Напоминание

"Да здравствует слово"

Автор: Кулеш Ольга Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ Кибирщинская ООШ

Населённый пункт: д.Кибирщина

Наименование материала: Внеклассное мероприятие

Тема: "Да здравствует слово"

Описание:

Внеклассное мероприятие для учащихся младших классов по русскому языку

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/nachalnoe/index?nomer_publ=392

Опубликовано 08.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Да здравствует слово!
(Конкурсная игра по русскому языку для 2-4 классов.)
Цели:
· Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор учащихся. · Развивать образное и логическое мышление.
Оборудование:
· Мультимедийная аппаратура · Компьютерная презентация · Видеоролик из «Ералаша» · Школьные песни · Оформление зала (высказывания великих о русском языке, фразеологизмы, игры со словами – информация, которая размещалась на стендах в школе всю неделю; выставки рисунков пословиц 1 класса и 7 класса; эмблемы команд) · Эмблемы для участников команд · Распечатанные задания, карандаши · Призы (До начала мероприятия звучат школьные песни.) Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит». Расскажу вам древнюю легенду. Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки. «Почему?» – спросил хозяин. «Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка», – ответил Эзоп. В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил: «А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаро вывают друг друга, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?». Ребята, прав ли Эзоп?
Прав, конечно.
Но только от нас
зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас – средство общения. И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью. У нас в начальной школе есть знатоки русского языка, которые участвовали в олимпиадах и у которых есть успехи по этому предмету. Поприветствуем их! Сегодня сражаются команды «Знайки» и «Читайки». «Знайки» в таком составе: Такуй Ира, Берлинский Юра, Тнескин Виталик, Етгеут Марк. «Читайки» в таком составе: Руднева Валя, Перчикова Наташа, Омрын Тимоша, Векетгеут Саша. Болельщики, и вы не робейте! Конкурсы и призы будут и для вас! Как говорят «По заслугам и награда».
Конкурс 1. «Разминка»
Вопросы для команды «Знайки»: 1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений.) 2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.) 3. Что ставится в конце предложения? (Точка.) 4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы.) 5. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов.) 6. Какие два звука обозначает буква Е? ([йэ]) 7. Какие два звука обозначает буква Я? ([йа]) 8. Чем отличается гласный звук от согласного? (При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.) 9. Как переносится слово? (По слогам.) 10. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком.)
Вопросы для команды «Читайки»:
1. Из чего состоит предложение? (Из слов.) 2. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу.) 3. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.) 4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов.) 5. Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ) 6. Какие два звука обозначает буква Ё? ([йо]) 7. Какие два звука обозначает буква Ю? ([йу]) 8. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.) 9. Переносится ли слово из одного слога? (Нет.) 10. Сколько букв в русском алфавите? (33)
Конкурс 2 (для всех). «4 осы».
В пропущенные места вставьте подходящие буквы.
1. О С _ _ А 1. На этой осе в октябре позолота. 2. О С _ _ А 2. А эта растёт на лугу у болота. 3. _ О С _ А 3. С этой спит в колыбели малыш. 4. _ О _ С _ _ _ _ А 4. А эта по классу крадётся, как мышь.
Конкурс 3. «7 люков и 7 львов».
В пропущенные места вставьте подходящие буквы.
Вопросы для команды «Знайки»:
1. _ Л Ю _ К _ 1. Без этого не играют в хоккей. 2. _ Л Ю К _ 2. Этот в руке у Бабы-Яги. 3. _ Л Ю _ К _ 3. Этот пекут, как пекут пироги. 4. _ Л Ю К _ 4. Этот не знает, что значит улыбка. 5. _ Л Ю _ _ _ К _ 5. В тот молочко наливают кошке. 6. _ Л Ю К _ _ 6. Этот с болота приносят в лукошке. 7. _ Л Ю _ _ К 7. Этот искал Карабас-Барабас.
Вопросы для команды «Читайки»:
1. _ Л Е _ _ В _ _ 1. Первый лев пасёт оленей. 2. Л Е _ В _ _ 2. Этот острый, в мыльной пене. 3. _ Л Е В _ _ 3. Третий – корм для лошадей. 4. _ _ Л Е В _ _ _ _ 4. Лев—источник новостей. 5. _ Л Е В 5. В пятом здесь бычок вздыхает. 6. _ _ Л Е В _ _ 6. Этот полю помогает. 7. Л Е _ _ В _ _ 7. А последний очень вял. Конкурс для болельщиков. «Загадки». 1. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Имя существительное.) 2. Чёрные птички На каждой страничке Молчат, оживают, Кто их отгадает. (Буквы.) 3. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется строй:… (алфавит.) 4. Что для меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. (Глагол.) 5. Земля бела, Семена черны, Пятеро пашут, Двое надзирают, Один повелевает. (Бумага, буквы, пальцы, глаза, пишущий.)
6. Пером сеют, Глазами жнут, Головой едят, Памятью переваривают. (Грамота.) 7. Даю я признаки предметам, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное.) 8. А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, Что осталось на трубе? (Буква И.) 9. Что среди Волги стоит? (Буква Л.) 10. У человека одно, У ворона два, У медведя ни одного. (Буква О.) 11. Чем оканчивается день и ночь? (Буква ь.) 12. Как обыкновенный дом превратить в маленький, а затем в большой? (Дом – домик – домище.) 13. Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.) 14. Как написать слово мышеловка пятью буквами? А тремя? (Кошка. Кот.) 15. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.) 16. В белом поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут. (Буквы в тетради.)
Конкурс 4. «Пословицы и поговорки».
(Стих читает ученик 1 класса) Пословицы недаром молвятся: Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится, Ведь с ней и горе не беда. И наша речь красна пословицей: Давайте вспомним их, друзья!
Задание командам: каждой пословице найти её продолжение.
Вопросы для команды «Знайки»:
1. Без труда ищи, а нашёл – береги. 2. Век живи – а горы копает. 3. На ловца и борозды не портит. 4. Нет друга – не вытащишь рыбку из пруда. 5. Муравей невелик, зверь бежит. 6. Старый конь век учись.
Вопросы для команды «Читайки»:
1. Друзья людей насмешишь. 2. Паршивая овца по осени считают. 3. На безрыбье а человек умом. 4. Красна птица пером, всё стадо портит. 5. Поспешишь – познаются в беде. 6. Цыплят и рак рыба.
Конкурс для болельщиков.

Найдите ошибки в пословицах и поговорках.
1. Шило
в горшке
не утаишь. (в мешке) 2. В семье не без
водопровода
. (урода) 3. Дитя не плачет – мать
наконец-то выспалась
. (не разумеет) 4.
Надоевших гостей
клином вышибают. (клин) 5. Волка
соседи
кормят. (ноги) 6. Не имей сто рублей, а имей
миллион
. (сто друзей) 7. Умный в гору не пойдёт, умный гору
подорвёт
. (обойдёт) 8. Что с возу упало, то
в лес убежало
. (пропало) 9. Волков бояться –
под одеялом лежать
. (в лес не ходить) 10. Кашу
соляркой
не испортишь. (маслом) 11. Тяжело в учении, легко
на каникулах
. (в бою) 12.
У мышки
глаза велики. (у страха) 13. На ловца и
паровоз мчится
. (и зверь бежит) 14. Друг познаётся
за завтраком
. (в беде) 15. На обиженных
мухоморы растут
. (воду возят) 16. Моя хата с краю –
но я не скучаю
. (ничего не знаю)
Конкурс 5. «Грамотеи»
(стихи читают дети 1 класса) 1 ученик. Буква
А
и буква
О
Обижаются давно: - Нас, ни в чём не виноватых, Часто путают ребята. Больше всех Петруша Лямин Издевается над нами: Изуродует он слово, Пишет через
а
– «к
а
рова». Букве
а
стоять здесь стыдно. 2 ученик. Вдруг у Лямина Петра Выползут из-под пера То какая-то «тр
о
ва»,
То какие-то «др
а
ва», Ведь завянет травка даже, Коль при ней такое скажут! 3 ученик. Буква
А
и буква
О
Обижаются давно: - Скачем мы без всяких правил, Как Петруша нас заставил, Будто мы ему враги, Хоть из азбуки беги. (Л. Дружинина) А сейчас проверим, нет ли среди вас таких Петруш Ляминых. Задание для команд – исправить Кузины ошибки: «Разве можно без улыбки очень болно и обидно, Видеть Кузины ошибки: глас под шышкою не видно». «Налител я на сугроп Быстро Кузе помогайте, и расшиб себе я лоп, все ошибки исправляйте.
Конкурс для болельщиков.
А мы с болельщиками в это время отдохнём. Поработают наши языки. Кто быстрее других и правильно произнесёт скороговорку. СКОРОГОВОРКА У Вари На бульваре Варежки пропали. Воротилась Варя Вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара. (Елена Благинина)
Конкурс 6. «Крылатые выражения»
Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали: 1. Знать, как свои пять пальцев. 2. Сидеть, сложа руки. 3. Вариться в собственном соку. 4. Поразить, как гром с ясного неба. И др. Задания для команд – коротко объяснить значение фразеологизмов.
Вопросы для команды «Знайки»:
1. Не в бровь, а в глаз. 2. Как снег на голову. 3. Яблоку негде упасть. 4. Хоть глаз выколи. 5. Стреляный воробей. 6. Ни одной сухой нитки.
Вопросы для команды «Читайки»:

1. Держать язык за зубами. 2. Возносить до небес. 3. Водить вокруг пальца. 4. С гулькин нос. 5. Как две капли воды. 6. Как в воду глядел.
Конкурс для болельщиков.
А мы с болельщиками попробуем по рисункам вспомнить известные фразеологизмы (комп. презентация)
Конкурс 7. «Ребусы»
Ребусы загадываются командам по очереди, при затруднении обращаемся к зрителям (комп. презентация) фонарь Надежда Наташа подарок подушка канава находка физик
Вот и закончились наши соревнования. Попросим жюри подвести итог. А пока награды в пути, у меня для вас маленький сюрприз. Послушайте, как иногда мы говорим, коверкая наш язык. Посмейтесь, но выводы для себя сделайте. (Просмотр видеосюжета из киножурнала «Ералаш».) (Награждение.) Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек – по речам» До свидания! До новых встреч!
Использованная литература (оформление):
1. Хацкевич Ю.Г. Золотой словарь афоризмов.- М.: АСТ; Минск: Харвест. 2000. с. 38-44. 2. Большая энциклопедия 2008 (DVD) 3. Журнал «Читайка», №11/2006, с. 36; №3/2008, с.20; №11/2007, с. 23; №2/2008, форзац, обложка; №12/2007, с.8, 10; №8/2007, с. 26-27.
Использованная литература (мероприятие):
1. Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах, 1 кл.- М.: «Просвещение», 1995. с. 4-5 2. Ладыженская Т.А., Сорокина Г.И., Никольская Р.И., Ладыженская Н.В. Детская риторика, 1кл. (Методические рекомендации).- М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994. с. 55 3. Газета «Педсовет», №4/1998, с. 2-3, 10-12 4. Газета «Педсовет», №11/2007, с. 6 5. Газета «Школьные игры и конкурсы», №1/2008, с. 7, 11-12 6. Газета «Школьные игры и конкурсы», №7/2007, с. 8 7. Газета «Начальная школа», №11/2007,с.24-25 8. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках.- М.: «Новая школа», 1996. с.68


Яндекс.Метрика