Напоминание

"Проектная и исследовательская работа на уроках литературного чтения"

Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1554

Населённый пункт: город Москва

Наименование материала: Методическая разработка

Тема: "Проектная и исследовательская работа на уроках литературного чтения"

Описание:

Закрепление полученных знаний на уроках литературного чтения по изучению прочитанных произведений; формирование основ поисковой деятельности учащихся; создание книги-самоделки.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3766

Опубликовано 13.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования ГБОУ Гимназия № 1554 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»
Учитель начальных классов Петроченкова Е.А. МОСКВА
2015 год ВВЕДЕНИЕ
«Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех

областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали

сами, побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»

К.И. Чуковский
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других - нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.


Тема
моей работы «Проектная и исследовательская работа на уроках литературного чтения (методическая разработка)».


Цель
работы: показать роль и значение проекта и исследования в формировании познавательных и творческих способностей учащихся начальных классов.
Задачи:
 изучить роль проектных и исследовательских работ на уроках литературного чтения;  проанализировать литературу и передовые технологии по данной теме;  разработать методические рекомендации по проектной работе на уроках литературного чтения по теме: книга-самоделка ОСЕНЬ;
 предложить технологические приёмы работы с басней. ТЕОРИЯ Изменения в Российском образовании, связанные с переходом на ФГОС НОО второго поколения, требуют от современного учителя нового подхода к профессиональной деятельности. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать такие компетенции младшего школьника, как: научить принимать решения, быть коммуникабельным, мобильным, заниматься проектной деятельностью и т.д. С этой целью в школе активно используются различные педагогические технологии, такие, как технология разноуровнего обучения, коллективного обучения, сотрудничества, модульного обучения, опережающего обучения, игровые технологии, технологии проблемного обучения, индивидуального обучения, а также проектная деятельность. Метод проектов был разработан в начале XX века. Первоначально его называли «Методом проблем», который был разработан американским философом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. В последнее время методу проектов снова уделяется пристальное внимание. Самый главный принцип внедрения метода проектов – это применение учащимися полученных знаний на практике и понимание их значения в своей личной жизни. Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — нравственно- эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста. Это значит, что с самого младшего возраста у учащихся формируется интерес к детской книге, желание и привычка читать. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Тематика проектов может быть самая разнообразная. Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она
завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в современном мире роль книги ушла на второй план. Поэтому всеми средствами мы стараемся приобщить к миру литературы. Интерес к книге, к чтению, к книжной культуре с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к великой русской художественной литературе требует повышенного внимания. В наше время возникла необходимость приобщения ребенка к читательской культуре: научить школьника дружить и общаться с книгой, извлекать из нее полезную информацию и использовать в своей учебной деятельности. В проектной деятельности учащийся приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребёнку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребёнок больше узнаёт о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. ПРАКТИКА Учитывая, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, хочу предложить такой приём работы, как создание КНИЖКИ-САМОДЕЛКИ (как продукта исследовательской работы и проекта). Эта работа относится к созданию творческого продукта. Наверно, легче всего было бы показать учащимся образец книжки-самоделки, дать задание изготовить «подобное» и назначить сроки изготовления. Но разве это принесёт радость получения результата детям и самому учителю? Не думаю. Поэтому к такой работе я как учитель подошла не спонтанно и подвела к ней шаг за шагом своих учеников. Хочу в своей методической разработке поделиться, как я называю «бусинками» - находками, которые, возможно, помогут учителям в своей работе. Не бойтесь, дорогие коллеги, если что-то не получится сразу так, как было задумано. Ведь каждый творческий продукт – это шаг к новому открытию, это путь к осмыслению. Ведь главное, чтобы результат был интересным, содержательным, технологичным. С чего я начала работу над созданием книжки-самоделки? Мы с учащимися вместе обсудили, как «устроена» книга, из каких частей состоит. Рассмотрели внимательно все ключевые моменты, особенности.
Спросила детей: «А хотели бы сами создать свою книгу?» Все дети по природе своей – творцы. Поэтому с радостью включились в работу. Получилось, что начали с исследовательской работы, а закончили проектом. При создании ребенком творческой работы важен не только набор инструментов, материалов, используемых им, главное - работа мысли. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности, с определения вида продукта и формы презентации. Учащиеся решили изготовить книгу-самоделку, посвященную красивому времени года – осени. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Затем эта информация будет обработана, осмыслена и представлена общественности, и представлена достаточно убедительно. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта - этим продуктом стала книга, созданная своими руками. Приведу пример применения метода проекта при изучении темы « Осень». Цель: закрепление полученных знаний на уроках литературного чтения по изучению прочитанных произведений; формирование основ поисковой деятельности учащихся; создание книги-самоделки. Тип проекта: ● По времени: краткосрочный (до двух недель). ● По количеству участников: индивидуальный, групповой. ● По доминирующему методу: исследовательский, творческий, практико- ориентированный. Этапы проекта: 1. Учитель предлагает ребятам составить учебное портфолио на тему «Осень». Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью закрепления пройденного материала и поиском новой информации об изученном материале. 2. Обсудили, какой материал будем отбирать, где будем искать, чем пользоваться, в какие сроки изготовим книгу; Важно, что учащиеся понимают связь литературного чтения и других предметов, таких как окружающий мир, Изобразительное искусство, технология, русский язык в создании продукта проекта и в работе над проектом в целом. После обсуждения была составлена памятка, как работаем над книгой- самоделкой, которая станет продуктом нашего проекта.
Памятка получилась такой: 1. Сначала собери всю информацию, которая тебе пригодится для создания продукта, можешь воспользоваться книгами, энциклопедиями, ресурсами интернета, помощью родителей. 2. Ещё раз перечитай произведения авторов и выполни творческое задание: подбери пословицы и поговорки, приметы, фото, сочини свое произведение по данной тематике, нарисуй иллюстрации к страницам книги и т.д. 3. Собери научную информацию об этом времени года. 4. Из собранного материала выбери самый интересный материал для тебя. 5. Создай свою книгу-самоделку, вложив все заготовки, оформив обложку по всем правилам. Вместе с ребятами определили сроки подготовки книги – две недели. Возможно, дорогие коллеги, кому-то покажется это долгий срок, кому-то очень маленький. Но мы с ребятами посчитали, что двух недель вполне достаточно для такой трудоёмкой, но интересной работы. В течение следующих двух недель ребята работали самостоятельно, при необходимости консультировались с учителем. Презентации выполненных работ «Книжка-самоделка ОСЕНЬ» состоялась на уроке внеклассного чтения, где ребятам и учителю была предоставлена возможность оценить каждую творческую работу учащихся. Таким образом, данная работа вызвала у учащихся эмоциональный отклик, сплотила учеников, заинтересовала их поиском новой информации, подвигла на сочинительство и творчество. После проведённого урока внеклассного чтения в каждом классе проходила выставка творческих работ учащихся. Работы моих учеников были напечатаны в школьной «Детской газете». Хочу привести фото некоторых работ.
В ходе работы над проектом была поставлена цель: обучение умению исследовательской деятельности учащихся, подготовке творческого продукта. Необходимо стимулировать познавательный интерес к поисково- исследовательской деятельности младшего школьника. Уделять внимание формированию умения работать с готовой информацией, представленной в печатном варианте, формирование практического навыка поиска информации, написании собственного сочинительства (отзыв, стихотворение, эссе и т.д.) Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности. Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности. Но, дорогие коллеги, не будем забывать, что все хорошо в меру! Не стоит загружать школьников постоянными проектами, это приведет лишь к переутомлению и негативным эмоциям. Только продуманная проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать как самостоятельно, так и в команде. Интересна и увлекательна эта деятельность на уроках литературного чтения. Она может иметь безграничные возможности: от обучения
формулирования проблемы до организации различных видов деятельности и форм презентации. Основой проекта могут являться различные произведения разных авторов, посвященных теме проекта, конкретное произведение, прочитанное на уроке. Так, например, в теме «Басни» дети узнают не только о басне, как жанре, но и баснописцах. Они знакомятся с басенным творчеством, с теоретико-литературными понятиями: «басня», «мораль», «аллегория», «афоризм»; учатся понимать общечеловеческую мораль басен, развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, иллюстрировать басни, составлять копилку метких выражений по басням И.А.Крылова, учатся использовать ресурсы сети Интернет для решения задач проекта. Цель проекта: учитывая изменения, происходящие в современном обществе (в том числе и в детях), внести коррективы в методику изучения басен в начальной школе, чтобы дети научились и захотели их читать и попробовали сочинить собственные басни. Объектом исследования в таком случае выступают басни как учебный материал для формирования младших школьников-читателей. Планомерная работа, выстроенная на нескольких уроках, привела к следующему результату – написание басен собственного сочинения на уроке. Не буду подробно останавливаться на технологии работы с басней, т.к. считаю, что любая технология предполагает индивидуальное творчество учителя при обучении детей и вместе с тем позволяет учителю действительно творить урок, т.е. разумно и грамотно создавать его в соответствии с особенностями материала и класса. Интерес и ярко выраженное у детей желание читать басни по своему выбору и пробовать сочинять басни самостоятельно – это и есть, по моему мнению, тот итог работы с басней на уроках литературного чтения в начальных классах. Вот пример таких басен. ОСЁЛ В ШКОЛЕ Лесной народ собрался в школу учиться наукам различным. И с настроением отличным приходит раньше всех Осёл. И рассказал он всем зверюшкам, что он когда-то на опушке учился грамоте… И вот Осёл уже про то поёт, что лучше всех он. И что он всем-всем-всем наукам обучён. Пришёл учитель. Вызвал он Осла к доске. Не произнёс Осёл ни «БЕ», ни «МЕ»! Тут вдруг спасительный звонок на перемену! И вот уж следующий урок по географии.
Наш Ослик вновь идёт к доске и говорит, что«Лондон – главная пустыня мира». Лиса (она учитель их) подходит к Ослику, смеётся. А смех уже во всю и в классе раздаётся… Но Ослик здесь не унывает, его всегда звонок спасает… На перемене все над ним смеялись, а он упорно говорил, что знает всё! И только собирался он другим сказать про то, Как вдруг лишился дара речи! Его теперь никто не понимает, а он ИА-ИАкать продолжает.
И всё же так бывает у людей: ведь ежели невежда хвастаться вдруг

станет,

То никого он этим не обманет, ведь он икать начнёт,

Тогда его никто и не поймёт!
(Орлова Арина) МЕДВЕДЬ И МУРАВЬИ На муравейник наступил в лесу Медведь. И даже не заметил. Только ведь услышал сразу: «Смотреть под ноги надо, косолапый! Ты раздавил нас всех своею лапой!» «Не надо на дороге строить дом! Пройти ведь негде всем зверям потом! Ползли бы по земле туда-сюда, и не случилась бы такая вот беда!» «Что ж, прав Медведь!» - подметила Сова (Сова в лесу считалась голова). Не получить защиты Муравьям, ведь очень уж малы наши друзья.
Мораль здесь выделим такую:

Медведь большой и не рискует.

И у людей похожий нрав – тот, кто силён, вот тот и прав!
(Иваниченко Анна) ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хочу сказать, что проектная и исследовательская работа направлены на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Ожидаемым результатом участия в проектной деятельности на уроках литературного чтения будет грамотная речь (устная и письменная), а также, конечно, интерес к литературному чтению, как предмету и к чтению в широком смысле этого слова.
Таким образом, метод проектов – это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников. Работая над темой самообразования, прихожу к следующим выводам:  работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности;  технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности. Вдумчивый анализ художественных произведений позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения. Те «бусинки» - находки, которые я предложила вам, дорогие коллеги, необязательно воспроизводить в точности. Дело в том, что я уверена – каждый урок с применением проекта неповторим, поскольку он является совместным творчеством учителя и ученика. Поэтому можете взять «на вооружение» мои находки и надеюсь, они помогут вашим ученикам полюбить литературное чтение, проектную деятельность на уроках литературного чтения. Если вам это пригодиться, то могу считать свою задачу выполненной. Библиографический список
1. Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001. - 272 с. 2. Палат, Е.С. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2000. – 205 с. 3. Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. – М.: ВИТАпресс, 2012с.8, с.10,с.175. 4. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. Проектная деятельность. Методика обучения. – М. «ВАКО» 2014, с.3, с.6.


Яндекс.Метрика