие речи детей с О В З и дальнейшая их социализация в жизни,опираясь на предыдущий полученный опыт

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3756

Опубликовано 11.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Речь детей с интеллектуальной недостаточностью отличается от речи детей с нормальным развитием грубым недоразвитием. Однако, одной из главных потребностей детей с нарушениями в развитии является потребность в общении. Для них способность общаться может быть тем средством, которое помогает выразить свои желания, свои потребности и нужды. Для развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью должна быть спланирована, систематизирована и организованно проводиться большая работа. Помимо целенаправленных уроков по развитию устной и письменной речи, работа по активизации словаря детей ежедневно проводится на воспитательных занятиях и на протяжении всего внеурочного времени, то есть, в группе продленного дня. Обучение правильной и грамотной речи должно идти впереди их актуального развития. Индивидуально подходя к каждому, определяя развитие психических особенностей детей, идет ориентирование на «зону ближайшего развития, так называемый «завтрашний день».
Последовательность
начального развития речи обучающихся с ОВЗ: - первичное знакомство с предметами и их наименованиями; - исследование свойств предметов и их качеств; - группировка, обобщение и простейшая классификация по одному признаку; - формирование понятий об обобщающих словах. Для того, чтобы развивалась связная речь ребенка, понимаемая как отражение ясных и отчетливых представлений, а не пустая болтовня, дети с нарушением
интеллекта должны быть окружены вещами и явлениями, которые они могут рассматривать, сравнивать и изучать. В большинстве своем, речь лучше развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, явления и события, с которыми эти названия связаны. Например, о весне и ее признаках лучше разговаривать именно весной, а о празднике Новый год – в декабре, непосредственно перед событием, деревья изучать на прогулках, а животных – во время экскурсии на ферму или в зоопарк. То есть, в обязательном порядке, постоянно должна прослеживаться связь с реальностью. Расширение круга представлений обучающихся с ОВЗ неразрывно связано с организацией окружающей обстановки во внеурочное время. Воспитатель ГПД должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия и образы, создать условия, в которых у них появилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь. Регулярно должны проводиться беседы, прогулки, воспитательные занятия, экскурсии, познавательные мероприятия и т.д, где непрерывно идет работа по развитию речи. Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того, чтобы слово сохранилось в памяти, педагогом должно быть организовано занятие таким образом, чтобы ребенок воспроизводил название предмета, явления или события слухом и сознанием много раз, чтобы овладеть правильным его произношением. Однако, само по себе накопление новых слов не ведет
к заметному улучшению развития речи детей. Для активизации словаря педагогу в своей работе следует использовать следующие
приемы:
- вопросы к детям, требующие ответа-констатации (что? где? какой?) или ответа-размышления (как? почему? зачем?); - напоминание, косвенный подсказ известного слова (Красная Шапочка верила волку. Она была… (доверчива); - образование слов по аналогии (Для сахара – сахарница, для сухарей - … (сухарница); - подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта (Какой рассказ? – Веселый, похожий на сказку.); - проговаривание и договаривание слов, пропущенных воспитателем. Речевая активность у детей с интеллектуальной недостаточностью выражена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому, при развитии разговорной речи педагогу необходимо постоянно активизировать воспитанников системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси…», «Скажи…», «Повтори…» и т.п. Основными
видами структурно – семантического

взаимодействия реплик
являются: - вопрос – ответ; - вопрос – контрвопрос (вопрос к вопросу); - сообщение и, вызванное им, ответное сообщение. Сказанное следует понимать так, что нельзя сводить работу над развитием речи только к вопросам и ответам. Надо стараться научить обучающихся ответным высказываниям, так называемым полным ответам, привычке
обмениваться мнениями, подхватыванию мысли собеседника. Например, при вопросе: «Все построились на полдник?» не следует ограничиваться ответом: «Нет!», а выводить наводящими вопросами детей на предложения: «Нет Димы. Он еще моет руки». Таким образом, желательно, чтобы реплики детей состояли из двух фраз: а) реакции на услышанное; б) фразы, побуждающей собеседника к продолжению разговора. Разбирая развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья следует выделить следующие
этапы:
- повторение за воспитателем образцов коротких диалогов из трех-четырех фраз; - ответы на вопросы воспитателя по окружающей обстановке, по отдельным предметам, по картинке и т.д.; - постановка вопросов друг другу и ответы на них, следуя образцу, данному воспитателем; - составление разговорного диалога, аналогичного прослушанного; - дополнение реплик воспитателя или собеседника. Говоря о развитии речи, нельзя не затронуть развитие культуры речи детей с интеллектуальной недостаточностью. Основным примером для речевого подражания должны стать педагоги. Культура речи педагога должна влиять на культуру речи воспитанников. Но учить культуре речи следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Подражание педагогам, носителям речевой культуры и литературного языка – важнейшее условие грамотного и правильного
речевого развития несовершеннолетних. Чтобы создать у них запас культурного активного словаря, педагогам следует говорить много и ярко, произносить фразы отчетливо, неторопливо. Употреблять в речи новые слова и выражения, радоваться их появлению в речи воспитанников. Таким образом, развитие речи детей во внеурочное время является одной из
важнейших педагогических задач
формирования их активной и правильной речи. Ее решению способствует: - благоприятная речевая среда, из которой обучающиеся могут черпать культурные речевые образцы; - целенаправленные педагогические воздействия, помогающие обучающимся овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.


Яндекс.Метрика