"АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ШКОЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Автор: Горюшкина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ШКОЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Описание:
В настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми.
И.Г. Горюшкина, учитель начальных классов МОБУ СОШ №9,
г. Таганрог
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении
детей с особыми образовательными потребностями:
дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в
специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в
общеобразовательных учреждениях.
инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными
потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
В настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы
образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация
их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других
образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в
России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены
методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает
"включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат.
include-
заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает
доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей,
что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В Ростовской области около трех тысяч детей с ограниченными возможностями
здоровья получают знания в форме инклюзивного обучения. В настоящее время инклюзивная
форма получения образования является приоритетной, так как позволяет ребенку получить
больший опыт социализации в среде сверстников.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и
признающую, что все дети
— индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению,
который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если
преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые
внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми
потребностями).
Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение»
учащихся из специализированных школ в школы по месту
жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. Однако,
как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной
адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для
всех детей. В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ
приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом,
чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для
этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и
принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое
наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех
участников образовательного процесса.
Школьное оборудование для детей-инвалидов в России и, в частности, Ростовской
области – необходимое составляющее инклюзивного образования, открывающее детям с
ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.
Необходимое школьное оборудование для детей-инвалидов:
вход в школу:
a) для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в
школу необходимо установить пандус. Необходимыми атрибутами пандуса являются
ограждающий бортик и поручни. Двери должны открываться в противоположную
сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу
рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
b) для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу
необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны
быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной
окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся
части.
внутреннее пространство школы:
a) коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. В
здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах.
b) для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное
рельефное покрытие полов. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно
покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных
кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов.
школьная раздевалка: детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от
проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и
одежды и т.д.
школьная столовая: следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-
инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на
инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы столы
находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой.
школьный туалет: надо предусмотреть одну специализированную туалетную
кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В кабине рядом
с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для
размещения кресла-коляски, для обеспечения возможности пересадки из кресла на
унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными
трапециями и т.д.
спортивный зал: раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для
детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо
оборудовать широкими проходами и дверными проемами. Инвалидная коляска должна
входить в душевую кабину целиком.
школьная библиотека: в читальном зале часть кафедры выдачи книг
необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать
на такой высоте. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется
располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске.
классные кабинеты: ребенку-инвалиду необходимо дополнительное
пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического
места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) – 1,5 х 1,5 м.
a) детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты
следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски,
костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не
менее 90 см. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок
на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в
классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это
возвышение необходимо оборудовать съездом.
b) Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические
места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым
покрытием поверхности пола. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в
первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная
форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить
пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые
используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными,
чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
c) детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места
электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы
слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные
лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Формирование доступной среды – это длительный процесс, и он должен быть
непрерывным. Государственная программа сегодня закладывает идеологическую основу и
предполагает последовательность поступательных действий, и уже сейчас совместными
усилиями нужно начать решать эту глобальную проблему.
Литература:
1.
Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
2.
Инклюзивное образование: Проблемы совершенствования образовательной политики
и системы. Материалы международной конференции 19–20 июня 2008 года, Санкт-
Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена – 2008