Напоминание

"АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ШКОЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Автор: Горюшкина Ирина Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОБУ СОШ № 9

Населённый пункт: город Таганрог

Наименование материала: статья

Тема: "АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ШКОЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Описание:

В настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=3887

Опубликовано 01.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


АРХИТЕКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ШКОЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

И.Г. Горюшкина, учитель начальных классов МОБУ СОШ №9,
г. Таганрог В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:  дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.  интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.  инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. В настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования. Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include- заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В Ростовской области около трех тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья получают знания в форме инклюзивного обучения. В настоящее время инклюзивная форма получения образования является приоритетной, так как позволяет ребенку получить больший опыт социализации в среде сверстников. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту
жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Школьное оборудование для детей-инвалидов в России и, в частности, Ростовской области – необходимое составляющее инклюзивного образования, открывающее детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками. Необходимое школьное оборудование для детей-инвалидов:  вход в школу: a) для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны. b) для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.  внутреннее пространство школы: a) коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. В здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах. b) для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов.  школьная раздевалка: детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д.
 школьная столовая: следует предусмотреть непроходную зону для учащихся- инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой.  школьный туалет: надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски, для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д.  спортивный зал: раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.  школьная библиотека: в читальном зале часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске.  классные кабинеты: ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) – 1,5 х 1,5 м. a) детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски, костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом. b) Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
c) детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. Формирование доступной среды – это длительный процесс, и он должен быть непрерывным. Государственная программа сегодня закладывает идеологическую основу и предполагает последовательность поступательных действий, и уже сейчас совместными усилиями нужно начать решать эту глобальную проблему.
Литература:
1. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с. 2. Инклюзивное образование: Проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Материалы международной конференции 19–20 июня 2008 года, Санкт- Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена – 2008


Яндекс.Метрика