Напоминание

"Живи, книга!"

Автор: Доценко Елена Тимофеевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ "Частоозерская СОШ"

Населённый пункт: село Частоозерье

Наименование материала: классный час

Тема: "Живи, книга!"

Описание:

На данном классном часе детям сообщается много сведений о первых книгах, о бумаге, о том, как её делали, какие профессии связаны с книгопечатанием. Материал познавательный. На встречу приходит школьный библиотекарь.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=380

Опубликовано 07.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Классный час в 3 классе Доценко Елена Тимофеевна Тема:
Живи книга!
Цель: воспитание у учащихся бережного отношения к учебной и художественной книге. Задачи: познакомить с первыми книгами, с тем как делали бумагу, с профессиями, связанными с печатанием. Ход занятия. 1.Ребята, сегодня вы поближе познакомитесь со своими старыми друзьями. А с какими, узнайте сами. - Отгадайте загадку: Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (книга) Много ─ много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг, всё рассказывали вслух: рассказывали про отважных воинов, сказки про Луну и Солнце. Эти рассказы передавались от одного человека к другому, сохраняли и приукрашивали из поколения в поколение. Но запомнить довольно длинные истории было трудно. Поэтому первобытные люди стали их «записывать» с помощью рисунков на скалах. Рисунки помогали людям учиться запоминать большой объем информации. Например, нарисуют озеро, рядом с ним огромную рыбу ─ и картинка становиться памятью об удачной рыбной ловле. Гораздо позже такие картинки помогали человеку вести хозяйство. Например, чтобы запомнить, сколько мешков гороха в амбаре, рисовали их. Но даже простенький рисунок выполнить далеко не просто. И художники стали упрощать рисунки, вместо быка рисовать голову, а вскоре она превратилась в три черточки, возможно, из которых и появилась буква А. Так появились первые буквы, алфавит, письмена. - Кто знает, на чем и как писали люди? 2.- Послушайте, отрывки из книги Редьярда Киплинга «Как появился алфавит.»
Папирус.
В глубокой древности в странах Северной Африки было введено в культуру травянистое растение семейства осоковых ─ папирус, который в основном растет в Египте. Из стеблей этого растения жители вырезали полоски, которые укладывали друг на друга, прижимали тяжелым камнем и сушили на солнце. После сушки получались ленты, на которых можно было писать. Готовые ленты склеивали в одну длинную. На папирусе писали древние египтяне и другие древние народы.
Береста.
Первые письмена и книги на Руси писали острой палочкой на бересте. Это верхний слой коры березы.
Пергамент.
При освежевании туш животных люди заметили, что после промывания снятой шкуры на ее «тыльной» стороне остаются засохшие следы крови. Попробовали нарисовать что ─ либо ─ и получилось. Правда, качество оставляло желать лучшего. Вскоре пергамент стали делать из кожи телят, коз, овец. Кожу тщательно чистили, скоблили и обрабатывали серной кислотой, пока она не становилась желтой или белой. Поскольку из обработанных шкур шили одежду, то можно было попробовать сшить и листы пергамента. Так появились первые пергаментные книги.
3. Прошло немало времени, прежде чем появилась бумага. Со временем потребление бумаги стало расти. Современное производство бумаги начинается с заготовки древесины на лесоповале. Машины пилят деревья, очищают их от веток, перевозят и сортируют бревна. Трудно поверить, что белый лист бумаги получен из ели, осины или березы. Современные книги создает целый коллектив специалистов. Одни мастера отливают буквы и слова, другие собирают буквы в слова, слова в строчки, строчки в страницы текста, этих людей называют
наборщиками.
Готовые строчки текста в виде плоских пластин попадают к
печатнику.
В печатном цехе на пластины наносят краску нужного цвета, а затем через машины прокатывают бумагу. В результате получается оттиск. Сегодня большинство текстов книг, статей набирают на компьютере, записывают на диски и потом распечатывают при помощи лазерного принтера. У каждой книги есть корешок─ переплет.
Переплетчик
─еще одна важная профессия в типографии. - Проверим ваши знания. Переставьте буквы в этих словах так, чтобы можно было прочесть названия профессий. НРАБОЩИК, ЧАПЕТНИК, РЕПЕЧИКТЛЕНП (представление выставки книг) фотокнижки, книжки─игрушки, сделанные в необычной форме, книжки─малышки Сколько звезд в небесах. Сколько цвету в лесах, Сколько капель в реке─ Столько книг на земле! Есть с ладошку одна, Есть большие тома. Проживают они Вместе с нами в домах. 4.Загадки: - Кто молча учит, Без языка обо всем говорит? - Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешками, Разговаривает с нами терпеливым языком. (КНИГА) 5. - А какие пословицы о книгах вы знаете? (дети называют пословицы) Хорошая книга ─ лучший друг. Кто много читает, тот много знает. С книгой жить─ век не тужить. Книга поможет в труде, выручит в беде. Книга - твой друг, без неё, как без рук.
Книги рассказывают нам о нашей родине, ее лучших людях. Книга ─ помощник в труде и для рабочего, и для колхозника, врача и учителя, агронома и ученого. Чтобы понимать и знать все то, что в книге написано, надо читать думая, не спеша, не пропуская ни страницы. Книги надо беречь.
Книга:
Пожалуйста , не трогайте меня грязными руками, не пишите на мне ни пером, ни карандашом ─ это так некрасиво! Не загибайте листочки, пользуйтесь закладками! Помогите остаться мне чистой, а я помогу вам быть счастливыми.
6.Сценка «Две книжки».
Однажды встретились две книжки, Разговорились меж собой. 1 к. Ну, как твои делишки? Одна спросила у другой. 2 к. Я? Эх, милая, мне стыдно перед классом; Хозяин мой обложки вырвал с «мясом». Да что обложки… Оборвал листы! Из них он делает кораблики ,плоты и голубей.. Боюсь, листы пойдут на «змей», А у тебя целы бока? 1 к.: -Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня, Чтобы, не вымыв чисто руки , Сел ученик читать меня! А посмотри─ка на мои листочки! На них чернильной не увидишь точки Про кляксы я молчу, о них И говорить─ то не прилично… Зато и я его учу не как -нибудь , А на отлично! 2к. Ну, мой на тройках едет еле ─ еле И даже двойку получил на той неделе. В басне нет загадки: расскажут напрямик И книжки и тетрадки, какой ты ученик. 7.А сейчас, ребята, вы услышите отрывки из ваших любимых книг. Смешные и серьезные. Отгадайте, откуда они. 1).В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут, Бочка по морю плывет…. (А.Пушкин) 2). Лихо мерили шаги
Две огромные ноги; Сорок пятого размера Покупал он сапоги. (С.Михалков) 3)Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик ─луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовется … (Чиполлино) 4). Он и весел и не злобен Этот милый чудачок С ним хозяин мальчик Робин, И приятель Пятачок. Для него прогулка праздник И на мед особый нюх. Этот плюшевый проказник ─ Медвежонок…( Вини ─пух) 5). Скорей бы приблизился вечер И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Проехать на сказочный бал. О ком эта загадка? (Золушка) Молодцы! 8. - Отгадайте загадку: В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Раскрывать любые тайны Помогает быстро нам!
(Библиотекарь)
Это – дом для разных книжек, Ждут тебя давно они. Подойди скорей поближе, В гости к книжкам загляни. Здесь порядок, как в аптеке. Полки выстроились в ряд. Возле них – библиотекарь, Он всегда нас видеть рад. И девчонкам, и мальчишкам Тут же он помочь готов, Принесет любую книжку Сразу же, без лишних слов.
Вот, допустим, про жирафа Ты захочешь все узнать. И про то, как жили графы, Хорошо бы почитать. Про вулканы, горы, реки И глубокие моря. Приходи в библиотеку – Время проведёшь не зря. Книжкин дом уютом встретит, Лампу над столом зажжет. Здесь за знаниями дети Отправляются в поход. Про Египет, фараонов, Про индейцев и вигвам, Как растет бамбук зеленый – Все расскажут книги нам. Здесь, смотри, чертеж ракеты. Вот затылок у Луны. И далекие планеты, Как на блюдечке, видны. Каталог и картотека Книжкин адрес нам дадут. Если б не библиотекарь, Мы бы заблудились тут. - Это о чём? (о библиотеке и библиотекаре)
Справка

Библиотекарь
– очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Заметим, что это была исключительно мужская профессия. Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. В XIX веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.
О работе в библиотеке вам расскажет библиотекарь нашей школьной библиотеки

Дронова Наталья Александровна.
Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг. Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле. Ему известны секреты классификации книг, составления библиографических справочников и каталогов. Со временем большинство материалов, из которых сделана книга (бумага, ткани, клей), стареют, изнашиваются. Библиотекарь в
совершенстве знает условия, при которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры, аудио и видеозаписи. Современный библиотекарь хорошо разбирается в современных информационных технологиях: владеет компьютером, всеми видами офисной техники, видеотехникой и другой аппаратурой. Но работа с библиотечным фондом – это лишь одно направление его деятельности. Другое направление – работа с читателями. Библиотекарь консультирует посетителей, помогает им в поиске и выборе литературы. - Спасибо, Наталья Александровна. Ребята, а как вы думаете, какими знаниями и качествами должен обладать библиотекарь?
Библиотекарь
– это высокоинтеллектуальный, эрудированный человек, знаток художественной, научно-популярной, специальной литературы. Годы работы делают знания библиотекаря практически энциклопедическими. Специалисты библиотеки много общаются с читателями. Для этого необходимы высокие коммуникативные навыки, такт и эмоциональная выдержка. Чтобы легко ориентироваться в лабиринтах полок и тысячах книг, понадобиться хорошая память. При составлении каталогов и справочников важно быть внимательным и кропотливым. А работа с редкими экземплярами из библиотечных архивов потребует аккуратности и ответственности.
Вывод.
Книга все тебе покажет, Книга все тебе расскажет: Почему садится солнце, Где прибой о берег бьется, Где тепло , а где мороз Листья все смахнул с берез. Если книгу прочитаешь, Знаний множество получишь, Лучше родину узнаешь И сильней ее полюбишь. Чтобы учебной или художественной книгой смогли пользоваться многие ребята, чтобы книжки всегда были чистыми, не забывайте, что нужно бережно к ним относиться.



Яндекс.Метрика