Напоминание

"Изучаем русский язык"

Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1554

Населённый пункт: город Москва

Наименование материала: Сценарий лингвистического урока-игры

Тема: "Изучаем русский язык"

Описание:

М.Горький говорил:"Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка". Игра для младших школьников не просто развлечение - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Это форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребёнка на уровень мыслящей, творческой личности. Такой урок-игра интересен детям, вовлекает их в учебную деятельность и прививает любовь к родному языку.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3793

Опубликовано 16.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Сценарий лингвистического урока-игры «Изучаем русский язык»

Цель:
- развивать интерес к русскому языку, как к родному языку; -воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; -развивать правильную грамотную речь учащихся, логическое мышление; -закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка; -расширять кругозор учащихся; -воспитывать любовь и уважение к родному языку; Урок-игра состоит из нескольких туров (в данной игре их 6), в которых участвуют все учащиеся класса (заранее учитель разбивает класс на небольшие группы )
Оборудование:
корзина, 10 мячиков, листы бумаги для записи, шариковые ручки, для ведущего – синяя, зелёная, жёлтая карточки с вопросами; три карточки :ЛИТЕРАТУРА, ГРАММАТИКА,ФРАЗЕОЛОГИЯ; звоночек-колокольчик; секундомер; оценочные листы для жюри; дипломы участников игры


ХОД ИГРЫ

Учащиеся заходят в зал и рассаживаются на места.(Звучит песня «О русском языке

Г.Гладкова)

Ведущий:
Сегодня у нас необычный урок, а урок –игра. Назвали мы его «Изучаем русский язык». Действительно, ребята, мы с вами поднялись лишь на четвёртую ступеньку в изучении, а впереди ещё целая лестница. Лестница, по которой вы будете подниматься и совершенствовать свои знания, навыки, узнавать много нового из такой удивительной науки - филологии. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» - говорил А.Купри. А К.Паустовский утверждал, что «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Предлагаю сегодня насладиться таким богатством, как слушание красивой и грамотной речи, проверки своих знаний, обогащение словарного запаса. Если согласны, то в путь! Удачи всем на игре! Представление жюри. Объяснение правил урока-игры.
1 тур ГРАММАТИКА

В первом туре участвуют 5 человек. Ведущий задаёт вопросы, отвечать на них надо быстро,

закидывая при этом в корзину мяч (если мяч попал – можно воспользоваться подсказкой от

одноклассников)

Вопросы:
пишется слитно или раздельно: НЕ ПОДХОДИ, В САДУ, ВБЕЖАЛ, ПОД СТОЛОМ, ПОДЪЕХАЛ, НЕ СПЕЛ, НАШЁЛ, НА СТУЛЕ, НАКИНУТЬ, НАПИСАТЬ
Есть ли удвоенная согласная в слове: ШОССЕ РАССКАЗ ПЕРЕСКАЗ АЛЛЕЯ АЛЫЙ
За каждое правильное слово – 1 балл (максимально 15 б.)

2 тур ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Участвуют 6 человек. Получив задание от учителя, группа совещается 30 секунд и отвечает 1

человек от команды.

Ведущий:
У нашего языка богатая история. Это история всего народа. Вот и мы сегодня приоткроем страницы истории русского языка.
Вопросы:
1.Что, согласно фразеологизму, делают «во всю Ивановскую» и почему мы так говорим? (ответ: кричат; на Ивановской площади в Кремле глашатаи объявляли царские указы громко, чтобы все слышали) 2. В славянском календаре месяц АВГУСТ называли СЕРПЕНЬ. А почему? (ответ: от слова «серп» - нож для уборки хлеба, в августе шла уборка хлеба; в укр., польск., чешск. Языках сохранилось название месяца – употребляется) 3. Слово ЖЕРЛО означает –узкое глубокое отверстие. Название какой части человеческого тела произошло от этого слова? (ответ: горло) 4. Эти слова произошли от немецкой основы markt – рынок. Первое слово появилось в русском языке в 17 веке, а второе в конце 20 века. Назовите эти слова. (ответ: ЯРМАРКА – 17 век, СУПЕРМАРКЕТ – 20 век) 5. В старину путешественники отправлялись искать то, что называлось «ТЕРРА ИНКОГНИТА». Что же они искали? (ответ: ТЕРРА –земля, ИНКОГНИТА –неизвестное; путешественники мечтали открыть новые земли) 6. В старину слово ПРЕЛЕСТЬ имело негативную окраску. Определите исконное значение слова, используя свои знания о словообразовании (частях слова). (ответ: ПРЕ – приставка в значении ОЧЕНЬ, ЛЕСТЬ – обман, хитрость, коварство; т.е. слово из резко отрицательной окраски приобрело положительную окраску)
За каждый правильный ответ – 2 балла (максимально 12 баллов)

Ведущий:
У меня три карточки в руках. Ваше право выбрать одну из них. Задания на карточках по степени сложности – синяя карточка – сложные вопросы, зелёная – средней сложности, а на жёлтой – более лёгкие. Но и оцениваться ответы будут разными баллами. Синяя карточка -3 балла, зелёная – 2, жёлтая – 1 балл. Выбор за вами!
3 тур БЛИЦ-ЭРУДИТ – за 30 секунд надо ответить на большее кол-во вопросов.

В этом этапе участвуют 5 человек. Учащиеся могут выбрать вопросы по уровню –

сложные, средние, лёгкие – по цвету карточки. На синей карточке – сложные, на

зелёной – средние по сложности, на жёлтой – лёгкие вопросы. Оцениваться ответы

будут разными баллами. С синей карточки – по 3 бала за ответ, с зелёной – по 2

балла, с жёлтой - по 1баллу.


Вопросы синей карточки:
1Какое произведение начинается со слов «Скажи-ка, дядя….» (Бородино) 2. Подберите синоним к устаревшему слову «ведать» (знать) 3. Синонимы ли слова СМЕЛЫЙ и ХРАБРОСТЬ (нет) 4. Закончите пословицу: ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ…. (вода не течёт) 5.Являются ли синонимами слова СПЕЦИАЛЬНО и НАРОЧНО (да) 6.Какой герой в цепочке лишний: Иван, Данило, Ярило, Гаврило (Ярило) 7.Что надо писать после Ц в слове СЕСТРИЦЫ (Ы) 8. Замените выражение «ВО ВЕСЬ ДУХ» одним словом (быстро) 9. Есть ли у им.прил. категория времени?(нет) 10. Сколько звуков в слове ЛАЯТЬ (5) 11. Назовите суффикс в слове ЛИЧИКО (ИК)
Вопросы зелёной карточки:
1. Как пишется слово ЖЕЛАЮ – через и или е? (Е) 2. Русские народные песни о подвигах богатырей. Это….? (былины) 3. Назовите жанр, в котором иносказательно изображаются люди и их поступки. (басня) 4. Есть ли непроизносимый согласный слове АГЕНТСТВО (да) 5. В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в англ. -2, а в русском - 6. Что это? (падежи) 6. И или Ы надо писать на конце слова ЩИПЦЫ (Ы) 7. Закончите пословицу: ГЛАЗА БОЯТСЯ….. (а руки делают) 8. Кто автор строк: « Унылая пора! Очей очарованье!» (А.С.Пушкин) 9. Суффикс О или А будет писаться на конце наречия ВЛЕВО(о) 10. Поставьте слово ПАЛЬТО в форму родительного падежа (пальто – неизм.) 11. Замените одним словом выражение КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ (внезапно)
Вопросы жёлтой карточки:
1. Какое произведение начинается со слов: «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился….» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях) 2. Поставьте слово ТЕРМОС во мн.число (ТЕРМОСЫ) 3. Замените одним словом выражение БОЛЕТЬ ДУШОЙ (переживать) 4. Есть ли непроизносимый согласный в слове СЕРДЦЕ? (да) 5. Какой герой в цепочке лишний: Королёв, Чечевицын, Соня, Надя, Маша (Надя – рассказ «Мальчики» А.П.Чехова) 6. Какую букву напишите на конце слова КАМЫШИ? (и) 7. Какую букву напишите на конце слова ТИШЬ (ь) 8. Будут ли синонимами слова ДОБРЫЙ И ДОБРОТА? (нет) 9. Продолжите фразу: За двумя зайцами погонишься …. (ни одного не поймаешь) 10. В словосочетании ВЛОЖИЛ В ПАПКУ нет приставок? (есть) 11. Слово ПОДДЕРЖАТЬ с удвоенной согласной или нет (да)
Ведущий:
Многие из вас любят загадки. Вот мы и подошли к 4-ому туру – ЗАГАДКИ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ. Вы вытяните карточку с вопросом. И за 30 секунд подготовите ответ. Задания в этом туре из области ГРАММАТИКИ, ФРАЗЕОЛОГИИ и ЛИТЕРАТУРЫ.
4 тур ЗАГАДКИ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Группа вытягивает карточку с заданием. Всего карточек три: ЛИТЕРАТУРА, ГРАММАТИКА, ФРАЗЕОЛГИЯ. Учащиеся вытягивают конверт с карточкой (что выпадет). Участвуют 5 человек. За 30 секунд подготавливают ответ. Правильный ответ -4 балла, за неточность или неполный ответ баллы снимаются.
ЛИТЕРАТУРА: Этот русский поэт и переводчик родился 3 ноября 1887 в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Своё образование поэт продолжает в Англии – в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его. С начала 1920-х участвует в организации детских домов, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя. Был очень дружен с Е.Шварцем, Б.Житковым.В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические куплеты высмеивали и обличали врага. Среди драматургических сочинений особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". Скончался 4 июля 1964 в Москве. Кто этот человек? (С.Я.Маршак) ГРАММАТИКА: Определите род слов: Лимпопо – ж.р. (река) Душанбе м.р. (город) Антресоль ж.р. Аэрозоль м.р. ФРАЗЕОЛОГИЯ: ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА. Сколько это и про кого так говорят? (Вершок – около 4,5 см; т.е около 9 см. Так говорят о невыросшем, неразумном человеке – маленьком)
Ведущий:
Я очень надеюсь, что чтение литературы – одно из любимых ваших занятий. И это чтение не ограничивается чтением произведений в учебнике. Вот мы сейчас и проверим.
5 тур ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Даётся отрывок произведения. Надо назвать автора, указать название произведения,

из которого взят отрывок. Участвуют 4 человека. Оценивается в 2 балла.
«…Читатель, друг!… Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце- концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным…» …И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности. …Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.
…Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле… (Гавриил Троепольский « Белый Бим Чёрное ухо»)
Ведущий:
В конце первой четверти мы с вами изучали наречие. Вопрос для всех участников игры. Правильный ответ принесёт дополнительный балл в копилку.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ (ОБЩИЙ ВОПРОС)

Дополнительный балл может принести участник игры, правильно ответивший на

вопрос.

Правописание суффикса О или А в наречиях зависит….. От чего?
(ответ: от приставки: ИЗ, ДО, С – пишем А, остальные – О)
Ведущий:
Вот мы с вами и подошли к 6 туру игры – заключительному. Называется тур – МАСТЕРСКАЯ СЛОВА. Это ваше ДЗ. Жюри сможет его проверить, а мы насладиться увиденным и услышанным.
6 тур МАСТЕРСКАЯ СЛОВА (домашнее задание)

Учащиеся подготовили прочтение 3-х стихотворений. Участвуют 4 человека.

Оценивается выразительное прочтение и актёрские находки. Максимальное кол-во

баллов – 6 (по 2 за каждое стихотворение)

Ведущий:
Думаю, что вы получили сегодня пользу от такого урока. И как говорил А.Куприн: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Пусть и у вас, ребята, изучение нашего языка станет насущной необходимостью. Ну, а пока жюри подсчитывает баллы, которые вы получили за игру, я хочу поделиться с вами интересными фактами о русском языке.
Буква Ё – самая молодая буква алфавита. Ей всего 232 года. Она появилась в 1783 году. Сейчас

многие не придают значение этой букве, а ведь из-за этого пустяка может получиться

совсем другое слово – ОСЕЛ-ОСЁЛ, ВСЕ-ВСЁ, НЕБО-НЁБО, ПАДЕЖ-ПАДЁЖ и др.

Слово ВЫНУТЬ не имеет корня.

В русском языке есть 2 слова, которые являются самыми длинными словами – это

существительное ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО и глагол

ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬСЯ. В этих словах по 24 буквы. А ещё есть частица –

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО –в ней 13 букв.

В 18 веке ! называли «точкой удивления»

Знаете ли вы, на каком языке прозвучали первые слова в космосе? Конечно, на русском, а

произнёс их Ю.А.Гагарин.

Почти все слова в русском языке на А – заимственные. И только три слова исконно русские –

АВОСЬ, АЗ, АЗБУКА


В древнерусском алфавите буква Х называлась ХЕРЪ (отсюда и слово похерить, что означало

перечеркнуть что-то га бумаге х). И лишь впоследствии слово приобрело

современное значение – потерять, испортить что-либо.

Подведение итогов, подсчёт баллов. Награждение дипломом за участие в игре

«Изучаем русский язык»



Яндекс.Метрика